30.05.06 Лев МОСКОВКИН

Книга в Москве

Коррупция – наш рулевой?

Андрей Константинов: «Журналистов не убивают из мести»

Новая книга широко известного питерского журналиста Андрея Константинова «Коррумпированная Россия» (М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006. – 610 с.) украшена эпиграфом из Булгакова: «Прескучно живут честные люди! Воры же во все времена устраиваются великолепно…»

Рядом на обложке помещен официозный потрет уверенного Меньшикова еще задолго до Березова, первого губернатора Санкт-Петербурга и по восхищенному мнению автора, главного коррупционера России, первым догадавшегося вывозить деньги за рубеж.

Об этом Константинов рассказал на презентации новой книги в ЦДЖ, которую провел лидер российских журналистов, большой друг «Московской правды» Всеволод Богданов. И это не случайно – речь шла не столько о коррупции, сколько о журналистском расследовании, без которого у нас коррупция не признается.

Участник презентации Генрих Боровик настойчиво предложил представить книгу на конкурс Фонда Артема Боровика.

Хотя официально коррупции нет, книги об этом явлении востребованы читателем, их пишут и издают в изобилии. «Коррумпированная Россия» выдается из общей череды подобных издания. В ней не просматривается заказ на конкретного человека или структуру, поскольку нет характерной односторонней ограниченности изложения. Кроме того, автор, кажется, свободен в обобщениях. Для него не составляет труда формулировка дефиниции – корыстное использование служебного положения. На страницах книги обильно рассыпаны шокирующие, но очевидные выводы.

Обличающие вопросы коллег из зала – как это он посмел такое написать? – автора не смутили. Он же не призывает к возврату к тоталитарному режиму, потому что сам тоталитарный режим берет на себя эту функцию. Некоторые говорят, что если бы российская экономика не была бы столь коррумпирована, то она была бы больше порабощена иностранным капиталом, потому что они оттуда просто не смогли разобраться в том, что у нас происходит.

И все же книгу «Коррумпированная Россия» не получается рассматривать как завершенную отдельность. Константинов подчеркнул, что сделал ее авторский коллектив Агентства журналистских расследований – АЖУР. В Питере работает целый холдинг, который издает несколько газет и выпустил целую серию книг, ставших основой сценариев. Телесериал «Бандитский Петербург» прошит в памяти даже у тех, кто его не смотрел.

Константинов слегка дистанцируется от особо шумной популярности журналистского ширпотреба, подчеркивая приоритет расследовательской деятельности. Для студентов питерского журфака 8 лет читается спецкурс «Журналистское расследование: история и методы, современная практика». Авторы убеждают, что журналистское расследование – не жанр, а метод, в рамках которого они обязательно решают поставленный профессором Засурским вопрос о защите журналиста. Первый из 21-го принципа защиты состоит в том, что журналист-расследователь не должен быть эксклюзивным носителем информации. Журналистов не убивают из мести, поэтому публикация и дублирование информации приводит к тому, что убивать его нет надобности. Защищая журналистов, Константинов не слишком связан вопросами т.н. этики – при невозможности расследования, я публикую версию и развиваю ее сообразно резонансу на публикацию. В ответ на вопрос об этом Константинов сказал: «И так можно».

В учебнике под тем же названием описана история журналистского расследования в разных странах. Второе издание учебника разошлось тиражом 20 тыс. экземпляров. Это неправильно, что журналистское расследование родилось в Америке. А Гиляровский с Короленко?

На пресс-конференции Константинов рассказал совершенно феерическую историю, как удалось добыть информацию о деятельности банды, члены которой на самом деле убили известного питерского ученого-правозащитника Гиренко и таджикскую девочку Хуршеду Султонову. На скамье подсудимых сидели совсем другие люди и пока трудно понять, как следствие выйдет из ситуации.

Авторы журналистского расследования утверждают, что настоящие убийцы – члены засекреченной террористической организации, которая действовала несколько лет, получая информацию из МВД (к вопросу о коррупции). Известно о десяти убийствах, но известно и то, что члены банды убивали через день, в промежутках резали колеса «скорой помощи» – вдруг она поедет «жида спасать», и забирались в морги резать трупы, чтобы не бояться резать живое тело. Один из идеологов банды проповедовал отказ от секса, потому что все силы должны уходить на борьбу, чтобы расшатывать устои государственности. У них был штраф за хождения без оружия – ножа.

Убийством Старовойтовой АЖУР занимался с самого начала, исход дела не удовлетворил. Мотивы убийства непонятны, исполнители – это не заказчики.

На пресс-конференции возникло привычное ощущение, сопровождающее все публичные разоблачения – автор что-то обходит и еще больше не договаривает. Однако здесь мы разочаруем ожидания читателя получить нечто из ряда вон. Журналистская действительность, по собственному опыту журналистских расследований, скорее скучна, чем опасна. И проблема не в цензуре. Наш диктатор – не коррупционер-заказчик убийства, а массовое сознание. Просто люди далеко не каждую простую истину готовы принять.

Так не принимал читатель факт концлагерей, и страшная правда доводилась до населения политической волей лидеров государства сквозь сопротивление ошалевших журналистов. Но еще ранее из публикаций русского журналиста Алоизия Макгаена Европа узнала о проводимом Турцией геноциде болгар. Макгаен всю жизнь искал приключений, но в данном случае его творчество было направлено политической волей – проблемами между Англией и Турцией, журналиста в одиночку бросили добывать аргументы в дипломатическом споре.

Его краткие и талантливые заметки направили ход истории – геноцид не прекратился, а превратился в Холокост, но весь страшный двадцатый век трупы закапывали или сжигали. Так журналистика влияет на ход истории.

 

Для завершения – информация об авторе «Коррумпированной России». Андрей Дмитриевич Баконин (творческий псевдоним Константинов) родился 30 сентября 1963 года в поселке Приволжском Астраханской области. В 1980 году поступил в ЛГУ на кафедру арабской филологии Восточного факультета. Через год перешел на кафедру истории стран Ближнего Востока.

В 1986 году специалист по «История арабских стран» получил распределение в Министерство обороны СССР, спустя два года командирован в Ливию.

В 1991 году уволился из Минобороны и, вернувшись в Ленинград, устроился корреспондентом в редакцию газеты «Смена». В 1993 году Андрей Константинов уже руководил криминальным отделом газеты, который сам же и создал. С июня 1994 по июнь 1996 года Константинов – собственный корреспондент газеты «Комсомольская правда» по Петербургу и северо-западу России. В июне 1996 года по его инициативе была создана Служба журналистских расследований, которая начала работать при издательском доме «Шанс».

С февраля 1998 года Андрей Константинов является генеральным директором и главным редактором информационно-аналитического Агентства журналистских расследований. Он – автор книг «Преступный мир России», «Бандитский Петербург», «Адвокат», «Адвокат-2», «Журналист», «Журналист-2», «Сочинитель» и «Сочинитель-2». Книга «Преступный мир России», написанная в соавторстве со шведским журналистом Малькольмом Дикселиусом, издана в Швеции дважды, а в 1998 году вышла новая ее версия – «Русские мафиози». Вместе с коллективом АЖУР написаны книги «Коррумпированный Петербург» и «Коррумпированный Петербург-2», «Бандитская Россия», «Мошеннический Петербург», осуществлен художественный проект «Агентство «Золотая пуля».

Совместно с писательницей Марией Семеновой Андрей написал вышедший в начале 1998 года исторический роман «Меч мертвых». В июне 1999 года в соавторстве с Александром Новиковым выпустил новый роман «Специалист», а в сентябре 1999 года – роман «Ультиматум губернатору Петербурга». К середине 2000 года Константинов и Новиков закончили совместную работу над новыми романами «Арестант» и «Мент.

В июне 2000 года Андрей осуществил новый литературный проект «Байки служивых людей». Общий тираж книг Константинова превысил 10 миллионов экземпляров.

Андрей принимал участие в нескольких телевизионных и кино-проектах, был продюсером с русской стороны при создании телевидением Швеции фильма «Русская мафия». В мае 2000 года по романам Константинова «Адвокат» и «Журналист» на канале НТВ был показан 15-ти серийный художественный фильм «Бандитский Петербург». Фильм снят известным кинорежиссером Владимиром Бортко, Андрей Константинов был соавтором его сценария.

Андрей Константинов является автором идеи и учредителем главного профессионального конкурса журналистов Петербурга «Золотое перо».

О его учебнике по журналистскому расследованию президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов сказал: «Такой книги у нас в России до сих пор не было. С ее появлением журналистское расследование имеет шанс перестать быть уделом одиночек, в этом смысле опыт АЖУРа — не просто ценен, он не оценим».

 

Hosted by uCoz