28.04.05 Лев МОСКОВКИН
Жилье и жулье
«Доступное жилье»: рынок или
базар?
Галина Хованская пытается
сохранить бесплатную приватизацию поправками в действующий с 1 марта 2005 года Жилищный
кодекс (проект 151947-4, текст в конце)
Новый Жилищный кодекс, если его
рассматривать как попытку сохранения обязательств власти перед гражданами,
такой же мертворожденный проект, как и Земельный кодекс. Сейчас гораздо важнее
относительно новые формы обеспечения жильем типа долевого строительства или те
же «доходные дома», также внутренние дела строительной индустрии, которые
перестали решаться естественным образом после наступления рыночных отношений,
типа землеотвода под строительство. Однако все это в провале, если проблемой,
например, занимаются Георгий Боос, то ненависть к нему Лужкова и соответственно
Хованской с одной стороны, также сопротивление строительной мафии.
Законодатель либо пятится задом
наперед, обозревая знакомое прошлое и не ведая настоящего, либо проводит
лоббистские нормы. Пока еще редкий вариант, когда доминирует желание
сохраниться во власти. Под ней сейчас уже не кресло тлеет, а сама земля
полыхает. Причина – в нас самих, однако мы почему-то думаем, что о нас снова
начали заботиться. Например, вернут смысл очереди на жилье, или вновь начнут
давать жилье при переселении по нормам предоставления.
Новый Жилищный кодекс написан
так, чтобы прекратить бесплатную приватизацию, коль уж у нас бушует рынок уже
более десяти лет, и снять с власти заведомо неисполнимые обязательства – как в
122-м законе. Потому что нынешняя власть в принципе не исполняет никаких
обязательств, она избирательно задабривает минимальный сегмент наиболее
активного населения, чтобы притушить протест и по возможности переключить
стрелки с революции на выборы, которыми научились управлять.
Призрак революции бродит по
стране и бодрит наиболее продвинутых товарищей на Старой площади, но пока у них
главный враг как ни странно тот же, что и у самих граждан – лоббисты. Жажда
наживы затмевает видение ситуации, повышая и без того высокий градус напряжения
в обществе. Поэтому в Думе стало интересно, обсуждение законопроектов выявляет
все проблемы страны – и власти и граждан. Другое дело, что какие законы ни
принимай, они бесполезны для законопослушных граждан из-за отсутствия понятного
прямого действия законодательных норм: они либо задолго до введения в действие
уже работают, как отмена приватизации вновь полученного жилья, либо их нормы
заранее нейтрализованы. Ведь загнать коренного москвича за Можай можно было
всегда и без закона. Еще при Сталине были целые волны выселения из столицы.
Когда в Думе обсуждался новый
Жилищный кодекс, у председателя профильного комитета по законодательству Павла
Крашенинникова главные задачи состояли в том, чтобы не пропустить в этот закон
обязательное страхование жилья или насаждение товариществ собственников жилья,
что делается для повышения коммунальных тарифов. И еще – разгрузить очередь,
прочно стоящую на месте.
Фактически законодательное поле
новой России за пятнадцать лет не только не завершено, но даже не обрело своей
концепции. Одни понимают, что если на эту власть навесить естественные
обязательства перед населением, она ответит террором, чтобы вообще ни за что не
отвечать. Другие играют на памяти людей о последнем периоде советской эпохи,
когда строили огромное количество квадратных метров и у всех, кто хотел,
какая-то работа была. Сейчас даже дворником не устроишься.
Впрочем, может депутату
Хованской и удастся добиться реализации своих благородных законодательных
планов, во всяком случае, хотелось бы и ей и нам этого пожелать.
О своих законодательных планах
рассказала она сама в нашем интервью.
- Галина Петровна, что
происходит с долевым строительством жилья?
- Его надо корректировать.
- Но закон базовый уже
действует?
- Действует, да, но вот мнение
сообщества которое причастно к этому рынку, что это приведет на первом этапе по
крайней мере, к повышению цен и приостановке многих строительных объектов,
которые не соответствуют на сегодняшний день нормам этого закона.
- То есть вы надеетесь
поправками базовый закон исправить?
- Это да, но это не мое.
- Хорошо. А чего вы
рассчитываете добиться с ограничениями на деприватизацию?
- Так это в рамках большого
очень проекта, который я внесла 18 марта. Ко мне присоединились представители
практически всех фракций оппозиционных и независимые депутаты. Там
принципиальные поправки, сейчас пока на мелочи не стала размениваться.
- Это поправки в Жилищный
кодекс?
- В Жилищный кодекс, в закон о
его введении в действие и в 292-ю статью Гражданского кодекса, которая
посвящена отчуждению жилых помещений при сделках с жильем. Так что я там в
законопроекте целый ряд моментов, которые я считаю противоречат Конституции
Российской Федерации, пытаюсь исправить. Пока не размениваясь, подчеркиваю, на
мелкие юридические некорректности кодекса.
- Кроме снятия ограничений на
деприватизацию, что еще в законопроекте?
- На приватизацию снятие
ограничений по дате 1 марта.
- Продление?
- Вообще убрать 1 марта как
срок, который поставил барьер для приватизации жилья для тех, кто живет в
общежитиях, аварийных домах, военных городках, тех, кто получит жилье после 1
марта как очередник. Вообще ограничить приватизацию только для тех, кто будет
вставать по новым правилам с 1 марта на учет. И им уже будет объявлено, что
когда они это жилье получат, они его не смогут приватизировать. Второе – снятие
ограничений на деприватизацию. Третье – в отношении права старых очередников,
имеющих право на первоочередное улучшение жилья, четко прописать, что за ними
это право сохраняется, что они быстрее получат жилье, чем по общей очереди. Иначе
это обрекает многих людей просто на вымирание до того, как они получат
квартиру. Дальше. При переселении, как вы знаете, сейчас нанимателю дают то,
что имеют. По Жилищному кодексу, сколько имел метров, даже пусть ты очередник,
столько и получишь. Жил в коммуналке, и останешься в коммуналке. Живешь
вшестером в однокомнатной, и получишь на шестерых однокомнатную при сносе дома.
Так вот я вам хочу сказать следующее: хотя бы для очередников я пытаюсь эту
ситуацию изменить, чтобы было предоставление по нормам. Это что касается
переселения. То, что касается бывших членов семьи, тоже статья, которая
вызывает сейчас очень бурную дискуссию в обществе. Значит, кодекс написан так,
что даже при наличии судебного решения, сохраняющего право пользования за
бывшим членом семьи, можно завтра продав квартиру или совершив любую сделку с
этим жильем, можно выставить на улицу всех. Даже при наличии судебного решения.
- Включая детей?
- И бывших и нынешних, всех. Я
корректирую, предлагаю изменение этой нормы, чтобы хотя бы при наличии
судебного решения, сначала его исполнили, а потом уже совершали сделки. По
коммуналкам снимаю ограничения на выкуп – если только у вас меньше нормы
предоставления жилья, вы имеете право на выкуп. Это абсолютно вот... норма,
которая... специально называются рыночники – она наоборот как бы консервируют
коммунальное заселение квартир. Я предлагаю норму о том, что раньше
существовало правило о защите прав инвалидов при постановке на учет, при
предоставлении жилья для тяжело больных людей учитывать их право на
дополнительную площадь. Я там много чего предлагаю, там порядка тридцати двух
поправок
- Когда проект пойдет?
- Подождите, еще не было
обсуждения на комитете... Я предлагаю исключить норму о принудительной
ликвидации ЖСК из закона о введении Жилищного кодекса в действие. Вы знаете,
что есть норма, ЖСК будут ликвидированы, если они до 1 января 2007 года не
перерегистрируются в ТСЖ, если там выплачены паи. Ну это тоже нарушение
Гражданского кодекса, Конституции и так далее.
- А вот с этими пришлыми
председателями в ТСЖ, которые не живут, не зарегистрированы в самом доме, и
помогают повышать тарифы?
- Это другая история,
понимаете, я об этом пока вообще не говорю. Слушайте, там идут такие нарушения
Конституции, моя задача сейчас – главные моменты.
- Когда ваш законопроект может
быть рассмотрен?
- Мне обещали по крайней
мере... Вы спросите у председателя комитета по законодательству Павла
Крашенинникова, какое у него мнение. Потому что он тоже внес законопроект, нот
там мелочевка, законопроект очень маленький в отличие от моего. И он исправляет
в основном свои ошибки.
- Ваш законопроект и его будут
рассматриваться как альтернативные?
- Нет.
- Спасибо.
*
включен в план законотворческой
работы Госдумы на июнь
Депутаты Государственной Думы
Г.П.Хованская, В.А.Рыжков, М.М.Задорнов, Н.Н.Гончар, С.А.Насташевский,
Е.В.Ройзман, Т.В.Плетнева, В.А.Тюлькин, Г.Н.Селезнев, С.Н.Бабурин,
С.П.Горячева, М.Г.Махмудов, О.В.Шеин, О.Н.Смолин, С.Н.Решульский, И.А.Ждакаев,
С.А.Попов, В.Б.Савостьянова
ОТВЕТСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ:
Комитет Государственной Думы по
гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
РЕГИСТРАЦИОННЫЙ НОМЕР
ЗАКОНОПРОЕКТА:
151947-4
Пояснительная записка
к проекту Федерального закона
«О внесении изменений
в Жилищный кодекс Российской
Федерации, Федеральный закон
от 29 декабря 2004 года N189-ФЗ
«О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», в статью 292
части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»
Внесенный Проект направлен на
защиту конституционного права граждан на жилище, устранение нарушений
Конституции Российской Федерации отдельными нормами Жилищного кодекса РФ и
Закона РФ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»,
устранение противоречий с Гражданским кодексом РФ.
Проект предусматривает, что
запрет на приватизацию жилых помещений распространяется только на тех граждан,
которые после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (после
01.03.2005 г.) будут признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Граждане, занимающие жилые
помещения по договору социального найма и не принявшие решение об их
приватизации, а также граждане, ранее признанные нуждающимися в жилых
помещениях, должны сохранить право на бесплатную передачу в собственность жилых
помещений.
Необходимо учесть, что
граждане, вставшие на учет до 01.03.2005 года и проживающие в аварийных домах,
общежитиях, служебных жилых помещениях и т.д., не могут реализовать право на
приватизацию занимаемых жилых помещений в силу Закона РФ «О приватизации...».
Право таких граждан на
приватизацию может быть реализовано только после получения ими жилого помещения
в порядке очереди.
С целью защиты малоимущих
граждан предлагается исключить установление срока на реализацию малоимущими
гражданами своего права на деприватизацию жилых помещений.
Статьей 20 Закона «О введении в
действие Жилищного кодекса Российской Федерации» устанавливается, что
малоимущие граждане теряют право на деприватизацию жилого помещения с 1 января
2007 года.
Указанная статья лишает
малоимущих граждан права стать социальными нанимателями жилого помещения в
случае, если бремя содержания собственности станет им не под силу после
указанной даты.
С введением в действие ЖК РФ
собственники жилых помещений должны вносить плату за капитальный ремонт общего
имущества дома, предусматривается рост налоговых платежей и отмена льготных
категорий, освобожденных от уплаты налога на имущество. Все это приведет к
увеличению числа граждан, которые захотят воспользоваться правом стать
социальными нанимателями.
Проектом устанавливается, что
граждане, имевшие в соответствии с ЖК РСФСР право на внеочередное и
первоочередное предоставление жилых помещений, не только сохраняют свое право
состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, но и сохраняют право на
внеочередное и первоочередное предоставление жилого помещения по договору
социального найма.
Жилищным кодексом РФ упразднен
институт первоочередного обеспечения граждан жилыми помещениями по договору
социального найма (в ЖК РСФСР право на первоочередное обеспечение жилыми
помещениями предусматривалось статьей 36).
В отношении этих категорий
граждан, имевших право на предоставление жилого помещения в первоочередном
порядке, создается неопределенность относительно сроков предоставления им жилых
помещений. Если граждане, имевшие ранее право на предоставление жилого
помещения в первую очередь, включаются в общую очередь, то происходит
существенное ущемление их прав. Для престарелых и тяжелобольных граждан
реализация при жизни права на жилище при постановке в общую очередь вряд ли
возможна.
Такая «отмена» вступает в
противоречие с положениями статьи 55 Конституции РФ, согласно которой не должны
издаваться в Российской Федерации законы, отменяющие или умаляющие права и
свободы человека и гражданина.
Частью 5 статьи 31 ЖК РФ
собственнику жилого помещения предоставлена возможность лишить права
пользования принадлежащим ему жилым помещением бывшего члена своей семьи путем
отчуждения имеющегося у него в собственности жилого помещения независимо от
решения суда, которым может быть установлен определенный срок, в течение
которого за бывшим членом семьи собственника сохраняется право пользования
жилым помещением, а также обязанность собственника обеспечить вышеуказанных
членов семьи иным жилым помещением.
Таким образом, норма,
содержащаяся в части 5 статьи 31, дает возможность неисполнения судебного
решения и нарушает права граждан, в отношении которых принято решение суда.
Проект исключает такую
возможность. С целью защиты прав бывших членов семьи собственника, в отношении
которых у собственника жилого помещения имеются обязательства по сохранению
права пользования жилым помещением или обеспечению иным жилым помещением в
соответствии с законом или на основании судебного решения, предлагается
внесение изменений в статью 292 части первой ГК РФ.
Проектом уточняется понятие
индивидуальный жилищный фонд (пункт 3 части 3 статьи 19), который предлагается
назвать жилищным фондом некоммерческого использования.
Статья 5 главы 1 и глава 6 ЖК
РСФСР содержали понятие индивидуальный жилищный фонд. В этот фонд входили
только жилые помещения, находящиеся в собственности граждан, но не юридических
лиц. Механический перенос в Кодекс старого названия фонда привел к
несоответствию названия фонда его определению.
По существу речь идет о
некоммерческом использовании жилых помещений. В связи с этим не ясно, почему
такой вид фонда некоммерческого использования может быть только в частной
собственности. Практическая потребность в жилищном фонде некоммерческого использования
есть. В связи с ограничением круга лиц, имеющих право на получение жилого
помещения по договору социального найма, правомерен вопрос: какова судьба
семей, нуждающихся в жилище, которые не подпадают под категории граждан,
обеспечиваемых жилыми помещениями по указанному договору, но и не имеющих
финансовой возможности приобрести жилое помещение в собственность.
Обременителен для них и договор «коммерческого» найма, где размер платы по
существу не регламентируется государством (ч. 1 статьи 682 ГК РФ).
Жилищный фонд некоммерческого
использования займет свою нишу между жилищным фондом социального использования
и жилищным фондом коммерческого использования.
Проектом предусматривается
включение в выкупную цену жилого помещения, изымаемого путем выкупа у
собственника в связи с изъятием земельного участка для государственных или
муниципальных нужд стоимость непроизведенного капитального ремонта дома.
В связи с тем, что в
большинстве случаев в домах, подлежащих сносу, нормативные сроки проведения
капитального ремонта давно истекли, рыночная стоимость жилых помещений в
указанных домах существенно ниже, чем стоимость аналогичных жилых помещений в
отремонтированных домах.
Капитальный ремонт сданного
внаем жилого помещения, предоставленного по договору социального найма,
является обязанностью наймодателя государственного или муниципального жилищного
фонда.
В соответствии со статьей 16
Закона РФ от 04.07.1991 г. N1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской
Федерации» за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить
капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и
ремонта жилищного фонда.
Признание с 1 января 2007 г.
утратившей силу статьи 16 Закона РФ от 04.07.1991 г. N1541-1 «О приватизации
жилищного фонда в Российской Федерации» является односторонним отказом органов
государственной власти или органов местного самоуправления от исполнения своих
обязательств.
Российская Федерация как
правовое и социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения
взятых на себя публично-правовых обязательств иначе как, предусмотрев
надлежащий механизм соответствующего возмещения, формы и способы которого могут
меняться, но объем не должен уменьшаться.
Неисполнение органами
государственной власти или органами местного самоуправления своих обязательств
по проведению в нормативные сроки капитального ремонта дома должно
компенсироваться собственнику приватизированного жилого помещения путем
включения в выкупную цену стоимости непроизведенного капитального ремонта дома.
С целю недопущения выселения из
служебных жилых помещений и общежитий граждан, которые по ЖК РСФСР не подлежали
выселению без предоставления жилого помещения, но не состоят (не имеют права
состоять) на учете нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с пунктом 1
части 1 статьи 51 ЖК РФ, вносятся изменения в статью 13 Закона «О введении в
действие Жилищного кодекса Российской Федерации». В действующей редакции норма
противоречит части 2 статьи 55 Конституции РФ.
В целях защиты прав жителей
семейных общежитий, не оформленных на момент введения в действие Жилищного
кодекса РФ в собственность органов местного самоуправления, предлагается
изменение редакции статьи 7 Закона «О введении в действие Жилищного кодекса
Российской Федерации».
Кодексом не определен критерий,
в соответствии с которым субъекты РФ должны определять порядок признания
граждан малоимущими и органы местного самоуправления должны признать граждан
малоимущими.
Отсутствие такого критерия
может привести в дотационных регионах к нарушению требований статьи 19
Конституции РФ, в соответствии с которой государство гарантирует равенство прав
и свобод человека и гражданина независимо от места жительства.
Проектом предлагается
сформулировать данный критерий как невозможность для гражданина при имеющемся
доходе и имуществе решить проблему приобретения жилого помещения при оказании
государством максимальной помощи (например, предоставление безвозмездной
субсидии максимального размера).
Проектом определяется
минимальный размер нормы предоставления в размере не менее 15 квадратных метров
общей площади жилого помещения на одного человека. Необходимость такого
определения вызвана тем, что отсутствие в Кодексе минимального размера нормы
предоставления может привести в дотационных регионах к нарушению требований
статьи 19 Конституции РФ, в соответствии с которой государство гарантирует
равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства.
Статья 53 ЖК РФ устанавливает
последствия намеренного ухудшения жилищных условий гражданами. Однако
отсутствует перечень действий, которые не относятся к намеренному ухудшению
жилищных условий.
Отсутствие такого перечня может
привести к произвольному толкованию нормы и необоснованным отказам в постановке
на учет (например, при рождении детей).
Проектом устанавливается
перечень действий, которые не должны рассматриваться как намеренное ухудшением
гражданами жилищных условий (например, вселение в жилое помещение в качестве
членов семьи граждан, не обладавших по предыдущему месту жительства самостоятельным
правом пользования жилым помещением, расторжение договора пожизненной ренты по
инициативе получателя ренты).
Кодексом предусмотрен порядок
выкупа освободившейся комнаты в квартире коммунального заселения при отсутствии
в квартире граждан, признанных малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, и
граждан, которые могут быть признаны малоимущими и которые обеспечены общей
площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления.
Норма, содержащаяся в части 3
статьи 59, допускает двойное толкование, так как из ее содержания не ясно,
каким гражданам предоставлено право выкупа комнаты в квартире коммунального
заселения: проживающим в этой квартире и обеспеченным общей площадью жилого
помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, либо любым
гражданам, не проживающим в этой квартире, которые обеспечены общей площадью
жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления.
Проектом устраняется двойное
толкование нормы, а также устраняется неправомерно введенное ограничение прав
граждан на приобретение в собственность по договору купли-продажи
освободившегося жилого помещения в квартире коммунального заселения, где они
проживают, но обеспечены общей площадью жилого помещения на одного человека
более нормы предоставления.
Проектом вводится статья, в
которой дается определение понятия квартира коммунального заселения
(коммунальная квартира).
В ЖК РФ используется понятие
«коммунальная квартира», которому не дано определение, что приведет к
сложностям в правоприменении.
В части 3 статьи 16 ЖК РФ
дается определение квартиры. Данное определение характеризует квартиру как
объект недвижимости, а основным признаком, позволяющим отнести квартиру к
коммунальной, является ее заселение (Квартира коммунального заселения
(коммунальная квартира) – квартира, состоящая из нескольких жилых помещений
(комнат), принадлежащих двум и более пользователям и/или собственникам, не
являющимся членами одной семьи, на основании отдельных договоров, сделок, иных
действий, предусмотренных законодательством).
Проектом уточняется, что правом
на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг обладают
все граждане, которые являются пользователями жилых помещений независимо от
формы собственности занимаемого жилого помещения.
В ЖК РФ приведен закрытый
перечень граждан, имеющих право на субсидию. В результате нарушаются права
граждан, которые занимают жилые помещения, например, на основании договора
безвозмездного пользования.
Проектом устраняется
противоречие части 2 статьи 102 ЖК РФ с Гражданским кодексом РФ.
Частью 2 статьи 102 ЖК РФ
устанавливается, что переход права собственности на служебное жилое помещение
или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в
хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу
влечет за собой прекращение договора найма такого помещения, за исключением
случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо,
которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с
работником – нанимателем такого жилого помещения.
Указанная часть противоречит
статье 675 ГК РФ, в соответствии с которой переход права собственности на
занимаемое по договору найма жилое помещение не влечет расторжения или изменения
договора найма жилого помещения.
Статьей 159 ЖК РФ установлено,
что субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются
гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных
услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов
граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе
семьи.
Размер региональных стандартов
максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и
коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом
Российской Федерации.
Правительством Российской
Федерации ежегодно устанавливаются федеральные стандарты оплаты жилищных и
коммунальных услуг, в том числе и федеральный стандарт максимально допустимой
доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в
совокупном семейном доходе. На 2005 год указанный стандарт установлен в размере
22 процентов (Постановление Правительства РФ от 26.08.2004 г. N441).
С целью недопущения ухудшения
положения граждан в отдельных субъектах Федерации путем установления
регионального стандарта, превышающего размер федерального стандарта, Проектом
устанавливается, что размер регионального стандарта максимально допустимой доли
расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном
доходе семьи не может превышать размер соответствующего федерального стандарта.
Проектом исключается статья 14
Закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», которой
предусмотрено, что жилищный или жилищно-строительный кооператив, в котором все
его члены полностью внесли паевые взносы за предоставленные этим кооперативом
жилые помещения, подлежат до 1 января 2007 года преобразованию в товарищество
собственников жилья либо ликвидации. По истечении этого срока кооперативы
подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего
государственную регистрацию юридических лиц.
В то же время статьей 122 ЖК РФ
предусмотрено, что жилищный кооператив по решению общего собрания членов
кооператива (конференции) может быть преобразован в товарищество собственников
жилья, а ликвидация жилищного кооператива осуществляется по основаниям и в
порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством (статья 123 ЖК
РФ). Статья 14 Закона противоречит статьям 30, 35, 55 Конституции РФ, статьям
2, 61, 116 ГК РФ, Постановлению Конституционного Суда РФ от 03.04.1998 г.
N11-ПП.
С целью недопущения возложения
на нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма,
обязанности вносить плату за капитальный ремонт общего имущества собственников
дома Проектом исключается пункт 1 статьи 11 Закона «О введении в действие
Жилищного кодекса Российской Федерации».
Статьей 11 Закона вносятся
изменения в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации
Статья 681 ГК РФ, ссылка на
которую в пункте 3 статьи 672 ГК РФ исключается, определяет порядок
капитального ремонта сданного внаем жилого помещения.
В соответствии с пунктом 2
статьи 681 ГК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является
обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого
помещения.
Таким образом, положения статьи
681 ГК РФ (в том числе и возлагающие на наймодателя обязанность проведения
капитального ремонта) не будут применяться к договору социального найма жилого
помещения.
Указанное изменение, внесенное
в ГК РФ, может привести к тому, что на нанимателя жилого помещения, занимаемого
по договору социального найма, будет возложена обязанность вносить плату за
капитальный ремонт общего имущества собственников дома.
В то же время в соответствии с
пунктом 2 части 1 статьи 154 ЖК РФ капитальный ремонт общего имущества в
многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.
Реализация законопроекта не
потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Текст внесенного законопроекта
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Жилищный
кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N189-ФЗ
«О введении в действие
Жилищного кодекса Российской Федерации»,
в статью 292 части первой
Гражданского кодекса Российской Федерации
Статья 1.
Внести в Жилищный кодекс
Российской Федерации (Собрание законодательства РФ, 03.01.2005, N1, ст. 14)
следующие изменения:
1. пункт 3 части 3 статьи 19
изложить в следующей редакции:
«3) жилищный фонд
некоммерческого использования – совокупность жилых помещений, которые
используются гражданами – собственниками данных помещений для своего
проживания, проживания членов своей семьи и (или) для проживания иных граждан
на условиях безвозмездного пользования, а также органами государственной власти
и местного самоуправления, юридическими лицами – собственниками данных
помещений для проживания граждан на условиях некоммерческого пользования жилыми
помещениями;».
2. в части 5 статьи 31 слова
«одновременно с прекращением права собственности на данное жилое помещение
этого собственника или,» исключить.
3. в части 7 статьи 32 после
слов «в связи с изменением места проживания,» дополнить словами
«непроизведенным в установленные сроки капитальным ремонтом дома в соответствии
с ранее взятыми органами государственной власти или органами местного
самоуправления обязательствами,».
4. дополнить статьей 401
следующего содержания:
«Статья 401 Квартира
коммунального заселения (коммунальная квартира)
Квартирой коммунального
заселения (коммунальной квартирой) признается квартира, состоящая из нескольких
жилых помещений (комнат), принадлежащих двум и более пользователям и/или
собственникам, не являющимся членами одной семьи, на основании отдельных
договоров, сделок, иных действий, предусмотренных законодательством».
5. статью 42 дополнить частью 7
следующего содержания:
«7. При передаче внаем жилого
помещения в квартире коммунального заселения требуется согласие всех
собственников и иных граждан, обладающих самостоятельным правом пользования
жилыми помещениями в этой квартире».
6. Часть 2 стать 49 дополнить
абзацем, следующего содержания:
«К малоимущим относятся семьи,
совокупный семейный доход которых и стоимость указанного имущества, за вычетом
прожиточного минимума, не позволяет приобрести жилое помещение по нормам
предоставления при оказании максимальной помощи семье в порядке и на условиях,
установленных законодательством субъекта Российской Федерации».
7. в статье 50:
в части 2 после слов «местного
самоуправления» дополнить словами «в размере не менее пятнадцати квадратных
метров общей площади жилого помещения на одного человека»;
часть 5 дополнить абзацем
следующего содержания:
«Учетная норма для граждан,
страдающих тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, устанавливается
с учетом их права пользования дополнительной площадью по состоянию здоровья».
8. статью 53 дополнить частью 2
следующего содержания:
«2. Действие положений части 1
настоящей статьи не подлежит применению в случаях:
1) вселения в жилое помещение в
качестве членов семьи граждан, если до вселения эти граждане:
не обладали по предыдущему
месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением;
состояли по предыдущему месту
жительства на учете нуждающихся в жилом помещении в том же муниципальном
образовании или в том же городе федерального значения;
безвозмездно передали жилое
помещение по предыдущему месту жительства в том же муниципальном образовании
или в том же городе федерального значения органам местного самоуправления или
органам государственной власти;
2) расторжения договора
пожизненной ренты и пожизненного содержания с иждивением по инициативе
получателя ренты;
3) признания сделки с жилым
помещением недействительной в судебном порядке.».
9. часть 1 статьи 58 изложить в
следующей редакции:
«При предоставлении жилых
помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного
пола, за исключением супругов не допускается. Заселение одной комнаты совершеннолетними
лицами одного пола допускается только с их согласия».
10. в части 3 статьи 59 слова
«которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее
нормы предоставления» заменить словами «проживающим в этой квартире».
11. в части 1 статьи 69 слова
«дети и родители» заменить словами «несовершеннолетние дети».
12. в статье 89:
в части 2 слова «члены его
семьи» заменить словом «лица»;
часть 2 дополнить абзацем
следующего содержания:
«Если наниматель и проживающие
совместно с ним лица состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях, жилые
помещения предоставляются им в порядке, установленном частью 2 статьи 57
настоящего Кодекса».
13. в пункте 1 статьи 95 слова
«социального найма» заменить словами «, дающим право пользования данными жилыми
помещениями».
14. часть 2 статьи 99 дополнить
словами «, а также гражданам, указанным в статье 95 настоящего Кодекса».
15. в части 2 статьи 102:
слово «влечет» заменить словами
«не влечет»;
слова «за исключением случаев,
если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому
передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с
работником – нанимателем такого жилого помещения» исключить.
16. в статье 159:
часть 1 после второго
предложения дополнить предложением следующего содержания:
«Размер регионального стандарта
максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и
коммунальных услуг в совокупном доходе семьи не может превышать размер
соответствующего федерального стандарта»;
часть 2 изложить в следующей
редакции:
«Право на субсидии имеют
граждане – пользователи жилых помещений независимо от формы собственности
занимаемого жилого помещения».
17. в пункте 1 части 3 статьи
162 слова «имущества многоквартирного дома» заменить словами «имущества в
многоквартирном доме».
Статья 2.
Внести в Федеральный закон от
29 декабря 2004 года N189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса
Российской Федерации», (Собрание законодательства РФ, 03.01.2005, N1, ст. 15)
следующие изменения:
1. часть 2 статьи 2 исключить;
2. третье предложение части 2
статьи 6 изложить в следующей редакции:
«Гражданам, принятым на учет до
1 марта 2005 года, жилые помещения по договору социального найма
предоставляются в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан
на учет за исключением граждан, имевших право на предоставление жилого
помещения вне очереди или в первую очередь. Указанным гражданам жилые помещения
по договорам социального найма предоставляются соответственно во внеочередном
или первоочередном порядке.».
3. статью 7 изложить в
следующей редакции:
«Жилые помещения в жилых домах,
иных строениях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям
до их приватизации и отнесенные органами государственного учета к общежитиям, подлежат
в соответствии с законодательством Российской Федерации оформлению в
муниципальную собственность (в субъектах Российской Федерации – городах
федерального значения Москве и Санкт-Петербурге – в государственную
собственность соответствующего субъекта Российской Федерации). Граждане и члены
их семей, для которых фактически занимаемые изолированные жилые помещения
являются местом жительства, имеют право заключить с органом местного
самоуправления (в субъектах Российской Федерации – городах федерального
значения Москве и Санкт-Петербурге исполнительным органом государственной
власти) либо управомоченным им лицом договор социального найма на фактически
занимаемое изолированное жилое помещение в пределах нормы предоставления жилого
помещения.».
4. пункт 1 статьи 11 исключить.
5. в статье 12 слова «по
договорам социального найма после 1 марта 2005 года» заменить словами «,
принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Жилищным
кодексом Российской Федерации».
6. в статье 13 слова «состоят в
соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской
Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых
по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете,»
исключить.
7. статью 14 исключить.
8. в статье 20 слова «до 1
января 2007 года» исключить.
Статья 3.
Внести в статью 292 части
первой Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства РФ,
05.12.1994, N32, ст. 3301) следующее изменение:
пункт 4 статьи 292 дополнить
абзацем следующего содержания:
«Отчуждение жилого помещения, в
котором проживают бывшие члены семьи собственника, в отношении которых у
собственника жилого помещения имеются обязательства по сохранению права
пользования жилым помещением или обеспечению иным жилым помещением на праве
самостоятельного пользования в соответствии с законом или на основании
судебного решения, допускается после исполнения таких обязательств.».