11.03.05 Лев МОСКОВКИН
Охотный ряд – воистину охотный
Александр Хинштейн: Если Юрия Петровича Щекочихина убили из-за
«Трех китов», то надо
было нас убивать вместе. Этого не произошло
На пленарном заседании 11.03.05 Госдума создала комиссию по
вопросам практики применения избирательного законодательства Российской
Федерации, соответствующее постановление палаты "О Комиссии
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам
практики применения избирательного законодательства Российской Федерации"
одобрено без обсуждения 392-ю голосами.
В задачи комиссии входит систематизация выявленных нарушений
избирательного законодательства и анализ причин их возникновения, чтобы на
основе взаимодействия с Центральной избирательной комиссией подготовит
рекомендации Госдуме по совершенствованию избирательного законодательства.
В состав комиссии вошли Николай Гончар, Валерий Гребенников,
Владимир Груздев, Николай Езерский, Игорь Лебедев, Валерий Мальчихин, Владимир
Мединский, Тамара Плетнева, Валерий Рашкин, Александр Сарычев, Владимир
Смоленский, Егор Соломатин, Владимир Тарачев, Евгений Трепов, Александр
Фоменко, Иван Харченко, Александр Хинштейн, Сергей Чижов.
Два года назад 21.06.03 в прежнем созыве Госдумы была
ликвидирована по предложению председателя комитета по регламенту и организации
работы Госдумы Олега Ковалева ("Единство") Комиссия по изучению
практики применения избирательного законодательства РФ при подготовке и
проведении выборов и референдумов в РФ. Председатель комиссии Александр Салий
(Агропромышленная группа) выразил недоумение ликвидацией комиссии, можно было
бы снять с поста самого Салия. Формальная причина ликвидации –
несанкционированное распространение Салием видеокассеты о нарушениях на выборах
в Башкирии.
Об истинных причинах ликвидации комиссии Салия два года назад и о
том, чем будет заниматься нынешняя комиссия, рассказал нам Александр Хинштейн.
Представитель комитета по безопасности Александр Хинштейн (ЕР)
- Так, что интересует вас?
- Госдума создала комиссию по контролю исполнения избирательного
законодательства. В прошлом созыве подобная комиссия была ликвидирована – в
связи с тем, что председателем был Салий?
- Да.
- Так в чем дело, почему закрыли комиссию?
- Она была прекращена насколько мне известно в силу нескольких
обстоятельств. Во-первых, комиссия выполняла прежде всего партийные задачи,
нежели межпартийные думские.
- КПРФ?
- Ну конечно, председатель комиссии был коммунистом, поэтому
комиссия активно работала, всячески пропагандировала и протаскивала идеи
социализма и коммунизма. Кроме того был скандал, я собственно был его
организатором и инициатором, когда вскрылась в рамках дела «Трех китов» связь
комиссии, Салия непосредственно и руководителя аппарата комиссии Столяровой, с
господином Сергеем Зуевым, владельцем «Трех китов». За деньги тогда комиссия
помогала Зуеву избраться депутатом Московской областной Думы. Впоследствии
Салий писал на меня в прокуратуру, подавал на меня в суд, все это осталось без
удовлетворения. Верховный суд лишил Зуева депутатского статуса, он перестал
быть депутатом.
- Явлинский намекал на причины устранения Юрия Щекочихина, имея в
виду, что депутат-журналист тоже занимался делом «Трех китов». Как сейчас
видится смерть Щекочихина?
- Не думаю, что смерть Щекочихина имеет отношение к «Трем китам».
Хотя не исключаю того, что она все-таки была неестественной, что это была не
смерть, а убийство. В это я верю. В причастность к «Трем китам» не верю, потому
что по этой логике, я просто буду пользоваться печальной аргументацией, по этой
логике надо было убивать еще и меня, поскольку, ну смотрите: я добился того,
что Зуев перестал быть депутатом Мособлдумы, я добился того, что Зуев и его
«Три кита» стали полностью персоной нон грата в Московской области. Мы
предотвратили смещение губернатора Громова. В результате наших действий
изменилось полностью отношение к руководству Таможенного комитета, тогдашнее
руководство ГТК сумело выстроиться с силовиками. Я зарубил Зуеву защиту
кандидатской диссертации. Я был одним из основных свидетелей обвинения по делу
об убийстве Переверзева, которого собственно я опять же вытащил
свидетельствовать против Зуева. То есть если убивать Юрия Петровича, надо было
нас убивать вместе. Этого не произошло.
- Чем будет заниматься новая комиссия по избирательному
законодательству?
- В положении о комиссии записано, что она будет заниматься
совершенствованием законодательства в этой части. Собственно, этим же должна
была по идее заниматься комиссия предыдущего созыва Думы, но она в первую
очередь подменяла собой Центризбирком и другие наблюдательные органы.
Наблюдатели комиссии выезжали на все по крайней мере крупные выборы
региональные, губернаторские выборы. Они выступали с заявлениями, причем
нередко в своих заявлениях опережали официальные выступления избирательных
комиссий, Центризбиркома, что на мой взгляд недопустимо. Наша комиссия будет
заниматься именно законодательной составляющей. Мы безусловно тоже будем, по
крайней мере я на это рассчитываю, выезжать на различные выборы в качестве
наблюдателей, не вмешиваясь в их ход, не комментируя их и не устраивая из этого
некого политического шоу. Пересекаться с работой других комитетов и влиять на
те законы, которые разрабатываются, комиссия вряд ли будет. Если такие
пересечения будут происходить, ну это нормально, у нас есть комиссия по
противодействии коррупции, которая так или иначе осуществляет правовую
экспертизу законопроектов на предмет их коррупционости. Комиссия по выборам
точно так же может заниматься тоже своего рода экспертизой законопроектов.
Кроме того, она будет выступать еще и инициатором законопроектов.
- По проекту о пропорционалке для Думы есть разногласия между
думским большинством и главой Центризбиркома Вешняковым. Будет ли комиссия
участвовать в доработке законопроекта?
- Что касается ситуации с законом о пропорционалке, я понимаю,
речь идет о выборах депутатов Государственной Думы. А какие проблемы, я впервые
слышу.
- Там в основном проблемы в том, что Александр Вешняков хочет
провести норму о потере мандата кандидата из первой тройки списка, а «Единая
Россия» пытается сохранить освободившийся мандат в партии.
- Я думаю, что это не принципиально. Я могу говорить как член
рабочей группы по доработке к принятию этого законопроекта, как один из авторов
основной принципиальной поправки, которую подписало у нас шестьдесят
депутатов-членов фракции. Основные принципиальные моменты, которые меня
например тревожили перед внесением этого закона, они урегулированы. Если
говорить по конкретным вещам, то в частности речь идет о том, что изменен
принцип и методика формирования региональных избирательных списков. Если раньше
Центризбирком предлагал формировать эти списки от числа субъектов федерации,
там было записано «не менее четырех пятых», что означает 72 региональных
списка, то мы установили иные нормативы. Мы установили минимальную цифру сто
списков, максимально таких списков может быть 156.
- Это и есть принципиальная поправка?
- Это принципиальная поправка, потому что в результате этой
поправки региональные списки становятся ближе к избирателям и во многом
начинают напоминать избирательные одномандатные округа сегодняшние. Мы
привязываем избирателей к конкретным депутатам, и избиратели голосуют не так,
как сегодня они голосуют за раскрученную федеральную тройку, не зная, кого они
избирают в местном региональном списке, который подчас в себя объединяет
три-четыре-пять субъектов федерации. А они голосуют за конкретных людей, причем
президент на встрече с депутатами фракции «Единая Россия» четко сказал, что при
формировании региональных списков мы будем опираться именно на одномандатников.
Это логично, потому что если у меня в избирательном округе стабильный рейтинг
никогда не опускается ниже сорока процентов, было бы глупо сорок миллионов
избирателей вычеркивать. Логичнее поставить человека, у которого есть рейтинг,
известность, узнаваемость в конкретном регионе. В регионе будет не один, а
несколько списков, один региональный список будет соответствовать количеству
избирателей от 650 тысяч до миллиона трехсот тысяч.
- А по первой тройке вы готовы с Вешняковым согласиться?
- Не принципиально по первой тройке. Главное, что у нас
распределение мандатов идет не так, как предлагал Вешняков. Распределение
мандатов не будет идти – сначала делятся первые номера, потом вторые, потом
третьи, вне зависимости от того, сколько региональный список набрал, один
набрал 80%, другой – десять, но это неважно, первый получит и там и там. Это
несправедливо, потому что тогда у людей, возглавляющих региональные списки,
теряется стимул работать, тогда появляется возможность для того, чтобы эти
места продавать. Мы предложили иную схему. Для нашей поправки в принципе
политическое решение принято. Если региональный список набирает в процентном
отношении меньше голосов, нежели чем партия по всей России, то этот список не
получает ни одного мандата. В свою очередь если региональный список набрал,
скажем, в два раза больше, чем по всей России, он получает два мандата. То есть
появляется стимул для работы именно в регионах
- Спасибо.
PS.: Сообщение о смерти в ЦКБ депутата Юрия
Щекочихина было распространено информагентствами рано утром 3 июля 2003 года. В
тот же день коллега Щекочихина по журналистской деятельности Анна Политковская
в интервью «МК-Новости» сказала: «Никто не скрывает, что Юрий Петрович
Щекочихин умер от того, что в его организм попало некое вещество, но что это,
редакция не знает». Как сообщила Политковская, в последнее время Щекочихин
занимался вопросом контрабанды мебели фирмой "Три кита". По делу
"Трех китов" уже погиб главный свидетель, чем тоже занимался умерший
депутат Щекочихин. После госпитализации
в ЦКБ 23 июня депутат оказался фактически обездвиженным и наступил отказ всех
жизненно важных органов. Политковская далее сказала, что в ЦКБ Щекочихин попал
именно потому, что он депутат, и подчеркнула: "ЦКБ - это такое место, где
на любую нежелательную информацию накладывается лапа". Впервые Ю.Щекочихин
почувствовал себя плохо 17 июня, но в Рязани, где он находился, ни помочь, ни
понять, что с депутатом происходит, не могли. Причиной поездки Щекочихина в
Рязань во фракции «Яблоко» назвали «создание там регионального
антикоррупционного комитета», однако впоследствии секретарь комиссии по взрывам
осени 1999 года Лев Левинсон утверждал, практически все сведения об
обстоятельствах взрывов комиссия получила благодаря журналистской деятельности
Щекочихина, который тоже был членом комиссии. В Рязани, где той же осенью
прошли «учения ФСБ», комиссия столкнулась с непреодолимыми трудностями, в
частности погиб якобы от передозировки наркотиков участковый милиционер дома, в
подвал которого сгружали мешки то ли с сахаром, то ли с гексогеном.