22.02.05 Лев МОСКОВКИН
Вести из ЦИКа
Волеизъявление на туалетной бумаге
Страна должна узнавать своих героев. И по возможности быстро...
Проамериканские "успехи" ближних соседей стимулируют
развитие избирательной системы России
Председатель Московской городской избирательной комиссии Валентин
Горбунов предложил применять технические средства подсчета голосов - комплексы
обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) - для проведения тестирования
школьников и проведения единого государственного экзамена, что вполне может
оправдать дороговизну этих устройств. Тем более, что работать они будут только
раз в год благодаря введению единого дня голосования во второе воскресенье
марта.
Технику надо перевести на общеприменимый формат бумаги А4 и не
делать избирательные бюллетени на туалетной бумаге с водяными знаками - такой
бюллетень обходится до четырех рублей вместо прежних двадцати копеек. Есть еще
одна проблема - после введения в постоянную эксплуатацию ГАС "Выборы"
и проверки 1100 КОИБов в пяти регионах страны включая Москву Центризбирком
предлагает субъектам федерации покупать их за счет регионального бюджета, но
разрешать их использовать будет после покупки. Изготавливаются КОИБы также под
контролем ЦИК и по тому закону, который подготовил его глава Александр
Вешняков. Горбунова не радует монополия ЦИК, он предлагает упростить процедуру.
Избиратели доверяют машине больше, чем ручному пересчету в бессонную ночь,
когда избирательная комиссия становится сюжетом для фильма Феллини. Однако все
доверие к технике пропадает, когда в машину начинают еще что-то вводить - о
числе погашенных бюллетеней и открепительных удостоверений. Вешнякову эти
данные нужны для контрольных соотношений, они помогают выявлять вранье и
действие "человеческого фактора". Есть факт осуждения системного
администратора за приписку явки на президентских выборах, но это не в Москве, а
в области.
Делали все, а наказали одного и к тому же за ерунду.
Горбунов предлагает быстро выдавать только два результата - о
числе проголосовавших и соотношении голосов, чтобы страна узнавала своих героев
в течение пяти минут после закрытия последнего избирательного участка. Избирателей
ничего больше не интересует, и в избиркомах работают не бухгалтеры, а в
основном учителя.
Председатель ЦИК согласен с тем, что долго считать нельзя,
неведение страны по итогам выборов кончается оранжевой революцией. Но
довериться автоматике полностью, не спросив начальства, тоже стремно.
Поэтому Горбунов надеется не на понимание Вешнякова, а на
законодателей, хотя думское большинство спорит с главой ЦИК РФ совсем по другим
вопросам - "Единая Россия" очень хочет сохранить свои избирательные
паровозы в виде высоких должностных лиц, для кого работать в Думе - не царское
дело.
Продвинутая Москва могла бы делать свои КОИБы и программное
обеспечение к ним, здесь надежнее связь и не плывет напряжение в сети, как в
некоторых районах северной столицы.
Однако разногласия между столичным и федеральным избиркомом
наблюдаются еще и по высокому барьеру для избирательных списков, который
установлен для формирования Мосгордумы в 10%.
В любом случае следующие выборы в России опять пройдут по новому
законодательству, но каким оно будет - пока непонятно.
Интервью Валентина Горбунова
- В Москве один из самых высоких в стране барьеров прохождения в
региональный парламент - 10%. Ваше мнение по этому поводу?
- А мое мнение, что нельзя все субъекты Российской Федерации под
одну гребенку строить. Давайте посмотрим - где все руководящие органы партии? В
Москве. И давайте возьмем какой-то автономный округ, где в настоящее время
всего два или три отделения партии зарегистрировано. Значит, должен быть
подход.
- То есть в Москве позиция по высокому барьеру единая?
- Это единая позиция. Значит, размывание... Давайте вот посмотрим
опыт региональных выборов в ряде субъектов, когда низкий порог для прохождения
привел к тому, что появилось там шесть, семь, восемь мелких фракций, это
привело к трудностям выборов руководящих органов /палаты/, и я думаю, это не
пойдет на пользу и дальнейшей работы.
- Валентин Павлович, скажите, Москва воспользуется этим правом,
которое ЦИК РФ дал своим постановлением от 22.02.05 - закупать КОИБы?
- Значит, я этот вопрос поднял. Чтобы использовать КОИБы, законом
записана монополия Центральной избирательной комиссии.
- И они очень дорогие...
- Да, мы не можем себе позволить, как сказал Александр Альбертович
/Вешняков/: вы купите, а мы потом вам разрешим. Мы должны получить разрешение,
что субъект вправе это использовать на местных выборах, тогда мы будем решать
вопрос о приобретении. Потому что использование их показало, что доверие там
больше.
- Больше все-таки?
- Конечно.
- Но КОИБы будут дико дорогие, потому что здесь конечно деньги не
считают на самом деле...
- Я думаю, что вот эта новая идея электронного голосования,
которую сейчас утвердили, расходы там порядка шестисот миллионов, значит, это я
так понимаю речь идет о разработке новой программы. Но никогда нельзя
бесконечно что-то разрабатывать. Надо на какой-то стадии остановиться и
определиться. Почему-то в Америке возможно, что в каждом штате свои порядки
подсчета голосов...
- Но в Америке это как раз все плохо...
- Нет, значит и мы должны рассматривать, где есть электричество,
где есть надежная связь - там одни средства можно использовать. В сельской
местности...
- Сейчас вопрос очень простой, в принципе аргументация Вешнякова о
контроле понятна и она обоснована. Но: Москва могла бы эту машину разработать в
десять раз дешевле...
- Значит, эта машина в Москве была уже в 1996 году. Значит, это
все связано, себестоимость машины, в первую очередь с форматом бюллетеня. Вот
все эти КОИБы рассчитаны на формат А3, и эта машина не может использоваться в
народном хозяйстве, она нигде не нужна. Везде используется формат А4, начиная
от народного образования, где у нас в основном в школах избирательные участки
по всей стране. И мы эти технические средства могли бы в межвыборный период
очень полезно использовать для проведения тестирования школьников, для
проведения единого экзамена государственного, и так далее. Но это не нужно
формат А3. нам надо пересмотреть, нам надо более бережно относиться к
изготовлению тех же бюллетеней за счет государства тех же бюллетеней. Если он
раньше стоил двадцать копеек, бюллетень, то теперь он стоит порядка
трех-четырех рублей. В десять раз, это бумага разовая, никому не придет в
голову туалетную бумагу изготавливать с водяными знаками. А мы можем себе
позволить вот это.
- И последний вопрос в связи с этим. Вряд ли Вешняков пойдет
навстречу вашим пожеланиям...
- Я думаю, что господин Вешняков, так же как я и другие участники
избирательного процесса, вправе высказывать свою точку зрения. А решать будет
законодатель. И я думаю, что в рамках нового закона мы постараемся отстаивать
свою позицию, потому что я отстаиваю не свою личную позицию. У нас в городе
Москве три тысячи участковых избирательных комиссий, это около пятидесяти тысяч
членов комиссий, и позиция одна.
- Можно уточнить: вы в своем выступлении на заседании ЦИК РФ вы
высказали предложение, чтобы быстрее сообщать результаты голосования, отражать
в протоколе избирательной комиссии только два показателя - число
проголосовавших и расклад голосов. Вы надеетесь добиться, чтобы это прошло?
- Я знаю, что часть депутатов Государственной Думы внесли такие
предложения, я не собственную инициативу озвучивал.
- Кто, не помните?
- Я не помню. Ряд депутатов внесли эти поправки, и они
обсуждались, и вокруг них идет спор - принимать их или не принимать. Я думаю,
что это надо идти. Потому что я еще раз говорю, у нас протокол об итогах
голосования, а не баланс участковой избирательной комиссии.
- Спасибо
большое.