29.03.05 Лев МОСКОВКИН

Охотный ряд

Строительный колхоз основал финансовую пирамиду Хеопса

Базовый закон о долевом строительстве вступил в силу с 1 апреля. Но поправки к нему, которые внес вице-спикер Госдумы Георгий Боос, в срок не рассмотрены.

Законопроект первого чтения N 150306-4 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» отложен из-за возражений Главного правового управления президента из-за перекоса его норм в сторону застройщика.

Законопроектом дополняется перечень возможностей для привлечения средств граждан для строительства многоквартирных домов (выпуск облигаций, закрепляющих право на предоставление имущественного эквивалента). Устанавливается возможность одностороннего отказа застройщика от исполнения договора. Уменьшается размер неустойки (пени) с 1/150 до 1/300 ставки рефинансирования, уплачиваемой в случае нарушения участником долевого строительства установленного договором срока внесения платежа. Уменьшается с 1/75 на 1/300 ставки рефинансирования, уплачиваемой участнику долевого строительства в случае нарушения застройщиком предусмотренного договором срока передачи объекта долевого строительства (квартиры). Сумма исчисляется от цены договора за каждый день просрочки. Если участником долевого строительства является гражданин, то такая неустойка (пеня) уплачивается застройщиком в двойном размере. Предусматривается возможность установления иных гарантийных сроков на использованные в объекте долевого строительства изделия, материалы и оборудование.

Базовый закон устанавливает пятилетний гарантийный срок. Он одобрен 22 декабря 2004 года в составе пакета доступного жилья и действует с 1 апреля 2005 года.

Привлечение средств не имеющих права на долевое строительство влечет наложение штрафа от 150 до 200 МРОТ на должностных лиц и от 4 до 5 тыс. МРОТ на юридических лиц (в данном случае используется все тот же «административный» МРОТ для исчисления штрафов, установленный в размере сто рублей).

Идеологи «доступного жилья» считают, что возможность долевого участия в строительстве многоквартирного дома существенно облегчит выход на рынок жилья для тех граждан, у кого нет денег на всю квартиру сразу. И эта форма строительства не является новой для России, у нас есть уже такие объединения дольщиков. Однако здесь есть большая опасность строительства пирамид, поэтому законодатель так тщательно ищет баланс интересов и прав дольщика и застройщика, причем с первого раза это не совсем удалось, поэтому потребовалось вносить изменения в закон, причем Боос пытался это сделать к введению закона в действие.

Как сообщил сам Боос, для него стали полной неожиданностью пришедшие из ГПУ президента поправки к законопроекту на пяти страницах, причем авторы возражений к проекту полагают, что будущий закон содержит перекос в пользу застройщиков, не поддерживая дольщиков, и в результате появляется возможность строительства пирамид.

 Боос как автор законодательной инициативы говорит, что он хочет придать право дольщику забрать свои деньги без обращения в суд в случае, если строительство реально не производится. По сути дела Боос рассказал следующее.

 

- Что случилось с поправками в закон о долевом строительстве?

- Случилась несуразица, мне непонятная. На пяти страницах пришли замечания от ГПУ президента. Ну что я могу сказать...

- Вначале было согласовано?

- Это не мой вопрос, я не могу сказать, было ли это согласовано с ГПУ президента. Но естественно эти поправки были рождены на совещании в Администрации президента. Собирались на совещании в Администрации с дольщиками, отдельно собирались у меня на совещании. В итоге выработали какие-то поправки, причем мы их разделили. Поправки, вызывающие какие-то шероховатости, мы их выделили в отдельный законопроект, и по нему мы еще продолжаем дискуссии, и поправки, не вызывающие возражений ни с чьей стороны. Вот их мы внесли и решили прогнать по укоренной программе, чтобы они вступили в силу с 1 апреля, чтобы снялись просто коллизии по срокам. Но в итоге для нас неожиданными являются вот эти замечания ГПУ, потому что с правовым управлением Думы мы отработали в полном объеме и замечаний от правового управления Думы у нас не было. То есть все замечания, которые были, мы их все учли в тексте, и итоговых замечаний от них не было. Поэтому для меня это неожиданно. Но будем работать.

- С 1 апреля закон работает?

- Этот – не будет, с 1 апреля действует базовый закон.

- ...Строители говорят, что невыгодно будет?

- Ладно, я вас умоляю... о чем строители говорят? Если по большому счету, там есть два вопроса, которые ставят застройщики. Вопрос первый: вот мы беремся дом строить, и мы предлагаем этот дом сразу выкупать людям. Граждане несут нам свои средства, например, дом стоквартирный, пятьдесят квартир выкупили, а пятьдесят – нет. Но дом надо же достраивать, надо же как-то завершать строительство. Закон разрешает брать кредит, но с санкции дольщиков.

- Они же никак не организованы?

- Сейчас. Мы говорим, что нет вопросов. То есть предыдущие пятьдесят квартир, по которым у вас есть договора, которые вы продали, они уже не могут быть предметом залога, чтобы не пострадали граждане. Потому что иначе что происходит: строительная фирма берет кредит под залог, сначала удовлетворяет залоговые обязательства, а потом тогда наступает черед дольщиков. Но если залоговым обязательством является весь дом, то граждане оказываются с фигой в кармане. Так было раньше. Значит, новый закон застройщикам это не позволяет. Этот вопрос первый, который поставили, и по которому я считаю мы можем завершенное решение принять.

- А еще что?

- Второй вопрос касается балансировки прав и обязанностей сторон.

- По которым ГПУ президента имеет возражения по перекосу закона в сторону прав дольщиков в ущерб застройщиков?

- Ну, не совсем так, там есть ряд нюансов. Значит, они говорят, сделайте нам симметричные права, сделайте нам симметричные обязанности. Например, если расторжение договора происходит, то мы возвращаем средства. Да, но сделайте расторжение договора только по суду. Мы говорим, что нет, так не годится – только по суду. То есть грубо говоря, гражданин пришел к вам, заплатил вам деньги, но дальше видит, что вы ничего не строите и хочет забрать назад свои деньги. А дольщики говорят: пожалуйста, в суд пусть обращается. Мы, законодатели, говорим: да нет, он должен к вам придти и попросить назад деньги, а вы, если не хотите отдавать деньги, сами обращайтесь на него в суд. Ему не надо доказывать, что он хочет назад деньги. Он имеет право забрать назад деньги, вы же ему товар еще не поставили? Не поставили. В общем в итоге о чем мы договорились: гражданин имеет право забрать деньги в объеме внесенной суммы без процентов и без пеней, то есть без неустойки. В объеме внесенных денег – в любой момент. Причем базовый закон гласил, что он имеет право в том числе еще и на пеню, но в случае, если у него есть основание считать, что обязательства по квартире не будут выполнены. Он мог запросить, компания строительная могла сказать: хрен тебе деньги, я выполню обязательства, и не отдать, а после этого обращаться в суд, чтобы признать это требование незаконным. То есть гражданин должен был иметь основания считать, что его пытаются обмануть. Теперь мы другую конструкцию в законе уточняем, забрать деньги он может в любой момент, но в объеме внесенных средств, поскольку исполнение обязательств другой стороной еще не произошло. Но если он хочет забрать «с интересом», то есть с процентами или со штрафными санкциями, то это означает, что у него должно быть основание для расторжения договора, а именно неисполнение обязательств той стороной – застройщиком.

- Хотя бы по срокам?

- Да. Неисполнение, явное неисполнение обязательств. Ну например, до ввода дома осталось три месяца, а там еще на площадке никто не появлялся – ну, очевидное неисполнение обязательств. Он может в этом случае подать иск и тогда получить деньги, и проценты, и штрафные санкции, пеню, но на основании суда.

- Поэтому ГПУ президента говорит, что там баланс в сторону застройщика?

- По сравнению с базовым принятым законом – да. Но здесь поскольку комплексный подход, то мы же дали право гражданину забрать свои деньги в любой момент без основания. То в комплексе в итоге здесь баланс, который и застройщика и гражданина устраивает. Второй момент, из этой же серии – распределение ставок. Застройщики настаивают на том, что ставки должны были бы быть одинаковыми и со стороны гражданина, так и со стороны застройщика. Если гражданин (дольщик) не выполняет свои обязательства, он несет ответственность в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центробанка в день. А застройщик – в размере одной семьдесят пятой, в четыре раза больше. Застройщики говорят, что мол несимметрично, должны быть равные ставки. Мы исходим из того, что равными ставки быть не могут, поскольку у них неравные возможности. Но баланс надо найти. Баланс на наш взгляд таков: одна трехсотая – это пеня, проценты за пользование деньгами. Дальше надо установить какой-то размер штрафа. После всех обсуждений и дискуссий установили размер штрафа еще одна трехсотая. В сумме получилось одна стопятидесятая. То есть одна трехсотая это его интерес за пользование деньгами, и одна трехсотая – это штрафные санкции. Получается в итоге одна стопятидесятая ставки рефинансирования Центробанка в день гражданин имеет право получения с застройщика, если застройщик не исполняет обязательства. Гражданин платит в два раза меньше санкций застройщику – одна трехсотая.

- А для гражданина – в случае если он деньги не внес?

- Да.

- И все, только в этом случае?

- В законе есть обязательства сторон. Со стороны гражданина – только если он деньги не вносит, других обязательств у него нет. Но мы там вводим какие-то уточняющие вещи в этом законе, который мы сейчас вносим. Ну например, застройщик готов сдавать дом, а гражданин не принимает и не принимает. Или отсутствовал, был в командировке. Уважительная причина, неуважительная – я даже не хочу вмешиваться в это дело. Если застройщик предъявляет ему дом и говорит – принимай, с этого момента обязательства фиксируются до момента их исполнения, то есть до момента, когда дом будет принят или обоснованно не принят, до этого время должно остановиться. Иными словами, срок по договору – два года, и установлена дата сдачи дома и 1 июня я должен получить квартиру. Основания, по которым я могу предъявить иски застройщику – неисполнение сроков предъявления мне товара, ненадлежащее качество товара, еще там есть пункты. Если срок 1 июня, 30 мая застройщик мне говорит – все готово, квартира твоя готова, принимай. То есть фиксируй, какие там есть недоделки. А я уехал и меня нет, и никому доверенности на прием квартиры не оставил. Должен нести застройщик за это ответственность? Нет, не должен. Я вернулся 1 июля и написал, что здесь две недоделки. Застройщик устранил их за один день, но я за месяц подал на него иск – заплати мне проценты штрафных санкции. Это неправильно, поэтому время должно останавливаться в тот момент, когда застройщик предъявил мне готовую квартиру и не по его вине ее приемка не происходила, а по моей как заказчика, как дольщика. Вот такие вещи устраняются в этом законе. То есть этот закон с точки зрения содержательной на самом деле ничего такого спорного не нес, а нес просто вещи понятные, бесспорные, очевидные. Почему мы получили такое заключение, мне непонятно. Ну, ничего, работаем дальше.

- Спасибо.

 

150306-4

Вносится депутатами

Государственной Думы

Боосом Г.В.,

Резником В.М., Н.И.Ашлапов

Проект

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон

«Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 40) следующие изменения:

1) в статье 1:

а) часть 2 изложить в следующей редакции:

«2. Кроме предусмотренного частью 1 настоящей статьи случая привлечение денежных средств граждан физическим или юридическим лицом с принятием таким лицом на себя обязательств, после исполнения которых у гражданина возникает право собственности на жилое помещение в строящемся (создаваемом) многоквартирном доме, допускается в случаях, если денежные средства граждан привлекаются путем выпуска облигаций, закрепляющих право их владельцев на получение от эмитентов облигаций имущественных эквивалентов в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, а также жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов.»;

б) дополнить частью 3 следующего содержания:

«3. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения юридических лиц, связанные с инвестиционной деятельностью по строительству (созданию) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и не основанные на договоре участия в долевом строительстве. Указанные отношения регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об инвестиционной деятельности. Уступка права требования по обязательству гражданину не допускается, если в результате исполнения такого обязательства у гражданина должно возникнуть право собственности на жилое помещение в строящемся (создаваемом) многоквартирном доме.»;

2) пункт 2 статьи 2 дополнить предложением следующего содержания: «При этом передача такого жилого помещения осуществляется одновременно с передачей доли в праве собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, в состав которого входит передаваемое участнику долевого строительства жилое помещение.»;

3) в части 1 статьи 3 слова «опубликования и (или) размещения проектной декларации» заменить словами «опубликования, размещения и представления проектной декларации»;

4) в статье 5:

а) в части 4 слова «является основанием для предъявления застройщиком требования о расторжении договора в судебном порядке» заменить словами «является основанием для одностороннего отказа застройщика от исполнения договора в порядке, предусмотренном частями 3 – 5 статьи 9 настоящего Федерального закона»;

б) в части 5 слова «является основанием для предъявления застройщиком требования о расторжении договора в судебном порядке» заменить словами «является основанием для одностороннего отказа застройщика от исполнения договора в порядке, предусмотренном частями 3 – 5 статьи 9 настоящего Федерального закона»;

в) в части 6 слова «одной стопятидесятой ставки» заменить словами «одной трехсотой ставки»;

 

5) в статье 6:

а) часть 1 изложить в следующей редакции:

«1. Застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства не позднее срока, который предусмотрен договором и должен быть единым для участников долевого строительства, которым застройщик обязан передать объекты долевого строительства, входящие в состав многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости или в состав блок-секции многоквартирного дома, имеющей отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, за исключением случая, установленного частью 3 настоящей статьи.»;

б) в части 2 слова «одной семидесятипятой ставки» заменить словами «одной трехсотой ставки», дополнить предложением следующего содержания: «Если участником долевого строительства является гражданин, предусмотренная настоящей частью неустойка (пени) уплачивается застройщиком в двойном размере.»;

6) в статье 7:

а) в части 1 слова «соответствует условиям договора либо при отсутствии или неполноте условий такого договора» заменить словами «соответствует условиям договора,»;

б) часть 2 после слов «отступлениями от условий договора» дополнить словами «и (или) указанных в части 1 настоящей статьи обязательных требований»;

в) часть 3 после слов «к качеству объекта долевого строительства» дополнить словами «или неустранения выявленных недостатков в установленный участником долевого строительства разумный срок»;

г) часть 5 дополнить предложением следующего содержания: «Иные гарантийные сроки могут устанавливаться договором на использованные для строительства (создания) объекта долевого строительства материалы и оборудование, за исключением тех материалов и оборудования, требования к которым установлены техническими регламентами, градостроительными регламентами, а также иными обязательными требованиями.»;

д) дополнить частью 7 следующего содержания:

«7. Застройщик не несет ответственность за недостатки (дефекты) объекта долевого строительства, обнаруженные в пределах гарантийного срока, если докажет, что они произошли вследствие нормального износа такого объекта долевого строительства или его частей, нарушения требований технических регламентов, градостроительных регламентов, а также иных обязательных требований к процессу его эксплуатации либо вследствие ненадлежащего его ремонта, проведенного самим участником долевого строительства или привлеченными им третьими лицами.»;

7) в статье 8:

а) в части 3 слова «обязан передать объект долевого строительства в течение двух месяцев, но не позднее предусмотренного договором срока» заменить словами «вправе исполнить обязательство по передаче объекта долевого строительства досрочно»;

б) дополнить частью 6 следующего содержания:

«6. Если иное не установлено договором, при уклонении участника долевого строительства от принятия объекта долевого строительства в предусмотренный частью 4 настоящей статьи срок или при отказе участника долевого строительства от принятия объекта долевого строительства (за исключением случая, указанного в части 5 настоящей статьи) застройщик по истечении тридцати дней со дня, предусмотренного договором для передачи объекта долевого строительства участнику долевого строительства, вправе составить односторонний акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства. При этом риск случайной гибели объекта долевого строительства признается перешедшим к участнику долевого строительства со дня, предусмотренного договором для передачи объекта долевого строительства.»;

8) в статье 9:

а) в пункте 1 части 1 слово «неисполнения» заменить словами «произошедшего не по вине участника долевого строительства неисполнения»;

б) часть 2 изложить в следующей редакции:

«2. В случае одностороннего отказа участника долевого строительства от исполнения договора по основаниям, предусмотренным пунктами 1 – 6 части 1 настоящей статьи, застройщик обязан возвратить денежные средства, уплаченные участником долевого строительства в счет цены договора, а также уплатить проценты на эту сумму за пользование указанными денежными средствами в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства по возврату денежных средств, уплаченных участником долевого строительства. Указанные проценты начисляются со дня внесения участником долевого строительства денежных средств или части денежных средств в счет цены договора до дня их возврата застройщиком участнику долевого строительства. Если участником долевого строительства является гражданин, указанные проценты уплачиваются застройщиком в двойном размере.»;

в) дополнить частями 3 – 5 следующего содержания:

«3. В случае одностороннего отказа застройщика от исполнения договора по основаниям, предусмотренным частями 4 и 5 статьи 5 настоящего Федерального закона, застройщик не позднее чем за тридцать дней до предполагаемого дня расторжения договора обязан направить в письменной форме участнику долевого строительства предупреждение о необходимости исполнения им обязательства по уплате цены договора. При неисполнении участником долевого строительства данного обязательства в предусмотренный предупреждением срок договор считается расторгнутым. Застройщик обязан возвратить денежные средства, уплаченные участником долевого строительства в счет цены договора, в течение трех дней со дня его расторжения. Если в указанный срок участник долевого строительства не обратился к застройщику за получением денежных средств, уплаченных участником долевого строительства в счет цены договора, застройщик не позднее дня, следующего за рабочим днем после истечения указанного срока, обязан зачислить эти денежные средства в депозит нотариуса по месту нахождения застройщика, о чем сообщается участнику долевого строительства.

4. В случае нарушения застройщиком предусмотренного частью 3 настоящей статьи срока возврата денежных средств или зачисления этих денежных средств в депозит нотариуса застройщик уплачивает участнику долевого строительства проценты на эту сумму за пользование указанными денежными средствами в соответствии с частью 2 настоящей статьи.

5. При возврате застройщиком денежных средств в случае его одностороннего отказа от исполнения договора зачет требований по уплате участником долевого строительства неустойки (пени), предусмотренной настоящим Федеральным законом или договором, не допускается.»;

9) в статье 13:

а) в части 7 слова «в порядке последующего залога может передаваться банку (последующему залогодержателю)» заменить словами «может передаваться банку»;

б) дополнить частью 71 следующего содержания:

«71. В случаях, предусмотренных частями 6 и 7 настоящей статьи, застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства и (или) заключать кредитный договор или договор займа с условием о целевом использовании в объеме, не превышающем указанной в проектной декларации стоимости строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.»;

10) в статье 15:

а) в части 1 слова «в части 6 статьи 13» заменить словами «в частях 6 и 7 статьи 13»;

б) в части 2 слова «в части 6 статьи 13» заменить словами «в частях 6 и 7 статьи 13»;

в) часть 3 признать утратившей силу;

11) часть 2 статьи 19 дополнить предложением следующего содержания: «Застройщик вправе не опубликовывать в средствах массовой информации и (или) не размещать в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования проектную декларацию, если привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости осуществляется без производства, размещения и распространения соответствующей рекламы.»;

12) в статье 20:

а) в части 1:

пункт 3 дополнить словами «, которые обладают пятью и более процентами голосов в органе управления этого юридического лица, с указанием фирменного наименования (наименования) юридического лица – учредителя (участника), фамилии, имени, отчества физического лица – учредителя (участника), а также процента голосов, которым обладает каждый такой учредитель (участник) в органе управления этого юридического лица»;

пункт 4 дополнить словами «, с указанием места нахождения указанных объектов недвижимости, сроков ввода их в эксплуатацию в соответствии с проектной документацией и фактических сроков ввода их в эксплуатацию»;

в пункте 6 слова «величине собственных денежных средств,» исключить;

б) в части 2:

пункт 4 признать утратившим силу;

пункт 5 дополнить словами «(за исключением регистров бухгалтерского учета)»;

в) дополнить частью 3 следующего содержания:

«3. Застройщик представляет документы, указанные в части 2 настоящей статьи, в подлинниках или в форме надлежащим образом заверенных копий.»;

13) пункт 9 части 1 статьи 21 изложить в следующей редакции:

«9) о планируемой стоимости строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости;»;

14) в статье 23:

а) пункт 2 части 2 признать утратившим силу;

б) в части 3 слова «Требования к размеру собственных денежных средств застройщика, порядок расчета размера этих средств, а также» исключить, слово «нормативы» заменить словом «Нормативы»;

в) пункт 2 части 6 признать утратившим силу;

15) часть 2 статьи 27 изложить в следующей редакции:

«2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, на строительство которых привлекались денежные средства физических и (или) юридических лиц и (или) разрешения на строительство которых получены до вступления в силу настоящего Федерального закона.».

 

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Действие Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2005 года.

 

Пояснительная записка

к проекту федерального закона

«О внесении изменений в Федеральный закон

«Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ).

Внесение вызвано необходимостью урегулирования ряда вопросов, связанных с осуществлением деятельности по строительству многоквартирных домов и иных объектов недвижимости с участием физических и юридических лиц.

Так, например, содержащийся в части 2 статьи 1 перечень возможных случаев привлечения средств граждан физическим или юридическим лицом с принятием ими на себя обязательств, после исполнения которых у граждан возникают права собственности на жилые помещения в строящихся многоквартирных домах кроме как застройщиком на основании договора участия в долевом строительстве, а также жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность таких кооперативов законопроектом предлагается расширить также и возможностью привлечения средств граждан путем выпуска облигаций, закрепляющих право на предоставление имущественного эквивалента в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.

Кроме того, предлагается уточнить соотношение применения положений Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ с применением норм Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». В законопроекте предлагается указать, что отношения между юридическими лицами, связанными с совместным участием в инвестиционной деятельности по строительству объектов недвижимости, не основанные на договоре участия в долевом строительстве, могут осуществляться на основании Гражданского кодекса Российской Федерации и законодательства Российской Федерации об инвестиционной деятельности. При этом законопроект вносит дополнение в статью 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ, которое предусматривает, что уступка требований по таким договорам физическим лицам не допускается, если в результате исполнения обязательства, по которому уступаются требования, у гражданина должно возникнуть право собственности на жилое помещение в строящемся многоквартирном доме.

Также законопроект уточняет понятие объекта долевого строительства (пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ), включая в его состав помимо жилого или нежилого помещения, подлежащего передаче участнику долевого строительства, также и долю в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, в состав которого входит передаваемое участнику долевого строительства жилое или нежилое помещение.

Законопроектом изменяется судебный порядок расторжения договоров участия в долевом строительстве в случае просрочки внесения платежа участником долевого строительства и устанавливает в таком случае возможность одностороннего отказа застройщика от исполнения договора (часть 4 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ).

Законопроектом предусмотрено снижение размера неустойки (пени), уплачиваемой застройщику в случае нарушения установленного договором срока внесения платежа участником долевого строительства до одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (часть 6 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ). Такой же размер неустойки (пени) законопроект предусматривает уплачивать застройщиком участнику долевого строительства в случае нарушения предусмотренного договором срока передачи участнику долевого строительства объекта долевого строительства (часть 2 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ). При этом если участником долевого строительства является гражданин, то такая неустойка (пеня) уплачивается застройщиком в двойном размере.

Также законопроектом в развитие положений части 5 статьи 7 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ, устанавливающей пятилетний гарантийный срок объекта долевого строительства, предусмотрена возможность установления в договоре иных гарантийных сроков на использованные в объекте долевого строительства изделия, материалы и оборудование, за исключением тех изделий, материалов и оборудования, требования к которым установлены техническими регламентами, градостроительными регламентами, а также иными обязательными требованиями.

Вместо обязанности передать объект долевого строительства в течение двух месяцев после получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости законопроект предусматривает возможность досрочного исполнения застройщиком обязательства по передаче объекта долевого строительства (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ).

Законопроект уточняет процедуру расторжения договора участия в долевом строительстве и возврата денежных средств участнику долевого строительства, уточняет особенности рекламы и содержания проектной декларации.

 

Hosted by uCoz