06.10.05 Лев МОСКОВКИН

Отработки МВД

Менты фильтруют базар, спецуха фильтрует ментов, а Васильеву «все понятно»

Интервью председателя комитета по безопасности Владимира Васильева.

«В последнее время в некоторых СМИ появились публикации о том, что во время событий в Благовещенске (Республика Башкортостан) в декабре 2004 года нарушения закона со стороны сотрудников милиции были якобы основаны на «приказе МВД» – сообщает официальный сайт Государственной Думы, на котором размещен комментарий по этому поводу председателя комитета по безопасности Владимира Васильева в его интервью радиостанции «Маяк» 5 октября 2005 года.

В частности, Владимир Васильев сказал, что Приказ МВД России N870 ДСП 2002 года, о котором идет речь, предусматривает действия милиции в чрезвычайных обстоятельствах, регламентирует порядок создания оперативных штабов, различного рода групп. Документ определяет, какой должна быть реакция на «события техногенного, природного, социального характера, которые привели или могут привести к массовому нарушению прав граждан, разрушению каких-то объектов, созданию еще большей угрозы».

При этом Председатель Комитета Государственной Думы по безопасности сообщил, что упомянутый приказ прошел регистрацию в Министерстве юстиции, и «к нему нет претензий».

«Приказ, на мой взгляд, никакой связи с этим не имеет», – отметил Владимир Васильев, говоря о событиях в Благовещенске, – «Нет таких нормативных документов, которые побуждали бы сотрудника милиции к нарушению законных прав».

Напомним, что Приказом МВД России N870 ДСП утверждено Наставление по планированию и подготовке сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах. Приказ стал предметом публичной дискуссии спустя два года после подписания министром Борисом Грызловым, когда глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева и другие правозащитники узнали о приказе в итоге расследований актов террора правоохранительных органов в отношении мирного населения, также о том, что аналогичный приказ выпущен ФСБ.

Эксперт Института прав человека Лев Левинсон считает, что перечень «специальных мер» при возникновении «чрезвычайных обстоятельств» допускает широкие возможности выходящих за рамки законности толкований, относя их к исключительному усмотрению правоприменителя. Эксперт отмечает две основных претензии правозащитников к приказу – создание фильтрационных пунктов и возможность уничтожения задержанного на месте.

Левинсон подчеркнул, что пунктом 24 Наставления предусмотрено, что для осуществления следственных действий при чрезвычайных обстоятельствах может создаваться группа обеспечения фильтрационного пункта. Пунктами 33, 34, 36, 40 Наставления установлено, что при проведении спецоперации по пресечению захвата судов водного транспорта, пресечению захвата и угона подвижного состава, ликвидации бандитов в месте сбора банды, выполнении задач по предупреждению и пресечению блокировки транспортных коммуникаций создаются фильтрационное пункты. Со своей стороны Левинсон не считает законным создание фильтрационных пунктов и помещение в такой пункт задержанных лиц в связи с отсутствием в федеральном законодательстве понятия «фильтрационный пункт». Фактически Наставлением предусмотрена возможность создания органами внутренних дел в условиях так называемых «чрезвычайных обстоятельств» собственной, действующей на основе принципов и норм, не предусмотренных законом, не подлежащей прокурорскому надзору и общественному контролю системы мест принудительного содержания.

Левинсон считает, что действия лица, подписавшего и опубликовавшего указанное Наставление как нормативный документ, обязательный для исполнения сотрудниками МВД РФ, содержат признаки преступления, предусмотренного частью третьей статьи 286 УК РФ, так как данное лицо совершило действие, явно выходящее за пределы его полномочий, что повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан, причинило – как это подтверждают события в г. Благовещенске – тяжкие последствия.

В целом правозащитная среда напугана тем, что милиции придано право стрелять в мирных граждан.

В своем комментарии журналистам бывший замминистра Владимир Васильев отрицает связь событий в Благовещенске с указанным приказом, и напоминает о событиях на Манежной площади Москвы 9 июня 2002 года. Однако по свидетельству впоследствии погибшего депутата Сергея Юшенкова, что 9 июня 2003 года погибло четыре милиционера, причем погром был инициирован и на руле одной из разбитых машин, принадлежавшей сотруднику фракции СПС, погромщики оставили разорванный флаг России. Тогда же предшественник Васильева на посту председателя думского комитета по безопасности Александр Гуров сказал в своем комментарии журналистам, что у правоохранительных органов есть приемы рассеивания возбужденной толпы и переключения ее агрессивности на безопасные цели, имея в виду, что сделано это не было.

 

В своем комментарии по поводу «секретности» приказа Владимир Васильев сказал:

- Реально они имели возможность с ним ознакомиться. Мы тем не менее еще раз провели экспертизу, не совсем получен ответ, хотя приказ [экспертировался] Минюстом, никаких нарушений соответственно не было. Там речь идет о так называемом фильтрационном пункте, вот это всех больше всего и пугает. Но если представить реально, что это такое, можно себе представить ситуацию, то ли это было в Благовещенске или другом месте России может произойти – не дай бог – массовое скопление людей и какие-то действия, это могут быть природные, техногенные, это могут быть социальные какие- то по характеру события, которые могут сопровождаться нарушениями общественного порядка. В этих условиях милиция имеет право до введения режима конституционного чрезвычайного положения действовать согласно закону о милиции. Действовать следующим образом: создается быстро оперативный штаб, в него включается группа, которая выезжает, изучает обстановку, обеспечивает движения транспорта, эвакуацию потерпевших, подъезд и подвоз, – ну, понятно, да. Группа, которая обеспечивает безопасность, если это нужно, чтобы мародеры там не пользовались, допустим, наводнением и не растащили все содержимое.

Но при этом может так случиться, что в этих условиях произошло какое-то правонарушение, причем правонарушение иногда бывает групповое. И вот в этих условиях нужно определиться и отфильтровать из массы людей, это было допустим Москве в районе Манежной площади, вы помните, когда там смотрели футбольный мачт и потом начались погромы. Вот здесь нужно всю массу локализовать на какое-то время и затем от нее отфильтровать тех, кто действительно совершал правонарушение. Это делается на основе записи – видео, если таковые имеются, на показаниях свидетелей в первую очередь и очевидцев. И вот после того, как эта масса зафиксирована, она фильтруются и люди уходят. А те, на кого получили какие-то показания, с ними идет уже работа, их доставляют в органы внутренних дел.

Иногда условия не позволяют всех сразу перевезти, география не позволяет. Прямо на месте ведется работа. Вот почему фильтрационные пункты возникают.

Что такое фильтрационный пункт: это может быть территория даже на чистом поле, как это было в селе Садовое, и она оттянута-то всего символической лентой. Но она охраняется сотрудниками. И тех, кого задержали, содержат в этом месте. Затем с ними работают, те, на кого получают какие-то показания, перемещаются и отрабатываются, если нужно задерживаются, проводится дознание – все понятно. А остальные люди освобождаются. Вот о чем речь идет.

- Спасибо.

Hosted by uCoz