06.09.05 Лев МОСКОВКИН

Охотный ряд

Первое заседание сессии пройдет без спикера (за неделю думское большинство разберется с двумя «Родинами»)

 

211446-5

Думское большинство решило не торговаться с правительством по параметрам бюджета

МОСКВА, 6 сентября. Во вторник 13 сентября планируется провести в Малом зале Государственной Думы общее заседание фракции «Единая Россия» с повесткой дня «О проекте федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год».

Об этом сообщил во вторник замруководителя фракции Валерий Рязанский на заседании возглавляемой им фракционной группы.

По его словам, обсуждение параметров бюджета-2006 на заседании фракции пройдет с участием членов правительства.

Сегодня на заседании группы Рязанского ситуацию с подготовкой бюджета к рассмотрению на пленарном заседании осветил председатель комитета по делам Федерации и региональной политике Виктор Гришин. Со ссылкой на пожелания президента, депутат передал просьбу не влиять на макроэкономические параметры проекта. Как сказал Гришин, «мы не можем больше торговаться с правительством по цене нефти», и далее депутат напомнил, что есть возможность работать над вторым и третьим чтением законопроекта о бюджете-2006, когда возможно перераспределением средств между разделами.

Рязанский обратил вниманием коллег на то, что со времени работы депутатов группы в парламенте (в прошлом созыве в составе фракции ОВР), т.е. с 1999 года доходы бюджета согласно проекту на будущий год возросли в 8,2 раза, расходы возросли в 7,4 раза, профицит – в 21,2 раза. По сравнению с 1999 годом среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике возрастет в 2006 году в 6,5 раз, и такой же рост планируется для среднего размера назначенных месячных пенсий.

 

Законопроект о парламентском расследовании пока не готов

МОСКВА, 6 сентября. Председатель думского комитета по госстроительству Владимир Плигин признался, что текст нового законопроекта о парламентском расследовании пока не годов и во вторник на заседании Совета Думы его не обсуждали.

В ответ на вопросы о подготовке законопроекта, который входит в число поручений Путина в президентском послании, Плигин сослался на то, что завтра на заседании палаты вице-спикер Любовь Слиска будет читать доклад о проекте примерной программы законопроектной работы Государственной Думы ФС РФ в период осенней сессии 2005 года.

 

Спикеры из 150 стран декларируют усиление роли парламентов в противодействии терроризму

МОСКВА, 6 сентября. Декларация по усилению роли парламентов к глобальным угрозам включая терроризм, которые несет XXI век, подпишут участники Второй всемирной конференции председателей парламентов.

Об этом сообщил в ответ на наш вопрос участник конференции, спикер Госдумы Борис Грызлов.

Спикер подтвердил информацию о том, что во вторник он вылетит в США для участия во Второй всемирной конференции председателей парламентов, которая пройдет с 7 по 9 сентября в Нью-Йорке.

Напомним, что на одном из заседаний форума Грызлов выступит с докладом «Парламенты и многостороннее сотрудничество: ответы на вызовы ХХI столетия». Запланированы встречи Грызлова с председателями парламентов Грузии, Ирана, Китая, Украины, Венгрии, Израиля, КНДР и ряда других стран. В Москву спикер вернется утром 10 сентября.

Ожидается, что в штаб-квартире ООН соберутся спикеры более 150 законодательных органов мира. В работе конференции примут участие председатель нижней палаты Национального конгресса Бразилии Северино Кавалканти, спикер парламента Грузии Нино Бурджанадзе, спикер Сейма Латвии Ингрида Удре, спикер парламента Армении Артур Багдасарян, председателем парламента (Милли Меджлис) Азербайджана Муртуз Алескеров, председатель молдавского парламента Мариан Лупу, председатель Верховной Рады Украины Владимир Литвин и др.

 

«Мы пока недостаточно владеем инструментом межпарламентского сотрудничества – Косачев

МОСКВА, 6 сентября. «Я думаю, что голос российского парламентаризма слышен в мире весьма и весьма отчетливо, мы существенно активизировали свое участие в ПАСЕ и в Парламентской Ассамблее ОБСЕ – организациях, где Россия имеет равное представительство и равные права» – заявил председатель думского комитета по международным делам Константин Косачев.

По его словам, находят существенную поддержку российские инициативы, например, еще в прошлом году ПА ОБСЕ приняла весьма нелицеприятную для наших балтийских коллег резолюцию о положении русскоязычного населения. По российской инициативе ПАСЕ готовит резолюцию по положению русскоязычных в Латвии. Коллега Косачева в верхней палате, председатель комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов (Псковская обл.) готовит резолюцию по осуждению героизации нацизма в некоторых европейских странах.

Говоря об этом, Косачев отметил, что «всем понятно, о каких странах идет речь», и напомнил о нескольких российских инициативах по теме борьбы с международным терроризмом, которая приобретает все большее звучание.

Косачев считает, что в целом тенденция для России позитивная и он думает, что эта тенденция будет все больше и больше развиваться. По его словам, речь не идет о том, что российских парламентариев кто-то искусственно блокирует, а о том, что мы пока недостаточно владеем инструментарием межпарламентского сотрудничества и недостаточно профессионально и компетентно готовим свои инициативы, которые только по формальным, процедурным причинам не получают развития.

 

Косачев надеется, что саммиты спикеров станут регулярными

МОСКВА, 6 сентября. «Я надеюсь, что второй форум председателей парламентов будет более содержательным и конкретным», – заявил председатель думского комитета по международным делам Константин Косачев в своем комментарии по поводу проведения в Нью-Йорке Второй всемирной конференции председателей парламентов, где с докладом выступит спикер Госдумы Борис Грызлов.

Косачев предпочел бы, чтобы глобальные встречи руководителей парламентов приобрели регулярный характер или даже институализировались в постоянно действующий форум.

Депутат подчеркнул, что формат проведения конференции дает возможности для двухсторонних встреч и это позволит заполнить паузу, которая возникает в контактах с тем или иным парламентом.

На первой всемирной конференции председателей парламентов, которая состоялась в 2000 году, была сформулирована инициатива придать международному сотрудничеству парламентскую составляющую, парламентское измерение. По словам Косачева, первый саммит парламентских лидеров был скорее «разгоночным», но он проявил большой потенциал и способность саморазвития.

Говоря о предстоящей конференции спикеров и своих надеждах в связи с ее проведением, Косачев объяснил, что межпарламентское сотрудничество знает много различных форматов, эффективность которых также весьма различна. Наиболее глобальная организация – Межпарламентский союз, по оценке Косачева, большой эффективностью похвалиться не может и несколько лет назад такое авторитетное государство мира, как США, вышло из МПС в силу неэффективности этой организации. Россия продолжает участвовать в МПС активно и регулярно, но при этом видит все его недостатки.

Косачев напомнил, что есть несколько сильных региональных межпарламентских форумов, таких, как парламентские ассамблеи Совета Европы, ОБСЕ, НАТО, и есть набирающие силу парламентских структур на постсоветском пространстве – парламентские ассамблеи СНГ, ЕвраЗЭС, ПС России и Белоруссии. Но глобального форума, который собирал бы всех без исключения руководителей парламентов в настоящее время нет. Поэтому международная политическая мысль ищет какие-то приемлемые для всех участников форматы с тем, чтобы поговорить о проблемах, волнующих всех парламентариев с глазу на глаз и начистоту.

Именно такой попыткой, по мнению Косачева, является конференция в Нью-Йорке.

 

Косачев не связывает вылазку террористов в Ираке с переброской американских военных

МОСКВА, 6 сентября. Председатель думского комитета по международным делам Константин Косачев считает, что международный терроризм активно использует нестабильную ситуацию в Ираке для того, чтобы превратить эту страну в плацдарм подготовки терактов по всему миру.

В своем комментарии журналистам по поводу событий в иракском городе Эль-Каим на границе с Сирией депутат сказал, что «Это крайне неблагоприятная тенденция, угрожающая всему международному сообществу».

Косачев высказал уверенность в том, что очаг сопротивления террористов под знаменами «Аль-Каиды» в Эль-Каиме в самое ближайшее время будет решительно подавлен. Вместе с тем парламентарий не исключил, что подобные акции будут повторяться в Ираке вплоть до проведения в стране парламентских выборов, хотя это вряд ли «опрокинет» процесс урегулирования в Ираке, но сможет серьезно осложнить принятие важных для него решений – одобрение конституции и проведение выборов в парламент.

Косачев не связывает нынешнюю вылазку террористов с переброской из Ирака в США американских военных для ликвидации последствий урагана «Катрина». Он отмечает, что в Эль-Каиме и до этого было минимальное присутствие американских войск. Однако вне зависимости от концентрации военных сил в самой стране можно видеть, что операция в Ираке хорошо спланирована, готовилась заранее и произошла именно в то время, когда внимание американских властей сосредоточено на проблемах внутри своей страны.

По мнению российского международника, инцидент в Эль-Каиме возник вследствие двух серьезных ошибок: изначально операция американцами проводилась без санкции Совбеза ООН, не имела международного правового одобрения, а американское правительство подчистую разогнало руководство Ирака и его правоохранительные органы, взяв на себя полную ответственность за соблюдением правопорядка в этом ближневосточном регионе.

 

Сергей Миронов: «Расточительность и бесшабашность в сфере природопользования необходимо пресечь»

МОСКВА, 6 сентября. Председатель Совета Федерации Сергей Миронов выступил на 1-ом Международном форуме «Рациональное природопользование», который проходит в столичном Центре международной торговли.

Организаторами 1-ого Международного форума «Рациональное природопользование» выступили Торгово-промышленная палата РФ и Министерство природных ресурсов. В работе форума приняли участие представители федеральных и региональных органов власти, профильной науки и бизнеса. Совет Федерации представлял также глава Комитета СФ по природным ресурсам и охране окружающей среды Виктор Орлов. Открыл форум глава ТПП Евгений Примаков, призвавший поставить преграды «хищническому» отношению к природным ресурсам, а также преодолеть диспропорцию между сверхвысокими доходами от экспорта нефти и газа и неудовлетворительным состоянием топливно-энергетического комплекса страны. Е.Примаков высказал ряд предложений ТПП России по корректировке налогообложения и перераспределению полномочий федеральных и местных властей в сфере недропользования.

По информации пресс-службы верхней палаты российского парламента, спикер Миронов в своем вступительном слове на открытии форума сделал акцент на необходимости изменить и активизировать государственную политику в сфере недропользования, чтобы Россия перестала восприниматься в мире «сырьевым придатком». Уникальная природно-ресурсная база России должна стать реальной и долгосрочной основой для развития страны, подчеркнул Миронов. Государственная политика в этой сфере должна содействовать развитию частных инициатив, а также согласованию интересов частных и государственных структур. Именно бизнес, по его словам, является главной движущей силой в становлении оптимальной системы недропользования в России.

Для развития рационального недропользования необходимо также развитие международного сотрудничества и внедрение новых технологий, отметил Миронов. «Российский экспорт должен перестать быть «сырьевым», а для этого надо продолжать индустриализацию страны на новом техническом уровне», – заявил глава Совета Федерации. По его мнению, надо уделить первоочередное внимание развитию базы для переработки сырья и транспортной инфраструктуры.

Кроме того, надо пресечь расточительность и бесшабашность в недропользовании, подчеркнул Миронов. Он обратил внимание на существующее положение дел, когда 92% разведанных природных запасов находятся в разработке, а восстановление ресурсов, разведка новых месторождений не осуществляется должными темпами.

Новые технологии и серьезные инвестиции необходимы сегодня отечественному природопользованию, подчеркнул С.Миронов, это должно стать приоритетом в государственной политике России. Государство должно создать соответствующий деловым рискам инвестиционный климат в стране.

С.Миронов пожелал плодотворной работы участникам форума, которым предстоит выработать предложения по оптимизации системы недропользования в России. «Надеюсь, что ваши предложения помогут сформировать грамотную государственную политику в сфере природопользования», – сказал С.Миронов.

 

Депутаты разберутся с основными параметрами будущего бюджета 22 сентября

МОСКВА, 6 сентября. На четверг 22 сентября намечено проведение дополнительного заседания Государственной Думы.

Об этом сообщил спикер Борис Грызлов журналистам во вторник по итогам заседания Совета Думы.

По его словам, дополнительное заседание палаты будет целиком посвящено первому чтению проекта бюджета на 2006 год.

Напомним, что первое чтение законопроекта о бюджете посвящено утверждению прогнозов основных макроэкономических показателей на будущий год.

Проблем при голосовании бюджета в первом чтении не ожидается, т.к. решение по основным параметрам бюджета-2006 парламентское большинство приняло в процессе «нулевого чтения», т.е. до внесения законопроекта в Госдуму.

Доходы федерального бюджета в 2006 году запланированы в сумме 5 трлн 46 млрд 137,5 млн руб., расходы – 4 трлн 270 млрд 114,7 млн руб., профицит – 776 млрд 22,8 млн руб. Прогноз по инфляции – 7-8,5%, расчетный курс национальной валюты – 28,6 рубля за доллар, цена нефти марки Urals – 40 долл. за баррель, цена отсечения в Стабилизационный фонд – 27 долл. за баррель. Рост ВВП в 2006 году прогнозируется на уровне 5,8%.

Отметим, что если профицит на будущий год запланирован в размере 776 млрд руб., но он уже сейчас достиг 942 млрд руб., т.к. доходы по первому полугодию составили 146% плана, а расходы – около 87%.

 

Зурабов пытался отказаться от завтрашнего посещения Думы

МОСКВА, 6 сентября. В запланированной весной сетке «правительственных часов» с выступлениями членов правительства на пленарных заседаниях Госдумы изменений не предвидится.

Об этом сообщил председатель комитета по регламенту и организации работы Госдумы Олег Ковалев.

По его словам, депутаты не намерены удовлетворить просьбу министра здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова о переносе на более поздний срок его выступления на пленарном заседании 7 сентября с докладом об обеспечении доступности и высокого качества медицинской помощи.

Ковалев подчеркнул, что просьба Зурабова даже не будет рассматриваться на заседании Госдумы, потому что выступление Зурабова уже переносили.

В ответ на вопрос о том, как поступят депутаты, если министр просто не придет к ним, Ковалев сказал, что он просто не допускает такой возможности.

Напомним, что в период весенней сессии думское большинство провело поправки в регламент палаты, ужесточающие порядок проведения «правительственных часов», при этом членам правительства вменили в обязанность лично выступать в парламенте, не передоверяя это своим заместителям.

 

За неделю думское большинство разберется с двумя «Родинами»

МОСКВА, 6 сентября. Две новые фракции, образовавшиеся в конце весенней сессии из числа депутатов фракции «Родина», должны иметь свое полноценное представительство как в Совете Думы, так и в числе вице-спикеров нижней палаты.

Об этом сообщил журналистам по итогам Совета Думы во вторник председатель комитета по регламенту и организации работы Госдумы Олег Ковалев.

По его словам, за неделю вопрос будет решен на основе консультаций во фракциях, причем не только фракций «Родина»

Напомним, что в результате исключения вице-спикера Сергея Бабурин из фракции «Родина» он добился согласия думского большинства на организацию новой фракции под своим руководством, которая получила название «Родина» – «Народная воля». Поскольку бывшему лидеру прежней фракции «Родина» Дмитрию Рогозину не удалось настоять на лишении Бабурина поста вице-спикера, тот совмещает его с руководством своей фракции, а другая фракция «Родина» не имеет своего вице-спикера. Ожидалось, что на этот пост будет выдвинут Александр Бабаков, однако в Кремле не дали на это согласие и видимо пост займет Рогозин, в таком случае ему не придется отдавать Сергею Глазьеву кабинет, «машину с мигалкой и возможность посещать столовую для вице-спикеров на пятом этаже. Руководит фракцией «Родина» из числа сторонников Рогозина в настоящее время по ротации Сергей Глазьев.

 

Цены закупочных интервенций на рынке зерна недостаточны – Кулик

МОСКВА, 6 сентября. «Закупочные интервенции на рынке зерна пока идут вяло» – сказал нам председатель думского комитета по аграрным вопросам Геннадий Кулик.

По его словам, в настоящее время идут закупки пшеницы третьего класса, через неделю начнутся закупки продовольственной ржи и пшеницы четвертого класса.

Отвечая на вопрос о доступе к торгам закупочных интервенций, Кулик сообщил, что сельхозпроизводителям для получения права продать зерно на НТБ приходится платить 70 руб. за тонну. Однако главной проблемой Кулик считает то, что закупочные цены слишком малы, они не должны быть ниже 3,5 тыс руб. за тонну. С другой стороны, сельхозпроизводителям перед тем, как продавать зерно, приходится рассчитываться по товарным кредитам, в частности, за ГСМ, причем цены на горючее продолжают расти. Однако цены зерна в расчетах по товарным кредитам установлены очень низкие – 2,2 или даже 1,8 тыс руб. за тонну, т.е. гораздо ниже себестоимости.

Кулик считает, что проводить закупочные интервенции не поздно, пока достигнуто 45% уборки. По его мнерию, вопрос в другом: продолжается рост цен, и объявленная цена недостаточна.

 

«Единая Россия» может оккупировать столичный парламент

МОСКВА, 6 сентября. Спикер Госдумы, лидер партии «Единая Россия» Борис Грызлов отметил на брифинге для журналистов в связи предстоящими 4 декабря выборами нового состава Московской городской Думы: «Я думаю, что партия «Единая Россия» будет ставить себе план-максимум, а не план-минимум. Это значит, мы рассчитываем занять все места».

В ответ на уточняющий вопрос Грызлов подчеркнул, что «Единая Россия» может претендовать на все 35 мест в столичном парламенте.

Напомним, что предстоящие выборы Мосгордумы впервые пройдут по смешанной системе, т.е. половина палаты будет избираться по партийным спискам. Выборы пройдут до вступления в силу повышенных требований к численности политических партий, поэтому выдвигать своих кандидатов в партийных списках имеют право три десятка политических партий, которые имеют московские региональные отделения. После формирования нового состава палаты образовать фракцию можно при наличии двух сторонников той или иной партии. Отметим, что серьезные намерения по организации второй фракции, кроме «Единой России», высказывала представитель Партии жизни, депутат Мосгордумы Ирина Рукина.

 

Коммунист Мельников поймал лидера «единоросов» на некомпетентности

МОСКВА, 6 сентября. Зампред ЦК КПРФ, депутат Иван Мельников возмущен заявлением спикера Госдумы Бориса Грызлова о том, что единороссы могут рассчитывать на стопроцентную победу своих кандидатов на выборах в Московскую городскую Думу.

В своем комментарии журналистам коммунист Мельников назвал заявление спикера «некомпетентным и агрессивным» и высказал намерение возглавить список КПРФ на выборах в столичный парламент. Вопрос о списке КПРФ решится в четверг, 8 сентября.

«Закон не позволяет одной партии занять все места в законодательном органе в принципе. Даже если она выступит максимально успешно и использует весь свой административный ресурс. Вторая партия, набравшая больше остальных, подтянется законом автоматически. Так что «Единая Россия» может рассчитывать что угодно и на что угодно: даже не на 35 мест из 35, а на все 36 мест из 35, но все равно всех мандатов не получит. Странно, что Грызлов позволил себе такое некомпетентное и агрессивное заявление» – сказал Мельников.

По его словам, главная задача коммунистов состоит в том, чтобы разрушить монополизм «Единой России» в Мосгордуме. Поэтому Мельников считает, что «любой результат, который поможет достичь этой цели – можно будет считать положительным».

 

159026-4

На первом пленарном заседании сессии депутаты примут решение по бывшим шахтерам

МОСКВА, 6 сентября. Спикер Госдумы Борис Грызлов сообщил журналистам по итогам первого в период осенней сессии заседания Совета Думы, что на эту сессию запланировано рассмотрение более пятисот законопроектов.

По словам спикера, на первом пленарном заседании сессии в среду депутаты рассмотрят сразу во втором и третьем чтениях законопроект о расширении круга лиц, имеющих право на предоставление жилья по новому месту жительства при ликвидации организаций угольной промышленности, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Соответствующий законопроект был внесен 7 апреля 2005 года большой группой депутатов и тогда же весной его одобрили в первом чтении.

Законопроект вносит поправки в 122-й ФЗ – «О внесении изменения в Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Авторы законопроекта, депутаты Ш.З.Султанов, Ю.А.Спиридонов, В.Б.Савостьянова, В.Д.Катальников, С.И.Неверов, В.Н.Пивненко, А.Н.Клюкин, В.М.Зубов, С.П.Горячева, Н.А.Останина, В.К.Гартунг, Р.М.Бадалов, указали, что в связи с принятием 122-го ФЗ значительно сужен круг лиц, имеющих право на предоставление жилья по новому месту жительства, высвобождаемым при ликвидации организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Высвобожденные работники, достигшие пенсионного возраста, в списочном составе ликвидируемых организаций составляют лишь около 20%. В настоящее время в соответствии со списками, сформированными ликвидационными комиссиями предприятий и согласованными с администрациями муниципальных образований и профсоюзными организациями, осталось переселить 5000 семей. Из них около 3000 семей могут потерять право на переселение. Создание новых рабочих мест для данной категории лиц не предусмотрено в связи с нецелесообразностью.

 

175755-4

Отложен проект по сокращению сроков госрегистрации дач и гаражей

МОСКВА, 6 сентября. В период осенней сессии Госдумы депутаты рассмотрят законопроект по сокращению до 15 дней сроков государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Соответствующий законопроект внесли 20 мая 2005 года председатель комитета по законодательству Павел Крашенинников и зампред комитета по аграрным вопросам Айрат Хайруллин (ЕР).

Авторы законодательной инициативы предлагают внести в пункт 3 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» изменение, дополнив его абзацем следующего содержания: «Для граждан государственная регистрация прав на гаражи, садовые, огородные или дачные земельные участки, строения или сооружения в садоводческом, огородническом либо дачном некоммерческом объединении проводится не позднее чем в пятнадцатидневный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации.».

Профильный комитет по законодательству поддержал законопроект, в его заключении указано, что «предлагаемые изменения вызваны необходимостью упрощения порядка укрепления прав на недвижимость, предназначенную для личного использования гражданами, в том числе, на гаражи, садовые дома и другие строения в садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединениях, а также соответствующие земельные участки. По мнению Комитета, предлагаемые законопроектом изменения безусловно будут способствовать упрощению процедуры регистрации указанных прав граждан».

По информации Управления Госдумы по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ, рассмотрение законопроекта в первом чтении было намечено на пленарном заседании в пятницу 9 сентября, однако вопрос будет перенесен по решению думского большинства.

На заседании президиума фракции «Единая Россия» накануне было отмечено, что одним законопроектом проблема не решается, и поэтому было предложено подождать завершения работы в правительстве над восемью законопроектами, которые готовятся во исполнение соответствующего поручения Путина в числе тех, которые были им даны в президентском послании Федеральному Собранию.

 

«Яблочники» довольны выборами в Подмосковье, но боятся фальсификаций

МОСКВА, 6 сентября. По итогам выборов в Подмосковье были избраны члены партии «Яблоко» или при поддержке партии 16 человек.

Об этом сообщила журналистам пресс-секретарь «Яблока» Евгения Диллендорф по итогам состоявшихся в воскресенье муниципальных выборов в Московской области.

Отмечено, что из демократических организаций партийный список выставило только партия «Яблоко».

По информации Диллерндорф, «яблочных» кандидатов избиратели поддержали на выборах в горсоветы городов Фрязино (2 человека), Дмитров, Подольск, Электросталь. А также на выборах в муниципальные образования – Зубовское сельское поселение Клинского района – 2 человека, в сельские поселения Рязановское, Львовское Подольского района, в городское поселение Старая Купавна Ногинского района – глава района и 5 человек, в сельское поселение Кутузовское Солнечногорского района.

Диллендорф подчеркнула, что информация об итогах выборов уточняется. По ее данным, на некоторых участках, где члены «Яблока» побеждали или были сняты, представители избирательной комиссии пытаются представить выборы как несостоявшиеся.

Информация о выборах завершается заявлением о том, что партия «Яблоко» выражает беспокойство в связи с отсутствием на конец второго дня после окончания голосования официальных результатов выборов в Подмосковье».

 

*

 

Пятого сентября начинается первая пленарная неделя осенней сессии Государственной Думы. Накануне председатель нижней палаты российского парламента Борис Грызлов дал интервью "Российской газете".

Российская газета: Начало нового политического сезона в современной России традиционно связывают с началом осенней сессии Госдумы. Каким, на ваш взгляд, будет этот политический сезон?

Борис Грызлов: Надеюсь, что скучным (улыбается)... И приложу все усилия для того, чтобы он был спокойным и деловым, максимально продуктивным с точки зрения законодательной работы. Это может звучать не слишком привлекательно, но, думаю, что наши избиратели ждут от нас работы, а не шоу. Надеюсь, что в этом политическом сезоне больше будет слышен голос российских регионов и меньше - московской околополитической "тусовки", в очередной, 101-й, раз пророчащей "горячую осень", за которой надо ждать "жаркую зиму". Не дождутся!

РГ: Значит, ожидается тишь и гладь?..

Грызлов: Споры, конечно, будут. И внутри Думы, и с правительством. При принятии таких документов, как Лесной и Водный кодексы, федеральные законы "О недрах", "О защите конкуренции", без споров не обойтись. Законопроектов, где есть масса очень важных деталей, - масса. Надеюсь на позитивный эффект этих споров, на то, что все будет приниматься в самых лучших вариантах.

РГ: Нынешним летом почти на каждом заседании правительства сообщалось, что для внесения в Госдуму готовятся новые законопроекты. Да и сами депутаты, судя по сообщениям региональных СМИ, обещали избирателям выступить с актуальными законодательными инициативами. К тому же в думском портфеле еще с осенней сессии осталось немало важных законопроектов. Какими будут приоритеты этой короткой сессии?

Грызлов: Конечно, главное в осеннюю сессию - бюджет. Выделил бы также блок законов, связанных с реализацией Послания президента. И блок, связанный с безопасностью. Но приоритет в законотворчестве - понятие довольно условное, ведь за каждым законом стоят какие-то жизненные проблемы, которые бывает трудно подразделить на первую, вторую или третью степень важности.

РГ: Ровно год прошел после трагических сентябрьских событий в Беслане. Тогда депутаты наметили целую программу действий, однако один из важнейших пунктов этой программы - законопроект о противодействии терроризму - до сих пор не принят. А работа Парламентской комиссии по расследованию трагедии в Беслане в последнее время подвергается острой критике. Как вы считаете, почему?

Грызлов: Да, мы начали работу сразу. И обнаружили, что между различными министерствами и ведомствами нет координации. Отсутствие единого органа, уполномоченного отвечать за антитеррористическую безопасность, сказывается очень сильно. Это как раз та область, где без полной централизации не обойтись. Ведь борьба с терроризмом - это не столько законодательная база, она вообще-то уже есть, сколько структурно-организационный вопрос, вопрос техники и технологии, и уже потом - правоприменительной практики.

В свое время было принято решение о централизации функций по борьбе с чрезвычайными ситуациями. И это решение, в том числе, конечно, и благодаря качествам министра Сергея Шойгу, себя оправдало. Думаю, что подобное решение зреет и по антитеррористической работе. Появится некий "центр антитеррора" - легче будет обеспечить его хорошей законодательной базой.

Что же касается парламентской комиссии, то критиковать ее можно будет только по результатам доклада. И уж ни в коем случае нельзя это делать за то, что, дескать, медленно работают. Быстрота тут - не плюс.

РГ: В весеннюю сессию Госдума уже реализовала некоторые идеи из президентского Послания. Получили законодательное оформление те положения Послания, которые касаются всех россиян (налоги о наследовании, дарении и другие). Но президент озвучил идеи, связанные непосредственно с депутатской деятельностью, - гарантии прав оппозиции, парламентские расследования. Когда дойдет очередь до реализации этих идей?

Грызлов: Парламентские расследования - совершенно естественная вещь в любой стране, где существует парламент, избираемый непосредственно населением. Но нет и не может быть цели: организовать парламентское расследование. Цель может быть одна - добиться выводов и принять меры, которые не позволят повториться тому или иному неприятному событию, трагедии и так далее. Поэтому процедура парламентских расследований должна быть прописана хотя бы для того, чтобы при создании комиссии по конкретному вопросу не было лишних дискуссий, перетягивания каната. Мы могли прописать ее в Регламенте Думы, но ведь парламент у нас двухпалатный. И Совет Федерации непременно должен участвовать в парламентских расследованиях. Так что процедуру мы пропишем, но нет смысла брать на себя соцобязательства сделать это, допустим, к 1 октября.

Что касается прав оппозиции, то они вполне защищены, хотя ряд норм Регламента Думы нуждается в совершенствовании. Но надо понимать, что права оппозиции измеряются количеством поданных за их депутатов голосов. Больше голосов за партию - у партии больше возможностей влиять на законопроектную работу. Мало своих голосов - создавайте коалиции. Так построены все парламенты мира.

По-иному быть не может. И в этом - также смысл выборов: они помогают "взвесить" политические организации. А затем предоставляют им возможности и возлагают на них ответственность, пропорциональные их "весу".

РГ: В Послании президента звучала тема борьбы с коррупцией. Какой вклад в эту борьбу внесла Дума?

Грызлов: Давайте прежде определим, что такое коррупция. По сути - это покупка решений тех или иных государственных органов и их должностных лиц. В роли покупателей могут выступать и отдельные граждане, и фирмы. Признак коррупции - взятка. Деньгами, автомобилями и прочими материальными ценностями. Ежегодно по признакам взяток в стране возбуждается немало уголовных дел. Значит, законодательная база для борьбы с коррупцией все-таки есть. Да, ее надо совершенствовать, но основной вопрос все равно будет в правоприменении и в технических возможностях органов правопорядка: расследовать дела о взятках непросто, - в механизмах финансового контроля, в самой механике принятия экономических решений. Поэтому на борьбу с коррупцией надо смотреть шире. А именно - как на ограничение прав бюрократии на принятие каких-то экономических решений. Без такого комплексного подхода никакой отдельный закон о коррупции работать не станет. Мы это понимаем, и в соответствии с этой установкой мы будем корректировать множество законов, связанных с проведением административной реформы. Например, Закон о государственной службе.

РГ: 26 августа правительство официально внесло в Госдуму проект бюджета-2006. Как он изменился по сравнению с первоначальным вариантом, с которым депутаты могли познакомиться в конце весенней сессии? Чем вообще бюджет-2006 будет отличаться от бюджетов 2004 - 2005 годов?

Грызлов: Внесенный проект бюджета очень серьезно отличается от первоначального. 7 июля в правительстве прошло совещание, в котором участвовали со стороны правительства Фрадков, Жуков, Зурабов, Кудрин, Греф, Христенко, Нарышкин, а со стороны парламента - все замы председателя Госдумы и лидеры фракций. Такой формат был предложен для откровенного разговора по всей назревшей проблематике. Официально встреча была посвящена окончанию весенней сессии и социально-экономической ситуации в стране на текущий момент. Но основной темой стало обсуждение бюджета 2006 года.

Разговор получился очень жестким. Было решено создать официальную рабочую группу из депутатов Государственной Думы и министров для доработки проекта бюджета. Уже в ходе работы этой группы мы договорились, чтобы впервые в бюджете 2006 года появилась отдельная строка под названием "Инвестиционный фонд". Мы пришли к обоюдному согласию, что надо менять первично опубликованные макроэкономические показатели в сторону увеличения доходов, так как первоначально они были явно занижены. Соответственно, пропорционально увеличится и та строчка, которая будет называться "Инвестиционный фонд".

Мы обсудили, куда конкретно, в какие проекты нужно вкладывать деньги. Концепция экономического блока правительства исходила из того, что реальный сектор экономики напрямую государственными деньгами поддерживать нельзя - это нарушение принципов либеральной экономики. Наверное, это и было главным предметом обсуждения, барьером, который нас разделил и который нам и правительству приходилось преодолевать, доказывая состоятельность своих позиций.

С одной стороны, я понимаю минфин. Задача полной конвертируемости рубля к 2007 году, в том числе и по капитальным операциям, поставленная президентом, не снята. Для ее выполнения необходимо снижение инфляции до двух-трех процентов в год и ускоренное снижение размера госдолгов, накопленных в советское время и 1990-е годы.

Я понимаю и то, что государственные инвестиционные программы до сих пор, как правило, давали слабую отдачу и зачастую являлись чисто лоббистскими проектами.

Но я понимаю и граждан страны, которые могут спросить: а что в России построено на нефтяные доходы начала XXI века, на что потрачены эти деньги? Что мы им ответим? Поэтому я понимаю желание общества, многих моих коллег-депутатов превратить растущие нефтяные доходы в инвестиции.

РГ: И на что же вы предлагаете тратить деньги?

Грызлов: На инфраструктуру - в самом широком смысле этого слова. В инвестициях, с моей точки зрения, прежде всего нуждается транспортная, энергетическая, жилищная инфраструктура. Мы до сих пор живем в значительной степени запасами советской экономики.

РГ: Ваши оппоненты считают, что такие вложения чреваты ростом инфляции...

Грызлов: Есть инвестиционные затраты, которые не увеличивают инфляцию. К примеру, до 90 процентов российского экспорта леса составляет "кругляк". Это продукт с низкой степенью обработки и низкой добавленной стоимостью. На этом страна теряет ежегодно миллиарды. Почему бы не закупить и не поставить в местах лесоразработок сотню заводов по переработке круглого леса, передать в концессию, производить и поставлять вагонку, доску, ДСП, а может, и мебель? Одновременно можно было бы вообще запретить экспорт "кругляка". Цена вопроса - примерно миллиард долларов. Но деньги, потраченные на закупку этого оборудования, никак не пойдут на внутренний рынок и потому не подстегнут инфляцию. Зато создадут немало рабочих мест в регионах Севера, Сибири и Дальнего Востока. Еще она важная вещь - дороги. Бизнес строить их у нас не будет, да и почти нигде в мире не строит. Если мы построим сейчас несколько тысяч километров дорог по основным транспортным радиусам, введем за проезд умеренную плату, то уже через несколько лет эти дороги станут себя хотя бы частично окупать. Плюс доходы от всей придорожной инфраструктуры. Это опять же рабочие места, обеспечение быстрого движения товаров, людей, услуг.

Подобных вариантов много, и нужны только воля и желание их реализовать. Депутаты продемонстрировали волю сделать бюджет-2006 бюджетом развития.

РГ: А что это значит - "бюджет развития"? Чем он отличается от "бюджета стабилизации"?

Грызлов: Конечно, такое деление - на "бюджет стабилизации" и "бюджет развития" - в значительной степени условно, ведь развитие невозможно без стабильности, и наоборот. Но различия все-таки есть, и заметные. Бюджеты 1999-2005 годов были бюджетами обуздания инфляции, преодоления последствий 1998 года, бюджетами консервативными, направленными на то, чтобы создать и укрепить устойчивую экономическую ситуацию. Сейчас, когда устойчивость есть, инфляция в пределах 10-12 процентов, золотовалютные резервы огромны, внешний долг стабильно снижается как абсолютно, так и в долях к ВВП, а эффект от послекризисной девальвации исчерпан, появились необходимость и возможность стимулировать экономический рост. Соответственно, понадобился инвестиционный бюджет, где четко будут прописаны вложения в те или иные сферы хозяйственной инфраструктуры. Усилена и социальная направленность бюджета.

РГ: С 1 сентября в России до 800 рублей повышается минимальный размер оплаты труда. Достаточно ли хорошо просчитаны последствия такого шага? Некоторые экономисты считают, что приближение МРОТ к прожиточному минимуму - на чем настаивают "единороссы", - обвалит российскую экономику...

Грызлов: Давайте вдумаемся в понятие "МРОТ". Это, как вы и сказали, минимальный размер оплаты труда. Если мы хотим, чтобы слова полностью соответствовали реальности, необходимо приблизить МРОТ к прожиточному минимуму, иначе он не будет иметь никакого смысла.

800 рублей в месяц - это 26 рублей в день. Кто-то пробовал прожить на такие деньги? Даже если рассматривать МРОТ как базу для расчета зарплат, то все равно это мало. За базу надо брать величину, близкую к прожиточному минимуму, а дальше менять коэффициенты тарифной сетки. Эту реформу рано или поздно придется проводить - так же, как и разделение МРОТ как расчетной единицы для штрафов, и МРОТ как базы для оплаты труда. Чем раньше это будет сделано, тем лучше. Мы ждем от правительства предложений.

РГ: А если не дождетесь?

Грызлов: Подготовим законопроект сами. Приведение юридических нормативных понятий в соответствие с логикой и представлениями людей об элементарной справедливости не обрушит, а только укрепит нашу экономику. Если, конечно, делать все аккуратно и с хорошей проработкой решений.

РГ: Мы открываем политический сезон, а говорим больше об экономике...

Грызлов: Это естественно. Мы говорим о том, что нас сегодня больше всего волнует.

РГ: И все же многие политики в нынешний сезон вступают с мыслями о будущих парламентских выборах. Какой, на ваш взгляд, будет Дума образца 2007 года? Какие политические силы в ней будут представлены? Какую роль в ней будет играть "Единая Россия" - об этом уже можно судить по региональным и муниципальным выборам? Считаете ли вы, что российский парламент непременно должен быть двухпалатным?

Грызлов: Дума будет более "партийной", в хорошем смысле слова, ведь все депутаты пройдут по новой системе по партийным спискам от региональных групп. Уверен, что "Единая Россия" будет обладать в ней более чем "контрольным пакетом".

РГ: Вновь конституционное большинство?

Грызлов: Конституционного большинства в две трети можно всегда достичь, создавая коалиции. Что же касается двухпалатного парламента, то в такой стране, как Россия, равное представительство всех регионов в верхней палате абсолютно необходимо. Я - за то, чтобы голос верхней палаты отчетливее звучал при принятии важнейших законодательных решений. Как и вообще голос регионов нашей страны.

Тамара Шкель "Российская газета"

 

Hosted by uCoz