26.12.05 Лев МОСКОВКИН

Слезкин по евреям

Типа заветы Бланка-Ильича: куда деваются евреи, когда все поголовно становятся непризнанными?

Юрий Слезкин. Эра Меркурия: Евреи в современном мире / Авторизованный перевод с английского С.Б.Ильина. – М.: Новое литературное обозрение, 2005. – 544 с. Тир. 2 тыс. экз.

Декан факультета политологии Московской школы социальных и экономических наук Владимир Малахов представил в понедельник в «Улице О.Г.И.» на Петровке книгу профессора Калифорнийского университета в Беркли Юрия Слезкина «Эра Меркурия. Евреи в современном мире». Он считает, что представленная книга - это «вывернутый наизнанку «Майн кампф». Малахов так воспринимает основной message книги.

Автор на презентации молчал, но приписанная ему позиция известна по аннотации к книге: «Современная эра – еврейская эра, а двадцатый век – еврейский век». Он как бы считает, что теперь все становятся евреями.

И возникает вопрос: что становится с самими евреями, когда все вокруг становятся евреями? Ведь евреи на протяжении многих веков занимались тем, что сейчас стало распространенным занятием типа бизнеса.

В аннотации к изданию указано, что книга известного историка, профессора Калифорнийского университета в Беркли Юрия Слезкина объясняет причины поразительного успеха и уникальной уязвимости евреев в современном мире, рассматривает марксизм и фрейдизм как попытки решения еврейского вопроса, анализирует превращения геноцида евреев во всемирный символ абсолютного зла.

Эксперт Аналитического центра Юрия Левады Лев Гудков высказал на презентации книги свои сомнения относительно тезиса автора. Он считает, что книга была бы уместна лет семьдесят назад. Проблема метафизического, почти искусственного удержания еврейства не выдерживает критики. Гудков не нашел в книге ответ на главный по его мнению вопрос: почему еврейство дало такой результат? Формально Гудков не дает ответов, но при этом как бы сам с ними спорит: во многих случаях евреи не были носителями идей, они передавали сделанное другими. По мнению критика, вопрос о том, в чем специфика еврейства, у Слезкина «пропадает». При этом Гудков считает, что книга «хороша».

Основная идея книги Слезкина, выраженная в аннотации, проста и понятна. Благодаря любезности устроителя презентации возникла возможность по крайней мере пролистать книгу. Лучше бы я этого не делал – стало понятно, почему ее не дали редким участникам обсуждения автор и издатель. От текста качественно и дорого изданной книги остается ощущение безудержного мейнстрима незрелого ума с явными признаками пустопорожней поверхностности в тех местах, где поток сознания выходит на доступный уровень. Никаких обещанных объяснений не находится, да и сама идея, если она и есть, скорее профанируется, чем аргументируется.

Впрочем, для глубокого анализа книгу надо читать, что может сделать каждый, если найдет ее в продаже. Стоит ли тратить усилия, определил бы ответ на вопрос: выводы книги – итог некоего исследования автора или его доморощенные представления о том, что ему так хочется? Здесь придется упомянуть, что будучи и/о настоящего журналиста, я транслировал все должности и звания, приведенные организаторами.

То есть звания тут типа белый халат на актере в рекламе зубной пасты.

Вопрос задан вслух и проигнорирован автором Слезкиным и ведущим Малаховым. Первый сидел этаким молчаливым Буддой и улыбался, второй обозлился. Возможно, по этой же причине проигнорирован и второй вопрос: известно ли автору о генетических исследования евреев, в частности, Михаила Голубовского, которые показывают объективные отличия.

Презентацию составили полноводные мысли вслух Малахова, Гудкова и подъехавшего позже генерального директора Центра политических технологий Игоря Бунина, который говорил, что еврей Березовский «ничего не сделал» и еще то, что в Америке нет антисемитизма.

Слушать стало вовсе невмочь – Березовский сделал стране новую «партию власти» и миру – нового президента России Путина, угадав в обоих случаях. О прозорливости Березы, не одобряя его, с восторгом говорил Юшенков. Дальше в оценке роли евреев в лице Березовского наступают разночтения с обратного конца. В день сложения депутатского мандата парламентские журналисты включая меня взяли Березовского буквально в клещи и он поведал, что крещен, отмотавшись от своего очевидного еврейства. До этого в зале пленарных заседаний Госдумы своим временным коллегам по палате Березовский говорил с трибуны, что еврей прощается, но не уходит, имея в виду что он делает наоборот.

Дальнейшее показало, что в российской политике Березовский – воинствующий еврей, он активно остался и надул всех кого можно, перевоплотившись в новое качество и сохранив за собой роль творческого ньюсмекера, креатора бесконечных информационных поводов. До сих пор непонятно, как удалось сходить в президенты и выжить еще одному «еврею» - Ивану Рыбкину.

В контексте нашего разговора о роли еврейства можно было привлечь любой другой пример с абсолютно несхожим развитием событий, Гусинского или Ходорковского, которых не приняла российская деревня, фрустрированная на Первом канале.

Можно конечно для собственной безопасности твердить с трибуны, что Березовский ничего не сделал, но тогда проще не вылезать. Дело Березовского живет активней Ленина.

Между тем презентация, как и положено публичности, зажила собственной жизнью. Дежурный Малахов с легкостью отделил агнцов от козлищ и в сухом остатке получился статус еврейства-меркурианства как модернизма и провозвестника будущего. У автора и исполнителей нет проблем, они свято уверены, что умнее всех и действительно много знают. Многие знания позволили искусно заблудиться в двух соснах прозрачного еврейского леса – традиционности и модернизма.

Голосом из зала вызвали неуместное недоумение: зачем автор Слезкин взял за основу книгу Тевье-молочник, которую в США якобы никто не читал, ориентируясь безобразный мюзикл. Это сказала некая Таня, с которой мэтрам в президиуме пришлось спорить, потому что она была в Израиле и Америке и, не будучи еврейкой по происхождению, пришла к очень естественному выводу – еврей тот, кого таковым считают.

Мэтры поправили: кто сам себя считает евреем, но Таня настаивала, и эффективно.

После этого опять долго говорил Малахов и бессмысленность происходящего стала слишком очевидной, столько откровенной чепухи накопилось в воздухе. Неужели надо было спалить шесть миллионов, чтобы породить вот такое?

Несколько лет моей работы в еврейских организациях во время эмиграции, национализации и всеобщих исканий недвусмысленно показали: еврей – это не тот, кто носит ермолку и молится, а тот, кто пьет водку, ругается матом и становится буквально палочкой-выручалочкой в критических моментах на заводе или фабрике, даже в колхозе или Кремле. В Казанском, например, кремле, до сих пор остались памятники обитания кантонистов.

Так, рожденная в Берне тетя Ниса Соломоновна Файнберг (Ниса-Суламифь) с оглушительно еврейской внешностью и высшим математическим образованием была весьма уважаемым мастером на пуговичной фабрике около метро «Электрозаводская» в самый разгул антисемитизма.

Ответ на вопрос о роли евреев прост – у представителей древнего народа агрессивность проще реализуется в творчество. В этом мире евреи могут и успешно воевать, но если бы так было не только у евреев, то на Земле не было бы войн и цвели бы одни сады. Пока лучшие умы человечества ломают головы в поисках смысла «Красота спасет мир», евреи реализуют технологию на практике.

На том можно было бы и завершить бесполезный разговор, однако отчетливые признаки нового Холокоста выставляют всех умных идиотов в зловещем свете как пособников сатаны, вольных или невольных – пусть сами решают.

Отвлекая внимание на смесь вымысла, банальности и непроверяемой ерунды, болтуны занимают место в президиуме публичности. В советское время провокаторов порождала технология Пятого управления по работе с диссидентами и это позволяет Жириновскому говорить о фальшивой диссидентуре. Последняя драка в Думе 31.03.05 началась с того, что идеологический антисемит Андрей Савельев обозвал его жидом, так что Таня права.

Остается ощущение, что еврейство защищает один парадоксальный Жириновский. Все прочие совсем не видят угроз и продолжают либо умничать, либо колоть глаза обществу ханукой с Берл-Лазаром в главе, легко осваивая зарубежные инвестиции в развитие в России несуществующей еврейской демократии – хасиды получили видимость духовной власти в России через драки на сцене и физический захват синагог.

Креаторам наших политических проектов сейчас невыгодно развивать еврейскую тему, на роль мишени Хрустальной ночи перед вторым Холокостом назначены чеченцы. С катастрофическим опозданием это поняли наши официальные евреи типа UCSJ включая бывшего издателя самарской газеты «Тарбут» Александра Брода, присоединив чеченцев к бессмысленному потоку своих заявлений строго тогда, когда их положение временно стабилизировалось на точке невозврата.

Мы как будто забыли, что в тот Холокост тоже уничтожали не только евреев и евреи были далеко не первыми. Однако, пока мир заигрывался в ритуальных жестах, отворачиваясь от трупов и не слыша запаха из труб крематориев, именно евреи заслуженно стали первыми в предъявлении человечеству сначала факта концлагерей, затем вины фашизма перед репрессированным народом.

Напомним, что «ивриим» имеет два значения – «другой» и «заречный». В таком смысле очевидным евреем становится например Алексей Венедиктов со своей командой – отпираться бесполезно, но особенно декан журфака Ясен Засурский со своей буквальной фамилией (за Сурой). Он кстати дружил с последним беспартийным ректором МГУ Петровским, скончавшимся после совещания в ЦК КПСС с победой парткома над ректоратом.

Не претендуя на признание, вынужден признаться: если наиболее типичным «ивриим» был в прошлом генетик Гершензон, то теперь я со своей русской мамой. Меня упорно считали евреем до тех пор, пока отказались признать таковым в МЦИРЕК «Тхия» - еврейской организации бывшего комсомольца Леонида Ройтмана. Я же никогда комсомольцем не был, но в МГУ поступил.

Так что еврей – это не национальность по матери, а судьба. Все приведенные аргументы можно было бы изложить в формальной теории, но не для кого – прошло уже несколько поколений с ушами для лапши, кто даже не подозревает о существовании доказуемых положений, проверяемых с помощью логики и эксперимента.

Согласимся с маститыми критиками Слезкина – книжка «хороша». И добавим: за неимением возможности просто сказать вслух очевидное, заинтересованные лица и исполнители опять получили качественный суррогат информационного повода для мыслей вслух. Тем более что тезис автора более чем уместен по времени – на виражах истории количество «евреев» катастрофически увеличивается с ростом ксенофобии во фрустрированном обществе. В конечном счете, еврей – это тот, кто продолжает попытки что-то делать, а не пухнуть мудрыми мыслями от безделья.

Завершение дискуссии было для меня неожиданным. Проследовав мимо Петровского монастыря к станции метро «Чеховская» в безнадежных поисках спасительного пива, я наткнулся на женщину, она из любви к искусству быть еврейкой продавала различные еврейские периодические издания. Впервые в жизни я видел в продаже и купил за три рубля «Международную еврейскую газету», которая вывела меня в новую жизнь парламентского корреспондента.

Танкред Голенпольский несмотря ни на что продолжает ее издавать, определяя факт существования евреев здесь и сейчас, а не из коричневой Америки или голубого Израиля.

Hosted by uCoz