25.02.06
Наталья ВАКУРОВА
Книга в
Москве
Нелюбимых
женщин не бывает
Не все
женщины одинаково полезны
Александр
Ткаченко. Париж – мой любимый жулик (избранная проза). М., Хроникер, 2005, 503 cтр. Тираж: 2 тыс.
В новый
сборник писателя, правозащитника, футболиста и хулигана вошли роман «Женщины,
которых мы не любим», повести «Левый полусладкий» и «Джет Лег»; новеллы и короткие рассказы.
Часть
новелл и рассказов публикуется впервые.
Автор
родился в Крыму. Играл в футбольных командах мастеров. В семидесятых-девяностых
годах выпустил несколько книг стихов: «Сотворение мига», «Подземный мост», «Игра
навылет», «Облом», «Избрань» и др.
Проза
Ткаченко целиком вышла из южнорусской, «рисовально-живописной» и метафорической
школы.
В середине
восьмидесятых годов Александр Ткаченко переехал в Москву; помимо литературной
деятельности, стал активно заниматься правозащитной. Он вице-президент Русского
ПЕН-клуба.
Новые
рассказы «Заметки проходимца» – все обо всем, среди которых «Париж – мой
любимый жулик», по которому названа книга. В коротком рассказе на три страницы,
давшем название всему сборнику, Ткаченко рассказывает о том, как его облапошили в кафе на бульваре Сен-Дени и
это натолкнула автора на размышления о том, «что же мы за народ такой,
а? Нам ехать надо, а мы рыбу ловим. Все от того, что
мы долго жили взаперти и не попробовали того, что весь мир уже давно прожевал и
выплюнул. Мы настолько лишены своей частной жизни, что постоянно готовы
влипать, втягиваться в чужую частную жизнь, она нас манит, мы просто кайфуем оттого, что эта жизнь не наша – можно войти и выйти».
Кроме
того, в сборнике есть две повести – «Левый полусладкий» (это опять-таки про
женщин), и «Джет лег».
Александр
Ткаченко как автор известен своим романом «Женщины, которых мы не любим» – это
наиболее существенное в сборнике.
Роман
построен как ироническая исповедь главного героя, в которую вплетена история
его юношеской любви. Структурно она разбросана по всему повествованию.
«Женщины,
которых мы не любим» – в эту категорию может попасть каждая женщина, и также
любая читательница может отнести себя к тому или иному типу женщин,
классификацию которых пытается составить автор.
Однако не всякая научная классификация точна, а что же говорить о
художественной, да еще с точки зрения мужчины.
На
нескольких страницах описываются различные категории представительниц «прекрасного
пола» начиная с самолюбивых, агрессивных, заканчивая занудливыми
и сверхзаботливыми.
Этих
Ткаченко особенно не любит, которые пытаются предвосхитить каждое его желание,
и советует им больше думать о себе. В том плане, чтобы быть более интересными
мужчине во всех смыслах – интеллектуальном, сексуальном, каком угодно.
Роман
построен на хронотопе встречи – по сюжету главный
герой постоянно встречается с разными женщинами. Причем последовательности в
этих встречах нет, женщины как бы надерганы из разных жизней. При этом
существенной остается одна встреча с его любимой девушкой по имени Вики,
встреча с которой состоится лишь на последней странице романа.
Пока он о
ней романтически мечтал, она существовала, когда девушка материализовалась с
шампанским и цветами, оставшись на ночь, после этого она исчезла из его жизни.
Несмотря
на то, что в повествовании не соблюдается временная последовательность, можно
считать его неким путешествием героя в поисках незапланированных
любовных приключений.
В то же
время сам герой романа пребывает как бы вне времени. Хотя пространственные
характеристики присутствуют: он родом из южного приморского города,
возлюбленная его жила там же. Однако любовь девушки, живущей на соседней улице,
оказывается значительно дальше и недосягаемее чем любовь на час где-нибудь в
Сайгоне.
Несколько
ожесточенных страниц автор посвящает феминизму. Он подчеркивает, что его
раздражает именно американский феминизм, в России для феминизма нет
экономической базы.
Женский
принцип «Я сама» сводит на нет роль мужчин в
современном обществе («Мужчина – это тот, кто по утрам в кухне шуршит газетой»).
«Женщины при этом бьются в бетонной клетке, ненавидя своих мужиков, исключая,
конечно же, сыновей».
На станице
291 автор дает приворотный рецепт, чтобы мужчина полюбил навсегда: «Я всегда
говорю женщинам: да подойдите к мужичку потише,
понежнее, не давите на него. Приподнимите его, наговорите ему всякой чуши о его
гениальности и необходимости не только вам, но и всему человечеству. И все – он
ваш навсегда».
Вывод
таков: там, где есть конкуренция между мужчиной и женщиной за то, «кто сверху»,
эротика отдыхает. Книга Ткаченко пропитана гендерной
психологией и будет равно интересна как мужчинам, так и женщинам. Каждый найдет в ней то, что можно сопоставить с собственным
жизненным опытом, в худшем случае погоревать о несостоявшемся, в лучшем –
подумать, как строить свое личное будущее.
сообщение
Писатель и
правозащитник Ткаченко обнаружил, что мы лишены частной жизни
Москва, 21
декабря. Презентацию своей новой книги «Париж – мой любимый жулик» провел в
среду генеральный директор русского ПЕН-центра
Александр Ткаченко в дегустационном зале магазина крымских вин «Массандра» на
Комсомольском проспекте.
Организатор
презентации Игорь Сидоренко назвал книгу «ностальгически-крымской
прозой».
Согласно
аннотации издателя, в книгу вошли наиболее яркие произведения Ткаченко
последних лет – роман «Женщины, которых мы любим», повести «Левый полусладкий»
и «Джет Лег», два десятка
коротких рассказов под общей рубрикой «Заметки проходимца» включая рассказы «Авторитеты»,
«Игра головой», «Умом нас не понять, это точно», «Легенды и мифы футбола», «Мафусаилов
век».
Писатель
Александр Ткаченко родился в Крыму, был футболистом команд мастеров. В середине
восьмидесятых годов переехал в Москву, где помимо литературной деятельности
стал заниматься правозащитной.
В коротком
рассказе на три страницы, давшем название всему сборнику «Париж – мой любимый
жулик», Ткаченко рассказывает о том, как его облапошили в
кафе на бульваре Сен-Дени и это натолкнула
автора на размышления о том, «что же мы за народ такой, а? Нам ехать надо, а мы
рыбу ловим. Все от того, что мы долго жили взаперти и
не попробовали того, что весь мир уже давно прожевал и выплюнул. Мы настолько
лишены своей частной жизни, что постоянно готовы влипать, втягиваться в чужую
частную жизнь, она нас манит, мы просто кайфуем
оттого, что эта жизнь не наша – можно войти и выйти».
На
презентации присутствовал Юрий Черниченко, который отметил героя писателя –
человека с улицы, он обрел свободу со времени перестройки, а Ткаченко сказал,
что в Крыму, в Симферополе, где он жил, эта свобода была всегда.
Александр
Ткаченко. Париж – мой любимый жулик. Избранная проза. – М.: Издательский дом «Хроникер»,
2005. – 503 с. Тир. 2 тыс.