15.12.05 Наталья ВАКУРОВА, Лев МОСКОВКИН

Книга в Москве

Журналистский эксперимент над демократией

Телеведущий построил барьер вместо баррикады

Владимир Соловьев. Русская рулетка. Заметки на полях новейшей истории. М.: Эксмо, 2006. – 544 с.: ил. Тир. 70 тыс.

Спустя 15 лет непрерывных преобразований страны ведущий популярной и практически единственной дискуссионной передачи «К барьеру!» считает, что демократию нам еще надо выстрадать. Кто и каким образом экспериментировал над российской демократией?

Помнится, когда это все только начиналось, стартом показался анекдот – диктор вместо «уважаемые товарищи» начинает с забытого обращения: «Дамы и господа! Эксперимент, начатый 70 лет назад, закончился...»

Так что было экспериментом и бывает ли у нас «обычая жизнь»? Однако сам автор Соловьев считает, что у нас все – «не эксперимент», но главное в том, что мы не можем понять: ответственность не находится вовне, она внутри нас.

В нашей беседе на презентации «Русской рулетки» в «АиФ» 15 декабря Соловьев сказал: «Мы как-то привыкли перекладывать ответственность на власть, не понимая, что мы и есть ее составляющая».

Что-то подобное можно найти в посмертной книге Юрия Щекочихина о том же периоде исторического времени. Соловьев с удовольствием вспомнил, что со Щекочихиным он дружил. Однако общности идеи не нашел – скорее она от любого религиозного учения...

В последнее время появляются все новые описания демократического эксперимента в России, накануне 14 декабря прошли презентации двухтомника Виктора Шейниса (фонд Карнеги) и восьмитомника Андрей Сахарова (Музей Сахарова). Практически все, кто состоялся на публичной арене в годы перемен, точкой отсчета видят путч 1991 года и выступают с глубоко личностной оценкой, акцентируя внимание на своей причастности.

И только один из собеседников Соловьева был, как для него типично, оригинален: Алексей Митрофанов во время путча был на даче.

К другим версиям событий того же периода Соловьев относится «очень хорошо».

В аннотации к изданию указано: «В скандальных заметках журналиста раскрывается секрет того, как президент ослаблял общеолигархические позиции. К каким «шпионским» маневрам прибегал Березовский, вербуя автора. И зачем нужен был оппозиции Ходорковский. Не утратили своей актуальности и другие малоизвестные факты, в которых признаются многочисленные собеседники телеведущего».

Автор недавно стал обладателем «ТЭФИ 2005» в номинации «Интервьюер». Этот итог закономерен, Соловьев – один из самых популярных телеведущих, вытеснивший в рейтингах своих предшественников.

Написание книги популярным тележурналистом кажется этаким «архитектурным излишеством, он пишет то, что от него не требуется в эфире. Однако книга нужна журналисту, и Пушкиной и Млечину, чтобы чувствовать себя состоявшимся. Эфир уже назавтра кажется эфемерным, хотя накануне, кажется, к экранам прильнула вся страна. Но кто сейчас помнит, как действующие политики утро понедельника начинали с просмотра записи «Итогов» Киселева, где по воскресеньям определялось взаимное позиционирование ведущих политических сил? Ко времени митингов в защиту «киселевского» НТВ его роль в преобразовании страны была не только утрачена, но и забыта.

В новой книге Соловьева описание политических событий идет параллельно вхождению автора в журналистику – он все же не политолог. Для журналиста кажется неожиданной пристрастная оценка, прежде всего – Сергея Доренко. Однако это оправдано тем, что Доренко еще более превысил журналистскую миссию, он остался в памяти как одна из наиболее влиятельных сил в конструкции перемен. За что ответственности с себя не снимает.

Книга Соловьева издана огромным, почти «советским» тиражом – 70 тысяч и это понятно, она обречена на успех. Издатель поступил грамотно, поместив портрет Соловьева на обложку и корешок. Привлечет внимание читателя и обильный фоторяд, выстроенные по принципу «автор и...»: Ричард Гир, Геннадий Хазанов, Любовь Слиска, Греф, Лужков, Кудрин, Рогозин, Лахова, Немцов, Жириновский, Хакамада. Начинается, правда, с гримировки перед эфиром и нескольких наиболее ярких кадров телеведущего в процессе.

Соловьев как бы иронизирует над собой, указывая под фото с Путиным, что галстуки он надевает только для президента, но на следующей странице предстает в галстуке рядом с Жириновским. Может, намек? Соловьев не знает, прочитал ли книгу Жириновский, потому что он обычно своих оценок не высказывает. Этот политик считает, что все его недопонимают. Соловьев полагает, что от его книги Жириновский «вряд ли будет счастлив».

В любом случае, в дискуссии по последней до выхода книги нашумевшей драки в Госдуме 31 марта 2005 года Соловьев по факту встал на защиту Жириновкого, формально выдержав равновесие позиций.

Специалисты отмечают характерный признак наивысшей точки популярности телепередачи – переход ее в жизнь. Жанр и стиль «К барьеру!» стал тиражироваться в школах и вузах, как в прошлые годы произошло с любимой передачей КВН, а затем – «Что, где, когда». Можно в чем-то не соглашаться с ведущим в ящике, но вряд ли кто-то осмелится вслух спорить с пользой от его деятельности – не будь барьера на ТВ, соблазн идти проливать кровь на баррикадах в городе был бы может и больше, чем сто лет назад.

Сейчас Соловьев делает еще и «Воскресные вечера», но в этой передаче не выдержан жанр.

Hosted by uCoz