17.03.05

О бедной Госдуме замолвите слово - депутаты решили проблему, поднятую Эльдаром Рязановым

ДЕПУТАТЫ ГОСДУМЫ РЕШИЛИ ПРОБЛЕМУ, ПОДНЯТУЮ ЭЛЬДАРОМ РЯЗАНОВЫМ - ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АРМИИ ДЛЯ НЕСВОЙСТВЕННЫХ ЕЙ ЦЕЛЕЙ (приведены тексты законопроекта)

Москва, 20 марта 2005 года. Эксперт Института прав человека Лев Левинсон заявил, что использование армии для внутренних операций противоречит самой концепции применения вооруженных сил, которая у нас была оборонная, для целей защиты от внешних врагов. В своем комментарии к одобренному Госдумой законопроекту с поправками в закон "Об обороне" Левинсон указал, что при подготовке законопроекта использовали казуистический прием "превращения" внутренних врагов во внешние. Правозащитник напомнил, что в нашей стране существуют внутренние войска, и это, по его мнению, "говорит о том, что "на штыках сидела власть. А когда еще и войска обороны получают полномочия для внутренних операций, что и без того по факту было, т.е. легализуется то, что есть, это очень плохо". Закон должен был стать "довеском" к новому закону о противодействии терроризму, который законодатели обещали разработать после трагедии в Беслане, но видимо потом, как предполагает Левинсон, стратегические планы на террористическом фронте изменились.

Напомним, что проект N 93734-4 - законодательные поправки в статью 10 Федерального закона "Об обороне" внесли депутаты Государственной Думы Мамма Маммаев и Андрей Головатюк, которые указали в пояснительной записке к законопроекту, что его целью является создание правовых основ применения Вооруженных Сил Российской Федерации для противодействия террористической деятельности. На рассмотрение Госдумы была представлена поправка с дополнением следующего содержания: "Вооруженные Силы Российской Федерации могут применяться для противодействия террористической деятельности военными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации".

Однако в окончательном виде одобренная во втором и в третьем чтениях поправка выглядела так: "Внести в пункт 2 статьи 10 Федерального закона "Об обороне" изменение, дополнив его после слов "в соответствии с" словами "федеральными конституционными законами, федеральными законами и".

Т.о. закон потерял прямое указание на легитимность использования армии против террористов. Тем не менее, депутат думской фракции "Родина" Виктор Алкснис ("Родина") подверг проект критике. В нашей беседе Алкснис сказал: "Я с большим сомнением отношусь к необходимости привлечения Вот уже опыт многолетний показал, что это очень тяжело сказывается на самих вооруженных силах - воевать на своей территории, против своих граждан. Я знаю позицию многих офицеров. Да, когда в стране происходит мятеж, на первом этапе это очевидно возможно. Но когда постоянно привлекаются вооруженные силы для решения силовых задач на своей территории, я не очень это поддерживаю".

Однако вице-спикер Владимир Катренко и депутат ЛДПР Алексей Митрофанов оценили идею как необходимую. Катренко, в частности сказал, что "жизнь диктует сегодня свои условия для жизнедеятельности общества и вооруженных структур. Вот как бы она показывает сегодня не только на практике борьбы с терроризмом на территории нашей страны, но и на территории других многих, сегодня как бы с устоявшихся авторитетом цивилизованных стран, что применение вооруженных сил в разумных пределах, оно вполне допустимо". По мнению Митрофанова, использование армии во внутренних конфликтах - "это нормальная ситуация для страны, которая ведет так сказать локальные боевые действия. Вот. Поэтому я думаю, это нормальная тема абсолютно, ничего такого здесь нет. И de facto тем более вооруженные силы использовались уже в чеченской операции без закона, ну и что".

Председатель комитета по делам национальностей Евгений Трофимов и председатель комитета по госстроительству Владимир Плигин отказались комментировать указанный закон, причем Плигин сказал: "все дело в том, что я вынужден ответить на этот вопрос no comments. Объясню, почему, потому что я ровно присутствовал на "своих" законах, которые касались возраста судей, а затем у меня просто было выступление в Академии подготовки командного состава пограничных войск, поэтому мне пришлось уехать и я не знаю содержательно текста этого закона".

 

Прямая речь:

 

Председатель комитета по связям с СНГ и связям с соотечественниками Андрей Кокошин

- Андрей Афанасьевич, как вы оцениваете закон о расширении предназначения Вооруженных Сил?

- Вы имеете в виду использование вооруженных сил в антитеррористических операциях?

- Да-да,..

- Ну, я считаю, что это очень важный закон. Это соответствует мировой практике, во всех странах, где существует угроза терроризма, используются вооруженные силы для проведения антитеррористических операций, их поддержка, и прямая, так сказать силовым компонентом, и поддержка со стороны инфраструктуры, у вооруженных сил всегда мощная тыловая инфраструктура, они исключительно важны. Так что я считаю, получение Вооруженными Силами Министерства обороны таких прав, это очень важный компонент в антитеррористической борьбе.

- Спасибо большое.

 

Виктор Алкснис ("Родина")

- Ваше мнение о возможности использования армии во внутренних операциях?

- Я с большим сомнением отношусь к необходимости привлечения вооруженных сил для решения силовых операций на территории своей страны.

- Но это же уже было, в задачу законодателей входила легализация этого, да и то из закона убрали прямую норму, оставив отсылку? Это было начиная с Тухачевского и ранее...

- Вот уже опыт многолетний показал, что это очень тяжело сказывается на самих вооруженных силах - воевать на своей территории, против своих граждан. Я знаю позицию многих офицеров. Да, когда в стране происходит мятеж, на первом этапе это очевидно возможно. Но когда постоянно привлекаются вооруженные силы для решения силовых задач на своей территории, я не очень это поддерживаю.

- Другой вопрос: на последнем пленарном заседании перед региональной неделей принят закон о распространении общего порядка призыва для милиционеров, который на МЧС не распространяется?

- Но это я думаю у господина Шойгу больше лоббистских возможностей, чем у министра внутренних дел.

- Спасибо.

 

Председатель комитета по делам национальностей Евгений Трофимов

- Ваше мнение о возможности расширения применения вооруженных сил?

- Ну так сходу, давайте мы перенесем разговор. Нет, вот...

 

вице-спикер Владимир Катренко

- Скажите что-нибудь хорошее про закон, а то мне все только негативно высказываются...

- А что говорят?

- Что для армии очень плохо воевать на собственной территории, что по факту ее уже используют...

- Ну, вы знаете, жизнь диктует сегодня свои условия для жизнедеятельности общества и вооруженных структур. Вот как бы она показывает сегодня не только на практике борьбы с терроризмом на территории нашей страны, но и на территории других многих, сегодня как бы с устоявшихся авторитетом цивилизованных стран, что применение вооруженных сил в разумных пределах, оно вполне допустимо.

- Спасибо.

- Пожалуйста.

 

Алексей Митрофанов

- Ваше мнение о возможности использования вооруженных сил во внутренних конфликтах.

- Ну это нормальная ситуация для страны, которая ведет так сказать локальные боевые действия. Вот. Поэтому я думаю, это нормальная тема абсолютно, ничего такого здесь нет. И de facto тем более вооруженные силы использовались уже в чеченской операции без закона, ну и что.

- Это только легализация того, что уже есть?

- Да, конечно.

- Спасибо.

 

Председатель комитета по госстроительству Владимир Плигин

- Ваше мнение по проекту о расширении полномочий вооруженных сил? Вы не обязаны отвечать, но...

- Нет, все дело в том, что я вынужден ответить на этот вопрос no comments. Объясню, почему, потому что я ровно присутствовал на "своих" законах, которые касались возраста судей, а затем у меня просто было выступление в Академии подготовки командного состава пограничных войск, поэтому мне пришлось уехать и я не знаю содержательно текста этого закона.

 

Алексей Митрофанов

- Мое постановление об изменении порядка избрания президента. Это постановление было перенесено, но не отклонено, что важно. Один из членов комитета, Александр Москалец, пытался отменить, но председатель комитета Владимир Плигин сказал, что давайте, в связи с моим днем рождения, правда он так сказал, перенесем это, ну, на время определенное. Правильно, мы считаем...

- Президента через парламент?

- Да, избрание парламентом президента. Мы считаем, что вообще так это в определенном смысле правильный ход.

- Как в Молдавии?

- Как в Молдавии, потому что тогда есть прямая связь между весом политических партий и избранием президента. Чтобы президенты у нас были партийные наконец, тогда будет ответственность за все происходящее в стране. Беспартийные президенты - это путь к размыванию ответственности.

- Смысл какой, это билет в один конец, парламент снять назначенного президента уже не может?

- Это уже да. Более того, там определено по поправке, что избирает двумя третями голосов тайным голосованием, это очень серьезное требование.

- Никаких изменений решения уже нет, только импичмент?

- Да, избран и все. Это означает, что только партии могут фактически решать вопрос о президенте. Никаких свободных игроков... Хотя выставиться партия может... Там порядок выдвижения, там 90 депутатов можно определить, можно и кого-то со стороны предложить

 

сообщение

 

АРМИЮ ДВИНУЛИ НА ТЕРРОРИСТОВ

Москва, 16 марта 2005 года. Госдума одобрила сегодня законопроект второго чтения, расширяющий предназначение Вооруженных Сил.

Соответствующий проект "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "Об обороне" внесли депутаты Государственной Думы Мамма Маммаев и Андрей Головатюк, которые указали, что целью законопроекта является создание правовых основ применения Вооруженных Сил Российской Федерации для противодействия террористической деятельности.

В соответствии с Федеральным законом "Об обороне" Вооруженные Силы Российской Федерации являются государственной военной организацией и составляют основу обороны Российской Федерации.

Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

В Федеральном законе "Об обороне" отсутствует правовая норма, предусматривающая привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации к противодействию террористической деятельности.

Расширение предназначения Вооруженных Сил позволяет им осуществлять своими средствами задачи по противодействию террористической деятельности.

Законопроект не предусматривает дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.

Госдума одобрила законопроект без обсуждения, причем как во втором, так в третьем чтениях.

Второе чтение 361 0 1 11:16

Третье чтение 374 0 4 11:17

 

Тексты законопроекта

 

СУБЪЕКТ ПРАВА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ:

Депутаты Государственной Думы М.Н.Маммаев, А.М.Головатюк

ОТВЕТСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ:

Комитет Государственной Думы по обороне

РЕГИСТРАЦИОННЫЙ НОМЕР ЗАКОНОПРОЕКТА:

93734-4

внесенный ЗАКОНОПРОЕКТ

О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Об обороне" (к первичному рассмотрению)

Вносится депутатом Государственной Думы М.Н. Маммаевым

Проект N 93734-4

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Об обороне"

Внести в Федеральный закон от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" (Собрание законодательства Российской Федерации,1996, N 23, ст. 2750; 2000, N 1, ст. 6; 2003, N 27, ст. 2700; 2003, N 46, ст. 4437; 2004, N 27, ст. 2711) следующие изменения:

1) статью 10 после пункта 2 дополнить пунктом следующего содержания:

"3. Вооруженные Силы Российской Федерации могут применяться для противодействия террористической деятельности военными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации.";

2) пункты 3-6 считать пунктами 4-7 соответственно.

 

 

Проект N 93734-4

(ко второму чтению)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "Об обороне"

(О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Об обороне")

Внести в пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 23, ст. 2750; 2004, N 27, ст. 2711) изменение, дополнив его после слов "в соответствии с" словами "федеральными конституционными законами, федеральными законами и".

 

Hosted by uCoz