21.04.05 Лев МОСКОВКИН

Вице-спикер Госдумы Сергей Бабурин:

- Я просто очень сожалею, что отдельные должностные лица Соединенных Штатов Америки взяли на себя право учить весь мир жить, причем выступают с позиций такого имперского фашизма, когда уничтожают другие точки зрения. И конечно кампания против Белоруссии, которую они развернули, так и недружественные шаги в отношении России, я считаю, должны встречать адекватный ответ.

- Грызлов отметил, что ваше выступление на сессии ПС Союзного государства завершилось аплодисментами

- Я думаю, что на следующей сессии мы должны будем в комплексе рассмотреть вот ту я бы сказал «цивилизационную опасность», которая сгущается вокруг России и Белоруссии. Я бы сказал: и Украины.

- Следующая сессия будет в Минске?

- Летом.

- Спасибо.

 

21.04.05 Лев МОСКОВКИН

Партстроительство и партвредительство

Правая, левая где сторона...

«Единая Россия» – не задница и не пара сапог, это клонированные валенки

«ЕДИНОРОССЫ» УЖЕ НЕ МОГУТ СКРЫВАТЬ СВОЙ РАЗВАЛ ИЗНУТРИ

Москва, 21 апреля 2005 года. Председатель думского комитета по труду и социальной политике Андрей Исаев провел сегодня заседание «круглого стола» на тему «Социальная программа партии «Единая Россия».

Валерий Гальченко заявил в ходе заседания, что партийная дискуссия только заточит партийную платформу. Депутат считает, что общими принципами партийной идеология могла бы стать идея сохранения единства страны, российская государственность должна стать единственной объединяющей ценностью.

По мнению Игоря Игошина, если бы дискуссия началась раньше, то партия не совершала бы нынешних ошибок. Однако партия не должна превращаться в собес и выполнять исключительно роль просителя. Надо не только заявить о своей социальной ориентации, но и пытаться ее отстаивать. С этим мнением Игошина полностью согласился депутат Геннадий Кулик: «Мы никогда не реализуем своих задач, если не изменим свои отношения с правительством, а то получается, что все правительственные инициативы мы только автоматически принимаем, но никогда не отклоняем.

Председатель думского комитета по образованию Николай Булаев считает, что если «Единая Россия» сейчас не займется решением социальных вопросов, то «выполнение предвыборной программы партии может стать проблемой». Эти вопросы необходимо решать уже сейчас, заявил Булаев и добавил, что «Никто не собирается раскалывать партию, делить ее на наших и не наших», потому что внутрипартийная дискуссия крайне полезна, это необходимо и позволит усилить влияние «Единой России», ее авторитет среди избирателей.

В заключении обсуждения Алексей Сигуткин сказал, что «Наша дискуссия – это следствие изменения настроений общества. За полтора года мы не сделали тех шагов, которые от нас ожидали. Но люди делегировали нас именно для того, чтобы мы защищали их интересы».

Константин Затулин считает, что платформы в партии лишь укрепят партию, «Единая Россия» должна позаимствовать опыт партстроительства у японской ЛДПР, где ведутся постоянные споры, но при этом партия сохраняет единство. Также и у нас – невозможно претендовать на ведущую роль в обществе, не имея противоположных платформ, именно разделясь на фракции, «Единая Россия» сможет заполнить все электоральные ниши.

На «круглом столе» открыли секрет Полишинеля – оказалось, что дискуссии и споры проходят в «Единой России» регулярно вот уже полтора года, но раньше их держали в тайне, не делая достоянием общественности. Когда спор вышел на открытый уровень, решили перевести стрелки и главной темой дискуссии «единороссы» предлагают сделать вопрос о месте и роли государства во всех сферах жизни. Одержать победу на парламентских выборах в 2007 году и Андрей Исаев предполагает за счет вооружения партии левой идеологией. «Мы готовы к обвинениям в левизне, но это не значит, что мы коммунисты. Мы – социальные консерваторы», – позиционировался Андрей Исаев, отлично понимая, что лозунги с корнем «коммуна» если кто и может сейчас использовать, то только Зюганов, с которым за его электорат безуспешно сражались креаторы «Родины». Исаеву не привыкать колебаться вместе с генеральной линией партии. «Социальные консерваторы» борются за внимание власти к вопросам здравоохранения, образования, культуры. «А то сейчас мы больше походим на общероссийский Собес, выбивающий каждый год деньги из правительства для населения», сообщила замруководителя фракции Фарида Гайнуллина.

Фактически на «круглом столе» группа депутатов фракции «Единая Россия» заявила о создании левого течения в партии, в их числе Ольга Борзова, Николай Булаев, Игорь Игошин, Андрей Исаев, Раиса Кармазина, Геннадий Кулик, Петр Рубежанский, Алексей Сигуткин, Татьяна Яковлева.

Исаев предложил считать организацию внутрифракционных леваков ответом на возникновение условно-либерального крыла в партии. Исаев считает, что судьба двух крыльев партии решится уже в субботу на заседании Генсовета «Единой России». Андрей Исаев высказался против либерального уклона в партии, он поддерживает стремление коллег по партии к защите гражданских и политических свобод, но не согласен с призывом сделать из «Единой России» правую, либеральную партию. Партия должна сосредоточить свою деятельность на создании социальной платформы, с которой она и выступит на предстоящих парламентских выборах, это должно стать идеологией социального консерватизма. По мнению Исаева, принципы социальной справедливости намного ближе «Единой России», чем либерализм. Исаев напомнил, что на парламентских выборах 2003 года за СПС проголосовало всего 3% населения.

Исаев не считает расколом выделение в партии течений, потому что партия не пойдет на предстоящие парламентские выборы двумя колоннами. При всех своих разногласиях партия сильна, и депутат хотел бы видеть «Единую Россию» единой и после выборов.

Рисуя крылья к «Медведю», журналисты забыли, что хвост он потерял еще в прошлой Думе, по этому поводу принималось специальное постановление.

Журналисты искали раскол, Исаев убеждал, что его нет: «Мы все работаем в рамках «Единой России» и продолжаем категорически выступать против раскола». Будучи опытным профсоюзным демагогом и прекрасным оратором, Исаев предложил именовать собравшихся на круглый стол левым или социальным крылом партии. С центром тоже проблем не будет, в «Единой России» состоит около миллиона партийцев, так что кому занять центр, найдется. Говоря об этом, Исаев подозрительно улыбался. Оставшийся в дыре между всеми медвежьими крыльями глава Народной партии Геннадий Гудков сказал журналистам, что никаких правых-левых половин в партии не может быть, потому что «мы валенки», они одинаковы. У «единороссов» нет право-лево, муж-жен, наваляли клонированный унисекс, теперь этикетки клеят, чтоб забить ниши под бывший электорат СПС, Яблока, и особенно под пока живых в парламенте коммунистов. В отличие от Рогозина, которого поманили в «едро», использовали и выбросили, Исаева голыми руками не возьмешь, вот он и улыбается, немало привирая.

Дело в том, что на Генсовете будет решаться не столько крылатость «Медведя», сколько больная голова со сменой кадрового состава. И кто будет назначен вместо того же Юрия Волкова, или сумеет кошелек партии удержать на доске почета партийного руководства, скажет журналистам о будущем походе «Единой России» во власть больше, чем словесные выкрутасы партийных трибунов.

 

сообщения

 

Борьба с коррупцией по-русски: гори, гори ясно, чтобы не погасло

ВЛАДИМИР КОЛЕСНИКОВ ТРЕБУЕТ КОНТРОЛЯ ЗА КРУПНЫМИ ПОКУПКАМИ ГОСЧИНОВНИКОВ

Москва, 21 апреля 2005 года. Председатель комиссии Госдумы по противодействию коррупции Владимир Гришанков («Единая Россия») провел в Малом зале Госдумы парламентские слушания на тему «О государственной политике и стратегии противодействия коррупции».

Вице-спикер Любовь Слиска считает, что России необходимо выработать собственную государственную стратегию, потому что в условиях нарастающей террористической угрозы россияне остро реагируют на факты проявления коррупции.

В своем выступлении на слушаниях Гришанков сказал, что СМИ должны стать мощным партнером Государства по борьбе с коррупции, могущество четвертой власти должно работать на общество, а государство должно создавать добросовестной и неангажированной прессе все условия для освещения событий различного характера. Депутат отметил, что до сих практикуются попытки криминалитета по втягиванию прессы в передел собственности.

Гришанков также сказал, что Госдума ожидает от правительства скорейшего внесения на ратификацию Конвенции ООН о противодействии коррупции и организованной преступности, которую Россия подписала в декабре 2003 года, и Конвенцию Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию»

Замгенпрокурора Владимир Колесников в своем выступлении рассказал, что в минувшем году Генпрокуратура провела масштабные проверки органов госвласти, выявили незаконное участие чиновников коммерческой деятельности, незаконное получение должностей и льгот, торговли госсобственностью, приобретение госимущества по заниженной стоимости. По словам Колесникова, ежегодно выявляется 25 тысяч преступлений против госвласти. Колесников считает, что коррумпированы все, следователи, прокуроры, судьи и даже аудиторы Счетной палаты. он выступает за скорейшее восстановление института конфискации имущества и требует введения жесткого контроля за расходами чиновников – совершил крупную покупку, и должен объяснить, откуда у него на это средства.

Председатель думского комитета по госстроительству Владимир Плигин считает необходимым принять закон о лоббизме, чтобы было регламентировано, что можно лоббировать и что нет. По данным международных экспертов Россия занимает 89-е место в мире по коррупционным преступлениям. Депутат призвал не обвинять суды и правоохранительные органы в заведомом распространении коррупции, в них работают механизмы самоочищения.

Замминистра юстиции Евгений Сидоренко сообщил, что Минюст ведет разработку законопроектов с поправками различные законы включая УК, УПК, об оперативно-розыскной деятельности. Поправки готовятся в связи с предстоящей ратификацией международных документов по противодействию коррупции. В уголовном законодательстве России будет расширен состав не преступлений, связанных с коррупцией. Сидоренко считает, что норма конфискации имущества будет возвращена в законодательство обязательно. Сидоренко считает очень важным то, что Дума реанимировала законопроект о нормативно-правовых актах. В своем выступлении замминистра отметил, что в настоящее время некоторые высшие чиновники, например, советники министров, не являются по статусу госслужащими и за преступления, связанные с госслужбой, для них не предусмотрена уголовная ответственность.

Советник президента Асламбек Аслаханов в своем выступлении на слушаниях предлагал принять общенациональную программу по борьбе с коррупцией. Необходимо также создать систему административных судов, рассматривающих жалобы простых граждан на всевозможные притеснения со стороны чиновников.

Поборовшись с коррупцией в зале, участники слушаний довольные проделанной работой и уставшие от усилий разошлись. Их предложения, надо думать, увеличат число постов, а стало быть, и возможности коррупции. Борьба с этим злом у нас подобно отрубанию голов змея – на месте одной вырастает три.

 

Замминистра юстиции Евгений Сидоренко:

- Кто не подлежит уголовной ответственности, обладая влиянием?

- Советники министров, помощники депутатов не являются должностными лицами в сегодняшнем понимании, они не обладают теми функциями, которые законодатель вкладывает в понятие должностного лица, хотя они занимают высокое место в системе.

- Какие поправки готовит Минюст в связи с предстоящей ратификацией международных документов по борьбе с коррупцией?

- Это и понятия, и расширение составов уголовных преступлений, там целый ряд действий, связанных с влиянием, пассивный подкуп. То есть целый ряд составов уголовных преступлений, понятийный аппарат достаточно меняется.

- Конфискация имущества все-таки будет?

- Да, однозначно.

- Что за законопроект реанимировала Госдума?

- Был такой законопроект о нормативно-правовых актах. Года три-четыре назад проект рассматривался, постепенно он умер. Там вопросы иерархии правовых актов, порядка их разработки. Сейчас вопросы подготовки правовых актов и механизмы их принятия частично решаются в регламенте правительства, в регламенте Государственной Думы. Но это ведомственные акты, а хотелось бы, чтобы эти вопросы на законодательном уровне были решены.

 

В ГОСДУМЕ ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКА ФРОНТОВЫХ ХУДОЖНИКОВ

Москва, 21 апреля 2005 года. Председатель Государственной Думы Борис Грызлов провел сегодня встречу с ветеранами Великой Отечественной войны, посвященную празднованию 60-летия Победы.

После этого вице-спикер Любовь Слиска открыла для ветеранов выставку работ фронтовых художников «Дорогами войны . Фронтовая живопись, 1941-1945». Слиска сказала ветеранам: «сейчас очень много спекуляций в отношении нашей победы и мне непонятно, почему мы должны кого-то уговаривать приехать на наш праздник. Это наш праздник, это наша победа, победа советского солдата». Слиска провела экскурсию для ветеранов по Думе, чтобы спросить их, «что мы делаем не так». «Вы – наша единственно правильная позиция, вам никто не посмеет возразить» – сказала Слиска и попросила ветеранов извинить депутатов, «если мы что-то делаем не так».

Выставку работ фронтовых художников собрал для галереи «Старинный интерьер» Константин Журомский. Он рассказал в нашем интервью, что на выставке представлено около ста работ, некоторые из них выкуплены из галерей современного искусства, потому что на выставке представлены такие известные художники, как Георгий Нисский, Леонид Сойфертис.

Выступая на открытии выставки в Думе, Журомский представил единственного дожившего до наших дней художника из числа авторов вставочных работ, правнука Алексея Саврасова Олега Павлова, который сообщил, что ему 84 года, он был призван в 1939 году и прослужил Финскую и Отечественную войну.

Завтра выйдет альбом репродукций экспонатов выставки, она будет работать в Думе по 30 апреля, а потом переместится в ЦДХ.

 

БЮДЖЕТ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА УВЕЛИЧЕН ПОЧТИ ДО ТРЕХ МИЛЛИАРДОВ РУБЛЕЙ

Москва, 21 апреля 2005 года. Государственный секретарь Союзного государства России и Беларуси Павел Бородин представил сегодня союзный бюджет на проходящей в Москве XXVII сессии Парламентского Собрания Союза России и Белоруссии Доходы.

По словам Бородина, бюджет бездефицитный. Доходы союзного бюджета-2005 составят 2,9 млрд. руб., из них 1,6 млрд. вносит Российская Федерация, 862 млн. руб. вносит Республика Беларусь. Доходы бюджета частично пополнятся за счет погашения задолженности Республикой Беларусь в размере 200 млн. руб., также платы за использование бюджета.

Расходы 2,9 млрд. руб. основным приоритетом бюджета является финансирование совместных программ, в т.ч. 33% по обеспечению безопасности Союзного государства, 20% – социальные программы.

Павел Бородин считает, что неопределенность статуса Союзного государства не позволяет эффективно управлять средствами бюджета. Борони в связи с этим возлагает надежды на Бюджетный кодекс Союзного государства.

Член Парламентского Собрания России и Белоруссии Сергей Бабурин ответил в своем выступлении, что бюджет не предусматривает выборов парламента, а это значит, как считает депутат, что «нам предлагают проштамповать бюджет», которые обеспечивает только выживанию. Бабурин со своей стороны заинтересован в развитии Союзного государства, но отмечает, что еще хорошо то, что бюджет принимается в середине года, а не в конце.

Председатель бюджетной комиссии Парламентского собрания Владимир Никитин отметил, что бюджет увеличен на 400 млн. руб., также изменена его структура, в нем всего 38 программ, из них три новых. В бюджете появились внутренние источники. Никитин просил одобрить проект бюджета в трех чтениях, с чем ПС согласилось. Никитин отметил сбои в сроках внесения бюджета и напомнил, что провалено исполнение бюджета по схеме одна двенадцатая, практически до апреля ни рубля на финансирование союзных программ не шло. Так мелочной опекой можно торпедировать весь процесс союзного строительства. Никитин считает, что сами расхождения по бюджету не стоили выеденного яйца, но чиновники, которые тормозили бюджет, остаются в стороне.

Завершилась сессия одобрением заявления, приуроченного к 60-й годовщине Великой Победы. При обсуждении проекта заявления Сергей Бабурин настаивал на ужесточении текста, потому что идет война, и Бабурин сказал об американском имперском фашизме, также о том, что в Ираке голосовали за номера, а на Белоруссию навешали всех собак. Бабурин призывал не метать перед свиньями бисер.

 

ПАРЛАМЕНСТКОЕ СОБРАНИЕ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА РОССИИ И БЕЛОРУССИИ СЕГОДНЯ УТВЕРЖДАЕТ СОЮЗНЫЙ БЮДЖЕТ

Москва, 21 апреля 2005 года. На проходящей в Москве XXVII сессии Парламентского Собрания Союза России и Белоруссии признаны полномочия депутатов, делегированных в состав союзного органа Национальным собранием Республики Беларусь, а также учтены изменения в составе депутации Совета Федерации ФС РФ.

Первым заместителем председатель парламентского собрания утвержден председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Владимир Коноплев. Его заместителями стали председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Геннадий Новицкий и председатель постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Вадим Попов.

Председателями постоянных комиссий Парламентского Собрания утверждены Павел Берге, Николай Чергинец, Валентин Симирский, Владимир Адашкевич, Николай Дубовик.

Заседание Парламентского Собрания проходит в Большом зале пленарных заседаний Государственной Думы, на его открытии председатель ПС, спикер Борис Грызлов сказал: «В сегодняшней ситуации на пространстве Содружества Независимых Государств значение нашего союзного строительства значительно возрастает. Намерение последовательно продвигаться по пути дальнейшего сближения было подтверждено в ходе недавней встречи президентов наших стран в Сочи. Главы государств обсудили более двадцати вопросов, был достигнут ряд принципиальных договоренностей и подчеркнута необходимость сохранения положительной динамики в интеграционных процессах».

В ходе сессии Парламентского Собрания депутаты рассмотрят проект бюджета Союзного государства. По словам Грызлова, этот вопрос приобретает особую значимость в связи с намеченным на пятницу заседанием Высшего Государственного Совета Союзного государства. В конце сессии будет принято специальное заявление, приуроченное к 60-й годовщине Великой Победы.

 

ГЕННАДИЙ СЕЛЕЗНЕВ ВМЕСТЕ С ПАРТИЗАНАМИ ПРОЕДЕТ ПО МЕСТАМ БОЕВОЙ СЛАВЫ

Москва, 21 апреля 2005 года. Председатель Союзной палаты, независимый депутат Госдумы Геннадий Селезнев провел сегодня в Гербовом зале Госдумы встречу с участниками партизанского движения и сопротивления Белоруссии и России.

На встрече присутствовало 28 человек – радисты-шифровальщики, подпольщики, участники финской войны и партизанского движения времен Великой Отечественной войны включая генерала армии Владимира Еремеева и Героя Советского Союза Надежду Троян.

Селезнев вручил ветеранам памятную медаль за заслуги от имени общественного движения «Россия», которое он возглавляет.

28-30 апреля группа представителей партизанского движения совершит поездку в Минск, о чем договорился с президентом Лукашенко Селезнев, который пообещал присутствующим, что увидят прекрасную страну с прекрасным народом, а вовсе не оковы России, как это рисуют некоторые ультралибералы. Ветераны побывают в городе-Герое Минске, встретятся с Лукашенко и проедут по местам боевой славы.

Присутствовавший на встрече в Думе посол Белоруссии в России Владимир Григорьев в своем выступлении сказал, что годы войны явились тяжелым испытанием для белорусского народа, республика первая приняла удар и была превращена в полигон для массового уничтожения неугодных гитлеровскому режиму людей.

 

ЗАВТРА ГОСДУМА РАССМОТРИТ ПРОЕКТЫ ЛЕСНОГО И ВОДНОГО КОДЕКСОВ

Москва, 21 апреля 2005 года. Завтра, на последнем пленарном заседании перед перерывом на работу в округах депутаты Госдумы рассмотрят в первом чтении проекты Лесного и Водного кодексов РФ.

Как, сообщил журналистам спикер палаты Борис Грызлов по итогам заседания Совета Думы, вопрос о постановке кодексов в повестку дня Госдумы достаточно бурно обсуждался сегодня Советом Думы, причем профильный комитет представил подробное заключение на оба проекта.

Грызлов подчеркнул, что эти два важных кодекса нужно обсуждать подробно, получить мнения, отзывы из регионов, и для этого срок приема поправок ко второму чтению будет продлен – вместо обычных 30 дней на поправки будет дано 45 дней. По словам Грызлова, только семь регионов представили «конкретные позитивные или критические замечания. Спикер отметил, что при обсуждении кодексов в первом чтении одновременно палата примет развернутое постановление о необходимости изменений в документы ко второму чтению.

Напомним, что проекты кодексов, особенного лесного, вызывают бурное обсуждение не только в субъектах законодательной инициативы, причем критика кодекса связана с тем, что он защищает интересы крупных корпораций в области лесопользования.

Накануне представители Ил Тумэн (Госсобрания) Республики Саха (Якутия) высказались на пресс-конференции в Госдуме против проектов кодексов.

 

ГОСДУМА ЗАВЕРШАЕТ ПЕРЕХОД К ПОЛНОЙ ПРОПОРЦИОНАЛКЕ

Москва, 21 апреля 2005 года. Депутаты рассмотрят завтра в третьем чтении проект закона о выборах депутатов Госдумы с отменой одномандатных округов.

Об этом сообщил журналистам по итогам Совета Думы спикер Борис Грызлов.

Проект был одобрен во втором чтении 15 апреля, он предусматривает переход к пропорциональной системе выборов в нижнюю палату российского парламента.

Также завтра Госдума рассмотрит во втором чтении законопроект по госрегулированию оборота алкоголя, причем разногласия по проекту так и не преодолены, они касаются схемы применения акциза и квотного регулирования.

 

ОБЛИГАЦИИ МОЖНО БУДЕТ СДАВАТЬ В ЗАЛОГ И ПОГАШАТЬ ДОСРОЧНО

Москва, 21 апреля 2005 года. Комитет Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам одобрил сегодня законопроект второго чтения «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О рынке ценных бумаг», направленный на расширение возможностей выпуска облигаций.

Законопроект устанавливает возможности залога имущественных прав требования, носящих денежный характер, в обеспечение исполнения обязательств по облигациям. В пояснительной записке к проекту отмечается, что в настоящее время действующий закон «О рынке ценных бумаг» ограничивает возможность залога по облигациям только недвижимым имуществом и ценными бумагами, что «исключает возможность залога иного имущества, в том числе имущественных прав». Между тем, по мнению авторов законопроекта, залог прав требования, носящих денежный характер, отвечает интересам эмитентов, предоставляя им новую возможность по обеспечению исполнения облигационных обязательств и тем самым повышая привлекательность облигаций для инвесторов.

Законопроект устанавливает, что решение о выпуске облигаций может предусматривать право эмитента погасить все или часть облигаций досрочно, что может быть полезно для эмитента с учетом возможного изменения экономических условий и его заинтересованности в управлении своим долгом. Возможность досрочного погашения облигаций возможна и по инициативе владельцев облигаций. Стоимость досрочного погашения или порядок ее определения должны содержаться в решении о выпуске облигаций. Однако депутаты профильного комитета полагают, что поправки, наделяющие эмитента и владельца облигаций правом на досрочное погашение данных ценных бумаг, будут создавать предпосылки для нарушения равенства прав владельцев облигаций. В случае выделения данной разновидности облигаций в отдельный вид депутаты считают целесообразным разработать механизм, создающий равные условия как для владельцев имеющихся облигаций, так и для владельцев нового вида облигаций.

Вносятся изменения, которые уточняют правила выпуска облигаций, предусматривающие получение имущественного эквивалента. В соответствии с текстом документа, предоставление имущественного эквивалента по облигации в зависимости от условий выпуска может осуществляться по усмотрению эмитента или по требованию владельца облигации.

Законопроект также закрепляет возможность выпуска рисковых облигаций, которые предусматривают особые условия погашения в зависимости от рисков, указанных в решении об их выпуске. Такие риски могут быть связаны как с деятельностью самого эмитента, так и с деятельностью третьих лиц, а также правовыми и экономическими условиями. Законопроект ограничивает возможность приобретения рисковых облигаций гражданами за исключением случая, когда такие облигации принадлежат им как часть имущества, составляющего паевый инвестиционный фонд и находящегося под профессиональным управлением.

Планируется, что Дума рассмотрит законопроект во втором чтении на пленарном заседании 11 мая.

 

ХОДОРКОВСКОМУ ПРОДЛИЛИ СРОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ, ОСТАВИВ БЕЗ ВНИМАНИЯ РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

Москва, 21 апреля 2005 года. Сегодня в Мосгорсуде на Богородском валу будет рассмотрена жалоба адвоката Михаила Ходорковского Каринны Москаленко на решение Мещанского суда Москвы, продлить ее подзащитному содержание под стражей до 14 июля 2005 года.

По информации пресс-центра Михаила Ходорковского, срок предварительного заключения Ходорковского истекал 14 мая 2005 года, однако, сославшись на то, что до этого момента процесс завершен не будет, суд продлил его до 14 июля 2005 года.

Каринна Москаленко считает незаконными действия Мещанского суда, который 24 марта 2005 года по своей инициативе продлил заключение экс-главы ЮКОСа еще на два месяца.

Эти действия противоречат постановлению Конституционного суда РФ от 22 марта 2005 года, в соответствии с которым суд общей юрисдикции вправе по собственной инициативе рассмотреть вопрос о содержании под стражей, однако обязан выслушать мнение сторон, а также самого подсудимого. В данном случае этого сделано не было.

Авторы информации напоминают, что судья Конституционного суда РФ Анатолий Кононов ранее высказал мнение, что решение Мещанского суда Москвы о продлении Михаилу Ходорковскому срока содержания под стражей должно быть пересмотрено в случае, если оно принято без учета постановления КС РФ по данному вопросу. «Возможно, Мещанский суд не был знаком с постановлением от 22 марта, поскольку оно еще не было опубликовано, хотя и вступило в силу немедленно после оглашения. В этом случае, после опубликования постановления КС, решение райсуда должно быть пересмотрено либо самим судом, либо вышестоящей инстанцией по жалобе адвокатов», – сказал А. Кононов.

 

У НЕФТЕЮГАНСКОЙ МИЛИЦИИ – БЫТОВАЯ ТРАВМА

Москва, 21 апреля 2005 года. Сегодня в Независимом пресс-центре состоится пресс-конференция на тему: «Нефтеюганск: бытовая травма – «Избит в милиции», посвященная заказной милицейской расправе в городе Нефтеюганске.

В пресс-конференции принимают участие: председатель Правления Фонда «Гласность» адвокат Сергей Бровченко; Исполнительный директор ООД «За права человека» Лев Пономарев, также пострадавшие жители Нефтеюганска.

Л.Пономарев в своей информации о пресс-конференции сообщил историю вопроса. 26 марта 2005 года сотрудники милиции спровоцировала инцидент на турбазе «Сказка» (25 км от Нефтеюганска), когда там был семейный праздник – отмечался день рождения супруги Евгения Вострикова, гендиректора универсального магазина «Европа», входящего в корпорацию «Славтэк». (Е.Н. Востриков в прошлом году баллотировался на пост мэра Нефтеюганска, занял второе место – ходили упорные слухи о манипуляции на выборах – и мог рассматриваться нынешним мэром Виктором Ткачевым, против которого возбуждено два уголовных дела, как конкурент).

На базе отдыха было 7 семей, в том числе 18 детей. После того, как участники испорченного праздника стали выезжать, их на дороге задержали порядка 40 сотрудников милиции, в том числе, из «убойного» отдела. Во время перевозки Вострикова, в милицейскую машину врезалась иномарка – точно в «грузовой отсек». Е.В. Востриков оказался в реанимации.

При задержании были избиения. Избиения и издевательства над задержанными продолжались всю ночь. На утро милиция перевезла задержанных в больницу. Всем в истории болезни была сделана запись: «бытовая травма, избит в милиции». Милиция тут же устроила обыск в универсаме «Европа», старательно отключив камеры наблюдения (и тут же нашли пистолет с глушителем). ЧОП «Беркут», обеспечивающий охрану «Европу», был лишен лицензии.

Благодаря экстренному вмешательству правозащитников (после приезда в Нефтеюганск 14 апреля 2005 года) избитых уже стали опрашивать, и затем прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа возбудила уголовное дело по превышению сотрудниками милиции должностных полномочий.

 

Приложение – законопроект об электронной медицине

 

Прогресс в информационных и коммуникационных технологиях (ИКТ) и их тесная интеграция со специальными медицинскими и образовательными технологиями заложили основу для принципиально нового направления в организации и оказании медицинской помощи населению – электронной медицины (ЭМ).

Технологии ЭМ позволяют решать комплекс задач по оказанию медицинских услуг населению, обучению и повышения квалификации врачей, управлению здравоохранением, обучению населения основам медицинских знаний. Средства ЭМ могут применяться для оказания срочной и неотложной помощи в местах возникновения чрезвычайных ситуаций, катастроф и террористических актов, они незаменимы в ситуациях удаленности потребителя от высококвалифицированного медицинского персонала. Трудно переоценить важность технологий ЭМ для оказания помощи инвалидам и престарелым. Благодаря использованию средств ЭМ эти люди, находясь дома, также получают высококвалифицированную медицинскую помощь.

Внедрение ЭМ позволяет приблизить высококвалифицированную медицинскую помощь к месту жительства пациентов, обеспечить их качественное обслуживание с меньшими финансовыми и людскими затратами. Россия с огромной территорией, неравномерной плотностью населения и распределения квалифицированных медицинских кадров крайне нуждается в такой технологии. ЭМ на практике обеспечивает равенство прав населения на доступную высококвалифицированную консультативную медицинскую помощь, независимо от социального положения, места жительства и места выполнения профессиональной деятельности. Все это имеет важнейший социальный аспект.

Технологии ЭМ включают в себя существующие технологии, такие как телемедицина, дистанционный мониторинг, дистанционное обучение и повышение квалификации в области здравоохранения, домашнюю телемедицину, Интернет-медицину, различные варианты специального использования средств ИКТ для управления здравоохранением, информационного обеспечения населения РФ в области медицины и здравоохранения, так и варианты применения средств ИКТ в области медицины и здравоохранения, которые появятся в будущем. Например, к области ЭМ следует отнести взаимодействие пользователей с автоматизированными информационными системами, обрабатывающими или распространяющими информацию медицинского характера, если такое взаимодействие можно квалифицировать как «услугу».

На настоящее время существует ряд проектов в области телемедицины, территориальных медицинских регистров и информационных систем, телемониторинга, телеобучения и других вариантов использования ИКТ в области медицины. Оказываются телемедицинские услуги и проводятся сеансы дистанционного обучения и повышения квалификации медицинского персонала. Но реальная потребность в средствах ИКТ для медицины во много раз больше. Необходимо предоставить доступ к технологиям ЭМ не только специалистам-медикам, но всем гражданам РФ. Основным тормозом в процессе практического использования ЭМ является отсутствие нормативно-правовой базы, определяющей основные аспекты взаимодействия всех участников проекта, от производителей средств ЭМ до поставщиков и потребителей услуг ЭМ.

Целью предлагаемого Федерального Закона «Об электронной медицине» является обеспечение в Российской Федерации правовых условий для оказания услуг в области медицины средствами информационно-коммуникационных технологий, защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц, участвующих в процессе оказания услуг электронной медицины.

В законе даются определения основных терминов, в том числе определяются основные участники процесса оказания медицинских услуг средствами ИКТ.

Предлагаемый Закон направлен на формирование правовой основы государственной политики в области электронной медицины, в частности на выработку эффективных механизмов создания и функционирования систем электронной медицины, развития связанных с этим направлений и правовое обеспечение системы оказания услуг электронной медицины в Российской Федерации.

Отсутствие правового регулирование в области применения ИКТ для медицины привело к появлению ряда систем различных производителей, не несовместимых друг с другом и с принятыми мировыми стандартами в области ЭМ, что повлекло за собой стагнацию в развитии технологий и изоляцию проектов на базе таких систем. С другой стороны отсутствует координация усилий различных разработчиков, создающих функционально подобные системы. В результате при наличии высокого интеллектуального потенциала российских разработчиков средств ЭМ существуют единичные экземпляры передовых систем ЭМ. Настоящий Закон призван улучшить сложившуюся ситуацию со средствами ИКТ для ЭМ.

До настоящего времени отсутствовало четкое определение прав и обязанностей участников системы оказания услуг в области медицины средствами ИКТ. Настоящий Закон определяет права и обязанности Потребителей, Поставщиков и Провайдеров услуг ЭМ.

Закон призван защитить интересы участников процесса оказания услуг ЭМ, и в первую очередь, интересы потребителей услуг ЭМ, содействуя потребителям в компетентном выборе поставщика услуг ЭМ и защищая потребителя от недобросовестности поставщика услуг ЭМ.

Отсутствие единых норм к организации и оказанию услуг ЭМ привело к отсутствию системы подготовки и сертификации специалистов в области ЭМ, что пагубно сказывается на качестве предлагаемых в настоящее время услуг. Закон определяет основные требования к персоналу, работающему в сфере оказания услуг ЭМ, а также к системе подготовки и повышения квалификации персонала в сфере ЭМ.

Только в единицах проектов в области телемедицины и ЭМ применяются средства обеспечения конфиденциальности информационного обмена. В соответствии с Указом президента РФ N188 от 06.03.97 г. «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера», Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации», Федеральным законом «0 связи» и Основами законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» необходимо обеспечить защиту информации, передающуюся средствами ИКТ в ходе подготовки и оказания услуг ЭМ. Предлагаемый Закон определяет виды информации, подлежащие защите.

Современное законодательство никак не определяет ответственность поставщиков и провайдеров при организации и оказании услуг. Это привело к тому, что многие организации не начинают практическое использование технологий ЭМ, т.к. отсутствует четкое понимание того, кто несет ответственность за результат оказанной услуги ЭМ. В предлагаемом проекте Закона вводится четкое разграничение ответственности всех участников процесса оказания услуг ЭМ.

Принятие предлагаемого Закона позволит придать дополнительное ускорение внедрению ИКТ в такую социально-значимую область, как медицина, что в свою очередь, позволит сделать высококвалифицированную медицинскую помощь более доступной для населения РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

«ОБ ЭЛЕКТРОННОЙ МЕДИЦИНЕ»

 

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Цель и сфера применения настоящего Федерального закона

 

1. Целью настоящего Федерального закона является обеспечение в Российской Федерации правовых условий для оказания услуг в области медицины средствами информационно-коммуникационных технологий, защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц, участвующих в процессе оказания услуг электронной медицины.

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на граждан Российской Федерации и юридических лиц, зарегистрированных в установленном порядке на территории Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих на территории Российской Федерации.

 

Статья 2. Основные термины и определения

 

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

Электронная медицина – это комплекс информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и средств для организации и предоставления услуг по обмену информацией в интересах всех участников процесса оказания услуг в области медицины.

Услуги электронной медицины – адресное распространение медицинской информации и дистанционное оказание медицинских услуг с применением информационно-коммуникационных технологий.

Технологии ЭМ – ИКТ, посредством которых реализуются технологии телемедицины, дистанционного образования, дистанционной научной деятельности и управления в сфере здравоохранения.

Система оказания услуг ЭМ – комплекс процессов формирования информационно-коммуникационных ресурсов для оказания услуг ЭМ и оказания услуг ЭМ, реализуемых участниками системы – поставщиками, потребителями и провайдерами услуг ЭМ

Поставщик услуг ЭМ – юридическое или физическое лицо, оказывающее услуги по адресному распространению специальной медицинской информации и дистанционному оказанию медицинских услуг с применением информационно-коммуникационных технологий.

Потребитель услуг ЭМ – юридическое или физическое лицо, обратившееся за услугой ЭМ, либо получающее услугу ЭМ.

Провайдер услуг электронной медицины – физическое или юридическое лицо, обеспечивающее реализацию ИКТ для электронной медицины, а также оказывающее иную организационно-техническую поддержку услуг электронной медицины.

Телемедицина – метод предоставления специальных информационных услуг в сфере медицинского обслуживания с использованием информационно-коммуникационных технологий там, где расстояние или время являются критическим фактором.

Телемедицинские технологии – совокупность информационных, коммуникационных и медицинских технологий для реализации средств дистанционного оказания медицинской помощи и обмена специализированной медицинской информацией.

Дистанционные (телемедицинские) консультации и консилиумы – информационно-консультационные услуги по диагностике, прогнозированию развития и течения заболевания, лечению и реабилитации пациента, оказываемые средствами ИКТ на расстоянии.

Дистанционный мониторинг – услуги по контролю показателей, характеризующих состояние здоровья граждан, реализуемые средствами ИКТ.

Домашняя телемедицина – комплекс ИКТ, обеспечивающий реализацию услуг ЭМ непосредственно по мету нахождения потребителя услуг ЭМ.

Дистанционное обучение – направленное и адресное дистанционное распространение специальной медицинской информации среди граждан, в том числе медицинских работников и лиц, связанных с оказанием услуг электронной медицины.

«Интернет – медицина» – частный случай ЭМ, характеризующийся дистанционным оказанием услуги посредством технологий и сервисов сети Интернет.

Медицинские работники – лица, занимающие в установленном законодательством порядке должности врачей, среднего и младшего медицинского персонала.

Персональные данные – сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни физического лица-потребителя услуги ЭМ, позволяющие идентифицировать его личность.

Электронное сообщение – текстовая или иная информация, созданная, отправленная, полученная или хранимая с помощью электронных средств связи.

Содержание иных терминов определяется отдельными статьями настоящего Федерального закона.

 

Статья 3. Законодательство об электронной медицине

 

1. Сфера услуг ЭМ регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О защите прав потребителей», Федеральным законом «Об электронной цифровой подписи», Федеральным законом «О связи», Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» и Основами законодательства РФ «Об охране здоровья граждан», другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации

2. Принимаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и другие нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут снижать гарантии или повышать требования, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

3. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ЭЛЕКТРОННОЙ МЕДИЦИНЫ ГРАЖДАНАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Статья 4. Государственная политика в области электронной медицины

 

1. Государственная политика в области электронной медицины направлена на выработку эффективных механизмов создания и функционирования систем электронной медицины, развития связанных с этим направлений и правовое обеспечение системы оказания услуг электронной медицины в Российской Федерации.

2. Органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий реализуют государственную политику в области электронной медицины посредством:

1) Осуществления законодательного регулирования в сфере применения ИКТ для ЭМ и контроля исполнения законодательства в данной области;

2) Формирования программ гарантий оказания гражданам бесплатных услуг ЭМ и государственных целевых программ в области развития ЭМ;

3) Разработки и утверждения стандартов, норм и правил в сфере ЭМ и осуществления контроля их соблюдения;

4) Установления порядка подготовки, повышения квалификации и сертификации специалистов в сфере ЭМ;

5) Поддержки и координации научной деятельности в сфере ЭМ;

6) Координации развития международного сотрудничества Российской Федерации в сфере ЭМ.

 

Статья 5. Средства информационно-коммуникационных технологий в системе ЭМ

 

1. Средства информационно-коммуникационных технологий в системе ЭМ должны обеспечивать своевременный и надежный обмен информацией, необходимой для оказания услуг ЭМ между участниками системы оказания услуг ЭМ.

2. Используемое для оказания услуг ЭМ оборудование и программное обеспечение передачи, обработки и хранения данных, должно быть сертифицировано в соответствии с действующим законодательством.

3. Производители ИКТ для сферы услуг ЭМ должны обеспечить в своих продуктах поддержку российских и международных стандартов и протоколов обмена информацией.

 

Статья 6. Финансирование системы оказания услуг ЭМ

 

Финансирование программ по созданию системы услуг ЭМ РФ, а также деятельности предприятий, учреждений и организаций по организации и предоставлению услуг ЭМ может осуществляться за счет:

1. собственных средств предприятий, учреждений и организаций – участников системы оказания услуг ЭМ;

2. средств внебюджетных фондов;

3. средств, направляемых на добровольное медицинское страхование;

4. личных средств граждан;

5. средств федерального бюджета, целевых федеральных программ, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов;

6. иных источников финансирования не запрещенных законодательством Российской Федерации.

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ЭЛЕКТРОННОЙ МЕДИЦИНЫ

 

Статья 7. Участники процесса оказания услуг ЭМ

 

1. В процессе оказания услуг ЭМ участвуют:

??поставщики услуг ЭМ;

??провайдеры услуг ЭМ;

??потребители услуг ЭМ.

 

Статья 8. Поставщики услуг ЭМ

 

1. Услуги оказываются Поставщиками услуг ЭМ. Услуги ЭМ могут предоставляться юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, а также гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей.

2. Право осуществлять деятельность по оказанию услуг возникает с момента государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности, с момента получения лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности.

3. Поставщики услуг ЭМ обязаны предоставлять в электронном виде информацию о своем правовом положении, а также обеспечивать доступ к такой информации. Информация о правовом положении поставщика услуг ЭМ должна включать следующие обязательные сведения на русском языке:

??полное наименование юридического лица с указанием его организационно- правовой формы или фамилию, имя и отчество гражданина, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя;

??место нахождения и сведения о государственной регистрации юридического лица или сведения о регистрации индивидуального предпринимателя, электронный адрес, почтовый адрес и телефон, по которым осуществляется связь;

??в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации – сведения о наличии лицензии (номер лицензии, срок ее действия, наименование лицензирующего органа).

4. Исходящие от поставщика услуг ЭМ оферты или приглашения делать оферты, а также рекламные или иные сведения о предлагаемых им услугах должны представляться в форме, которая позволяет их адресату, не обладающему специальными знаниями, однозначно определить полученные сведения как относящиеся к ЭМ и при заключении договора составить достоверное представление о правовом положении поставщика услуг ЭМ, о предлагаемых им услугах, ценах на них и условиях их приобретения.

5. Поставщик услуг ЭМ может оказывать услуги как с использованием собственных средств ИКТ, так и арендовать соответствующие средства, либо получать к ним доступ любым другим законным способом.

6. Оказание услуг ЭМ, связанных с возможностью нанесения вреда здоровью потребителя услуги ЭМ, возможно только после получения поставщиком данного вида услуг ЭМ соответствующей лицензии.

 

Статья 9. Потребители услуг ЭМ

 

1. Потребителями услуг ЭМ могут являться как физические, так и юридические лица.

2. Для получения услуг ЭМ необходимо воспользоваться соответствующими средствами ИКТ, которые потребитель должен приобрести, либо взять в аренду, либо получить любым другим законным способом.

 

Статья 10. Провайдеры услуг ЭМ

 

1. Информационную и организационно-техническую поддержку процесса оказания услуг ЭМ могут оказывать юридические лица независимо от их организационно-правовой формы, а также граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

2. Право осуществлять деятельность по информационной и организационно-технической поддержке процесса оказания услуг ЭМ возникает с момента государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности, с момента получения лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности.

3. Провайдеры услуг ЭМ обязаны предоставлять в электронном виде информацию о своем правовом положении, а также обеспечивать доступ к такой информации. Информация о правовом положении провайдера услуг ЭМ должна включать следующие обязательные сведения на русском языке:

??полное наименование юридического лица с указанием его организационно- правовой формы или фамилию, имя и отчество гражданина, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя;

??место нахождения и сведения о государственной регистрации юридического лица или сведения о регистрации индивидуального предпринимателя, электронный адрес, почтовый адрес и телефон, по которым осуществляется связь;

??в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации – сведения о наличии лицензии (номер лицензии, срок ее действия, наименование лицензирующего органа).

4. Исходящие от провайдера услуг ЭМ оферты или приглашения делать оферты, а также рекламные или иные сведения о предлагаемых им услугах должны представляться в форме, которая позволяет их адресату, не обладающему специальными знаниями, однозначно определить полученные сведения как относящиеся к ЭМ и при заключении договора составить достоверное представление о правовом положении провайдера услуг ЭМ, о предлагаемых им услугах, ценах на них и условиях их приобретения.

5. Провайдеры услуг ЭМ могут оказывать услуги как с использованием собственных средств ИКТ, так и арендовать соответствующие средства, либо получать к ним доступ любы другим законным способом.

6. Провайдеры услуг ЭМ не вправе изменять содержание электронных сообщений, пересылаемых между поставщиком и потребителем услуги ЭМ. При выполнении данного требования провайдеры не несут ответственности за результаты оказанных услуг ЭМ, в подготовке и оказании которых они участвовали. Иные условия могут быть предусмотрены законом или договорами между провайдерами и другими участниками системы оказания услуг ЭМ.

 

Статья 11. Сертификация поставщиков и провайдеров услуг ЭМ

 

1. Деятельность по предоставлению услуг ЭМ осуществляется в рамках действующих норм в сфере оказания информационных и дистанционных услуг населению.

2. Деятельность по организации предоставления услуг ЭМ подлежит сертификации в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

3. Сертификация провайдера услуг ЭМ осуществляется при наличии оборудования и средств связи для осуществления заявленного вида деятельности, а также наличия в штате специалистов медицинского и технического профиля, имеющих профессиональную подготовку либо опыт работы не менее 3-х лет в области организации предоставления и представления услуг ЭМ или аналогичных видов услуг с применением ИКТ.

 

ГЛАВА 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ЭЛЕКТРОННОЙ МЕДИЦИНЫ

 

Статья 12. Право потребителя услуг ЭМ

 

1. Потребители услуг ЭМ имеют право на полную и достоверную информацию о доступных услугах ЭМ.

2. Потребители услуг ЭМ имеют право выбора места обращения за услугой ЭМ. Если услуга ЭМ осуществляется как составная часть медицинской услуги, выбор места обращения за телемедицинской услугой осуществляется лицом, ответственным за оказание медицинской услуги.

3. Потребители услуг ЭМ имеют право обратиться за услугой ЭМ либо непосредственно к поставщику услуг ЭМ, либо через провайдера услуг ЭМ.

4. Потребители услуг ЭМ имеют право получить оформленную надлежащим образом выписку из первичной медицинской документации и оригиналы либо копии первичных данных клинических исследований для обращения за услугой ЭМ.

5. Потребитель услуг ЭМ имеет право отказаться от услуги ЭМ на любом этапе ее организации и проведения. Потребитель услуг ЭМ обязан возместить затраты, понесенные поставщиком и/или провайдером услуги ЭМ.

6. Потребитель услуг ЭМ или его законный представитель имеет право на полную и достоверную информацию о результатах оказанной услуги ЭМ и решениях, принятых по результатам ее проведения.

 

Статья 13. Информированное согласие на услуги ЭМ

 

1. Информированное согласие на услугу ЭМ означает полное информирование потребителя услуги ЭМ или его законного представителя о цели, характере и объеме передачи медицинских данных, возможных рисках, возникающих при передаче, ожидаемых результатах, а также расходах, которые должен будет взять на себя потребитель услуги ЭМ или его законный представитель, в том числе, при отказе от услуги ЭМ на этапах ее организации и проведения.

2. Информированное согласие на услугу ЭМ должно быть задокументировано в месте обращения за услугой ЭМ и доведено до всех участников процесса оказания услуги ЭМ.

3. Оказание услуг ЭМ без информированного согласия допускается в случаях, предусмотренных действующим законодательством в части оказания медицинской помощи и проведения медицинского вмешательства, а также предоставления сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия потребителя услуги ЭМ или его законного представителя.

 

Статья 14. Обязанности потребителей при получении услуг ЭМ

 

1. При получении услуги ЭМ потребитель обязан предоставить всю необходимую информацию, включая персональные данные. В случае анонимного получения услуги ЭМ потребитель имеет возможность отказать в предоставлении персональной информации, посредством которой возможна однозначная идентификация потребителя.

2. В случае получения платной услуги ЭМ потребитель обязан оплатить стоимость услуги ЭМ в объеме, указанном поставщиком услуги ЭМ.

 

Статья 15. Права поставщика услуг ЭМ

 

1. Поставщик услуги ЭМ имеет право отказать потребителю услуги ЭМ в случае непредоставления последним полной и достоверной информации, необходимой для оказания услуги ЭМ.

2. Поставщик услуги ЭМ может оказывать услуги как самостоятельно, так и через посредничество провайдеров услуг ЭМ.

3. Поставщик услуг ЭМ имеет право требовать возмещения затрат за оказанную услугу.

 

Статья 16. Обязанности поставщика услуг ЭМ

 

1. Поставщики услуг ЭМ обязаны предоставлять полную и достоверную информацию о телемедицинских услугах, возможности и условиях их предоставления.

2. Поставщики услуг ЭМ обязаны по запросу потребителя услуги ЭМ выдавать оформленное надлежащим образом заключение или другой результат оказанной услуги ЭМ.

3. В случае отказа потребителя от услуги ЭМ после ее начала поставщик данной услуги обязан предоставить потребителю все полученные промежуточные результаты.

4. Поставщик обязан предоставить полную и достоверную информацию о результатах оказанной услуги ЭМ и решениях, принятых по результатам ее проведения по запросу потребителя или его законного представителя..

5. Поставщик услуги ЭМ обязан получить информированное согласие со стороны потребителя услуги ЭМ или его законного представителя.

6. Поставщик услуги ЭМ обязан задокументировать информированное согласие на услугу ЭМ и довести его до всех участников процесса оказания услуги ЭМ.

 

Статья 17. Права провайдера услуг ЭМ

 

1. Провайдер услуги ЭМ имеет право отказать потребителю услуги ЭМ в случае непредоставления последним полной и достоверной информации, необходимой для оказания услуги ЭМ.

2. Провайдер услуг ЭМ имеет право требовать возмещения затрат за оказанную услугу как со стороны поставщика, так и потребителя услуг ЭМ..

 

Статья 18. Обязанности провайдера услуг ЭМ

 

1. Провайдер услуг ЭМ обязан предоставлять полную и достоверную информацию об оказываемых организационно-технических услугах, возможности и условиях их предоставления.

2. Провайдер услуг ЭМ обязан по запросу потребителя услуги ЭМ выдавать оформленное надлежащим образом заключение или другой результат оказанной услуги ЭМ.

3. В случае отказа потребителя от услуги ЭМ после ее начала провайдер данной услуги обязан предоставить потребителю все полученные промежуточные результаты.

4. Провайдер обязан предоставить полную и достоверную информацию о результатах оказанной услуги ЭМ и решениях, принятых по результатам ее проведения по запросу потребителя или его законного представителя..

5. Провайдер услуги ЭМ обязан получить информированное согласие со стороны потребителя услуги ЭМ или его законного представителя.

6. Провайдер услуги ЭМ обязан задокументировать информированное согласие на услугу ЭМ и довести его до всех участников процесса оказания услуги ЭМ.

ГЛАВА 5. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ЭМ

 

Статья 19. Услуги ЭМ

 

1. Услуги ЭМ организуются на договорной основе и/или на основе публичного договора и осуществляются в соответствие с заключенным договором и законодательством Российской Федерации.

2. Допускается оказание услуги ЭМ потребителю в результате технического взаимодействия со средствами автоматизированных информационных систем, эксплуатируемых поставщиком или провайдером услуг ЭМ.

 

Статья 20. Документальное сопровождение услуг ЭМ

 

1. Электронные сообщения, представленные в том виде, в котором они были направлены или получены, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, являются оригиналами.

2. Электронные сообщения, переведенные на бумажные носители и заверенные в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации или соглашением участников услуги ЭМ, могут быть представлены в качестве копий электронных сообщений.

3. Документирование услуги ЭМ, осуществляется в соответствие с действующим законодательством. Текстовая, графическая и другие формы информации в цифровой форме, образованной в процессе подготовки, оказания услуги или по ее результатам, подлежит документированию в соответствие с законодательством Российской Федерации.

4. При использовании средств аудиовизуального дистанционного общения документированию подлежит информация, обмен которой производится в случае оказания услуги, связанной с возможностью нанесения вреда здоровью потребителя услуги ЭМ, либо в случае письменного требования со стороны потребителя или провайдера услуги.

5. Хранение электронных сообщений и документов, используемых при подготовке и оказании услуги ЭМ, осуществляется при обеспечении их целостности и неизменности. Хранение электронных сообщений и документов осуществляется в течение срока, установленного законом или соглашением участников услуги ЭМ, и должно сопровождаться хранением программных и аппаратных средств, позволяющих восстановить электронное сообщение в первоначальном виде для последующего использования.

6. Сторона, на которую возложены обязанности по хранению электронных сообщений и документов, вправе заключить договор о хранении электронных сообщений и документов с поставщиком или лицом, оказывающим соответствующие услуги.

 

Статья 21. Оплата услуги ЭМ

 

1. Оплата услуг ЭМ производится посредством наличных или безналичных расчетов непосредственно после оказания таких услуг, путем внесения аванса или с отсрочкой платежа.

2. Порядок и форма оплаты услуг ЭМ определяются договором об оказании услуг ЭМ, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

3. Основанием для осуществления расчетов за услуги ЭМ являются условия заключенного с потребителем услуги ЭМ договора об оказании услуг ЭМ.

 

Статья 22. Подготовка и сертификация специалистов в области ЭМ

 

1. Подготовка технических специалистов в области организации предоставления услуг ЭМ осуществляется либо в процессе обучения в средних специальных или высших учебных заведениях, либо в ходе последипломной профессиональной подготовки из числа лиц, имеющих высшее техническое образование, полученное в учебных заведениях Российской Федерации, с выдачей соответствующего сертификата.

2. Подготовка медицинских специалистов в области организации предоставления услуг ЭМ осуществляется в ходе последипломной профессиональной подготовки из числа лиц, имеющих высшее медицинское образование, полученное в учебных заведениях Российской Федерации, с выдачей соответствующего сертификата.

3. Подготовка специалистов в области оказания услуг ЭМ осуществляется в рамках получения высшего или среднего специального медицинского образования на основе государственного стандарта.

 

Статья 23. Обязанности руководителей медицинских учреждений по предоставлению услуг ЭМ

 

1. Руководители медицинских учреждений должны содействовать внедрению ИКТ для оказания услуг ЭМ в деятельность медицинских учреждений и развертыванию пунктов оказания услуг ЭМ на базе медицинских учреждений.

2. Медицинские информационно-аналитические центры должны обеспечить сбор и анализ информации о рынке услуг ЭМ, а также распространение информации о доступных услугах ЭМ в регионе.

3. Сотрудники медицинских учреждений обязаны по письменному запросу пациента (или его законного представителя) выдать ему необходимую документацию для получения услуги ЭМ, о чем делается запись в истории болезни пациента.

 

Статья 24. Обеспечение конфиденциальности информационного обмена

 

1. При оказании услуг ЭМ должно быть обеспечено сохранение врачебной тайны и тайны связи, а также конфиденциальности персональных данных.

2. Конфиденциальность обмена информацией в телекоммуникационных сетях при оказании услуг ЭМ обеспечивается применением средств и методов, сертифицированных в установленном в Российской Федерации порядке.

3. Необходимо обеспечить однозначную идентификацию авторства электронных документов и сообщений, обмен которыми осуществляется при организации и оказании услуг ЭМ.

 

Статья 25. Соблюдение прав интеллектуальной собственности

 

1. Авторские права на созданную и распространяемую при оказании услуг ЭМ информацию принадлежат автору данной информации и оформляются в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации в области авторского права, если иное не предусмотрено договором о распространении информации между поставщиком и провайдером или потребителем данной информации.

2. Провайдеры услуг ЭМ, распространяющие информацию медицинского характера при оказании услуг, должны представлять информацию об авторских правах источников распространяемой информации и указывать пределы собственной ответственности за соблюдение или нарушение их авторских прав.

ГЛАВА 6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ УСЛУГ ЭМ И ЗА НАРУШЕНИЯ НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

 

Статья 26. Ответственность поставщиков и провайдеров услуг ЭМ

 

1. Ответственность за медицинские последствия реализации результатов услуги ЭМ, как и медицинские последствия не реализации результатов услуги ЭМ, несет потребитель услуги ЭМ, либо соответствующее должностное лицо, использующее данные результаты в процессе выполнения своих должностных обязанностей.

2. Должностное лицо, оказывающее услуги ЭМ непосредственно потребителю средствами ИКТ несет ответственность за достоверность, своевременность и качество оказанных услуг в соответствии с законодательством РФ.

3. Должностное лицо, подготовившее данные для услуги ЭМ, несет ответственность за полноту и качество представленной информации.

4. Провайдер услуг ЭМ несет ответственность за целостность и своевременность передачи информации, за модификацию информации, обеспечивает невозможность отказа от информации и аутентификацию участников информационного обмена, если иное не предусмотрено договором или законодательством Российской Федерации.

5. Поставщик услуги ЭМ несет ответственность за выданное по результатам услуги ЭМ заключение, его качество и своевременность.

6. Ответственность за полноту и достоверность информации, распространяемой публично, несут поставщики соответствующих услуг ЭМ. Для этого поставщики услуг ЭМ, публично распространяющие информацию медицинского характера обязаны полно и достоверно индивидуализировать себя с предоставлением информации о наименовании, юридическом и фактическом адресе, реквизитах, лицензиях, сертификатах и других правоустанавливающих документах, а также индивидуализировать источник распространяемой информации.

7. Сведения о потребителях услуг ЭМ, ставшие известными поставщикам и провайдерам услуг ЭМ в силу исполнения договора об оказании услуг ЭМ, являются конфиденциальной информацией и подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации. К сведениям о потребителях услуг ЭМ относятся фамилия, имя, отчество или псевдоним гражданина, наименование (фирменное наименование) юридического лица, фамилия, имя, отчество руководителя и работников этого юридического лица, а также адрес абонента или адрес установки оконечного оборудования, абонентские номера и другие данные, позволяющие идентифицировать абонента или его оконечное оборудование, сведения об объеме и стоимости оказанных услуг ЭМ, в том числе о соединениях, трафике и платежах.

 

Статья 27. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

 

1. Нарушение настоящего Федерального закона влечет за собой в установленном порядке дисциплинарную, административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Территорией юрисдикции в сфере услуг ЭМ является место обращения потребителя за услугой ЭМ или другой услугой, в ходе осуществления которой была использована услуга ЭМ.

Hosted by uCoz