17.08.05 Лев МОСКОВКИН, Наталья ВАКУРОВА

Книга в Москве

Энциклопедия ужаса – проще поваренной книги

Лучшее за год: Мистика. Магический реализм. Фэнтези. Антология современной зарубежной прозы / Пер. с англ. – СПб.: Азбука-классика, 2005. – 704 с. Тир. 5 тыс. экз.

Под одной обложкой объемного фолианта собрано, кажется, буквально все, что способно ввергать в ужас человеческое сознание, а тело – в дрожь. Стоит перевести дух от предыдущего шедевра, как на читателя наваливается следующий поток потусторонней информации, обманывая попервоначалу сменой ракурса.

Но его завершение еще более тревожит, не оставляя сомнений: если и есть загробная жизнь, то ты еще пожалеешь, узнав об этом воочию.

«Теперь после смерти они могут сделать из вас брильянты. Научный факт. Я хотела бы оставить по себе такую память. Хочется сверкать»…

Как всегда в талантливо подобранном сборнике, роль издателя стирается в подборе. Однако в этом театре осветитель главнее сценариста и его величество Слово служит не более чем предлогом, чтобы вспомнить все, что уже давно написано человечеством в наших воспоминаниях о будущем.

Но кто ж мог предвидеть, куда вообще может завести автора еще одна попытка многократно перелицованной истории о спящей царевне? И что новое для себя может увидеть в старом зеркале пожилой человек, что-то упустивший в детстве со своей двоюродной сестрой...

«…Лайонел вполне мог бы заснуть снова, если бы не опасался снов, не опасался того, что может узнать его разум, требующий от подсознания явить свое содержимое».

Зеркало, понятно, разбивается – туда ему и дорога. Вожак стаи макак уверенно заменяет в спальне внезапной вдовы зажаленного до беспамятства медузами ревнивца. Ангелочка Гудрич после кораблекрушения спасают дети моря с русалочьими хвостами и спустя много поколений некая приватизированная очередным автором Сиротка на последних страницах повествования о ней узнает, что она – не единственный потомок Ангелочка, поэтому песню детей моря, которую ей по секрету передала на смертном одре мать, знают буквально все в общине. Но почему-то тщательно хранят секрет.

Ощущение узнаваемости составляющих книгу «секретов» сопровождает литературное путешествие по художественно захламленным чердакам, подвалам и тайникам человеческой души, и сборник весьма разнообразных авторов воспринимается единым целостным произведением.

«Станьте чародейкой! Назло врагам, друзьям на удивленье! Проще поваренной книги» – надпись Compendium Magicarum на корешке, красный кожаный переплет в золотых пентаграммах...

«Толченый розовый лепесток перемешать с вымоченным в уксусе пометом детеныша летучей мыши»… Мадлен крошит стрекозиные крылышки в чашку, где уже и так намешано всякой всячины: фиалковый корень; кошачьи косточки с деревенской свалки; чернильный орешек с дубовой ветки, упавший в кольцо фей; морена – для цвета, наверное; толченый розовый лепесток; помет летучей мыши.

Для тех, кто не понял по причине своего профанства в чародействе: Compendium Magicarum – изложение основ магии; кольцо фей, или ведьмин круг – место, где водили хороводы феи (эльфы, ведьмы). Трава в таких местах вянет, чернеет, или там вырастают поганки. Человек, вступивший в кольцо фей, может попасть в их царство, где время течет совсем иначе…

«Магический реализм», разумеется, не какой-нибудь там «Тихий Дон» – пичкать им школьников вряд ли будут. Но этот жанр имеет своего устойчивого читателя, достаточно многочисленного, чтобы физически ощущать собрата в общем пренебрежении к тому ширпотребу, которым под торговой маркой «Гарри Поттер и что-то еще» потчуют миллионы неискушенных просто потому, что они не столкнулись пока с тем, что еще может быть, хотя человеческие фантазии в принципе не могут иметь разумных пределов.

Так авторы идеи магического реализма еще раз доказали: ни в чем не следует останавливаться на полпути, раз уж задолго до нас распечатали девственность труднейшего из жанров – реализма, и пустили по кругу, как девку в кабаке, присовокупляя к ней каждый свое – «критический», «социалистический», «сюрреалистический», «гиперреалистический»…

Нам, как закоснелым материалистам, трудно сказать о сборнике лучше, чем прозвучало на волнах «Эха Москвы» из уст Владимира Соболя: «...Подарок любителям фэнтези, изготовленный издательством «Азбука» и множеством питерских переводчиков. … Сразу скажу, что рассказы этого жанра куда как сильнее романов. Когда автор ограничен пространством в несколько десятков страниц, ему приходится тщательно продумывать фабулу, выбирать сцены, подбирать слова – свои и героев. И тогда на небольшой площади ему удается аккумулировать изрядную энергию. А в большущих книгах она растекается и пропадает иной раз бесследно... Жанр сборника формулируется просто – фантастика и страшилки. Дети любят слушать историю о черной-черной комнате. И взрослым может быть интересна судьба женщины, которая слишком пристально вглядывалась в кирпичную стену... Я видела клубок линий, который вдруг превратился во что-то ужасное, древнее, и хищное, и жутко страшное...»

Издатели сборника с гордостью отметили, что впервые на русском языке выходит антология, собравшая под своей обложкой лучшие произведения жанров фэнтези, мистики и магического реализма. Ежегодный американский сборник «The Year's Best Fantasy and Horror» уже в шестнадцатый раз (Sixteen Annual Collection) публикует повести, рассказы, эссе, отобранные по всему миру, и попасть в число его авторов не менее престижно, чем завоевать Всемирную премию фэнтези или «Небьюлу».

В сборник вошли произведения: Келли Линк «Затишье»; Ким Ньюман «Египетская аллея»; Кори Маркс «Объяснение»; Чайна Мьевилль «Детали»; Эрик Шеллер «Ассистент доктора Якоба»; М. Шейн Белл «Пагоды Сибура»; Грэм Джойс «Мальчик из Ковентри»; Хельга М. Новак «Охота»; Джефри Форд «Зеленое слово»; Терри Доулинг «Стежок»; Майкл Лайблинг «Терракотовый мальчик»; Зоран Живкович «Мастер»; Бентли Литтл «Мать Майи»; Карлтон Меллик III «Августовское порно»; Брайан Ходж «Осиное гнездо»; Конрад Уильямс «Машина»; Том Дихс «Гензель. Поучительный мемуар, или Кое-что касательно угрозы детского ожирения»; Мелисса Харди «Акеро»; Джоэль Лейн «Скупщики краденого»; Николас Ройл «Стандартная ширина колеи»; Джефри Форд «Сотворение человека»; Трейсина Джексон-Адамс «Семь пар железных башмаков»; Карен Джой Фаулер «То, чего я не увидела»; Джеки Бартли «Мифы малышам»; Питер Дикинсон «Песня детей моря»; Нил Гейман «Станицы из дневника, найденного в коробке из-под обуви, забытой в рейсовом автобусе где-то между Тулсой, Оклахома и Луисвиллем, Кентукки»; Рэмси Кэмпбелл «Вечное веселье»; Адам Робертс «Почти по Свифту»; Кристофер Фаулер «Повелитель джунглей»; Брайан Ходж «Мое второе «Я»; Роберт Филипс «Снежная королева»; Джей Рассел «Шкурятник»; Луис Альберто Урреа «Кисть сеньора Мендосы»; Маргарет Ллойд «Пять стихотворений»; Стивен Галагер «Поющая куколка»; Робин Мак-Кинли «Колодец в пустыне»; Теодора Госс «Роза о двенадцати лепестках»; Кейт Койа «Поездка»; Люси Тейлор «Только не вслух»; Элизабет Хэнд «Генри Дарджер наизнанку»; Кевин Брокмейер «Зеленые дети»; Шэрон Маккартни «Вослед «Приношению Телетуну» Чака Джонса»; Нил Гейман «Едоки и кормильцы»; Сьюзан Пауэр «Гуляющий по крышам»; Дон Тумасонис «Открытки с видами»; Николас Ройл «Игра в прятки»; Нэн Фрай «Сказка про волка»; Элизабет Хэнд «Наименьшие козыри».

Hosted by uCoz