26.06.06 Лев МОСКОВКИН

Книга в Москве

Ода глобализации

С развитием всемирной информационной паутины появляется все больше словечек вроде «нации» или самой «информации», которые употребляются столь часто и многозначно, что смысл их становится не более чем брендовым. Глобализация и Аль-Каида, аудит, консалтинг, маркетинг и многое другое – все это нанизано на «аутсорсинг» в новой книге Томаса Фридмана «Плоский мир: Краткая история XXI века» пер. с англ. М.Колопотина. – М.: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ. 2006. – 601 с. – (Philosophy).

Аутсорсинг (outsourcing) – американское словечко от латинских корней – номинально означает «привлечение внешних ресурсов для решения специализированных задач». Оно употребляется в сотнях контекстов: бизнес-аутсорсинг, он же в СМИ или аудите, в бухгалтерии и т.д., и т.п., включая разумеется IT-аутсорсинг. Чтобы вывалить всю эту бесценную «информацию», автор рецензии воспользовался «аутсорсингом», то есть, по человечески говоря, открыл в сети поисковую машину и за несколько секунд надергал кучу слов, смысл которых оценить столь же непросто, как и партийных лозунгов на украшенной к Первомаю Красной площади.

Американский журналист и социолог Томас Фридман нарисовал мир плоским с подачи индийского IT-магната, «короля аутсорсинга» Нандана Нилекани: «Том, игровая площадка стала ровнее…»

Итак, эта книга о глобализации. Она написана в распространенном ныне жанре без четких очертаний и с контаминацией признаков из чего удобно. От большинства прочих исследований на ту же тему, изданных на русском, описание Тома Фридмана резко отличается по ряду характеристик, и прежде всего – ракурсом освещения.

В отличие от США, наша страна выступает на мировой арене в различных ролях и поэтому нам тут хорошо известно, что в глобализации, как в sex’е, всегда кто-то сверху и кто-то – наоборот. Так вот, «Краткая история…» написана из позиции глобализующего и защиты глобализуемого от этого сугубо позитивного явления ее автор не предполагает. Естественно, в ней много интересного, неожиданного и просто полезного, что так или иначе несет глобализация.

Другое дело, что об этом далеко не новом явлении все еще говорят таким тоном, как будто впервые увидели паровоз. Или, говоря по-современному, привыкши в прошлой жизни часами копаться в картотеке «Ленинки» и затем дожидаться заказанных томов, впервые зашли в «Яндекс».

Кстати, работает он весьма плохо – КПД ниже паровоза, с его помощью легко поразить воображение соперника по глобализации, но найти строго нужную информацию проблематично.

Читая книгу Фридмана с многочисленными примерами, опять приходишь к выводу, что процессы глобализации развиваются в соответствии с человеческими ожиданиями. Собственно, выжили на Земле, то есть оставили о себе генетическую память, те нации, народы и различные виды человека, которые сумели влиться в общий конгломерат на вневидового статуса человечества, где каждый имеет свою роль. Корни сложившейся картины мыслящего мира заложены тысячелетия назад. Фридман открывает повествование о глобализации с цитаты из Христофора Колумба о его путешествии 1492 года.

Он пишет о явлении тотальной интеграции не впервые. «Лексус» и оливковое дерево» вышла на языке оригинала в 1999 году, но на русском запоздала и поэтому два исследования появились у нас с небольшой разницей. Однако в Америке после конца прошлого века прошла эпоха. Уже не было Советского Союза, с которым США приходилось бороться за третьи страны и сферы влияния. Но еще не было атаки на башни МТЦ, поэтому конкуренция в поставке кризисов и несчастий, а она уже вовсю шла и в том числе с помощью Интернета, осталась на периферии дискуссии.

Автор придает первостепенное значение глобальной информатизации, в том числе и Аль Каиды. «Я отказываюсь принять мир, который сжимается в дурном смысле – в смысле сокращающегося числа мест, куда американец может отправиться без задней мысли, и сокращающегося числа иностранцев, которые без задней мысли приезжают в Америку» – пишет Т.Фридман.

Но есть еще гигантские утечки персональных данных американских граждан, изощренная игра в одни ворота за присвоенные авторские права, финансовые пузыри на дрожжах IT, секретные тюрьмы ЦРУ и преследования журналистов или авторов электронных дневников (блогов). Всего этого не было бы известно или просто бы не существовало, не будь информационной глобализации, и все это заставляет переосмыслить само явление информации. Сила автора в том, что из своей позиции глобализующего (а не глобализуемого) он такими вопросами не задается. Изложение построено на основе истины в последней инстанции о превосходстве глобализации. Множественность ссылок на самого себя свидетельствует о самодостаточности Фридмана и действительно получается «общая теория всего». У нас в России таких глобализаторов было по десять человек в каждой сибирской деревне еще до развития Интернета. В США, видимо, конкуренция поменьше.

Человеку с естественнонаучным образованием воспринимать все это трудно, слишком уж много слов, которые значат так много, что не значат ничего, и похожи на рекламные констатации. «Аль Каида», «Антитеррористическая коалиция», глобализация» – не термины, но бренды, рассчитанные на слепую веру в некий стереотип, с которым их удачно ассоциировал автор. Он свободен от знания о том, что существуют доказуемые истины, а не только мнения, из коих для него собственное наиболее правильно. И на каждой странице по два-три упоминания рядом разных явлений по авторскому произволу легко ложатся в прочную причинно-следственную связь.

«Америка была и пока что не перестала быть самой грандиозной в мире машиной реализации человеческой мечтаний» написал - Фридман, не упоминая о жестоком кризисе семьи, о войне полов, о вмешательстве в частную жизнь. У него два врага – Аль Каида и Инфосис, да и то, какие-то они артефактные получаются. Зато есть еще и глокализация – глобализация культуры.

Придется с грустью заметить: история XXI века не только не дописана, но и не начата. Кажется, мы сильно удивимся, если на машине времени перенесемся на столетие вперед и для сравнения стоит заглянуть в то, что писали умные прогнозисты сто лет назад.

Hosted by uCoz