26.06.06
Лев МОСКОВКИН
Книга в
Москве
Ода
глобализации
С
развитием всемирной информационной паутины появляется все больше словечек вроде
«нации» или самой «информации», которые употребляются столь часто и
многозначно, что смысл их становится не более чем брендовым.
Глобализация и Аль-Каида, аудит, консалтинг,
маркетинг и многое другое – все это нанизано на «аутсорсинг»
в новой книге Томаса Фридмана «Плоский мир: Краткая история XXI века» пер. с англ. М.Колопотина. – М.: АСТ
МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ. 2006. – 601 с. – (Philosophy).
Аутсорсинг (outsourcing)
– американское словечко от латинских корней – номинально означает «привлечение
внешних ресурсов для решения специализированных задач». Оно употребляется в
сотнях контекстов: бизнес-аутсорсинг, он же в СМИ или
аудите, в бухгалтерии и т.д., и т.п., включая
разумеется IT-аутсорсинг. Чтобы вывалить всю эту
бесценную «информацию», автор рецензии воспользовался «аутсорсингом»,
то есть, по человечески говоря, открыл в сети поисковую машину и за несколько секунд надергал кучу
слов, смысл которых оценить столь же непросто, как и партийных лозунгов на
украшенной к Первомаю Красной площади.
Американский
журналист и социолог Томас Фридман нарисовал мир плоским с подачи индийского
IT-магната, «короля аутсорсинга» Нандана
Нилекани: «Том, игровая площадка стала ровнее…»
Итак, эта
книга о глобализации. Она написана в распространенном ныне жанре без четких
очертаний и с контаминацией признаков из чего удобно. От большинства прочих
исследований на ту же тему, изданных на русском, описание Тома Фридмана резко
отличается по ряду характеристик, и прежде всего –
ракурсом освещения.
В отличие
от США, наша страна выступает на мировой арене в различных ролях и поэтому нам
тут хорошо известно, что в глобализации, как в sex’е, всегда кто-то сверху и кто-то – наоборот. Так вот,
«Краткая история…» написана из позиции глобализующего
и защиты глобализуемого от этого сугубо позитивного
явления ее автор не предполагает. Естественно, в ней
много интересного, неожиданного и просто полезного, что
так или иначе несет глобализация.
Другое
дело, что об этом далеко не новом явлении все еще говорят таким тоном, как
будто впервые увидели паровоз. Или, говоря по-современному, привыкши в прошлой
жизни часами копаться в картотеке «Ленинки» и затем
дожидаться заказанных томов, впервые зашли в «Яндекс».
Кстати,
работает он весьма плохо – КПД ниже паровоза, с его помощью легко поразить
воображение соперника по глобализации, но найти строго нужную информацию
проблематично.
Читая
книгу Фридмана с многочисленными примерами, опять приходишь к выводу, что
процессы глобализации развиваются в соответствии с человеческими ожиданиями.
Собственно, выжили на Земле, то есть оставили о себе генетическую память, те
нации, народы и различные виды человека, которые сумели влиться в общий конгломерат
на вневидового статуса человечества, где каждый имеет свою роль. Корни сложившейся картины мыслящего мира
заложены тысячелетия назад. Фридман открывает повествование о глобализации с
цитаты из Христофора Колумба о его путешествии 1492 года.
Он пишет о
явлении тотальной интеграции не впервые. «Лексус» и
оливковое дерево» вышла на языке оригинала в 1999 году, но на русском запоздала и поэтому два исследования появились у нас с
небольшой разницей. Однако в Америке после конца прошлого века прошла эпоха.
Уже не было Советского Союза, с которым США приходилось бороться за третьи
страны и сферы влияния. Но еще не было атаки на башни МТЦ, поэтому конкуренция
в поставке кризисов и несчастий, а она уже вовсю шла и
в том числе с помощью Интернета, осталась на периферии дискуссии.
Автор
придает первостепенное значение глобальной информатизации, в том числе и Аль Каиды. «Я отказываюсь принять мир, который сжимается в
дурном смысле – в смысле сокращающегося числа мест, куда американец может
отправиться без задней мысли, и сокращающегося числа иностранцев, которые без
задней мысли приезжают в Америку» – пишет Т.Фридман.
Но есть
еще гигантские утечки персональных данных американских граждан, изощренная игра
в одни ворота за присвоенные авторские права, финансовые пузыри на дрожжах IT,
секретные тюрьмы ЦРУ и преследования журналистов или авторов электронных
дневников (блогов). Всего этого не было бы известно
или просто бы не существовало, не будь информационной глобализации, и все это
заставляет переосмыслить само явление информации. Сила автора в том, что из
своей позиции глобализующего (а не глобализуемого) он такими вопросами не задается. Изложение
построено на основе истины в последней инстанции о превосходстве глобализации.
Множественность ссылок на самого себя свидетельствует о самодостаточности
Фридмана и действительно получается «общая теория всего». У нас в России таких глобализаторов было по десять человек в каждой сибирской
деревне еще до развития Интернета. В США, видимо, конкуренция поменьше.
Человеку с
естественнонаучным образованием воспринимать все это трудно, слишком уж много
слов, которые значат так много, что не значат ничего, и похожи на рекламные
констатации. «Аль Каида», «Антитеррористическая
коалиция», глобализация» – не термины, но бренды,
рассчитанные на слепую веру в некий стереотип, с которым их удачно ассоциировал
автор. Он свободен от знания о том, что существуют доказуемые истины, а не
только мнения, из коих для него собственное наиболее правильно. И на каждой
странице по два-три упоминания рядом разных явлений по авторскому произволу
легко ложатся в прочную причинно-следственную связь.
«Америка
была и пока что не перестала быть самой грандиозной в мире машиной реализации
человеческой мечтаний» написал - Фридман, не упоминая о жестоком кризисе семьи,
о войне полов, о вмешательстве в частную жизнь. У него два врага – Аль Каида и Инфосис, да и то,
какие-то они артефактные получаются. Зато есть еще и глокализация – глобализация культуры.
Придется с
грустью заметить: история XXI века не только не дописана, но и не начата.
Кажется, мы сильно удивимся, если на машине времени перенесемся
на столетие вперед и для сравнения стоит заглянуть в то, что писали
умные прогнозисты сто лет назад.