16.02.06 Лев МОСКОВКИН

Книга в Москве

Ласковая книжка, чтоб поплакать...

Трикстер женского пола как исключение теории невероятности, основная специальность – сказкотерапевт

Светлана Савицкая. Полюби меня снова. Избранные произведения. – М.: 2005. 384 с. тир 1 тыс. экз.

Савицкая Светлана Васильевна – художник, писатель, публицист, телеведущая, эколог, бард и почти юрист. Родилась 10 октября 1963 года во Владикавказе. Первая публикация прошла в 1979 году в газете «Знамя коммунизма». В 2003 году участвовала в парламентских выборах «клоном» известной космонавтки-коммуниста. Ни в Думу, ни в КПРФ не попала. Свой космос построила сама, он получился безбрежней пространства. В ее биографии – вся страна от Питера и Балашихи до Читы и Петровска-Забайкальского. Романы «Зачем сгорает Феникс», «Ангел Беды», повести «Грешен! Господи!», «Изабелла», «Необычный расклад», «Полюби меня снова» публиковались в периодических изданиях «Факт», «Реут», «Молодежь Московии». Авторские страницы с рисунками, рассказами, стихами, сказками и художественными очерками выходили более чем в 35 газетах и журналах РФ, на радио и телевидении. Подготовлена научно-исследовательская работа «Системность наложения символов».

Савицкая награждена нагрудным знаком «Золотое перо Руси» и грамотой правительства Московской области за серию сказок «Звезды в соломенной шляпе» буквально – «За большие заслуги в развитии сказочного жанра в современной литературе Подмосковья».

Надо понимать, в какой толпе претендентов признанным победителем оказался наш автор. После крушения престижа науки или производительного труда доска почета отдана сказочникам всех мастей и ориентаций. На Охотном ряду работает суперсовершенная машина сказкотворчества, перекрыв традиционный поток фантастики от судей, прокуроров, следователей и расследователей. Чтобы все это донести до сознания людей, тысячи журналистов выбиваются из сил, внося посильное творчество в действие гигантской информационной машины, в которой иной день нет ни капли информации.

Кроме той, которую можно извлечь из перемен в обильном мутном потоке о переменах в нас самих, коль этот поток нас удовлетворяет.

Как-то даже жаль, что у нас теперь нет системы управления диссиденцией. Ранее, бывало, откроешь «Юность» – а там сказочная Галка Галкина в обрамлении всех тех, чьи имена сделали нам наше будущее. И Василий Аксенов в США, и Дина Рубина в Израиле – влиятельные товарищи, а кто б их знал, если б...

Юность давно в прошлом, будущее никак не кончится. Расцвет женской формы литературы – столь же знаковая характеристика времени, как и незамеченная революция фундаментальной науки. Системность в наложении символов уверенно вывела авторшу на одну из доминирующих высот в творческом ландшафте. Даже трудно представить, какие слова следует применить, чтобы передать ощущение чего-то упоительно нового в ее произведених. «Ангел Беды», «Грешен! Господи!», «Изабелла», «Необычный расклад», «Полюби меня снова» – воспринимаются на уровне первых ласточек импрессионизма или сюрреализма в фазе их канунов. Чувствуешь себя этаким Изнуренковым на вернисаже чувств: ах-ах, «Золотые плоды», Наталья Черняк, русские крови…

«Сказки» Савицкой возвращают к людям, дают содержательный повод поговорить с ними о себе, любимом, и каждый читающий найдет в них себя. Причем такого, с которым интересно быть рядом без ущерба для психики даже себе самому...

Множественные фабулы причудливо сплетаются в сюжеты, накрывая стол для банкета чувств. Присутствует безошибочное чутье в выборе верных слов и сочетаний, но талант повара особенно безумствует на соусах и приправах. Таких кошмариков не изобретешь в ограниченной фантазии линейного программирования, чтоб победить на заведомо предопределенном конкурсе для списания средств очередного фонда на принудительное развитие свободомыслия.

И все же кажется, что что-то было... Кажется, Юхан Борген и Борис Пастернак, Чехов и Фитцджеральд, ранний Эренбург и поздний дос-Пасос живы и одобрительно улыбаются.

Впрочем, это все сказки. Если писатели смогут, превозмогая собственную природу, публично признавать чужое творчество, умрет литература, замешанная на дрожжах завистливой ненависти ко всему особо талантливому. На этом месте без всякого одобрения улыбнется Достоевский: мир спасет красота, если мы научимся ее чувствовать в потоке всего разного, что теперь буквально каждый стремится вывалить перед всеми.

Светлана Савицкая, не коммунист, не депутат, не космонавт и даже не юрист, чувствует красоту безошибочно. Мне так хорошо с ней в ее произведениях, что даже жены не ревнуют, а завидуют – «дай почитать».

«Юность» теперь размазана где-то в Рунете, где в отличие от коммерческого творчества, произведения Савицкой легко находятся. И не надо продираться сквозь рекламу книжных сетевых магазинов – Автора это веяние времени не портит. Но сказочная маслина из зависти к эстетическому наслаждению зачастую закатывается в рот под иным сознанием, чтобы обозначить спектр диагнозов обществу от «да ничего особенного» до «фу, какая...». И у меня нет ничего в запасе на тот случай, если в угоду диагнозу финишную прямую Савицкой на пути к читательскому успеху тщательно обустроят ее коллеги-соперники. Не впервой.

Мне-то что, я уже прочитал. И я не верю, что точку ставит дуэлянт Дантес или критик Латунский, царский режим и советская власть. Для Автора страшнее всего – остаться приговоренным к жизни после собственной смерти.

 

PS. Неисповедимы пути господа нашего – Хаоса в его структуре, регулирующей наложение символов: знакомство с творчеством Савицкой началось столь случайно, что не придумаешь. Рассыпанные в 232 аудитории журфака МГУ сборники «Полюби меня снова» с привлекательным портретом автора отвлек натруженное внимание от безумств остепененных преподавательниц политической науки и парламентской журналистики, которые все знают не только про Думу.

Произошло удивительное – сборник открылся на рассказе «Теория вероятности». На неполных трех страничках автор художественно и убедительно показала причины того, почему преподавательница до ненависти к студентам скрывает от них свой предмет – даже то скудное, что знает далеко не только она.

Шла секция «Парламентской журналистики» ежегодной конференции в преддверии столетия русского парламентаризма, и непреходящее чувство наступающего конца света убаюкивало несвежую мысль: почему мы такие глупые, когда вместе, если по отдельности каждый гениален?

Hosted by uCoz