29.03.06 Лев МОСКОВКИН

Книга в Москве

Литература – макулатура

«Кантор» как бренд отечественной гуманитарной философии

«На мою дырку похоже» – изысканная героиня романа о произведении искусства

Словесная диарея с похмелья наутро после смены правительства: «Revolution is opium for intelligence»

Максим Кантор. Учебник рисования. В 2 т. М.: ОГИ, 2006. 4 тыс. экз. 631 и 788 с.

Писатель подвел «общий знаменатель» прошедшей эпохе длительностью пятнадцать лет и объемом почти полторы тысячи страниц в двух увесистых томах.

Однако на одну полку с многочисленными сводками по той же теме других авторов сей впечатляющий труд не встанет. И не только по причине объема – просто это нечто совершенно особенное.

Кажется, за последние пятнадцать лет столько, сколько описал автор, просто не могло произойти. Кантор персонифицировал свои впечатления от бурной эпохи очередного перерождения России в обильной череде насквозь виртуальных героев.

Получилось как-то особенно изощренно-погано, как бывает только у настоящих художников.

Закоперщик интеллигентского изыска в форме «Объединенного гуманитарного издательства» Дмитрий Ицкович объяснил на презентации «Учебника рисования» в элитном клубе «Билингва» в Кривоколенном: автор – человек настолько тяжелый, что оказалось невозможным убедить его не писать большой книги. Ну просто потому, что писать много уже не принято.

Если честно – мне читать новую «Войну и мир» было неприятно. Нет в ней никакого общего знаменателя, как нет и ни слова правды. Но таких как я мало, подавляющему большинству абсолютно не нужна какие-то потуги в сторону правды о бытии. Люди наоборот хотят от реальности уйти. Или найти понимание, почему они в струю перемен не вписались. Насмотревшись Первого-второго канала, дозваниваются на «Эхо Москвы», чтобы донести свое мнение об этих депутатах.

Докричаться до слушателей – тяжкий труд. Поэтому для массового интеллигентного читателя двухтомник Кантора чистый подарок, а издателя Ицковича можно поздравить с находкой. Хотя опубликовать сейчас труд под одним названием в полторы тысячи страниц стоит не только немалых средств, но и мужества публикатора.

Издатель не ошибся. Максим Кантор тонко чувствует душу своего читателя, и сам он в перемены отлично вписался, успешно освоив личный промоушен.

Тут опять возникает вечный вопрос эволюционной теории – почему та или иная информация вдруг обильно тиражируется или наоборот, оказывается абсолютно неинтересной.

В нашей стране каждый на бульваре с банкой пива – философ. Но далеко не каждый обладает достаточно сильной экзистенцией, чтобы внушить окружающим ему самому очевидное – что он центр Вселенной.

Носитель брендовой фамилии товарищ Кантор безусловно и общепризнанно является точкой морального сгущения, аттрактором турбулентности нашего духовного бытия. Каждое слово и любое словосочетание, виртуальный персонаж и его фамилия с приписанными автором мыслями, репликами, мотивацией столь ожиданны, что просто обязаны перешагнуть порог своего хронотопа в реальную действительность, где никого из них в таком виде и быть не могло.

Автор Кантор так угадал ожидания неспешного мыслителя, что все выписанное им просто обязано материализоваться. Может, тогда и интеллигенция вновь станет во главе предчувствия перемен, избавившись от явно временной ретроградской роли, а либерализм обретет второе дыхание?..

Последние пятнадцать лет были насыщены временной турбулентностью, в стране прошло несколько переворотов. Повторив цепь событий вековой давности, интеллигенция продолжает размышлять. Как злобно заявил философ совсем другого качества – Глеб Павловский, нечего обижаться, что проснулись в другой стране.

Кантор, как и Ленин, пошел другим путем. Он не просыпался, а нарисовал виртуальную страну с множеством ярко раскрашенных картонных фигурок. Кто ж его знает, что там за горизонтом будущего, если не тот, кто живет его ожиданием? И кто реально окажется прорабом будущего – Павловский или Кантор?

Пухлый двухтомник прочно встанет в ряд библий новейшей истории от «Игры в бисер» до Пауло Коэльо с Харуки Мураками перед пыльным «Капиталом», поскольку «Майн кампф» хранить на виду не принято.

А зря, что естественно для души народа, то не стыдно для избранных. Как бы ни жирели в эпоху перемен политтехнологи, события на лентах новостей взрываются по сценариям выписанных ранее толстых романов.

У каждого – своя судьба: пахать, учиться, развлекать и отвлекать публику, изучать «Учебник рисования», торчать с протянутой рукой или толкаться в очереди за гонораром по удачно отработанному PR для разбредающегося народа. Чем меньше народа, тем больше PR, путаница только привлекает внимание. Сорок лет назад пытались разобраться и на семинаре по марксистской философии преподаватель НГУ ошарашено сказал бездарному в философии студенту из Украины: Кантор – это же ваш, а философ – он Кант. В кафе «Под интегралом» лирики спорили с физиками, а художники с ведрами краски рисовали швабрами на крышах: «Свободу Гинзбургу!»

Тогда остро захотелось свободы, вот нам и дали нарисовать эту страну самим. Бывшие студенты-математики места в ней не нашли и проснулись за границей. Те физики с лириками давно в могиле. Мучители исторического материализма лихо преподают Бердяева, не прочитав его. Им с избытком хватило того, за что в прошлом «неуды» ставили. В отличие от преподавателей математического анализа, философы-материалисты протолкнулись в авангард общественной мысли, пролистав на сайтах через Яндекс заголовки про большие системы, катастрофы, фракталы, кластеры, информацию, структуру хаоса и антропный принцип в синергетике.

Интеллигентская экзистенция переселилась из-под сибирского интеграла в столичную «Билингву» и опять недовольна адекватно дефиниции взятой на себя роли. Интеграл тут уже мало кто возьмет, да и зачем, пусть себе пылится. Тем более, что база науки с тех пор сменилась и не дай бог, происходящее и мы сами в нем получим простое естественнонаучное объяснение. О чем тогда поговорить?

Боролись за свободу от власти, власть хлопнула дверью на полтора десятка лет и мы победили разум в себе.

Прочитайте двухтомник Кантора, не пожалеете. Язык сочный, нарисованные образы ярки и правдоподобны, лексика каждого персонально-оригинален и нет ничего, что можно было бы добавить к масштабному полотну, выписанному Автором.

Рецензент может ошибаться, Автор – прав абсолютно, если его читают.

 

Для полноты картины: местами успешное интервью Кантора Московкину – злобный отказ на третью попытку

- Так в чем «общий знаменатель»?

- Я имел в виду, что надо эстетику сейчас употребить так же, как употреблял Маркс прибавочную стоимость. И от этого, то есть из личной состоятельности, исследовать строй демократии, победившей. Вот и все. Спасибо.

- ???

- Ну тогда роман читайте. Простите.

- Так что является «общим знаменателем»?

- Вот то, что связывает разные идеи экономику, финансы и так далее, то есть личная состоятельность, и соответственно предательство этой личной состоятельности или наоборот победа. Простите.

- Сформулировать это кратко вы не можете?

- Я написал большую книжку. Я…

- …

 

Об авторе:

Писатель Максим Кантор известен как автор сборника рассказов «Дом на пустыре» (1993) и сборника философических писем «Пустырь (2001). На протяжении последних десяти лет публикуется в российских и зарубежных периодических изданиях: «Московские Новости», «Коммерсант», «Известия», «Le Monde Diplomatique».

Выставки художника Максима Кантора проходят в Европе и Америке. Его картины находятся во многих музеях мира.

О своем произведении он сказал, что «Учебник рисования» – это историческая хроника, философский трактат, сатирический памфлет и сочинение по эстетике. Описываются события последних двадцати лет, которые изменили Россию и весь мир. Природу этих изменений, их исторические причины, закономерность случившегося автор анализирует с разных точек зрения. Он не собирался писать книгу большой, но оказалось, что так много понятий девальвировано, так много пафоса отдано вещам, которые пафоса не заслуживают. Оказалось, что почву требуется утвердить заново. Искать общий знаменатель происходящего.

 

«Война и мир» нового времени представлена сегодня в клубе столичных интеллигентов «Билингва»

Москва, 29 марта. Объединенное гуманитарное издательство представило сегодня двухтомник Максима Кантора «Учебник рисования» в клубе «Билингва» в Кривоколенном пер.

Как сообщил о своем произведении автор, «Учебник рисования» – это историческая хроника, философский трактат, сатирический памфлет и сочинение по эстетике. Описываются события последних двадцати лет, которые изменили Россию и весь мир. Природу этих изменений, их исторические причины, закономерность случившегося автор анализирует с разных точек зрения.

Представляя автора и его книгу, директор издательства Дмитрий Ицкович заявил, что автор – «самый тяжелый человек». По словам издателя, автор решил написать самый длинный роман на свете, и написал, хотя сейчас все пишут короткие вещи.

Но Кантор пытается открыть дверь, даже если за ней кто-то стоит, и дверь такая же тяжелая, поэтому другим способом ее не открыть.

Участники презентации отметили, что время эпохальных романов, как нам казалось, прошло.

Сам автор Максим Кантор сказал на презентации, что он не собирался писать книгу большой. Оказалось, что так много понятий девальвировано, так много пафоса отдано вещам, которые пафоса не заслуживают. Оказалось, что почву требуется утвердить заново. Искать общий знаменатель происходящего. Может быть, кто это сделает лучше меня. Пришлось писать и экономический трактат, и политический памфлет.

Все это он считает необходимым предисловием для того, чтобы вернуться к искусству, которое утрачено. Это не только художественное произведение.

Автор дал модель всемирной катастрофы, которую мы переживаем. Эта модель является основой, без которой мы буксовали бы на месте. Эта модель, которую создал автор, в ней 5-6 слоев. Модель обладает огромными эвристическими возможностями. В романе представлен реванш зла. Автор антологизирует зло, зло как вещь, которое веками таилось в сущности человека. Как только зашаталась оболочка, оно вырвалось. То апокалиптическое видение конца мира все-таки является частью модели, но не дает оснований для такой тяжелой модели.

Один из читателей назвал роман старомодным, и это, как оказалось, комплимент. В этом романов полно прототипов из жизни. Несмотря на всю свою публицистичность, роман страстный, много очень в нем эмоций.

При обсуждении книги автор напомнил, что «Война и мир» вышла одновременно с «Капиталом» Маркса. Он считает, что демократии все же победила, и Маркс сейчас писал бы свой труд иначе.

Писатель Дмитрий Быков сказал при обсуждении новой книги в клубе «Билингва», что он прочел книгу еще в рукописи, когда она была намного длиннее, я понял, что я очень не одинок. Все больные вещи высказаны. Книгу бить будут с двух сторон. Истина всегда поднимает бурю, чтобы разбрасывать свои семена. Люди, которые не любят литературу и не любят идей, будут обозлены.

Действие романа происходит одновременно во многих странах мира – в России, Франции, Англии, Германии, США. Автор рисует портрет всего общества – от социальных низов до верхних эшелонов власти.

Максим Кантор предлагает свою концепцию истории двадцатого века, происхождения фашизма, структуры демократического общества, сущности авангарда, проблемы эмиграции. Необычный метод анализа – представление истории двадцатого века сквозь призму истории искусств – позволяет автору так выстроить повествование, чтобы связать между собой самые разные явления действительности и выявить общий знаменатель происходящего в экономике, культуре, политике и социальной жизни.

Автор написал, что «это роман о том, как авангард победил искусство, Запад победил Россию, а свобода победила интеллигенцию. Это роман о чиновниках, политиках, финансистах, галеристах, журналистах, гэбистах, кураторах и художниках».

 

Александр Берегов

Кризис чтения в России

Когда-то Советский Союз, гордо носил звание самой читающей страны мира. Много воды утекло с той поры. ТВ, Интернет, газеты лишили в определенной мере книгу ореола единственного источника знания. Но в еще большей мере этому поспособствовало установление капиталистических отношений. Проходивший осенью 2005 года Всероссийский форум чтения печально констатировал: «Книга перестала быть основным носителем культуры, определяющим фактором социализации и духовного развития личности. Книга уходит из личной жизни, покидает семью». Социологи свидетельствуют, что 52% россиян не покупают книг, 37% не читают, а 34% вообще не имеют книг дома! Журналы не читают и не покупают 59% и 39%. Понадобилось всего 15 лет, чтобы чтение превратилось из насущной необходимости в пустую трату времени, а расходы на покупку книг встали вровень с затратами на корм для домашних животных.

 

Hosted by uCoz