18.06.06 Лев МОСКОВКИН

Книга в Москве

Черный рынок всемирной власти

Семнадцать каменных ангелов – философский роман о продажности власти

 

Стюарт Арчер Коэн. Семнадцать каменных ангелов. Роман. / Пер с англ. В.Атемова. – СПб.: Азбука-классика, 2006. – 512 с. Тир. 20 тыс.

 

Интересный детектив: убийца – полицейский комиссар – признается на первых же страницах, а потом сам и ведет «расследование». «Убийцу» делают из попавшегося под руку заключенного, который ближе к концу повествования отказывается от признательных показаний и называет заказчика – магната Карло Пелегрини. Эта фамилия не сходит с первых полос газет, но говорить о нем между собой опасно. Пролить свет на это дело может оппозиционный журналист Рикардо Беренски, который в ключевой момент предстает на первых полосках газет в последней своей роли – обугленного трупа на свалке. Полиция начинает расследование показного устрашающего убийства с шельмования потерпевшего…

Олигарх Пелегрини оказывается интеллектуалом, читает Борхеса перед сном. В интервью журналистам про себя говорит, что он всего лишь почтальон.

Сконструированную для нового романа фигуру под фамилией Пелегрини можно было бы представить вроде несуществующего главы ФГУП «Почта России». Однако в инверсии на почву России он похож контаминацию характеристик Сергея Зуева из «Трех китов» и Бориса Березовского. С почтой Пелегрини борется американская транснациональная корпорация «Rapidmail».

Параллелизм с российскими реалиями высок: убийство американского писателя-неудачника Пола Хлебникова, прибывшего в чужую страну поправить дела, фабрикация ожидаемой до неправдоподобности версии с участием сбежавшего из страны преступника, борьба апологетов революции с силами безопасности, а после восстановления стабильности в стране – конкуренция разведки с полицией, оффшорные филиалы госбанка и многое другое.

В нашей Госдуме удивлялись, как это на Украине кончают с собой двумя выстрелами в голову. В Аргентине жанр правоохранительного сюрреализма намного красочнее: «…Человек выстрелил в себя несколько раз, потом выбрался из машины, поджег ее а потом снова забрался в машину, надел на себя наручники, и вторым пистолетом пустил себе пулю в голову».

По сюжету романа Стюарта Арчера Коэна, убитый в Аргентине американский горе-писатель Robert Waterbery создал два романа, первый из которых – «Черный рынок» – имел настоящий успех. Причем Пелегрини на память цитирует роман, когда читающий мир забыл уже и самого писателя. Пока еще живой оппозиционный журналист говорит американке, присланной в Буэнос-Айрес расследовать убийство гражданина США: «Во время репрессий у армии и полиции было два мотива. Первый – это искоренить любые мысли, которые противоречили интересам национальной элиты и иностранного капитала. Очень благородно, не так ли? Второй был менее возвышенным – просто делать деньги. Хватая людей, они еще и грабили. У них были склады, куда они свозили имущество своих жертв. Они считали, что это их естественное право, вознаграждение за героическую службу отечеству. И сегодняшняя полиция, крупные шишки, сформировались в ту эру. Теперь они действуют более изощренно – сдают себя в наем. Они имели отношение к взрывам в израильском посольстве и Еврейском обществе помощи, когда погибли сотни людей. Еще у них весьма оживленные контакты с Карло Пелегрини и его частными компаниями, занимающимися охранным бизнесом».

Аргентинская правозащитница, адвокат Кармен Амадо де лос Сантос беспощадна в оценке правоохранительной системы в стране: «Восемьдесят процентов населения негативно относится к полиции, а пятьдесят процентов – просто страшится. Из каждой сотни зарегистрированных случаев грабежа только один заканчивается осуждением. Из каждых десяти случаев убийств раскрываются три. Четверть всех убийств в Буэнос-Айресе совершается самими полицейскими». Правозащитница советует американке просто уехать, потому что «…Нас всего четверо юристов против сил безопасности, которые каждый год убивают сотни людей, а оскорбляют и обирают десятки тысяч, нас не интересуют показные расследования, спонсируемые государственным департаментом Соединенных Штатов Америки с целью продемонстрировать собственному народу, какие они добродетельные».

В чем-то Аргентина, где разворачиваются события вокруг приехавшего поправить свои дела американца, безнадежно отстала от нас. Но вот что интересно: в семидесятые годы там почти одновременно случились одним блоком наш 17-й, 75-й и 91-й. Там кажется коррупция – основной двигатель развития государства, граждане которого живут более чем полноценной культурной жизнью под давлением МВФ и глобализации, потому что производительной работы в стране нет, а денег очень много. Страна притягивает не только неудачников северного полушария – «здесь, на земле воспоминаний и иллюзий, они еще могут держаться за последние обрывки своих фантастических мечтаний» – но и банкиров, деньги потекли рекой благодаря уверенности в надежности и платежеспособности должника, потому что в документах, подписывавшихся генералами и их экономическими приспешниками, обеспечением объявлялась вся Аргентина.

Аргентина не то, чтобы отстает от России, она не является империообразущей великой державой, хотя признаки федеративного устройства сохраняются. Империя инков стала последней на территории нынешней Латинской Америки, но то, что сложилось в итоге ужаса конкисты, достойно изучения или хотя бы внимания из России, с которой связываются все больше надежд под угрозой однополярного мира.

Поэтому нам следовало бы очень внимательно отнестись к новому роману Коэна. Произведение носит не верификационный, как детектив, а документалистский характер, напоминая местами изданный на деньги Березовского «роман» Александра Литвиненко «ЛПГ». Произведение составляется несомненную удачу как автора, так и его издателя на русском языке, свидетельствуя, сколь сильна в странах великих внутренняя оппозиция, пополняющая мировой интеллектуальный фонд на основе опыта возведенных в степень общечеловеческих несчастий.

Интересно, что знаковой находкой автора стал эпиграф к книге – «В мире судьбы нет статистики» (Мартин Альберто Вильчес, «Голоса»). Дело в том, что ключевые события развития мира, будучи несомненно случайными, не относятся к тому классу случайных событий, которые имеют характеристики частоты и вероятности.

Речь идет об уникальности, которую весьма тонко описал Стюарт Арчер Коэн, написанного о себе. В этом он местами напоминает одно из последних произведений Юрия Трифонова с большой долей философии, написавшего роман-матрешку о писателе, который пишет роман о писателе, который… – и так далее. В своем романе Коэн не забыл и ту типичную особенность критического для мира людей времени, когда сценарии написанных ранее романов становятся жизненными сюжетами и попадают на газетные полосы через полицейские досье.

«Какова ирония, не так ли? Уотербери описывал в своем дневнике собственное будущее и ничуть не подозревал об этом. Вообще-то в известном смысле все мы одинаковые, все мы пишем книгу о собственной жизни, и в этой книге мы главное действующее лицо, и судьба его нам неизвестна. Наши фантазии становятся нашей судьбой. Вот почему я думаю, что смерть, наверное, была полной неожиданностью для Уотербери. Такой неожиданности, удержаться от которой на страницах своей книги ему было трудно» - это говорит инспектор полиции, завладевший архивом писателя в тот момент, когда автора убивали. Но не надо относиться к написанному автором серьезно, он всего лишь один из сотен персонажей романа под именем «жизнь».

 

Hosted by uCoz