25.10.05 Лев МОСКОВКИН
Федерация
Спикер Сергей Миронов отвечает
на вопросы журналистов
- Сергей Михайлович, разработки
по решению муниципальных проблем Совета законодателей, заседание которого прошло
во вторник, они для чего-то пригодятся?
- Ну конечно, пригодятся.
- А для чего? Бюджет уже
сверстан...
- Нет, ну во-первых там будут
еще вопросы взаимодействия бюджетов муниципальных и региональных – в течение
еще примерно трех лет будет происходить наладка межбюджетных отношений и мои
коллеги по региональным законодательным собраниям высказали очень интересные
идеи. У кого-то уже есть личный опыт в регионах, у кого-то есть опасения, что
те или иные положения закона не будут срабатывать. Мы должны найти выверенный
алгоритм, чтобы межбюджетные отношения были прозрачными и удобными как для
муниципалитетов, так и для регионов.
- А вот не регистрировать
Сибнефть в Питере, это предложение Владимира Варнавского, как вы относитесь к
таким идеям?
- Я вообще на самом деле исхожу
из одной простой вещи: налоги должны поступать в бюджет того региона, на
территории которых ведется их производственная деятельность. Но если есть
компании, которые ведут свою производственную деятельность на территории многих
регионов, то явно где-то у них есть штаб-квартира, где в общем-то тогда и
платятся эти налоги. В данном случае я не вижу ничего страшного, что допустим,
Сибнефть будет платить налоги в Санкт-Петербурге, потому что раньше это было в
другом городе. Но здесь можно меня заподозрить в патриотических настроениях, я
их не скрываю, конечно, как петербуржец, это приветствую, такого
налогоплательщика, очень хорошо понимаю Валентину Ивановну Матвиенко и
полностью ее в этом поддерживаю. Но как принцип, если то или иное производство
находится на территории какого-то субъекта федерации, налоги должны поступать в
этот субъект. Для компаний, который на территории многих субъектов находятся,
для них по факту получается исключение. Для таких, как, например, получение
налогов в Питере.
- Да, но для Омской области это
третий бюджет?..
- Но ведь это право самой
компании определяться, где она фиксировано хочет платить налоги и каким образом
это должно делаться. Поэтому вот так.
- Сергей Михайлович, а можно
говорить, что в связи с тем, что такие крупные налогоплательщики переходят в
Санкт-Петербург, это начало подготовки к осуществлению столичных функций?
- Ну кто о чем, я не
сомневался, что с этого бока спросят. Не надо, не надо, это отдельный вопрос.
- Сергей Михайлович, какие
вопросы обсуждаются на 160-м пленарном заседании Совета Федерации?
- Кадровые вопросы – пять судей
Верховного суда. Важный «правительственный час» по проблемам, по-простому
говоря, по проблемам чернобыльцев, по проблемам тех людей, которые в свое время
были связаны с радиацией либо на полигонах, либо с ликвидацией аварии на
Чернобыльской АЭС. Целый ряд законов, которые продолжают регулирование
налоговой сферы. Каких-либо таких, скажем, очень больших законов не будет, за
исключением, пожалуй, одного: будет федеральный конституционный закон, который
как раз вносит изменения в порядок укрупнения регионов. Закон нужный, он
родился исходя из правоприменительной практики по объединению и укрупнению
регионов России.
- Скажите, какие поправки
вносятся в закон о порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового
субъекта?
- Потом.
- Почему?
- Там рутинные вопросы.
- Прокомментируйте пожалуйста
закон о личной явке Генпрокурора в Совет Федерации для отчета.
- Я напомню, что это инициатива
Совета Федерации и более того, я как член Совета Федерации поставил подпись под
проектом закона, когда проект закона вносили в Государственную Думу. Мы с
Владимиром Васильевичем Устиновым говорили на эту тему, он на первых порах
несколько настороженно воспринял этот законопроект, причем аргумент был такой: «Уважаемые
господа! – он обращался к нам. – Я всегда лично прихожу к вам, в верхнюю палату
Федерального Собрания, и докладываю. Зачем же вы хотите обязать меня законом?»
На что ответ-то простой: «Владимир Васильевич, вот вы действительно такой,
который, кстати, абсолютно объективно и очень конструктивно сотрудничаете с
Советом Федерации и мы не сомневаемся, что вы всегда будете это делать. Ну а
придет другой, он скажет – а чего это я туда хожу? Поэтому пускай будет норма
закона». После этого Владимир Васильевич с пониманием относится к этому закону.
Надеюсь, что и президент поддержит нашу инициативу.
- Поправки в бюджет 2005 года
не вызывает споров в Совете Федерации?
- Вот вы знаете, конечно,
многие коллеги считают, что недостаточно денег на регионы. Причем наши коллеги
из Сибири и Дальнего Востока говорят об этом. Но давайте будем реалистами – осталось
два месяца, в Сибири и на Дальнем Востоке это уже снежные месяцы. И сейчас
допустим туда дополнительно давать деньги на дорожные работы, мягко говоря,
нерачительно, потому что либо они зависнут и не будут использованы, либо с ними
начнутся какие-нибудь чудеса, чего бы нам не хотелось. А в целом позиция Совета
Федерации во многом учтена, к сожалению, не во всем, но оснований для отклонения
данного закона у нас нет, потому что мы настояли на проведении трехсторонней
комиссии по распределению бюджетных денег и еще раз хочу сказать: во многом
позиция Совета Федерации в этом проекте закона учтена.
- Сергей Михайлович, что
происходит с Партией пенсионеров?
- Мы видим, что началась борьба
за бренд Партии пенсионеров. Это в нашей новейшей истории не ново. Я напомню,
что в свое время были большие баталии вокруг названия «Демократическая партия»,
боролись за Консервативную партию, совсем недавно мы были свидетелями и сейчас
она еще не затихла, борьба за бренд «Родина». Теперь – Партия пенсионеров.
Партия пенсионеров в 1999 году была создана, пять лет она не шатко, не валко
развивалась и в общем-то никто на нее не обращал внимания до тех пор, пока не
сменилось руководство партии в 2004 году и партия стала демонстрировать явные
электоральные успехи, особенно на региональных выборов. И вот сейчас идет
какая-то нехорошая борьба вокруг бренда партии. Я считаю, что все эти вопросы
по руководству партии, по самому бренду – это внутренние вопросы партии, и
решаться они должны на основе устава партии, на основе закона о политических
партиях. И решаться они должны на конференциях, на съездах, пленумах
центральных советов, но не в закулисье, тем более в чиновничьих кабинетах, с
какими-то такими методами, когда вызываются члены центрального совета этой
партии, и им мягко говоря рекомендуется не ездить туда, а ездить сюда,
принимать те или иные решения. Причем к этому подключаются государственные
чиновники. Нарушается, по моему, статья десятая закона о политических партиях,
нарушается Конституция России. Это меня тревожит.
- Российская партия жизни
контактирует с Партией пенсионеров?
- Мы не контактируем, как вы
сказали, с Партией пенсионеров. Мы исходим из того, что закон равен для всех,
закон о политических партиях и Конституцию должны исполнять обязаны все, не
только политические партии, но и государственные структуры. В этой связи я
получил письмо от члена Центрального совета Партии пенсионеров, нашей известной
актрисы, Народной артистки России Риммы Марковой, где она говорит, что в общем
там творится просто вакханалия и полное презрение к закону. Я думаю, что это
неправильно. Уверен, Российская партия пенсионеров сама разберется, кто ее
руководитель и где ей проводить съезд и какие решения принимать. Я думаю, что
государственные структуры любого уровня не должны вмешиваться в этот процесс. А
с точки зрения взаимодействия Российской партии жизни и Партии пенсионеров, то
если мы посмотрим программу, то очень много общего, но многое нам
представляется абсолютно нелогичным с точки зрения реализации, в частности, вот
по поводу перевода природной ренты на персональный счет каждому гражданину. Ну
давайте тогда нашим всем олигархам на персональный счет дадим долю этой ренты.
Я думаю, использовать эти деньги нужно адресно, что собственно говоря изложено
в программе нашей партии. Но здесь я исповедую принцип, пусть я даже не
согласен с идеологией, но я буду защищать возможность реальной многопартийности
в нашей стране, без вмешательства кого бы то ни было в эти процессы. Считаю это
недопустимым, готов свое плечо подставить тем членам Партии пенсионеров,
которые исповедуют именно принцип главенства закона, в том числе и в
политической жизни.
- Сергей Михайлович, будет ли
жилье доступным и есть ли надежда в этом на национальные проекты?
- 5 сентября президент высказал
идеи по национальным проектам и нам важно, чтобы эти инициативы не ушли в
песок, или по другому, не ушли в гудок. Президент сказал, что должны быть назначены
ответственные за эти программы. У меня есть такое предложение: как мы видим,
четыре национальных программы, в сфере образования – это министр Фурсенко, в
сфере здравоохранения – министр Зурабов, по жилью – это министр Яковлев, и
сельское хозяйство – это министр Гордеев. Выделяются деньги уже в бюджете 2006
года. Я бы предложил эти деньги поручить для реализации программ контролировать
лично министрам, а не создавать многочисленные комиссии. И тогда вся страна
понимала бы, с кого спросить.
По жилью вопрос конкретный надо
решать с двух сторон. Первое – ипотека в нынешнем виде недоступна большинству
жителей нашей страны, значит, нужно снижать сумму первого взноса до минимума,
проценты, которые нужно платить, увеличивая срок возвращения кредита. Другая сторона
– и представлять не надо: государство выделяет и для жилищных сертификатов для
военных, и для ипотеки деньги, что в этом случае делают наши строители, все
частные компании? Раз имеются дополнительные деньги на рынке, взвинчивают
немножечко цены на жилье. И мы втридорога будем покупать эти квартиры. Я думаю,
что государство должно обеспечить доступность жилья по цене, потому что если
только мы будем давать деньги на приобретение жилья не будем регулировать
строительный рынок... вы посмотрите по Москве: себестоимость в самом
замечательном случае 600 долларов, ну 700 за квадратный метр, а цена – тысячи
полторы-две. Где разница? Разница в карманах у компаний.
- Спасибо.