10.02.06 Лев МОСКОВКИН

Интервью

Почему хороший закон никому не нравится?

Реклама в роли Большого брата

Владимир Мединский упорно продвигает закон о рекламе, но сам в успех не верит

Второе пришествие проекта «О рекламе» сплотило лоббистов против закона; привет ФАСу!

В итоге затянувшейся бурной дискуссии Госдума поддержала законопроект «О рекламе» во втором чтении (352 «за», 47 против, 1 воздержался).

Объем рекламы в прайм-тайм телевещания на некоторых каналах достигает 33%. Автор основных поправок по рекламе на телевидении, депутат Мединский лично замерял время рекламы с секундомером у телевизора вечером накануне обсуждения закона в Госдуме.

Депутаты не надеются добиться контроля рекламы, их задача – выявить наиболее болевые зоны в обществе и как-то примирить противоборствующие стороны. В закон введено саморегулирование на рекламном рынке, а в пример постоянно приводится то, что первая серия «Мастера и Маргариты» шла без рекламы.

На самом деле реклама свирепствует. Передачи с постоянной аудиторией начинены рекламой, как ножки Буша гормонами. Если нами так управляют, почему за это мы же и платим? Телевизоры, Интернет, общественный транспорт и многое другое могло бы быть бесплатным, если б деньги за рекламу не проваливались.

Алчность плодит алчность и пути обратно нет, в финансовом океане действует закон неумолимой эволюции – на каждого хищника есть более хищный. Но и это не станет последним в питательной цепи денежного потока. Эта вода дырочку в обществе найдет: развалили пирамиды, началось бешенство тарифов, потом пенсионная накопительная система, ОСАГО. Но сначала мы умилялись первой и робкой частной рекламе, далее этому поросеночку ничего не мешало, он переваривает любые деньги в неограниченном количестве.

На это законодатели давно рукой махнули. Им недоступна и идентификация рекламы, хотя сами рекламщики эффективно друг с другом разбираются. Например, сайты бесплатной почты совместно с вирусологами создали систему подавления спама и нелегальный бизнес потерял значительную долю смыслы. Почему бы не обязать производителей оснащать телевизоры системой распознавания и подавления рекламы?

Мединский считает, что это невозможно.

Как мы видим, невозможно и заставить выполнять закон. Ограничение громкости, запрет на рекламу в детских передачах легко обходится. Полные запреты на рекламу алкоголя только подстегнули волную творчества. Ограничения по пиву давят на отечественные бренды в пользу западных.

Почему в таком случае вокруг проекта «О рекламе» развернулась настоящая война?

Встревожен президент НАТ Эдуард Сагалаев – представитель региональных вещателей, которые живут «бегущей строкой». Глава Союза российских пивоваров Вячеслав Мамонтов договорился до заявления: «Россия может лишиться перспективы проводить на своей территории крупнейшие международные соревнования, в частности, Олимпийский Игры».

Кто может действовать, не угрожает словами. Поэтому авторы так боятся за судьбу закона. Как ни странно, врагами страдающих от ужасающей рекламы потребителей стали борцы с рекламой в Думе – стремление отчитаться перед избирателями принятыми запретами никак не подкреплено механизмом действия закона и контроля исполнения – чем жестче будут запреты, тем больше они направят на подавление закона средств и таланта.

По интервью Мединского заметно, что он это прекрасно понимает, но лишнее слово депутата может ухудшить ситуацию.

Контролировать действие закона должен ФАС. На ФАС должно давить правительство. Позже оказалось, что депутат сам в это не верит. Но штрафы-то повышены. Может, телезрителям самим вооружиться секундомером и подать в суд?

Но автору закона нечего сказать о том, как в обоснование судебного иска технически доказать очевидный факт нарушения. Здесь имеют место два параллельных мира – законотворчества по своим законам вбрасывания, творчества и эмиссии информации, также жизни под этим законом, как под светофором в борьбе ментов-регулировщиков с водилами под прессом тех, кто с мигалками плевал на тех и других.

Отсюда понятно, почему, отвечая на вопросы коллег по палате, Мединский сказал, что реклама в одном часе вещания занимает семь минут…

 

- Специально смягчил, просто не хотел шокировать депутатов. Есть и больше. В прайм-тайм сейчас идет в среднем до 20 минут рекламы.

- Извините, есть рейтинговые передачи с постоянной аудиторией типа медицинских, там половина рекламы, причем в самых неожиданных формах.

- Да, да, да.

- Вы согласны?

- Ну, я не видел половины рекламы, но то, что когда идут хорошие художественные фильмы, там 30% рекламы, это факт.

- Все же я должен спросить у вас, потому что председатель вашего комитета по экономполитике Валерий Драганов отвечает одно и то же. Кто и как будет контролировать выполнение закона о рекламе?

- ФАС!

- Нет, минуточку. Меня интересует не кто обязан, а техническая сторона дела – какими средствами можно зафиксировать нарушение? И доказать потом в суде, например, превышение громкости звука?

- Значит, контролировать выполнение закона должна Федеральная антимонопольная служба.

- Если ФАС не делает это сейчас, что ее заставит? Тут хоть какой закон прими…

- Правительство должно заставлять делать. Что мы можем сказать… Исполнять законы должно правительство, исполнительная власть. Она за это деньги получает.

- Так будет же как с пивом

- Ну, пиво контролируется более-менее, по крайней мере до 22-х часов рекламы пива нет.

- Да, но я имею в виду, что запрет пития приняли, и я вот пью и меня на улице никто не останавливает, почему?

- Штрафы маленькие потому что. Я предлагал штраф тысячу рублей сделать – не поддержали. Штраф был бы большой, милиция за этим бы следила хотя бы из личного интереса. А когда штраф сто рублей, то никто мараться не хочет.

- И все же вопрос с рекламой остается: если закон не контролируется сейчас, то более жесткие нормы вообще контролироваться не будут?

- Менее жесткие нормы контролируются сейчас, но плохо. Посмотрим, что будет. Мы ввели очень простые нормы, их очень легко контролировать, понимаете. Продолжительность рекламного блока четыре минуты – это каждый телезритель может контролировать. Часы включите, и как только будет четыре с половиной, позвоните в ФАС, своему депутату, или на телевидение. Скажите – я сейчас напишу жалобу на вас. Разовое нарушение – это 500 тысяч рублей штрафа. По нынешним временам в принципе деньги вполне сопоставимые со стоимостью рекламы телевизионной и с прибылью возможной. В первый раз, и так за каждое нарушение. Мы же повысили специально к принятию этого закона штрафы в десять раз, предусмотренные КоАП. И они уже действуют с 27 января. Сейчас у ФАСа довольно сильная дубинка в части контроля за рекламой. Это раньше были штрафы копеечные. И мы бы повысили их еще больше, просто там верхняя планка установлена.

- Ну хорошо. Тогда вопрос с другой стороны. Ведь со спамом на сайтах бесплатной рассылки практически справились – разработали программу распознавания…

- Это технический способ…

- Конечно. Если закон все равно не исполняется, почему нельзя привлечь стороннюю организацию, разработать программу и обязать оснастить приемники устройствами подавления рекламы?

- Я думаю, технически нельзя.

- Невозможно?

- Да.

- А по вашему мнению – водка «Путинка» – это зонтичный бренд?

- «Путинка»? Я кстати не понимаю, почему президент до сих пор молчит. Это не зонтичный бренд, но это явная игра с использованием имени и фамилии. Если бы президентские юристы этим озадачились, они бы элементарно отобрали у «Путинки» ее название. Он даже буквами такими описан, знаете. Шрифтом, приближенным. Поэтому там точно игра идет.

- Ну вот вопрос об отношении Путина к «Путинке» на пресс-конференции задать не дали, возможно, он заинтересован в путанице?

- Я не думаю, что он заинтересован. Я знаю людей, которые промотируют эту продукцию, это компания, которая сейчас слилась с эксклюзивным дистрибьютером «Столичной», «Московской» и так далее. Т.е. она связана с ФКП «Союзплодоимпорт». Путин здесь не причем, это абсолютно частный бизнес был. Другое дело, что они нашли хорошую нишу и ее эксплуатируют, это реально. Думать о том, что это ведет к росту популярности Путина, я думаю, нельзя. История водки «Горбачев» известна, она не совершенно не помогает популярности. Равно как и водка «Жириновский». И потом у Путина все-таки избиратель другой, чем у Жириновского, есть масса других способов себя продвинуть. Я в данном случае считаю, что юристы президента должны защищать честь и достоинство. Тем более, что вот эти тосты от «Путинки» – это прямое нарушение законодательства о рекламе. Привет ФАСу!

- Может, в законе о товарных знаках прописать?..

- Мы два года с законом о рекламе не можем разобраться. Под любыми благовидными предлогами все это дело тянется и переносится. Сейчас мы еще посмотрим, как пойдет… Видите, как Митрофанова во втором чтении аж дрожь била – делать все что угодно, лишь бы сорвать принятие закона.

- Есть же еще водка «Чайковский», наша водка «Парламент»?

- Нет, водка «Парламент» – это тема товарных знаков. Давайте, мы с одним законом разберемся. С одним, здесь порядок наведем.

- Вы ожидаете проблем в Совете Федерации?

- Ну видите ли, ситуация сложная, потому что насколько я понимаю, телеканалы, которые горячо поддерживали данный закон о рекламе несмотря на те ужесточения, которые он вводил в первом чтении... В первом чтении было довольно много ужесточений. Запрет на зонтичный бренд – это большие деньги уходили с телеканалов. Запрет на рекламу слабоалкогольной продукции – тоже деньги уходили. Из наружки очень большой сегмент изымался, одна реклама табака – это сотни миллионов долларов. Сотни, понимаете. Опять же те же «зонтики» – слабоалкогольные коктейли, вина уходили из наружки, это десятки миллионов долларов в год. Поэтому они вели себя по отношению к закону вяло-нейтрально. Теперь же, когда по предложению ряда депутатов плюс еще в два раза обрубается количество рекламного времени на телевидении, они вышли в открытое недоброжелательство к этому закону. Я думаю, вряд ли бурными аплодисментами будут встречать его принятие. Если вы посмотрите, какие будут комментарии. Уже было письмо от Сагалаева о том, что это недопустимо, к нам пришло, и так далее.

- Президент НАТ Сагалаев отстаивает бегущую строку региональных вещателей?

- Нет, бегущая строка – это ерунда. Там самое главное – это четыре минуты рекламный блок и всего 20% в час. Они говорят, 20% в час – это самое страшное ограничение. Потому что если брать по времени суток, то превышение 15% существует только у каналов типа НТВ, СТС и так далее. Первый и второй укладываются в 15% в сутки, но 20% в час не укладывается никто и никогда. Вот в чем дело, особенно в прайм-тайм. В прайм-тайм мы засекали, вчера сидели авторы поправки – был будний день – 33% было рекламы на некоторых каналах в час. С секундомером сидели депутаты, было 33%.

- Извините, вы не объясните откуда возникло в выступлении Митрофанова пятипроцентная льгота по социальной рекламе?

- Митрофанов смотрит в книгу и видит фигу, пять процентов и так есть в законе. Обсуждались технические поправки, мы только вычеркнули слова «Гражданский кодекс». А эти пять процентов были внесены раньше и проголосованы в таблице принятых поправок. Он же текст не читает, Митрофанов, он увидит чего-то и начинает орать.

- И все-таки: когда будет третье чтение закона?

- Дай бог нам… После второго чтения нас будет ожидать новая волна антирекламных лоббистов и новый виток борьбы. Потом будет борьба в Совете Федерации.

- Кстати, возможно вето президента?

- Возможно. Я не исключу. Надеюсь, что президент внимательно посмотрит все, что касается рекламы пива, потому что на мой взгляд, и комитет и палата здесь немножко перегибают. Мы сделали ограничение в части рекламы пива жестче, чем они были сейчас. Мы их сделали жестче. Это очень опасно, потому что мы можем потерять трансляцию матчей международных. Мы можем право на проведение некоторых спортивных мероприятий на территории России потерять. Это действительно проблема. То есть либо нам придется смотреть на закон так издалека сквозь пальцы и не очень детально следить за соблюдением каждой буквы в части международных спортивных соревнований, либо у нас будут проблемы. Либо надо телеканалам передоговариваться и покупать за гораздо большие деньги права трансляции. Продает их Федерация – ФИФА продает права трансляции международного чемпионата мира по футболу. И продает их как бы с нагрузкой. Как было в советские времена, знаете? Покупаешь книжку «Три мушкетера», в нагрузку тебе – материалы двадцать пятого съезда партии. И здесь: вы покупаете право трансляции матча чемпионата мира по футболу – в нагрузку получаете рекламу пива. Вы можете от нее отказаться, вырезать и убрать, но вам это обойдется в три раза дороже.

- Спасибо.

 

Hosted by uCoz