07.03.06 Лев МОСКОВКИН

Алексей Митрофанов: Контора должна заниматься ядерной безопасностью и шпионами, водкой должен заниматься участковый

Интервью со специалистом во всех вопросах: геополитики, рекламы, спиртового рынка, рекламы и далее по трафарету

 

- Алексей, что происходит в Приднестровье?

- Происходит то, чего и следовало ожидать: украинская сторона под давлением Запада практически отжимает Смирнова [президента Приднестровской молдавской республики].

- Они же в последнее время это во вред себе делают?

- Они в последнее время в идеологическом плане все делают. Украина очень напоминает Россию начала девяностых годов, мы тоже делали многое во вред себе, но как бы в прозападном духе поступали – отказывались от сотрудничества по политическим соображениям. Вот сейчас точно у них ранние ельцининовские годы, у украинского режима. Они действуют назло себе, но как бы жестко в прозападном духе. Ситуация сложная, но таможенные кризисы не в первый раз в Приднестровье происходили. Политически этот режим достаточно силен. Все-таки уничтожить Смирнова и его министра безопасности Шевцова через экономическое давление – неправильная политика.

- Какие будут последствия?

- Попытка уничтожить – понятно, какая задача стоит: оранжевая революция в Приднестровье. Хотели это сделать под выборы, сейчас видимо попытка будет сделано при участии Украины – распространить украинский вариант на Приднестровье. Но думаю, что это не пройдет, потому что здесь была война. Трудно делать оранжевые революции в регионах, где была война кровавая. Где люди помнят, как были расстреляны дети во время выпускного бала в школе. Их просто взяли и убили. Расстреляли весь выпускной бал. Поэтому с такими людьми сложнее, оранжевые революции происходят там, где войн не было, их не знают хорошо. Или войны велись на чужой территории, а сами не пережили это все.

Я думаю, что это серьезное осложнение обстановки. Но и Россия должна свой характер проявить.

- Давление России все же чувствуется?

- Пока мы не ощущаем давления России. Как-то хочется умерить эту ситуацию. Тут же еще эффект бумеранга сказывается, ведь Россия давит на Молдавию, Молдавия в ответ давит на Приднестровье. Тут такая тема, ведь Россия фактически санкции ввела против Молдавии, в том числе по вину, идет обострение обстановки. Молдаване должны понять, что сделано это под видом политики, но реально, думаю, лоббистами здесь выступают конкретные коммерческие компании, которые продают в России французское и итальянское вино. Им совершенно не нужно дешевое молдавское, к которому привыкло население.

- Когда мы пьем молдавский коньяк, мы поможем Приднестровью?

- Да-да! И выпивая мы еще больше поможем.

- Нам-то чего ждать – зона американского влияния расширится за счет Казахстана, Белоруссии, Приднестровья?

- Нет, в этих республиках трудно будет оранжевые технологии применить. В Белоруссии вообще невозможно, там режим, который вообще не сломить. У этого режима единственная проблема, он как гвоздь, держится на одном человеке. Это да, такая проблема существует. Но в нынешней постановке этот режим очень силен, у него есть драйв, у него есть сила внутренняя. Он не будет смотреть спокойно, как его будут бить по голове. Такая же и в Приднестровье ситуация.

- Но сакральное решение Путин не готов сделать – допустим, посадить Лукашенко декоративным президентом Союзного государства?

- Сакральное решение было бы – Белоруссия входит в состав России, Лукашенко становится вице-президентом. Белоруссия входит, находится место для других белорусских руководителей. Там кто-то послом едет, кто-то назначается. Это все техника отработанная. Конечно, Лукашенко должен стать премьером или вице-президентом. Но вряд ли Россия на это пойдет. На это не пошел Ельцин и Путин тоже не пойдет. На самом деле это был бы такой оптимальный вариант.

- Можно совсем другой вопрос? Сейчас развивается скандал вокруг «Путинки». Я кстати не могу понять, кто это инициировал – то ли сами эти ребята, которые ассоциировались с ФГУП «Союзплодоимпорт», то ли – ЗАО «S.P.I.» Шефлера. Ну а с морально-этической стороны – использование бренда «Путинка»? Есть водка «Жириновский», Жириновскому она помогает видимо? А Путину?

- Ну а с другой стороны он же не может сказать, что слово «Путинка» навеяно его фамилией. Это доказать трудно. это как в свое время ребята запатентовали слово «кока». А кока – это такое вульгарное название «Кока-колы» в Америке. Но сама «Кока-кола» не придумала это запатентовать. И она оказалась в очень сложном положении, пацаны взяли, зарегистрировали это название и хотели выпускать свой напиток. Пришлось у них выкупать товарную марку, то есть они заработали денег. Но у Путина нет права патентовать все производные от слова «Путин» – «путинцы», «путный», «путина»… Тогда и слово «путина» нельзя употреблять, потому что оно напоминает Путина. Сложная ситуация. «Жириновский» – это фамилия, и там фотография есть. Эти ребята не используют фотографию человека. Другое дело, что неформально может где-то они и получили добро, но мы не знаем этого.

- А с точки зрения PR Путину наверное это все-таки помогает?

- Я думаю, что ему все равно. Другое дело, что он не может этому противостоять. Тогда ему надо весь этот ряд от слова «Путин» вообще запрещать, регистрировать. Но это тоже бред. Это невозможно. Но я думаю, что неформально они какое-то добро получили. Неформально Путин сказал: знаете, делайте что хотите, только знаете, не это самое…

- А с зонтичными брендами что будет? Потому что «Тосты от Путинки» – это очень сильный бренд… Новый закон о рекламе с этим борется как бы?

- Он борется. Но я считаю, что новым законом нанесен серьезный удар рынку. И вообще он бестолковый этот закон. О чем я единственный говорил в зале пленарных заседаний. И один раз даже пытался перенести и перенес в декабре, испортив авторам Новый год. Хоть это я сделал, испортил им Новый год, Мединскому и Драганову. Потому что они не правы. Дело в том, что придет время, когда все поймут, что запрет рекламы табака и алкоголя, на который согласились коммунисты, это лоббистская деятельность компаний, которые устоялись на рынке. Им не нужны конкуренты, они сокращают свои расходы, оптимизируют. Потому что они боятся. Сегодня табак Мальборо раскручен, завтра придет на этот рынок Жириновский, кинет большие деньги, и будут сигареты «Вольфович». И как с этим бороться? Они этого не хотят, они вообще все бы закрыли, потому что сначала они раскрутили свои бренды, сами захватили рынок. Это все равно как Филипп Киркоров пробил бы запрет ротировать клипы по российскому телевидению. Клипы запрещены, потому что это разлагает население, молодежь привыкает к этому… Ему выгодно, ему не нужны конкуренты. Надо понять наконец это. Причем западные компании, я по этому поводу писал диссертацию в девяностом году – как западные компании работают на рекламных рынках. У меня была тема «СЩА на рынке массовой культуры. Через пятнадцать лет я увидел эту работу в России. И объяснить это кому-то, ну невозможно. То есть так же было в Латинской Америке: пять лет активной рекламы – все разрешено. Все. На каждом шагу Мальборо, Мальборо, Мальборо. Разделили рынок, начинается этап запретов. И технических ограничений по смоле, по тому, по сему. То есть конкурентов за борт. И каждый новый закон о рекламе – опять ограничения. Да что такое, ну дураки же! Давайте с 11 часов разрешим рекламу алкоголя и табака, когда дети спят, там, с 12. Что, от запретов рекламы меньше пить стали? Давайте посмотрим наблюдения. Что, все прекратили пить? Да ерунда. А вот в том смысле, что я не могу следить за новыми брендами, мне мешает. Я хочу посмотреть, что нового на рынках, кто агрессивно ведет себя на рынках, кто пришел с большими деньгами и себя там рекламирует.

- Это в вашей книжке есть «По обе стороны кремлевского занавеса?

- Ну конечно, да, да. Но я хочу сказать, что закон вредный. Каждый новый закон о рекламе ограничивает рынок – зонтичные бренды, ограничивается реклама табака и алкоголя. Сейчас хотят взяться за рекламу мобильных телефонов. Но это все одно и то же: компании захватили рынок, других уже не будет.

- Там же все равно нет никаких запретов в механизме исполнения?

- Нет, табачная реклама вообще закрывается, ее практически нет.

- Написать можно все что угодно, а кто будет исполнять?

- Ну как исполнять, по телевизору же нет табачной рекламы. Никто же не хочет лицензии лишится за то, что рекламу табака показать.

- Водочная есть?

- А где водочная? Водочной нет рекламы.

- Зонтичная…

- Сейчас и зонтичную закрыли. Все закроют. Странное решение, это решение, надо прямо говорить, в интересах лоббистов тех крупных компаний, которые уже поделили рынок, они хотят оптимизировать расходы, им не нужны конкуренты. Все.

- Кстати сказать, Мединский сам ошарашен тем, что получилось, и он совсем не доволен, мягко говоря…

- Он играет. Он все понимает, он хаббардист, такого саентологического типа человек циничный. Он все прекрасно понимает и боится, как человек, который поджег родной дом и теперь понимает, что придется ответ какой-то держать. Теперь он начинает тему: да я этого не хотел, это случайно получилось.

- Так он действительно напуган?

- Он напуган, потому что он ударил по рынку. Понятно, что населению на это наплевать, но население должно понимать, что если мы одну отрасль ограничили, другую отрасль ограничили, это значит, конкретные деньги не поступят в карманы людей. Люди станут беднее от этого. Причем какими мотивами мы руководствовались – какими-то моральными соображениями. Да вы тампаксы показывается все время, какая у вас мораль, о чем вы говорите? Вы посмотрите, что вы вообще показываете по телевизору. Конкурс супермодель, там телок отбирают, как скот – стань там, ложись. Ну что это такое! И это люди, которые говорят: нет-нет, мы сигареты не можем, там молодежь привыкает. Ну что это такое?

- Алексей, почему украинская водка не имеет никаких ограничений, ни в рекламе ни в продаже, на нашем рынке?

- Ну, пока не имеет.

- И кстати, ее производители легко лоббируют в Думе нужные им законы…

- Ну все, зонтичные бренды – «все дело в перце» – тоже я думаю, что исчезнет. Они работают. Я считаю, что тут конкуренция должна быть на рынке. Пусть конкурируют. И как раз реклама дает возможность конкурировать друг с другом. Пусть воюют друг с другом, нам это лучше, качество лучше, контроль лучше. Я не хочу, чтобы рынок поделили три игрока, договорились между собой. В итоге все закончится тем, что игроков будет мало и они нам будут повышать цены на водку. Зачем, я хочу, чтобы было сто игроков и чтобы все постоянно боялись: ой, там новый какой-то лезет. Чего он лезет, у него деньги на рекламу есть.

- Тут в конторе меняют человек, курирующий спиртовой рынок?

- Да я вообще считаю, что конторе не надо заниматься никаким спиртом. Ее надо вернуть в доандроповские времена. Контора должна заниматься своими вопросами, а прежде всего: ядерная безопасность, атомные объектами, шпионами наконец. Вывести их из ситуации, когда они занимаются бизнесом. Это контроль по крупным хищениям, который Андропов пробил, он сломал смысл конторы. Там работы вот столько. Техническими преступлениями, технической контрразведкой, перехватами, шифрованиями – сколько у них проблем, серьезных, реальных проблем. А чего водочниками заниматься, водочниками пусть участковый занимается. Выше уровня там не должно быть. Не должен там быть сотрудник ЧК. Участковый пусть ходит. А если участковый почувствует, что там английские шпионы через это дело захватывают страну, пусть пойдет в контору и скажет, там видел шпионов английских, они пытаются. Это другое дело.

- Спасибо.

 

Hosted by uCoz