22.02.05 Лев МОСКОВКИН

Вести из ЦИКа

Волеизъявление на туалетной бумаге

Страна должна узнавать своих героев. И по возможности быстро...

Проамериканские "успехи" ближних соседей стимулируют развитие избирательной системы России

Председатель Московской городской избирательной комиссии Валентин Горбунов предложил применять технические средства подсчета голосов - комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) - для проведения тестирования школьников и проведения единого государственного экзамена, что вполне может оправдать дороговизну этих устройств. Тем более, что работать они будут только раз в год благодаря введению единого дня голосования во второе воскресенье марта.

Технику надо перевести на общеприменимый формат бумаги А4 и не делать избирательные бюллетени на туалетной бумаге с водяными знаками - такой бюллетень обходится до четырех рублей вместо прежних двадцати копеек. Есть еще одна проблема - после введения в постоянную эксплуатацию ГАС "Выборы" и проверки 1100 КОИБов в пяти регионах страны включая Москву Центризбирком предлагает субъектам федерации покупать их за счет регионального бюджета, но разрешать их использовать будет после покупки. Изготавливаются КОИБы также под контролем ЦИК и по тому закону, который подготовил его глава Александр Вешняков. Горбунова не радует монополия ЦИК, он предлагает упростить процедуру. Избиратели доверяют машине больше, чем ручному пересчету в бессонную ночь, когда избирательная комиссия становится сюжетом для фильма Феллини. Однако все доверие к технике пропадает, когда в машину начинают еще что-то вводить - о числе погашенных бюллетеней и открепительных удостоверений. Вешнякову эти данные нужны для контрольных соотношений, они помогают выявлять вранье и действие "человеческого фактора". Есть факт осуждения системного администратора за приписку явки на президентских выборах, но это не в Москве, а в области.

Делали все, а наказали одного и к тому же за ерунду.

Горбунов предлагает быстро выдавать только два результата - о числе проголосовавших и соотношении голосов, чтобы страна узнавала своих героев в течение пяти минут после закрытия последнего избирательного участка. Избирателей ничего больше не интересует, и в избиркомах работают не бухгалтеры, а в основном учителя.

Председатель ЦИК согласен с тем, что долго считать нельзя, неведение страны по итогам выборов кончается оранжевой революцией. Но довериться автоматике полностью, не спросив начальства, тоже стремно.

Поэтому Горбунов надеется не на понимание Вешнякова, а на законодателей, хотя думское большинство спорит с главой ЦИК РФ совсем по другим вопросам - "Единая Россия" очень хочет сохранить свои избирательные паровозы в виде высоких должностных лиц, для кого работать в Думе - не царское дело.

Продвинутая Москва могла бы делать свои КОИБы и программное обеспечение к ним, здесь надежнее связь и не плывет напряжение в сети, как в некоторых районах северной столицы.

Однако разногласия между столичным и федеральным избиркомом наблюдаются еще и по высокому барьеру для избирательных списков, который установлен для формирования Мосгордумы в 10%.

В любом случае следующие выборы в России опять пройдут по новому законодательству, но каким оно будет - пока непонятно.

 

Интервью Валентина Горбунова

 

- В Москве один из самых высоких в стране барьеров прохождения в региональный парламент - 10%. Ваше мнение по этому поводу?

- А мое мнение, что нельзя все субъекты Российской Федерации под одну гребенку строить. Давайте посмотрим - где все руководящие органы партии? В Москве. И давайте возьмем какой-то автономный округ, где в настоящее время всего два или три отделения партии зарегистрировано. Значит, должен быть подход.

- То есть в Москве позиция по высокому барьеру единая?

- Это единая позиция. Значит, размывание... Давайте вот посмотрим опыт региональных выборов в ряде субъектов, когда низкий порог для прохождения привел к тому, что появилось там шесть, семь, восемь мелких фракций, это привело к трудностям выборов руководящих органов /палаты/, и я думаю, это не пойдет на пользу и дальнейшей работы.

- Валентин Павлович, скажите, Москва воспользуется этим правом, которое ЦИК РФ дал своим постановлением от 22.02.05 - закупать КОИБы?

- Значит, я этот вопрос поднял. Чтобы использовать КОИБы, законом записана монополия Центральной избирательной комиссии.

- И они очень дорогие...

- Да, мы не можем себе позволить, как сказал Александр Альбертович /Вешняков/: вы купите, а мы потом вам разрешим. Мы должны получить разрешение, что субъект вправе это использовать на местных выборах, тогда мы будем решать вопрос о приобретении. Потому что использование их показало, что доверие там больше.

- Больше все-таки?

- Конечно.

- Но КОИБы будут дико дорогие, потому что здесь конечно деньги не считают на самом деле...

- Я думаю, что вот эта новая идея электронного голосования, которую сейчас утвердили, расходы там порядка шестисот миллионов, значит, это я так понимаю речь идет о разработке новой программы. Но никогда нельзя бесконечно что-то разрабатывать. Надо на какой-то стадии остановиться и определиться. Почему-то в Америке возможно, что в каждом штате свои порядки подсчета голосов...

- Но в Америке это как раз все плохо...

- Нет, значит и мы должны рассматривать, где есть электричество, где есть надежная связь - там одни средства можно использовать. В сельской местности...

- Сейчас вопрос очень простой, в принципе аргументация Вешнякова о контроле понятна и она обоснована. Но: Москва могла бы эту машину разработать в десять раз дешевле...

- Значит, эта машина в Москве была уже в 1996 году. Значит, это все связано, себестоимость машины, в первую очередь с форматом бюллетеня. Вот все эти КОИБы рассчитаны на формат А3, и эта машина не может использоваться в народном хозяйстве, она нигде не нужна. Везде используется формат А4, начиная от народного образования, где у нас в основном в школах избирательные участки по всей стране. И мы эти технические средства могли бы в межвыборный период очень полезно использовать для проведения тестирования школьников, для проведения единого экзамена государственного, и так далее. Но это не нужно формат А3. нам надо пересмотреть, нам надо более бережно относиться к изготовлению тех же бюллетеней за счет государства тех же бюллетеней. Если он раньше стоил двадцать копеек, бюллетень, то теперь он стоит порядка трех-четырех рублей. В десять раз, это бумага разовая, никому не придет в голову туалетную бумагу изготавливать с водяными знаками. А мы можем себе позволить вот это.

- И последний вопрос в связи с этим. Вряд ли Вешняков пойдет навстречу вашим пожеланиям...

- Я думаю, что господин Вешняков, так же как я и другие участники избирательного процесса, вправе высказывать свою точку зрения. А решать будет законодатель. И я думаю, что в рамках нового закона мы постараемся отстаивать свою позицию, потому что я отстаиваю не свою личную позицию. У нас в городе Москве три тысячи участковых избирательных комиссий, это около пятидесяти тысяч членов комиссий, и позиция одна.

- Можно уточнить: вы в своем выступлении на заседании ЦИК РФ вы высказали предложение, чтобы быстрее сообщать результаты голосования, отражать в протоколе избирательной комиссии только два показателя - число проголосовавших и расклад голосов. Вы надеетесь добиться, чтобы это прошло?

- Я знаю, что часть депутатов Государственной Думы внесли такие предложения, я не собственную инициативу озвучивал.

- Кто, не помните?

- Я не помню. Ряд депутатов внесли эти поправки, и они обсуждались, и вокруг них идет спор - принимать их или не принимать. Я думаю, что это надо идти. Потому что я еще раз говорю, у нас протокол об итогах голосования, а не баланс участковой избирательной комиссии.

- Спасибо большое.

Hosted by uCoz