10.09.05 Лев МОСКОВКИН

Книга в Москве

Сам себе продюсер

Метод постмодернизма в политике

Литературный презерватив для связей с общественностью

 

И смеется лишь тот уходящему вслед

Кто прожить собирается тысячу лет

 

Алексей Митрофанов. 12 кресел: Роман – М.: Издательство Эксмо, 2005. – 400 с.

Человеческая жизнь – не сериал про бедную Настю, она в натуре может совсем кончиться. И об этом малозначительном на фоне эволюции Космоса событии некому и не для кого будет передавать - зрителей не будет.

Сия нехитрая мысль столь же очевидна, как и убийственна в одиночестве. Спасает публичность, которой мало кто владеет, поэтому мир людей с идиотической регулярностью попадает во власть шикельгруберов и джугашвили. Ле Пен, Буш и Путин кажутся тройкой пионеров на фоне старших товарищей, но именно им суждено вершить судьбы мира.

Журналисты, воспринимающие свою великую миссию не выше ремесла по изготовлению декоративного плинтуса, правы по сути – людям нужны простые слова и понятные схемы. Хитромудрые умозаключения остаются за кадром и очень далеко от ведомости на зарплату, не говоря уже про конверт без пометок, чтоб не оставлять зацепок для следователя.

Если на конвертах указано, кому предназначено содержимое, значит компания обречена и делит активы по сценарию второстепенной героини незабываемого романа «Как закалялась сталь» - а завтра меня все равно изнасилуют.

Митрофанова называют вторым человеком в ЛДПР, но это журналистское упрощение. Есть вождь и есть парламентский кордебалет, но нет вторых. Существование такого явления путает стереотипы и типично для России. Образ Жириновского имеет узнаваемые черты Сталина, Гитлера, Керенского, Дзержинского. Митрофанов не похож ни на кого, этот чертополох на поле засушенной советской дипломатии вещает непосредственно из ее чрева, но с задержкой на десятки лет, потому что в режиме on line никто бы не понял, как это оттягивает.

Известные методы публичной политики Жириновского поносили все, кто не смог применить сам. Таких оказывается все меньше среди дорвавшихся до трибуны с двуглавым орлом. А Жириновский с Митрофановым составили устойчивую пару публичных дискуссий в Думе – если один предлагает восстановить памятник Сталину или вынести Ленина из мавзолея, то у другого находятся аргументы против. Потом меняются.

Пародия показывает, насколько непросты отношения Митрофанова и Жириновского. Митрофанов единственный из долгожителей ЛДПР, кто успешно позволяет себе несогласованное творчество и вождь с этим мирится, как мирятся с ним самим, откровенно пользуясь его услугами и доверяя его безудержной энергетике. Когда крупнейший нефтепромышленник ухитрился проголосовать против решения фракции, разъяренный Жириновский на потеху парламентским журналистам бегал за ним с кулаками наперевес по думским коридорам.

Трудно представить, как прочно сложившаяся ситуация с городским сумасшедшим на думском майдане могла бы развиваться дальше, если бы не обманула сама жизнь.

И что дальше?

Вся внешняя канва суперреалистически описана в увлекательной книжке Митрофанова. В конце автор подвергает «второе издание» Остапа Бендера политической смерти на грани исторического перелома – литературная бритва полоснула по горлу песне, но это не конец, просто сам Автор, который выше писателя, не может представить, что дальше, если все зашло столь глубоко на пути к концу света.

Выхода нет на самом деле, над Думой сгущается предчувствие политической смерти. Сам себе продюсер Митрофанов понял это давно, потом дошло до Зюганова, Рогозина и Жириновского. И только члены фракции-монстра забылись, увлекшись игрой в дележку России под свои будущие мандаты.

«12 кресел» - такой же литературный памятник своей эпохи, как «12 стульев» - своей. Пока сомнений нет, что герой будет возрожден в каком-то виде для еще одного исторического виража в истории страны, но уже понятно, что сериалом повествование о нем не станет. Появление великих комбинаторов отражает нелинейную фазу эволюции общества, когда происходит турбулентность, завихрения которой сводят в одной дворницкой будущего вице-спикера, бывшего конструктора и братков с деньгами.

Теоретически это отражено в книге Митрофанова «Шаги новой геополитики». Но «Политика – живое дело, и в ней должны быть живые люди. Идеальный вариант – бывший мошенник, отсидевший небольшой срок при Советской власти. Умеет работать с людьми и обладает ценным жизненным опытом. Но таких сейчас в партию не затащишь, такие все при деле – президенты банков и финансовых корпораций».

Живой Жириновский не просто затащил, на место в списке ЛДПР выстроилась очередь и другие парламентские партии вместо торговли с правительством за голоса по бюджету шустро принялись продавать их на корню, большинство в палате оказалось за людьми Ходорковского, а потом способ привлечения живых людей в политику был открыто использован при формировании третьего созыва Совета Федерации и Жириновский принялся вопить, что в парламенте достаточно одной палаты.

Резидентов ЮКОСа выкорчевывают из числа депутатов до сих пор, их не оказалось только в ЛДПР…

Опыт вождя-первопроходца широко тиражируется и по проблемам с электоратом: «Молодое поколение… Верите всему, что говорят в новостях. Верите, что «Колгейт» – лучшая паста в мире. А нас учили по-другому. Все, что ругают, это – хорошо. И те, кого ругают, - те за народ. И за таких, как мы, придет голосовать гораздо больше. Они-то и придут голосовать. Дети «Колгейта» и пепси проспят или пойдут на дискотеку».

Вождь отлично чувствует настроения аудитории и предвидит ожидания сегментов электората: «Притихли бизнесмены в ожидании больших неприятностей. Евреи, понятное дело, стали ждать всплесков антисемитизма, мусульмане – облав на рынках, криминал – преследований со стороны чекистов, русские мужики – повышения цен на водку, пенсионеры – задержек с выплатами пенсий. Единственное, чего не ждали от новой администрации, так это детских пособий – их и раньше никогда не выплачивали».

Книга завершается изящно – уходом в небытие главного героя, и никто не верит, что это завершение пьесы, но не антракт. А автор тут же подсовывая увлекательные анонсы двух следующих книг про другое, как бы свидетельствуя, что он ни за что не отвечает.

В жизни все не так легко, как это изображается. В книге строго говоря нет ни слова правды и нет технологической основы теневого создания ЛДПСС как одного из инструментов в резидентской сети, спешно и тщательно сплетенной в конце восьмидесятых для заброски в меняющееся будущее. Нет и механизмов публичного действия Жириновского и его соратников по партии, из думских стенограмм можно выловить такое, что казалось должно сорвать покровы не с одного короля. Однако мордование в прессе за намеки из уст Хакамады никак не согласуется со вседозволенностью Жириновского – пренебрежение к старикам, поддержка активных и трудоспособных, ненависть к женщинам-судьям, взращенным в свой черед на ненависти к мужскому началу, прозрения насчет государственного терроризма и та роль госбезопасности, о которой не решался говорить бесстрашный Щекочихин.

Об этом у Митрофанова нет ничего, сейчас очень важно во спасения мира дать людям светлое ощущение от той эпохи, которую трудно пережить и после которой уже ничего не сделаешь. Потому что демократия в России пока не кончилась с вылетом из парламента Явлинского или Немцова – в Думе ее стало больше, просто наши мозги забиты стереотипами.

Что бы ни было со страной и парламентом в ней, Митрофанов себя работой обеспечил на все оставшееся будущее: взламывать стереотипы и десакрализовать власть. Можно не сомневаться, заказчики у талантливого продюсера найдутся, коль нашей власти так не повезло с народом, патологически избегающим завтра делать то же, что было вчера, ни с чем не согласным и жаждущим зрелищ несоразмерно больше хлеба.

Если Митрофанову суждено вылететь из Думы, то не через морг и с изрядным багажом. Опыт разработки идей относительно будущего русских как нации доработан в деталях, использованные в книге «12 кресел» элементы взяты из реальности – журнал «Атака», яркие слова и чисто конкретные личности включая известных журналистов, все это было в событиях. На очередном вираже Митрофанов легко и без сожаления кинул попутчиков ради других сфер и опять преуспел.

Пока крысы с линейным мышлением активно бегут с думского корабля в частный сектор или от безысходности пытаются штурмовать столичный парламент, Митрофанов активно использует оставшееся время для строительства новой трибуны для эмиссии своих новаций. Можно не сомневаться, они будут услышаны.

Hosted by uCoz