Берл Лазар: "Ситуация изменилась к лучшему"
Берл Лазар - признанный президентом Путиным главный раввин России,
лидер Федерации еврейских общин России, родился в семье хасидских раввинов в
Милане 19 мая 1964 г. Учился в раввинском колледже в Нью-Джерси, центральной
йешиве "Томхей Тмимим" в Нью-Йорке. В конце 1987 года впервые посетил
СССР по туристской визе, где нелегально преподавая основы иудаизма. В сентябре
1990 года Берл Лазар стал раввином синагоги в Марьиной роще. В 1999 году избран
главным раввином вновь образованного объединения еврейских организаций - ФЕОР
(при этом РЕК и Ваад продолжали действовать), затем 13 июня 2000 года избран
через ФЕОР главным раввином России, при этом действующий главный раввин России
Адольф Шаевич своих полномочий не слагал и до сих пор продолжает работать в
Большой хоральной синагоге в Спасоглинищевском переулке.
Берл Лазар имеет гражданство Италии, США и Израиля, гражданство РФ
принял в 2000 году.
У раввина девять детей.
Берл Лазар заочно ответил на вопросы Льва Московкина, лидер
Федерации еврейских общин России (ФЕОР). Опубликовано в парламентской газете
"Кворум" N33 2 - 8 ноября 2005 года.
- Вопрос очень человеческий: есть какие-то особенности воспитания
детей, когда их в семье много? Это проще или труднее воспитания в однодетной
семье?
- Ответ однозначный - когда много детей, их воспитывать гораздо
легче. Я не хочу сказать, что единственный ребенок в семье будет обязательно
дурно воспитан. Но очень трудно его не избаловать, гораздо труднее его
подготовить к взрослой жизни и уж совсем трудно убедить его в том, что не все в
мире для него, что надо делиться с другими. Когда в семье несколько детей,
значительная часть воспитательских функций с родителей снимается. Старшие учат
младших, помогают им - и это им самим помогает в развитии, вырабатывает чувство
ответственности, готовит к самостоятельной жизни. А младшие получают от старших
не только практическую помощь, но и пример для подражания. Кстати, когда Б-г
повелел людям "плодитесь и размножайтесь" - он имел в виду вовсе не
такую ситуацию, когда двое родителей производят на свет только одного
потомка...
- В девяностых годах прошло достаточно много случаев нападений на
евреев, осквернения синагог и еврейских могил. Продолжаются они в новом веке?
Что делается для защиты? Эти случаи рассматриваются как спорадические или
выстраиваются в общий ряд предчувствия нового Холокоста?
- Действительно, в 90-е годы ситуация была сложной, были даже
взрывы в синагогах. Но, положа руку на сердце, сегодня тоже положение
непростое, были случаи избиения верующих евреев, участились акты вандализма
против еврейских кладбищ... Что изменилось в лучшую сторону - это отношение
властей. Сейчас власти стараются найти и наказать виновных. Думаю, что ситуация
изменилась к лучшему, когда президент понял, что проблему надо решать.
Недостаточно простых заявлений, что у нас нет антисемитизма -
любые антисемитские эксцессы являются преступлениями, и на них должна
распространяться норма о неотвратимости наказания. Это относится, разумеется, и
к другим эксцессам националистического характера, в том числе, разумеется,
против русских. Мы не можем быть уверенными, что завтра, к примеру, не узнаем
об очередном инциденте - но сегодня люди, как мне представляется, видят, что
власти не закрывают глаза и не ограничиваются декларациями, а применяют против
агрессивных националистов, в том числе антисемитов, закон.
- Вы - главный раввин России, и являетесь представителем
хасидизма, достаточно позднего направления иудаизма. Каково взаимоотношение
разных ветвей иудаизма? Берет ли на себя главный раввин России от одного из
направлений религии ответственность за всех иудеев?
- Здесь надо сделать одно предварительное замечание. Когда говорят
о "направлениях" иудаизма - имеется в виду совсем не то, что
"направления" в христианстве. Если я не ошибаюсь, православный
христианин не пойдет молиться в костел, а католик не станет молиться в
православной церкви. Евреи-хасиды прекрасно могут молиться в Хоральной синагоге
в Спасо-Глинищевском переулке, а в синагогу МЕОЦ приходят, уверяю вас, не одни
только хасиды. Есть более религиозные евреи, есть менее религиозные. Но когда,
например, в Москву приезжают туристы-евреи, они идут молиться в ту синагогу,
которая ближе к гостинице. В Москве есть, например, синагоги горских,
грузинских или бухарских евреев - но они с радостью принимают любого верующего,
кто пришел помолиться. У нас одна вера, она требует от каждого из нас относиться
друг к другу, как если бы мы были братьями из одной семьи. Братья могут
спорить, подчас и до крика, но это одна семья. Вопрос не ко мне. Я думаю, что
все евреи верят в Б-га. В праздники и по субботам наши синагоги полны народа,
это радует. Сколько тысяч евреев соблюдают заповеди Б-жии - честно сказать,
никогда не считал, да это и невозможно, потому что большинство заповедей
соблюдается человеком индивидуально, а не при людях. А уж кто искренне верит, а
кто неискренне - про то только Б-г может знать.
- В девяностые годы шел интенсивный процесс возврата синагог
общинам, которым занимались ваши конкуренты из РЕКа. Сейчас, после
значительного снижения роли РЕК, процесс продолжается?
- Про возврат синагог РЕКу - первый раз слышу. Синагоги возвращают
общинам верующих, а не организациям. Что касается возврата исторических зданий,
которые были построены в XIX и в начале XX века на средства общин, а потом
конфискованы большевиками - этот процесс идет. Хотя, не скрою, есть регионы,
где пока идет с трудностями. В ряде регионов пока не удается убедить власти
возвратить верующим синагоги. Я не вижу здесь злого умысла, власти ряда
субъектов федерации считают, что речь идет просто о каком-то здании -
недвижимости, собственности, имуществе. Но в других субъектах, а, главное, на
федеральном уровне, растет понимание того, что вернуть синагогу или церковь
верующим не значит отдать какое-то имущество какой-то группе людей, а значит
отдать Б-гу, а уж Б-г, как известно, вернет сторицей. Возвращение людей к
корням религиозной нравственности и духовности - это самый верный путь к
здоровой жизни общества в целом.
- Интересы РПЦ и даже различных направлений ислама в парламенте
интенсивно лоббируются. В Госдуме можно видеть представителей Большой хоральной
синагоги и даже того непризнанного раввина, который читал кадиш над погибшим 23
августа 1991 года Ильей Кричевским. ФЕОР как-то работает в Госдуме?
- В той мере, в какой РПЦ или мусульманские общины продвигают свои
интересы в парламенте, мы тоже продвигаем. Работа идет, работа каждодневная, во
многом рутинная, постоянно происходят разные встречи руководства ФЕОР с
парламентариями, особенно по вопросам, касающимся образования, духовности,
защиты общественной нравственности. Иногда мы приходим в Думу или Совет
Федерации, иногда законодатели приходят к нам... Понимаете, ФЕОР это более 90%
еврейских общин, реально работающих в России, уж политики-то прекрасно знают,
что именно ФЕОР представляет еврейство. Соответственно, если кому-то из них
нужно решить проблему с привлечением еврейской общины, он работает с ФЕОР, а
если евреям нужно привлечь внимание законодателей к своей позиции - ФЕОР идет
работать с законодателями. Работа идет достаточно конструктивная, так или иначе
большинство проблем решается ко всеобщему удовлетворению.
- Синагога в Марьиной Роще возникла в 1925 году, это было один из
совсем немногих храмов, построенных в советское время. Какова ее история?
Почему пришлось строить новое здание?
- Синагога в Марьиной роще не просто одна из немногих - это
единственная синагога, построенная в советское время. Дело было так: московские
власти реквизировали для своих нужд здание синагоги на Краснопролетарской
улице, а общине верующих дали пустырь и сказали: вот вам участок, если хотите,
можете построить себе молельный дом. В 1993 году старое здание сгорело в
результате поджога. Мы до сих пор думаем, что это был поджог по
националистическим основаниям. Когда планировали строительство нового здания,
некоторые, не скрою, говорили, что надо "быть поскромнее", потому что,
дескать, не набрать евреев на такой огромный проект. Но оптимистический расчет
оказался верным - община растет, синагога полна народа, семиэтажного общинного
центра уже давно не хватает для всех наших нужд - вот сейчас выстроили в
соседнем квартале новый учебный корпус, строим поликлинику и т.д. Нам еще
строить и строить!
- Вы давно в России? По своей воле вы в нашей стране или по
"комсомольскому призыву"? Считаете ли вы нашу страну своей и
останетесь ли вы здесь навсегда? Готовы ли вы к тому, что с вами случится то
же, что с раввином Большой хоральной синагоги Пинхасом Гольдшмитом?
- В первый раз я приехал в Россию в 1987 году, а с 1990 года живу
здесь постоянно. А история была такая. Сначала я приехал помогать становлению
общины, тогда десятки верующих евреев-добровольцев отправлялись в СССР,
поскольку власти, наконец, перестали преследовать религию, и надо было помогать
нашим братьям, учить их Торе, заповедям, порядку молитвы и всему остальному,
чего они были долгое время не по своей вине лишены. Потом в 1990 году меня
пригласила московская община в Марьиной Роще стать ее раввином. Конечно, я
отправился к духовному лидеру ХАБАД, Любавичскому Ребе и получил от него
благословение. Приехал я сюда на всю жизнь, об этом речь шла с самого начала.
Сейчас это во всех смыслах моя страна: здесь родились мои дети, здесь они будут
жить, и от того, как я поработаю на своем месте, во многом будет зависеть,
какое качество жизни я обеспечу детям. Я российский патриот - может быть, даже
больший, чем многие из тех, кто здесь родился, ведь я эту Родину выбрал сам.
Надеюсь дожить здесь до прихода Машиаха. Что там случилось с раввином
Гольдшмитом - я точно не знаю, поэтому комментировать не берусь, но я, в
отличие от него, гражданин России, так что у меня подобной проблемы, когда по
какой-то причине аннулируют визу, возникнуть просто не может.
- В начале первой волны возвращения храмов шла борьба между
разными направлениями иудаизма, говорят, что из-за бывшей домашней синагоги
банкира Полякова возникла драка между израильскими и американскими хасидами.
Это так?
- Первый раз от вас слышу, что был конфликт между хасидами. На
самом деле, если кто и претендовал на синагогу Полякова, так это т.н.
"прогрессивные иудаисты", которые к нам не имеют никакого отношения.
Но нам удалось на документах доказать, что сам Поляков, который построил эту
синагогу, был хасидом, и в ней традиционно молились хасиды из движения ХАБАД.
Тогда московская мэрия приняла обоснованное решение о передаче синагоги той
общине, для которой ее в свое время выстроили. Опять же, возвращаясь к одному
из предыдущих вопросов, - это не значит, что в синагоге на Бронной молятся
только хасиды, там молятся все евреи, особенно те, кто живет близко.
- Считается, что в еврейской традиции нет утраченных книг. Почему
же тогда разгорелись столь драматические события вокруг библиотеки Любавичского
Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона, когда сенаторы направляли требования президенту
России, ученые-иудаисты искали библиотеку, а директор Института Израиля и
Ближнего Востока Евгений Сатановский заявил, что ребе книги не были нужны,
нарком Луначарский дал ему два вагона, и он предпочел загрузить их домашним
скарбом. Это правда?
- В еврейской традиции есть множество утраченных книг, множество
утраченных рукописей. Наша история была бурной и, к сожалению, изобиловала
трагическими эпизодами. Что касается библиотеки Шнеерсона - это совсем простая
история. Речь идет о библиотеке, которую собирали раввины-праведники из
Любавичской династии. Для верующего человека, тем более последователя любавичского
хасидизма, книги, которыми пользовались эти святые люди, несут на себе некий
отблеск их святости. Поэтому естественно, что община хотела бы их возвращения.
Что касается заявления, которое, как вы утверждаете, сделал г-н Сатановский -
признаться, я не склонен поверить, что он действительно сказал что-то в этом
роде. Так или иначе, кто бы ни пустил гулять по миру этот бред - он бредом и
останется.
- Когда строилась мемориальная синагога на Поклонной горе, где
располагаются музей Холокоста и музей истории российского еврейства, было
задумано, что она не будет принадлежать какому-то одному направлению иудаизма.
Как там идет служба сейчас?
- К сожалению, в результате мы имеем то, что синагога на Поклонной
горе фактически не работает как синагога. Вот это как раз проблема, которая
всегда может возникнуть, если здание Б-жьего дома принадлежит какому-то
человеку или даже организации, но не общине верующих. К нам часто приходят
богатые люди и предлагают - давайте, дескать, я вам синагогу построю, только чтобы
собственником здания числился я. Мы всегда отвечаем отказом. Синагога
принадлежит только Б-гу, а чтобы не было опасности того, что юридический
собственник кому-то запретит там молиться, собственником должна быть только
еврейская община, никто другой.
- Спасибо.