27.07.06 Лев МОСКОВКИН

Книга в Москве

Высоцкий и Влади: короткие встречи с обновлением чувств

Марина 12 лет спасала его для нас

Неправда посмертного часа: Марина рекламирует мыло

Первый признак настоящего поэта - после своей физической смерти он начинает жить какой-то совершенно другой жизнью. Служить власти или досаждать ей новыми чудачествами он уже не может, поэтому государственная мафия его либо забывает, либо творит PR-образ, зачастую связанный с конкретным человеком не более чем эксплуатируемым именем. Особую роль в творчестве образа играют жены или амбициозно-бесталанные дети. При жизни поэт считался таковым в компаниях у костра и на московских кухнях. Писали о нем мало, скупо, держа в лучшем случае за провинциального трагика. Стоит закопать человека - и обилие книг о поэте и воспоминаний о нем поражает прежде всего трудностью представления живого читателя такого посмертного жанра.

На привычном фоне пятигорский журналист Валерий Перевозчиков стал натуральным взломщиком традиций. Свою «высоцкиаду» он начал с того, что взял интервью у живого Высоцкого, когда смысл подобного журналистского поступка мог быть рассчитан, если холодный расчет здесь уместен, не более чем на перспективу.

Книга Перевозчикова «Правда смертного часа» вызвала шок и неприятие критики прежде всего своей правдой. Обругав автора в рецензиях, творцы сугубо вторично-разрешенного жанра принялись активно ждать продолжения.

Оно последовало. Перевозчиков выпустил уже четвертую книгу о Высоцком, посвятив ее исследованию взаимоотношений поэта с его последней женой Мариной Влади – «Ну здравствуй, это я!»: Владимир Высоцкий и Марина Влади: Воспоминания, интервью / Валерий Перевозчиков. – М.: Вагриус, 2006. – 288 с.; ил.

Автор «высоцкиады» пояснил нам, что одна из причин появления новой книги связана с необходимостью ответа на публикации, задевающие честь и достоинство Марины Владимировны.

Если кто забыл – речь идет о русской женщине, французско-подданной Марине Полякофф, одной из четырех сестер и в книге есть их общая фотография – Марина Влади, Одиль Версуа, Элен Валье и Ольга Полякова-Байдарова. Бракосочетание Высоцкого и Влади состоялось 1 декабря 1970 года. Спустя пять лет – середина их долгого десятилетия совместной жизни – состоялось новоселье на Малой Грузинской, от чего осталась фотография присутствующих: Бела Ахмадулина, Борис Мессерер, Эдуард Володарский, Станислав Говорухин, Сергей Высоцкий, Василий Аксенов, Всеволод Абдулов, Александр Митта. К новоселью Марина приехала из Франции на перегруженной вещами машине. В книге это подробно описано. Ее известность в советской России к тому времени была связана не столько странноватым браком с опальным поэтом, сколько со своей чарующей ролью в фильме Андре Мишеля 1956 года «Колдунья». Снятого, как говорилось, в Беловежской Пуще. До этого Марина Влади сыграла свою роль в фильме Джузеппе де Сантиса «Дни любви», после того последовал «Сюжет для небольшого рассказа» Сергея Юткевича.

Владимир Высоцкий и Марина Влади, как отметил Перевозчиков, были для своего времени уникальной парой – жили на две страны, две системы. В виде исключения Высоцкому предоставили многократную визу. Ничего страшного автор «высоцкиады» в этом не видит – «чувства обновлялись при встрече».

Если еще кто-то что-то не понял, то здесь следует напомнить: Перевозчиков стал первым, кто написал о страшной болезни народного любимца – наркомании. Но это было уже после смерти. Марина узнала раньше и надо думать, что намечался разрыв. Смерть поэта от передозировки жена неблагополучно пережила в другой стране и далее последовала борьба систем за право духовного наследия…

В.Перевозчиков с негодованием отметает домыслы пока еще действующего депутата Алексея Митрофанова о том, что брак Высоцкого и Влади был санкционирован. К слову – таких браков было несколько включая менее шумный мезальянс с англичанкой любимца совинтеллигенции Евгения Евтушенки с его белорусской «раздвоенкой».

Валерий Перевозчиков считает, что будь жив Владимир Высоцкий, было б кому ответить на измышления о Влади. Нам кажется, что не это существенно в его книге. Тем более, что Влади все в жилу, кроме заслуженного забвения. Сборник материалов силен совпадением случайностей – в день смерти Александра Галича 15 декабря 1977 года Высоцкого с трудом подняли из запоя ради сакрального концерта в Париже…

Все намеченное удалось. Облака, как и прежде, плывут в Магадан, по черному топится баня и в белый свет мы так и не поверили.

 

Hosted by uCoz