Лев МОСКОВКИН

Интервью по реформе образования Георгия Бооса, Евгения Бунимовича, Владимира Жириновского, Валентины Ивановой, Ивана Мельникова, Олега Морозова, Николая Павлова

В ДЮСШ будет фитнес, в детских музыкальных школах – рестораны, средние школы достанутся кому угодно, а детские сады отдадут под массажные кабинеты и сауны

Еще до выборов действующего состава Госдумы Минэкономразвития и торговли подготовил законопроект, позволяющий перепрофилировать все учреждения образования, здравоохранения и социального обеспечения. Предчувствуя беду, тогда спохватился депутат Валерий Рязанский, дал информацию журналистам, но общественный резонанс возник только после выступления Леонида Рошаля о готовящемся перепрофилировании женских консультаций. Авторы побоялись вносить проект в Думу.

Но и не отказались от своей идеи – в планах думского комитета по образованию и науке уже есть два законопроекта о так называемых автономных некоммерческих организациях.

Депутат столичного парламента, заслуженный учитель России Евгений Бунимович подтвердил, что это тот же перелицованный и поделенный на два проект с аббревиатурами АНО и ГАНО. Они затормозились о волну протеста по отмене льгот, как и отмена отсрочек или введение НВП, но авторы ни в коем случае не откажутся от своей идеи.

Министру Андрею Фурсенко отведена в данном случае роль информационной и PR-поддержки, но от журналистов он прячется не меньше премьера Михаила Фрадкова. Перед депутатами Госдумы ему пришлось выступать и Николай Павлов («Родина») подтвердил все опасения Бунимовича. Министр говорил долго и путано, сухой остаток - школа по крайней мере частично станет платной.

Сейчас детей мало и все внимание пенсионерам, поэтому страна не заметила, как взвинтились платежи в детском саду, куда сейчас без трехсот баксов на вытянутой руке лучше не соваться, и все больше детей остаются дома без присмотра, потому что их родители не могут платить. Однако пока не введены в действия законы о перепрофилировании учреждений образования, здравоохранения и соцобеспечения, номинально плата небольшая.  «В этом году в Москве не будет увеличена плата за содержание ребенка в детском саду», – заявила 16 февраля на пресс-конференции в пресс-центре агентства «МК-Новости» руководитель столичного Департамента образования Любовь Кезина. По ее словам, «вопрос будет решаться, но не сейчас». «Сегодня в городских детских садах родители платят за содержание ребенка 150 рублей в месяц.

Школа по факту тоже давно платная, но в отличие от детского сада, путь в нее детям малоимущих родителей пока не закрыт.

Зампред думского комитета по образованию и науке Валентина Иванова ("Единая Россия") отрицает наличие в планах комитета на весеннюю сессию законопроектов об автономных некоммерческих организациях (АНО). В.Иванова утверждала, что концепция указанных законопроектов только находится на рассмотрении в правительстве, они даже в концептуальном виде еще не получены от министерства.

В.Иванова также рассказала о том, в каком сложном положении оказались работники учреждений начального и среднего образования. По решению Рособразования в ведение регионов передано 2933 объекта этой сферы, и у субъектов федерации, испытавших шок от монетизации, возникла еще одна проблема поиска источников средств на финансирование школ.

Представитель комитета по образованию и науке, зампред ЦК КПРФ Иван Мельников уверен, что законы об АНО готовятся к одобрению. По словам коммуниста, уже точно известно, что в правительстве проекты этих законов подготовлены, они 8 декабря в основном одобрены и будут внесены в Государственную Думу, где их будут рассматривать в первоочередном порядке.

И.Мельников надеется на ту волну протеста, которая идет по стране и к этой волне в середине февраля присоединятся работники образования, студенты, преподаватели, учителя. И может быть эта волна затормозит реализацию тех планов, которые рассматривали в правительстве.

По словам Мельникова, в будущих законах действительно заложена возможность перепрофилирования всех учреждений образования, здравоохранения и социального обеспечения как изменение организационно-правовых форм образовательных учреждений.

Для Жириновского все это было неожиданным, он дважды выступал на пленарных заседаниях февраля о повышении финансирования ДЮСШ, но эти школы сдают свои площади под платные занятия взрослых, а для тренировок детей на деньги родителей арендуют зал в соседней школе. В ДЮСШ висят объявления о запрете видеосъемки, формальное основание для этого отсутствует.

По информации пресс-секретаря комитета по образованию и науке Наталии Иштриковой, проект федерального закона "Об автономных учреждениях" определит понятие автономного учреждения (АУ) как некоммерческой организации для оказания услуг в области науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта и устанавливающий правовое положение АУ, порядок их создания, реорганизации и ликвидации, цели и порядок формирования и использования их имущества, порядок управления АУ, основы их отношений с учредителями и участниками гражданского оборота, собственность АУ по своим обязательствам.

Закон "О государственных (муниципальных) автономных некоммерческих организациях", определяющий понятие государственной (муниципальной) автономной некоммерческой организации (Г(м) АНО) как автономной некоммерческой организации для оказания услуг (выполнения работ) в области науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта и устанавливающий правовое положение Г(м) АНО, порядок их создания, реорганизации и ликвидации, цели и порядок формирования и использования их имущества, порядок управления ими, основы их отношений с учредителями и участниками гражданского оборота, ответственность таких организаций по своим обязательствам.

Отдельный Федеральный закон "О реорганизации государственных и муниципальных учреждений, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги в области образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры, спорта и науки", установит основы реорганизации указанных государственных и муниципальных учреждений, преобразования их в автономные учреждения или государственную (муниципальную) автономную некоммерческую организацию, порядок передачи имущества, преобразование в открытое акционерное общество.

 

Интервью

 

02.02.05 зампред комитета по образованию и науке Валентина Иванова (ЕР).

- Валентина Николаевна, закон об АНО когда будут введены?

- … концепция на рассмотрении /в правительстве/.

- В плане работы комитета они есть?

- Нет, в плане комитета пока нет их. В плане нет. Нет, нет, нет. Значит, у нас в плане комиссии и комитета те четыре закона, о которых я сказала, и плюс два закона об интеграции образования и науки.

- Вы не знаете даты, когда они будут рассматриваться в Думе?

- Они даже в концептуальном виде мы еще не получили от министерства /МЭРТ/.

- Спасибо.

 

Представитель комитета по образованию и науке, зампред ЦК КПРФ Иван Мельников.

- Валентина Иванова говорит, что законов об АНО в планах комитета нет, но я знаю, что к их обсуждению в Думе идет активная подготовка?

- Ну, то, что в планах комитета их нет, не значит, что они не готовятся в правительстве. Уже точно известно, что в правительстве проекты этих законов подготовлены, они обсуждаются и дальше они будут внесены в Государственную Думу. А мы знаем, что происходит с законами, которые вносятся правительством – их будут рассматривать в первоочередном порядке.

- Вы можете сказать, когда это произойдет?

- Я единственное, откровенно скажу – надеюсь на ту волну протеста, которая идет по стране. Я думаю, что к этой волне в середине месяца присоединятся работники образования, студенты, преподаватели, учителя. И может быть эта волна затормозит реализацию тех планов, которые рассматривали в правительстве 8 декабря уже. И в основном одобрили.

- То есть они уже должны быть внесены?

- Они уже рассмотрели 8 декабря и в основном одобрили соответствующие документы.

- Там действительно заложена возможность перепрофилирования всех учреждений образования, здравоохранения и социального обеспечения?

- Да, там изменение организационно-правовых форм образовательных учреждений на АНО и ГАНО – автономные некоммерческие организации и государственные акционерные некоммерческие организации.

- Понятно. Спасибо.

 

18.01.05

Член комитета по безопасности Николай Павлов («Родина»)

- Решается вопрос о льготах, идет буза, не специально ли это спровоцировано, чтобы провести реформы образования, здравоохранения, и решить проблемы одних за счет других, льготы все равно как-то заткнут?

- Дело в том, что никто не скрывает планов реформы и здравоохранения и образования. У нас на фракции был министр образования и науки господин Фурсенко, полтора часа рассказывал. Перед этим были слушания по реформе здравоохранения, куда приходил Зурабов. Они не скрывают своих планов, им не надо ничего отвлекать и никого запутывать, они идут по всему фронту социальных вопросов. Это просто сознательный политико-идеологический и социально-экономический курс, вот и все, они его неуклонно проводят.

- Фурсенко говорил про законы МЭРТ об автономных некоммерческих организациях?

- Он говорил очень много, очень длинно, очень путано, но основное содержание заключается в следующем. Сокращается количество академических институтов, сокращается количество так называемых федеральных вузов. Дальше. Есть очень серьезные основания считать, что по крайней мере частично среднее школьное государственное, я подчеркиваю, образование будет платным. Вот сухой остаток.

- Ясно. Спасибо.

 

Вице-спикер Олег Морозов, председатель партийной комиссии "Единой России" по проблемам образования и науки (первое заседание комиссии 30 ноября 2004 года).

- В рамках реформирования образования законы об АНУ – по перепрофилированию учреждений образования, здравоохранения и социальной сферы – еще не внесены в Госдуму?

- Те законы, которые правительство подготовило к внесению в Государственную Думу, их шесть штук, они рассматриваются комиссией. Но говорить о том, что они и есть законы, которые как бы являются частью общей концепции модернизации образования, преждевременно. Наверное это все-таки должна быть система законов. Но эти законы обсуждаются, в том числе и комиссией, мы проводим заседания рабочих групп. Видимо, комиссия в ближайшее время вынесет рекомендацию по внесению этих законов в Государственную Думу и тогда правительство внесет.

- Законов об АНУ среди них нету?

- АНУ – что это такое?

- Автономные некоммерческие учреждения.

- Нет.

- Спасибо.

 

Вице-спикер Георгий Боос, в прошлом – председатель партийной комиссии «Единой России» по разработке пакета «доступного жилья».

- Правда ли, что в связи с тяжелой ситуацией вокруг 122-го закона пока решили не ускорять образование и здравоохранение

- Не знаю.

- И даже говорят, что пока откладывается? То есть дискуссия будет идти, варианты искаться, но запускаться не будет?

- Уже запустили, так чего. Уже запущено. Сомневаюсь, но я во-первых не уверен, что власть адекватно оценивает ситуацию. По федеральным льготникам проблемы никак не решены. Раньше все знали, что льготы на восемь триллионов, и все знали, что все льготы не исполняются. Но потом часть взяли льготников на федеральный уровень, часть оставили регионам, которые при этом еще и пограбили. Политика Кудрина - он перераспределяет ресурсы в центр, заставляя снижать социальную составляющую регионов и муниципалитетов. Есть две-три льготы наиболее тяжелые, наиболее весомые, которыми пользуются больше всего - проезд на транспорте. Не делать социальный пакет по этим льготам было ошибкой. После обсуждения появился социальный пакет и в разы повышены выплаты, сначала правительство хотело откупиться от страны за сорок миллиардов рублей. Отдельно наложилась проблема роста тарифов на жилье. Ужас заключается в том, что реформу ЖКЖ проводить необходимо, система ЖКХ - такая же монополия, как и все остальное, она развивалась монопольным образом.

- Но свои-то законы вы отложили – остатки от жилищного пакета?..

- Сейчас уже аргументы не слушаются, даже хорошую вещь можно сделать отвратительно. Я говорю про налог на недвижимость. И если сейчас попедалировать эту тему, то на этот градус может лечь сейчас… сейчас уже аргументы не слушаются, не воспринимаются. Сейчас можно все что хотите кидать в эту топку и будет гореть. И в этой связи я думаю нам может быть есть смысл подождать месяц-два и с законом о концессиях и с налогом на недвижимость, чтобы за это время люди немножко побольше о нем узнали, побольше рассказать и с этой целью собрать совещание с главами муниципалитетов.

 

Вице-спикер Владимир Жириновский

- Вопрос целевой: висят законопроекты МЭРТ об АНУ – автономных некоммерческих учреждениях, позволяющие перепрофилировать все учреждения образования, здравоохранения и социальной сферы – кто во что захочет. Пока эти законопроекты не внесены…

- Ну, они хотят дать свободу в изменении статуса образовательных учреждений. Например, кто должен вернуться к уровню ПТУ, техникума? Сегодня все колледжи, академии – как бы высший уровень, и они говорят: а мы не можем, как быть? То есть дать право, возможность.

- Нет, у них будет право там ресторан открыть или бордель. Нам построили музыкальную школу новую, там уже сбоку ресторанчик…

- Вот я и говорю: еще и добавить им возможность найти самофинансирование. За рубежом это меценаты делают, они содержат какую-то школу, лицей. И они имеют возможность иметь больше денег, чем дает государство. И дать возможность…

- Но нельзя же давать возможность спонсорам-«меценатам» туда трахаться ходить?..

- Естественно. Это исключается.

- А это будет.

- Нет, нет, нет. Мы будем препятствовать, мы будем противниками этого, мы будем против.

- Спасибо.

- Пожалуйста.

 

Депутат Московской городской Думы Евгений Бунимович:

- Евгений Абрамович, в планах думского комитета по образованию и науке два закона об АНО (автономные некоммерческие учреждения) – ну вы знаете, о чем речь?

- Знаю конечно, да.

- Это развитие законопроекта о государственных и муниципальных некоммерческих организациях?

- Да.

- И правда что по его нормам можно перепрофилировать все школы, поликлиники – все учреждения образования и здравоохранения?

- Значит, здесь ситуация такая. У нас сейчас довольно странная образовалась ситуация законодательная, ну, что значит странная, она безобразная. Потому что с у нас из закона об образовании выкинуты все гарантии, но все-таки, если государственное учреждение, там еще хотя бы понятно, каким законом оно живет. При этом говорится, что есть какие –то АНО… там второе еще хуже – типа ГУАНО или что-то в этом духе?

- Нет, там есть два закона об АНО, они написаны под копирку и отличаются только тем, что одним передают в собственность госимущество, а другие должны выкупать его.

- Вот, есть право сделать некое АНО, так, для которого пока нет никаких правил. Понятно по всей логике, что эти АНО создаются для других целей, чем те, которые есть в законе об образовании. Поэтому риск очень большой. Вот все, что могу сказать. Учитывая, что сквозь Думу сегодня все проходит как косой дождь со скоростью безумной, конечно, вот эти все… поскольку нет ни практики, связанной с этими АНО в образовании, нет ни законодательной идеологии. То есть лежат законы, но никто до сих пор не объяснил… Это должны быть вещи, которые объясняются в две строчки: зачем делаются эти АНО…

- Так можно предположить, чтобы отказаться от государственных гарантий по образованию.

- Ну конечно, но от гарантий уже отказались.

- Как, уже?

- Законодательно снята статья в федеральном законе об образовании, полностью снята, статья о государственных гарантиях в области образовании. Ее просто не существует. И теперь видимо предлагается путь, как им действовать в таких условиях. То есть идет некая очевидная коммерциализация школы. Но здесь ситуация очень простая, если экономисты смотрят на школу, они видят некое здание, которое экономически можно неплохо реализовать. Но этому мешают два обстоятельства: учителя и ученики. Если их выкинуть из этого здания, его можно гораздо более выгодно реализовать. Вот это надо понять. И это сделать гораздо легче сделать через АНО, чем через государственное учреждение, для которого все-таки какие-то законы, но существуют.

- Законопроекты об АНО пока не внесены и они пойдут видимо после льгот?

- Да, они сейчас немного темп замедлили с этими отсрочками, с НВП и со всеми остальными делами. Но они все равно пойдут, потому что они сказали «А», правда, после «А» они обычно говорят не «Б», а какие-то совершенно произвольные буквы, но какие-нибудь буквы они конечно скажут.

- Что происходит с государственными стандартами образования? Грубо говоря, чему учить, это забыто?

- Это забыто, потому что нового министра это не интересует. А, его интересует другая логика государственного стандарта. Что он сказал на правительстве, очень интересную вещь: он сказал, финансировать мы будем только стандарт, все остальное - платно. Второе – наши школьники перегружены, с чем трудно спорить. Но поэтому сокращаем стандарт на 25%. Из чего легко понять, что финансирование тоже сократится на 25%

- Из этого можно понять, что школа будет по крайней мере частично платной?

- Нет, не можно понять, он это прямо сказал. Частично платная школа, если это прямо говорится как политика, это не то же самое, что происходит сегодня. Сегодня школа имеет право на платные образовательные услуги и как бы не нужно это снова озвучивать. Но если это озвучивается, то озвучивается другое: что мы финансируем только минимальный стандарт, ну грубо говоря в день допустим три-четыре урока, а два урока вы либо доплачиваете, либо не доплачиваете. И мы получаем класс, который сами школьники называют отстой, где ничего не происходит, где ничего не делают, там, где родители не могут финансировать. После чего вот эти ребята, которые с самого начала сконцентрированы в этом классе, после девятого класса, после одиннадцатого класса, это будет не Майдан, у которого между прочим был достаточно высокий уровень образования, поэтому как-то прошло мирно, а совершенно другая реакция, которую мы сами и вырастим. А самое главное, что – очень интересная вещь, я даже не могу сказать, что это специально делается, это так происходит, собственно, под это все делается. Дело в том, что образование – это единственный путь смены элит, реальный, такой нормальной смены элит, потому что через образование можно именно реализовать переход в какое-то иное состояние, сословие и так далее. А фактически закупоривается этот самый нормальный путь смены элит, вот и все.

- Спасибо.

Hosted by uCoz