Лев МОСКОВКИН

Охотный ряд

Два триллиона на бедность

Все мы жильцы, и потому с содроганием ждем отложенного вступления в силу нового Жилищного кодекса. Говорят, будут выселять, законодатели-авторы жилищного пакета отрицают и оправдываются – ничего не изменится. Но тарифы-то уже подскочили, причем никто в них разбирался, сколько и за что конкретно мы платим. Просто подняли – и все… Стало быть, вынужденных неплательщиков будет больше. Неразбериха уровней власти продолжается, чиновники не задумаются о будущем, пытаясь больше урвать сейчас. И все дружно просят денег. Первый среди просителей - руководитель Федерального агентства по строительству и ЖКХ Владимир Аверченко, который при этом считает, что себестоимость жилья в нашей стране завышена в 2,5 раза, доступность жилья в полтора-два раза ниже, чем в США. Обеспеченность жильем в нашей стране в два-три раза ниже, чем в США или Европе. В России обеспеченность жилой площадью на одного человека составляет 19,7 кв. метров на человека, в Германии - 35, в США - около 70.

В России остается 4,4 млн. очередников, которые ждут новое жилье по 15-20 лет. 20 млн. желают улучшить свои жилищные условия. По словам Аверченко, в сфере ЖКХ занято 4,5 млн. человек, и сегодня эта сфера, как сказал Аверченко, находится в системном кризисе.

Чего ж тогда успешный чиновник полез на этот Эверест дерьма в надежде накопать золото? Да еще после бури по поводу 122-го закона?

Ответ на эти вопросы мы попытались получить в четырех интервью, причем автор пакета доступного жилья завершил тему неожиданно – на следующий созыв в Думу не собирается…

 

Владимир Аверченко просит два триллиона на бедность

- Владимир Александрович, чего нам ждать после 1 марта, когда вступит в силу новый Жилищный кодекс - станет жилье доступнее с принятием пакета по развитию рынка доступного жилья?

- Для того, чтобы жилье стало доступно, нужно принять целый комплекс мер. Ныне принимаемый комплекс мер на данном этапе в рамках 26 законов, он еще недостаточный. надо даже под эти 26 законов порядка пятидесяти нормативных актов правительства принять. Занимается этим департамент Минпромэнерго, который вот сейчас переводится в Минрегионразвития, департамент по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Я не хотел бы вмешиваться в их компетенцию, но они абсолютно четко понимают, что нужно делать. Конечно до формирования рынка ипотечного кредитования, тоже требуются достаточно серьезные усилия. Я хотел бы чтобы было понятно лейтмотив моего выступления, что возможные негативные последствия которые могут быть на рынке строительства жилья и жилищно-коммунальных услуг, они могут наступить без вмешательства государства. То есть нужно системное вмешательство государства рыночными методами на современном этапе на уровне формирования законодательства и механизмов реализации законодательства. Я не говорю о прямом вмешательстве в уровень компетенции субъектов, муниципалитетов, я говорю об организующей роли государства на федеральном уровне.

- Это ухудшение вы связываете с Жилищным кодексом? Или оно само по себе развивается?

- Нет, я ухудшение связываю с историей развития этого сектора в нашей стране. Ведь состояние жилого фонда и состояние строительства жилого фонда не сформировалось с принятием Жилищного кодекса, оно формировалось все двадцатое столетие.

- Но Жилищный кодекс-то облегчит наше существование?

- Конечно. Конечно, он даст новые возможности на рынке.

- Последний вопрос - сколько нужно денег для ЖКХ сейчас?

- Два триллиона. Для наведения порядка в ЖКХ нужно вложить всем - гражданам, государству и частным инвесторам - два триллиона рублей.

- Сколько из них государству?

- А это уже как поделят.

- ?..

 

Президент Международной ассоциации фондов жилищного строительства и ипотечного кредитования, зампред комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Валерий Зубов (ЕР):

- Валерий Михайлович, что нам ждать от нового Жилищного кодекса? Многие его боятся...

- Я не боюсь Жилищного кодекса. Я думаю, это всего лишь фиксация той реальной практики, которая уже сложилась, упорядочение. Там ничего принципиально поменяться не может. Что там может поменяться? Как была очередь двадцать лет, так она и остается двадцать лет. Ну ведь все равно не решалась проблема с этими очередями. Ну, будет теперь социального найма, более точно прописана ответственность того, кто получает это жилье, что он не может, получая его, потом перепродать свободно. Что вот там может еще произойти?

- Закон еще не вступил в силу, депутаты уже намерены вносить поправки. Очень интересно, что будет с двумя предложениями, в частности, вице-спикера Георгия Бооса по аукционам землеотвода под жилищное строительство?

- О! Вот здесь я сожалею. Я сожалею, что не прошло предложение Бооса. Боюсь, что... не то что боюсь, уверен, что во многих местах будет схвачено монопольно. Где-то будет монополия на эти земельные участки.

- И предложение независимого депутата Галины Хованской о сохранении однократной бесплатной приватизации. Оно тоже не прошло, и она готовит поправки. Если Боос безнадежно относится к перспективе внесения нормы, то Хованская настроена по боевому.

- Вы знаете, надо ж понимать, что мы теперь знаем разницу между своими деньгами и общественными деньгами. Социальное жилье - это общественные деньги. Не знаю, не знаю. Будем думать.

- Спасибо.

 

Вице-спикер Георгий Боос, глава партийной комиссии по разработке пакета законопроектов по формированию рынка доступного жилья.

- С 1 марта ждать массовых выселений?

- Я вас умоляю. Откройте закон об основах федеральной жилищной политике, действовавший в позапрошлом году и принятый аж в 92-м году. Статья по моему 115-я.

- Там это есть?

- Я не понимаю, кто сеет эту глупость. В Жилищном кодексе взята абсолютно та же норма, которая была Повторили ту норму, которая действовала, ничего не придумывали. В прошлом году то же самое, сколько показывали по телевизору, сколько было глав муниципальных образований, которые инициировали процессы по выселению за неуплату, вспомните. Вот в подмосковном Королеве, Мытищах, прямо по телевизору их показывали. Это вы знаете, такой удар по пакету жилищному будет, если такое сказать. Выселение нанимателя, занимающего жилое помещение по договору социального найма, может быть осуществлено в судебном порядке в случаях невнесения им в течение не менее шести месяцев платы за жилое помещение и за неуплату в течение шести месяцев коммунальных платежей. Вот как. При этом нанимателям, подлежащим выселению, предоставлялось другое жилое помещение в пределах норм общежития, что составляло шесть метров квадратных на человека. Затем была внесена поправка, которая стала говорить о том, что наниматели жилого помещения по договору социального найма могут быть выселены из занимаемого жилья в судебном порядке в случае, если они в течение шести  месяцев не вносили плату за жилье, то есть вот как она звучала: "в случае если оплата жилья по договору социального найма жилого помещения не осуществляется в течение шести месяцев наниматель и проживающие с ним члены семьи подлежат выселению в судебном порядке с предоставлением им жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям в пределах норм площади общежития". Вот так было записано в действующем законе от 24 декабря 1992 года с дополнениями и как оно действует до 1 марта 2005 года. Теперь посмотрим, как в новом Жилищном кодексе - "расторжение договора социального найма жилого помещения по требованию наймодателя допускается в судебном порядке в случае..." - и здесь есть четыре основания. Основание первое: "невнесение нанимателем платы за жилое помещение и/или коммунальные услуги в течение более шести месяцев". Пункт второй: "Разрушение или повреждение жилого помещения нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает".

- Перепланировки?..

- Извините, мы говорим о муниципальном жилье, не о собственном, а о социальном, том, которое муниципалитет предоставляет по договору социального найма.

- В собственном тоже нельзя перепланировки делать?..

- Нет, в собственном жилье расторжение договора социального найма невозможно. Затем, третье: "Систематическое нарушение прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении". И четвертое: "Использование жилого помещения не по назначению".

- Под склад или бордель?

- Ну, под склад, под офис, под мастерскую, еще что-то. вот четыре основания, по которым только в судебном порядке возможно расторжение договора социального найма жилого помещения.

- Понятно, что нормы старые, а тарифы-то другие?

- Ну хорошо, ну не приняли бы новую норму, дублирующую старую, не было бы принято нового жилищного пакета - чего бы изменилось?

- Какие конуры будут неплательщикам давать?

- По нормам общежития, шесть метров на человека.

- А что там Хованская пытается внести в закон о введении в действие Жилищного кодекса?

- Она хочет сделать схему, при которой сохранить приватизацию жилья для всех, кто имел право на приватизацию бесплатную, на весь период их жизни. То есть все, кто родился до 1 марта 2005 года, будут иметь право на бесплатную приватизацию жилья. Один раз, как и прежде. Но это будет означать, что извините, ничего не изменилось в этой сфере. Я вообще этого не понимаю. Я понимал, когда мы провели приватизацию того жилья, которое было понастроено, для всех, кто желает. Дальше почему надо давать бесплатную приватизацию? Ну не будут тогда строить социальное жилье, просто не будут. Будет сохраняться сегодняшняя система - стройте себе сами за деньги. Почему за счет налогоплательщиков, за счет нас всех, почему кто-то, человек не бедный, должен просто получить жилье и его приватизировать? Это означает взять деньги из бюджета и отдать. Вот вы мне объясните это, я понятливый.

- Правда ли, что в связи с тяжелой ситуацией вокруг 122-го закона пока решили не ускорять реформу образования и здравоохранения?

- Не знаю.

- И даже говорят, что пока откладывается? То есть дискуссия будет идти, варианты искаться, но запускаться не будет?

- Уже запустили, так чего. Уже запущено. Сомневаюсь, но я во-первых не уверен, что власть адекватно оценивает ситуацию. По федеральным льготникам проблемы никак не решены. Раньше все знали, что льготы на восемь триллионов, и все знали, что все льготы не исполняются. Но потом часть взяли льготников на федеральный уровень, часть оставили регионам, которые при этом еще и пограбили. Политика Кудрина - он перераспределяет ресурсы в центр, заставляя снижать социальную составляющую регионов и муниципалитетов. Есть две-три льготы наиболее тяжелые, наиболее весомые, которыми пользуются больше всего - проезд на транспорте. Не делать социальный пакет по этим льготам было ошибкой. После обсуждения появился социальный пакет и в разы повышены выплаты, сначала правительство хотело откупиться от страны за сорок миллиардов рублей. Отдельно наложилась проблема роста тарифов на жилье. Ужас заключается в том, что реформу ЖКЖ проводить необходимо, система ЖКХ - такая же монополия, как и все остальное, она развивалась монопольным образом.

 

 

Hosted by uCoz