04.01.06 Лев МОСКОВКИН

Книга в Москве

Трудовой лагерь за любовь: «Gott beschuetze euh

Вилли Биркемайер. Оазис человечности 7280/1: Воспоминания немецкого военнопленного. – М.: Текст, 2005. – 301 с. Тир. 2 тыс. Пер. с нем. Михаила Черненко.

Угнанный в советскую Украину бывший зенитчик из дивизии СС «Гитлерюгенд» рисует Ленина и Сталина О нем нежно заботится предприимчивый еврей по имени Алеша. Молодая украинка подбрасывает ему еду. Начальник лагеря для военнопленных N7280/1, «отец родной» Владимир Степанович получает на свое шестидесятилетие от немецких умельцев в подарок автомобиль, собранный из утиля и обломков.

Начальник не хочет отпускать пленных, но желает им счастливо вернуться домой – «Да хранит вас бог! Gott beschuetze euh!».

Выживший в Киеве еврей – это уже экзотика, он преподал немецкому мальчишке с забитым фашистской идеологией сознанием первые уроки деловой предприимчивости и выживания. Идеология как-то отодвинулась на второй план, а потом и вовсе забылась. Стало понятно, что надо учить русский язык. Лучшими учителями были замечательные украинские женщины – тогда Украина говорила исключительно на русском, только бабушки сохранили верность национальному языку.

Безусый немец-мальчишка оказался хорошим учеником. Он быстро понимает, что «в Советском Союзе аварий не бывает» и что нельзя никому рассказывать, как били в НКВД. Основа деловых отношений – нехитрая формула «рука руку моет», и здесь уже неважно, кто ты: бесправный немецкий пленный или большой начальник. Сталин в повествовании не присутствует, а бывший генсек компартии Украины Никита Хрущев специально проехал по Крещатику на «чайке», где пленные ставили фонарные столбы, чтобы поинтересоваться, как у них дела и хорошо ли кормят…

«Да, в плену мы хлебнули сначала немало ужасов. В том числе жестокость и ненависть русских ко всем нам, немецким солдатам, за разрушенные дома, за погибшие семьи. Можно ли упрекнуть их за это?» – на этот вопрос автор нашел ответ в Советском Союзе: «Здесь было положено начало другому. Перестать ненавидеть друг друга, снова стать людьми. Забыть войну, обрести надежду, что ее никогда больше не будет». При этом он отлично понимает, что не хочет жить в стране, где встретил совершеннолетие и обрел настоящую любовь. И соблазнить его остаться невозможно, потому что невозможно здесь человеческое счастье в естественных условиях и просто семейная жизнь.

«Что же это за общество, где так относятся к людям? Впрочем, если вспомнить время в конце войны, то у нас в Германии было не лучше. Евреи считались врагами германского рейха, запрещались смешанные браки, а для людей, которые считали иначе, жизнь стала опасной. И наказания были такие же жестокие, как здесь. Я-то думал, что социализм и коммунизм будут счастьем для человечества!» – воспоминания очевидца и участника событий дают нам много поводов для размышлений спустя полвека.

Документальная книга бывшего немецкого военнопленного читается как хороший, качественный роман о любви. Он высокодостоверен, потому что выдумать такое невозможно, и в то же время абсолютно нетипичен, как всегда бывает реальная жизнь, оставляя массу вопросов для размышления.

Почему на Украине к пленным немцам относились лучше, чем к собственным советским зекам? Как вообще такая любовь возможна за колючей проволокой, когда за отношения с пленными женщин отправляли в трудовые лагеря, а сейчас способность к любви люди утратили? Куда с тех пор девалось желание женщины зачинать ребенка, если оно было столь ярким при полном отсутствии условий?

Ответы, впрочем, хорошо известны. Но как-то не хочется до поры вспоминать о том, что несвобода – она внутри нас, и только в плену, среди жути, вони, боли и смерти обязательно найдутся те, кто назло судьбе проявит человечность. Во всяком случае, об этом рассказывают немногие выжившие, ибо мертвые не говорят.

Вилли Биркемайер стал заключенным лагеря в Мариуполе N7280/1 и сохранил нежную любовь к своей Нине на всю жизнь. Сохранил он фотографии и записку любимой. О ней он знал только одно: она страстно хочет иметь ребенка и это желание должно сбыться, она беременна и с нетерпением ждет «маленького Вилюшу».

В 1972 году Биркемайер впервые после плена побывал в Донецке, бывшем Сталино. Но встретил он свою Нину и вместе с ней дочь Татьяну только спустя 52 года – в Москве, в передаче «Жди меня», когда сотрудники телекомпании «ВИД» нашли Нину за две недели.

Четыре года в плену преобразили человека, и в наблюдательности ему не откажешь: отмечена бесконечная способность русских солдат к импровизации, движущая сила водки в решении всех проблем («опять водка, постепенно я начинаю ненавидеть это зелье»), жутко-мистическая власть НКВД, обилие доносчиков и зеркальная идентичность «своей сволочи» в обращении с соплеменниками-немцами в плену.

Воспоминания военнопленного могли бы стать руководством по выживанию, конспирации и просто по человеческим отношениям, что тоже как бы уходит, когда у нас нет внешних навязанных проблем. И очень уж страшно представить, что книга пленного может стать опять актуальной…

«Я не сомневаюсь, что в каких-то лагерях условия были хуже, чем у нас; где-то, возможно, они были невыносимыми. Но ведь были и оазисы человечности, как наш лагерь, по крайней мере, в последние два года моего плена» – Вилли Биркемайер посвятил свои воспоминания начальнику лагеря. В предисловии он указал, почему написал эту книгу. После освобождения в 1949 году он сразу написал страниц двадцать, чтобы не забыть о каких-то главных моментах. Через много лет нашел в бумагах матери свои 22 письма и 33 открытки, посланные из плена. В годы холодной войны ему подбросили книжку бывшего советского военнопленного, автор которой «В каждом существе женского пола видел потаскуху, начальство и лагерная охрана ненавидели немцев и жаждали крови, питание было таким, что не стали бы есть и собаки… Речь шла о том же времени и о тех же краях».

Бывший боец гитлерюгенда решил, что он должен ответить. Книга начинается с последних дней на войне. Автору шестнадцать и он непоколебимо верит в фюрера…

Это удивительно, как своевременно написана и издана эта книга. Она звучит как предупреждение, идеологическая шелуха слетает. В отличие от россиян, нынешние украинцы более бережно относятся к письмам и фотографиям бесчеловечного времени – пока еще не поздно вновь взглянуть на эти лица, чтобы что-то понять в себе. Потому что оставленный нам вопрос испугавшегося нашей страны человека с тех пор только вырос: почему мы так плохо относимся к себе? Напомним, что речь шла о военнопленном армии, нацеленной не просто на уничтожение нашей страны, но всего славянского мира. Мог ли тогда, в итоге неизбежной сокрушительной капитуляции стоять вопрос о ликвидации страны, создавшей машину уничтожения народов? Вместо этого при Сталине продолжалось уничтожение народа-победителя и всего-то, что кажется можно поставить в заслугу нашему диктатору – это осуждение чужого. Нюрнбергский процесс по осуждению фашизма состоялся, и мало кто помнит, чего это стоило. Зато дало основу для обвинений: почему не проведен симметричный процесс по обвинению коммунизма?

Однако по факту это обвинение состоялось в стане геополитических противников нашей страны. Так уж получается, что всегда кто-то ставит своей задачей мировое господство и чем больше будет влияние России, тем больше соблазн вернуть нашей стране этикетку «империи зла».

Когда говорят о торговых или кровавых войнах, неизменно подчеркивается: национальный эгоизм – это понятно. Но это «у них». Остается вопрос – почему мы так плохо относимся к себе? И почему этот вопрос ставит не народ-победитель, а военнопленный носитель идеологии уничтожения?

 

Hosted by uCoz