26.01.05 Лев МОСКОВКИН

Образование

На школу падет ГУАНО…

Еще до выборов действующего состава Госдумы Минэкономразвития и торговли подготовил законопроект, позволяющий перепрофилировать все учреждения образования, здравоохранения и социального обеспечения. Предчувствуя беду, тогда спохватился депутат Валерий Рязанский, дал информацию журналистам, но шум возник только после выступления Леонида Рошаля о готовящемся перепрофилировании женских консультаций. Авторы побоялись вносить проект в Думу.

Но и не отказались от своей идеи – в планах думского комитета по образованию и науке уже есть два законопроекта о так называемых автономных некоммерческих организациях.

Депутат столичного парламента, заслуженный учитель России Евгений Бунимович подтвердил, что это тот же перелицованный и поделенный на два проект с аббревиатурами АНО и ГУАНО. Они тормознулись о волну протеста по отмене льгот, как и отмена отсрочек или введение НВП, но авторы ни в коем случае не откажутся от своей идеи.

Министру Андрею Фурсенко отведена в данном случае роль информационной и PR-поддержки, но от журналистов он прячется не меньше премьера. Перед депутатами Госдумы ему пришлось выступать и Николай Павлов («Родина») подтвердил все опасения Бунимовича. Министр говорил долго и путано, сухой остаток - школа по крайней мере частично станет платной.

Сейчас детей мало и все внимание пенсионерам, поэтому страна не заметила, как взвинтились платежи в детском саду, куда сейчас без трехсот баксов на вытянутой руке лучше не соваться, и все больше детей остаются дома без присмотра, потому что их родители не могут платить.

Школа по факту тоже давно платная, но в отличие от детского сада, путь в нее детям малоимущих родителей пока не закрыт.

Что будет дальше, объяснил в интервью депутат МГД Евгений Бунимович:

- Евгений Абрамович, в планах думского комитета по образованию и науке два закона об АНО (автономные некоммерческие учреждения) – ну вы знаете, о чем речь?

- Знаю конечно, да.

- Это развитие законопроекта о государственных и муниципальных некоммерческих организациях?

- Да.

- И правда что по его нормам можно перепрофилировать все школы, поликлиники – все учреждения образования и здравоохранения?

- Значит, здесь ситуация такая. У нас сейчас довольно странная образовалась ситуация законодательная, ну, что значит странная, она безобразная. Потому что с у нас из закона об образовании выкинуты все гарантии, но все-таки, если государственное учреждение, там еще хотя бы понятно, каким законом оно живет. При этом говорится, что есть какие –то АНО… там второе еще хуже – типа ГУАНО или что-то в этом духе?

- Нет, там есть два закона об АНО, они написаны под копирку и отличаются только тем, что одним передают в собственность госимущество, а другие должны выкупать его.

- Вот, есть право сделать некое АНО, так, для которого пока нет никаких правил. Понятно по всей логике, что эти АНО создаются для других целей, чем те, которые есть в законе об образовании. Поэтому риск очень большой. Вот все, что могу сказать. Учитывая, что сквозь Думу сегодня все проходит как косой дождь со скоростью безумной, конечно, вот эти все… поскольку нет ни практики, связанной с этими АНО в образовании, нет ни законодательной идеологии. То есть лежат законы, но никто до сих пор не объяснил… Это должны быть вещи, которые объясняются в две строчки: зачем делаются эти АНО…

- Так можно предположить, чтобы отказаться от государственных гарантий по образованию.

- Ну конечно, но от гарантий уже отказались.

- Как, уже?

- Законодательно снята статья в федеральном законе об образовании, полностью снята, статья о государственных гарантиях в области образовании. Ее просто не существует. И теперь видимо предлагается путь, как им действовать в таких условиях. То есть идет некая очевидная коммерциализация школы. Но здесь ситуация очень простая, если экономисты смотрят на школу, они видят некое здание, которое экономически можно неплохо реализовать. Но этому мешают два обстоятельства: учителя и ученики. Если их выкинуть из этого здания, его можно гораздо более выгодно реализовать. Вот это надо понять. И это сделать гораздо легче сделать через АНО, чем через государственное учреждение, для которого все-таки какие-то законы, но существуют.

- Законопроекты об АНО пока не внесены и они пойдут видимо после льгот?

- Да, они сейчас немного темп замедлили с этими отсрочками, с НВП и со всеми остальными делами. Но они все равно пойдут, потому что они сказали «А», правда, после «А» они обычно говорят не «Б», а какие-то совершенно произвольные буквы, но какие-нибудь буквы они конечно скажут.

- Что происходит с государственными стандартами образования? Грубо говоря, чему учить, это забыто?

- Это забыто, потому что нового министра это не интересует. А, его интересует другая логика государственного стандарта. Что он сказал на правительстве, очень интересную вещь: он сказал, финансировать мы будем только стандарт, все остальное - платно. Второе – наши школьники перегружены, с чем трудно спорить. Но поэтому сокращаем стандарт на 25%. Из чего легко понять, что финансирование тоже сократится на 25%

- Из этого можно понять, что школа будет по крайней мере частично платной?

- Нет, не можно понять, он это прямо сказал. Частично платная школа, если это прямо говорится как политика, это не то же самое, что происходит сегодня. Сегодня школа имеет право на платные образовательные услуги и как бы не нужно это снова озвучивать. Но если это озвучивается, то озвучивается другое: что мы финансируем только минимальный стандарт, ну грубо говоря в день допустим три-четыре урока, а два урока вы либо доплачиваете, либо не доплачиваете. И мы получаем класс, который сами школьники называют отстой, где ничего не происходит, где ничего не делают, там, где родители не могут финансировать. После чего вот эти ребята, которые с самого начала сконцентрированы в этом классе, после девятого класса, после одиннадцатого класса, это будет не Майдан, у которого между прочим был достаточно высокий уровень образования, поэтому как-то прошло мирно, а совершенно другая реакция, которую мы сами и вырастим. А самое главное, что – очень интересная вещь, я даже не могу сказать, что это специально делается, это так происходит, собственно, под это все делается. Дело в том, что образование – это единственный путь смены элит, реальный, такой нормальной смены элит, потому что через образование можно именно реализовать переход в какое-то иное состояние, сословие и так далее. А фактически закупоривается этот самый нормальный путь смены элит, вот и все.

- Спасибо.

 

Hosted by uCoz