21.05.06
Лев МОСКОВКИН
Книга в
Москве
Еще одна
история про все тех же евреев
Роль
еврейской личности в истории народа
Навряд ли книгу английского журналиста и историка Пола
Джонсона «История евреев» можно считать принципиальной новацией, открывающей нечто
совершенно неожиданное в истории древнего народа. Для нас это скорее ответ на
ожидания остатков просвещенной советской интеллигенции, с упоением изучавшей
историю по блестящим романам Лиона Фейхтвангера, читавших Библию сквозь
запреты, сравнивая имеющие хождение апокрифические версии Страстей Христовых
начиная с медицински точного описания «пятого
евангелиста» от советской власти Михаила Булгакова.
Итак, Пол
Джонсон, История евреев. Перевод с английского И.Л.Зотова, – М.: «Вече», 2006.
480 с., тир. 5 тыс. экз. Новация уже в том, что четыре тысячи лет событий, не поддающихся осмыслению без насилия над собой, вольготно и с
комментариями разместились на неполных пяти сотнях страниц.
Можно не
сомневаться, что однозначно общепринятой версия Джонсона не станет, хотя книга
переведена на многие языки мира и признана одной из лучших работ на эту тему.
Просто эта «История евреев» не для тех, кто рвется публично протестовать против
тупого искажения Библии в бестселлере западной мировой раскрутки, а для тех,
кто тоскует от безнадежности, пытаясь понять, откуда такой ажиотаж по поводу
того, что прежде всего рассчитано на примитивное
восприятие и потому неинтересно.
Но не
стоит оскоплять разум и, уподобляясь ослу вслед телеги хозяина, тащиться в поводу сверхмассового
сознания. Мы разные и есть книги для всех. Дошла до нас и книга Джонсона, хотя
с момента ее издания в Лондоне прошло почти два десятка лет – срок по нынешним стремительным временам сравнимый с вечностью, ибо
сейчас обсуждать события давности десятилетней и тысячелетней – одинаково
сложно, мы меняемся настолько быстро, что не понимаем как себя в недалеком
прошлом, так и наших далеких предков. Тут нужен тот же аналитический
инструментарий, примененный автором к истории всего лишь одного народа,
отражающей эволюцию человечества в целом.
У каждого
в судьбе свой путь и не зря Тейяр де Шарден называл «профанами»
авторов-католиков, взгляды которых ограничены рамками их веры. Иудаизм «не
знает» Иисуса Христа, роль которого в христианском мире незыблема. А по версии,
подхваченной Фейхтвангером, пророчествующих в
библейское время было вовсе не один, а много – кто в безумии своем потрясал
устои стремлением выкрикнуть имя бога в публичном месте.
Хуже, чем
снять штаны на Красной площади – подсудное дело.
Версия
Джонсона идет дальше, она небезуспешно претендует на завершенность и для
пытливого ума кажется весьма естественной. Автор не избегает всех вариантов
идеологических предшественников, имеющих право на слово в истории просто
потому, что они имели место в реальной жизни – тех же ессеев, хорошо известных
любителям исследовательской литературы по истории религий позднесоветского
производства. Тогда сквозь запреты Израиль буквально сломал мировое нежелание
видеть жестокую войну в Палестине, тонко манипулируя отчаянным сопротивлением
католической теологии – из своего советского далека
немногие из нас наблюдали за тем с чашечкой растворимого кофе.
Открытия
древних свитков в пещерах у Мертвого моря вызвали столь мировой интерес. Когда
в зал, где шла пресс-конференция об этом, попал снаряд с арабской стороны,
раненый журналист попросил не уносить его, а дать дослушать до конца...
С тех пор
было много прорывов в истории. Вышла книга Дэвида Рэндалла
«Универсальный журналист» – о том, как журналистика меняет историю человечества,
не желающего видеть ни войну, ни горы трупов с косичками и в детских чулочках.
Стало понятно, почему весь ужасный двадцатый век невинно убиенных закапывали
или сжигали, несказанно мучаясь с объемами поставленной задачи.
Тут
все-таки журналисты виноваты, а не евреи.
Упертые от
этого стали более непримиримыми, но на основе
достигнутого человечеством Пол Джонсон в своей «Истории евреев» уже может себе
позволить не тратить силы на преодоление стереотипов, а излагать аналитическую
версию на основе собственных, не навязанных представлений. Потому что
официальная история человечества практически тождественна истории религии. И
если нам в будущем опять предстоит читать одну книгу, то я бы выбрал Историю
партии с ее неоспоримым преимуществом. В отличие от нее, Библию нельзя не
только поносить, но и даже робко критиковать. Почему так сложилось, описал Пол
Джонсон.
Кто бы
сомневался, что в этом виноваты евреи... Автор препарирует взгляды и роль фигур
в описанной истории и без оглядки на табу ставит в один ряд Моисея, Хиллеля, Иисуса, Эйнштейна и много других евреев, которые
остаются на слуху общества
или на этот слух повлияли из прошлого.
Однако изложение
не ограничено ролью личности в истории еврейского народа, значительное место
уделено описанию волн в массовом сознании, также использование всего этого для «окончательного
решения еврейского вопроса» и усиления власти над всеми прочими.
Отношение
к евреям – непреходящий индикатор общественного состояния, на его основе автор
выводит процессы самоорганизации, или, как их обычно называют для подобных
явлений на общественном поле, кооперативных эффектов психики, наиболее заметных
в стадии фашизации.
Отсутствие
терминов не умаляет ценности представленных Джонсоном выводов, скорее наоборот.
Просто книга о другом и
потому автор не претендует на теоретическое обобщение, оно получается как-то
само собой.