25.02.06 Наталья ВАКУРОВА

Книга в Москве

Нелюбимых женщин не бывает

Не все женщины одинаково полезны

Александр Ткаченко. Париж – мой любимый жулик (избранная проза). М., Хроникер, 2005, 503 cтр. Тираж: 2 тыс.

В новый сборник писателя, правозащитника, футболиста и хулигана вошли роман «Женщины, которых мы не любим», повести «Левый полусладкий» и «Джет Лег»; новеллы и короткие рассказы.

Часть новелл и рассказов публикуется впервые.

Автор родился в Крыму. Играл в футбольных командах мастеров. В семидесятых-девяностых годах выпустил несколько книг стихов: «Сотворение мига», «Подземный мост», «Игра навылет», «Облом», «Избрань» и др.

Проза Ткаченко целиком вышла из южнорусской, «рисовально-живописной» и метафорической школы.

В середине восьмидесятых годов Александр Ткаченко переехал в Москву; помимо литературной деятельности, стал активно заниматься правозащитной. Он вице-президент Русского ПЕН-клуба.

Новые рассказы «Заметки проходимца» – все обо всем, среди которых «Париж – мой любимый жулик», по которому названа книга. В коротком рассказе на три страницы, давшем название всему сборнику, Ткаченко рассказывает о том, как его облапошили в кафе на бульваре Сен-Дени и это натолкнула автора на размышления о том, «что же мы за народ такой, а? Нам ехать надо, а мы рыбу ловим. Все от того, что мы долго жили взаперти и не попробовали того, что весь мир уже давно прожевал и выплюнул. Мы настолько лишены своей частной жизни, что постоянно готовы влипать, втягиваться в чужую частную жизнь, она нас манит, мы просто кайфуем оттого, что эта жизнь не наша – можно войти и выйти».

Кроме того, в сборнике есть две повести – «Левый полусладкий» (это опять-таки про женщин), и «Джет лег».

Александр Ткаченко как автор известен своим романом «Женщины, которых мы не любим» – это наиболее существенное в сборнике.

Роман построен как ироническая исповедь главного героя, в которую вплетена история его юношеской любви. Структурно она разбросана по всему повествованию.

«Женщины, которых мы не любим» – в эту категорию может попасть каждая женщина, и также любая читательница может отнести себя к тому или иному типу женщин, классификацию которых пытается составить автор.

Однако не всякая научная классификация точна, а что же говорить о художественной, да еще с точки зрения мужчины.

На нескольких страницах описываются различные категории представительниц «прекрасного пола» начиная с самолюбивых, агрессивных, заканчивая занудливыми и сверхзаботливыми.

Этих Ткаченко особенно не любит, которые пытаются предвосхитить каждое его желание, и советует им больше думать о себе. В том плане, чтобы быть более интересными мужчине во всех смыслах – интеллектуальном, сексуальном, каком угодно.

Роман построен на хронотопе встречи – по сюжету главный герой постоянно встречается с разными женщинами. Причем последовательности в этих встречах нет, женщины как бы надерганы из разных жизней. При этом существенной остается одна встреча с его любимой девушкой по имени Вики, встреча с которой состоится лишь на последней странице романа.

Пока он о ней романтически мечтал, она существовала, когда девушка материализовалась с шампанским и цветами, оставшись на ночь, после этого она исчезла из его жизни.

Несмотря на то, что в повествовании не соблюдается временная последовательность, можно считать его неким путешествием героя в поисках незапланированных любовных приключений.

В то же время сам герой романа пребывает как бы вне времени. Хотя пространственные характеристики присутствуют: он родом из южного приморского города, возлюбленная его жила там же. Однако любовь девушки, живущей на соседней улице, оказывается значительно дальше и недосягаемее чем любовь на час где-нибудь в Сайгоне.

Несколько ожесточенных страниц автор посвящает феминизму. Он подчеркивает, что его раздражает именно американский феминизм, в России для феминизма нет экономической базы.

Женский принцип «Я сама» сводит на нет роль мужчин в современном обществе («Мужчина – это тот, кто по утрам в кухне шуршит газетой»). «Женщины при этом бьются в бетонной клетке, ненавидя своих мужиков, исключая, конечно же, сыновей».

На станице 291 автор дает приворотный рецепт, чтобы мужчина полюбил навсегда: «Я всегда говорю женщинам: да подойдите к мужичку потише, понежнее, не давите на него. Приподнимите его, наговорите ему всякой чуши о его гениальности и необходимости не только вам, но и всему человечеству. И все – он ваш навсегда».

Вывод таков: там, где есть конкуренция между мужчиной и женщиной за то, «кто сверху», эротика отдыхает. Книга Ткаченко пропитана гендерной психологией и будет равно интересна как мужчинам, так и женщинам. Каждый найдет в ней то, что можно сопоставить с собственным жизненным опытом, в худшем случае погоревать о несостоявшемся, в лучшем – подумать, как строить свое личное будущее.

 

сообщение

 

Писатель и правозащитник Ткаченко обнаружил, что мы лишены частной жизни

Москва, 21 декабря. Презентацию своей новой книги «Париж – мой любимый жулик» провел в среду генеральный директор русского ПЕН-центра Александр Ткаченко в дегустационном зале магазина крымских вин «Массандра» на Комсомольском проспекте.

Организатор презентации Игорь Сидоренко назвал книгу «ностальгически-крымской прозой».

Согласно аннотации издателя, в книгу вошли наиболее яркие произведения Ткаченко последних лет – роман «Женщины, которых мы любим», повести «Левый полусладкий» и «Джет Лег», два десятка коротких рассказов под общей рубрикой «Заметки проходимца» включая рассказы «Авторитеты», «Игра головой», «Умом нас не понять, это точно», «Легенды и мифы футбола», «Мафусаилов век».

Писатель Александр Ткаченко родился в Крыму, был футболистом команд мастеров. В середине восьмидесятых годов переехал в Москву, где помимо литературной деятельности стал заниматься правозащитной.

В коротком рассказе на три страницы, давшем название всему сборнику «Париж – мой любимый жулик», Ткаченко рассказывает о том, как его облапошили в кафе на бульваре Сен-Дени и это натолкнула автора на размышления о том, «что же мы за народ такой, а? Нам ехать надо, а мы рыбу ловим. Все от того, что мы долго жили взаперти и не попробовали того, что весь мир уже давно прожевал и выплюнул. Мы настолько лишены своей частной жизни, что постоянно готовы влипать, втягиваться в чужую частную жизнь, она нас манит, мы просто кайфуем оттого, что эта жизнь не наша – можно войти и выйти».

На презентации присутствовал Юрий Черниченко, который отметил героя писателя – человека с улицы, он обрел свободу со времени перестройки, а Ткаченко сказал, что в Крыму, в Симферополе, где он жил, эта свобода была всегда.

Александр Ткаченко. Париж – мой любимый жулик. Избранная проза. – М.: Издательский дом «Хроникер», 2005. – 503 с. Тир. 2 тыс.

Hosted by uCoz