27.07.06 Лев МОСКОВКИН
Книга в Москве
Высоцкий и Влади: короткие встречи с обновлением чувств
Марина 12 лет спасала его для нас
Неправда посмертного часа: Марина рекламирует мыло
Первый признак настоящего поэта - после своей физической смерти он
начинает жить какой-то совершенно другой жизнью. Служить власти или досаждать
ей новыми чудачествами он уже не может, поэтому государственная мафия его либо
забывает, либо творит PR-образ, зачастую связанный с конкретным человеком не
более чем эксплуатируемым именем. Особую роль в творчестве образа играют жены
или амбициозно-бесталанные дети. При жизни поэт считался таковым в компаниях у
костра и на московских кухнях. Писали о нем мало, скупо, держа в лучшем случае
за провинциального трагика. Стоит закопать человека - и обилие книг о поэте и
воспоминаний о нем поражает прежде всего трудностью представления живого
читателя такого посмертного жанра.
На привычном фоне пятигорский журналист Валерий Перевозчиков стал
натуральным взломщиком традиций. Свою «высоцкиаду» он начал с того, что взял
интервью у живого Высоцкого, когда смысл подобного журналистского поступка мог
быть рассчитан, если холодный расчет здесь уместен, не более чем на
перспективу.
Книга Перевозчикова «Правда смертного часа» вызвала шок и
неприятие критики прежде всего своей правдой. Обругав автора в рецензиях,
творцы сугубо вторично-разрешенного жанра принялись активно ждать продолжения.
Оно последовало. Перевозчиков выпустил уже четвертую книгу о
Высоцком, посвятив ее исследованию взаимоотношений поэта с его последней женой
Мариной Влади – «Ну здравствуй, это я!»: Владимир Высоцкий и Марина Влади:
Воспоминания, интервью / Валерий Перевозчиков. – М.: Вагриус, 2006. – 288 с.;
ил.
Автор «высоцкиады» пояснил нам, что одна из причин появления новой
книги связана с необходимостью ответа на публикации, задевающие честь и
достоинство Марины Владимировны.
Если кто забыл – речь идет о русской женщине, французско-подданной
Марине Полякофф, одной из четырех сестер и в книге есть их общая фотография –
Марина Влади, Одиль Версуа, Элен Валье и Ольга Полякова-Байдарова.
Бракосочетание Высоцкого и Влади состоялось 1 декабря 1970 года. Спустя пять
лет – середина их долгого десятилетия совместной жизни – состоялось новоселье
на Малой Грузинской, от чего осталась фотография присутствующих: Бела
Ахмадулина, Борис Мессерер, Эдуард Володарский, Станислав Говорухин, Сергей
Высоцкий, Василий Аксенов, Всеволод Абдулов, Александр Митта. К новоселью
Марина приехала из Франции на перегруженной вещами машине. В книге это подробно
описано. Ее известность в советской России к тому времени была связана не
столько странноватым браком с опальным поэтом, сколько со своей чарующей ролью
в фильме Андре Мишеля 1956 года «Колдунья». Снятого, как говорилось, в
Беловежской Пуще. До этого Марина Влади сыграла свою роль в фильме Джузеппе де
Сантиса «Дни любви», после того последовал «Сюжет для небольшого рассказа»
Сергея Юткевича.
Владимир Высоцкий и Марина Влади, как отметил Перевозчиков, были
для своего времени уникальной парой – жили на две страны, две системы. В виде
исключения Высоцкому предоставили многократную визу. Ничего страшного автор
«высоцкиады» в этом не видит – «чувства обновлялись при встрече».
Если еще кто-то что-то не понял, то здесь следует напомнить:
Перевозчиков стал первым, кто написал о страшной болезни народного любимца –
наркомании. Но это было уже после смерти. Марина узнала раньше и надо думать,
что намечался разрыв. Смерть поэта от передозировки жена неблагополучно
пережила в другой стране и далее последовала борьба систем за право духовного
наследия…
В.Перевозчиков с негодованием отметает домыслы пока еще
действующего депутата Алексея Митрофанова о том, что брак Высоцкого и Влади был
санкционирован. К слову – таких браков было несколько включая менее шумный
мезальянс с англичанкой любимца совинтеллигенции Евгения Евтушенки с его
белорусской «раздвоенкой».
Валерий Перевозчиков считает, что будь жив Владимир Высоцкий, было
б кому ответить на измышления о Влади. Нам кажется, что не это существенно в
его книге. Тем более, что Влади все в жилу, кроме заслуженного забвения.
Сборник материалов силен совпадением случайностей – в день смерти Александра
Галича 15 декабря 1977 года Высоцкого с трудом подняли из запоя ради
сакрального концерта в Париже…
Все намеченное удалось. Облака, как и прежде, плывут в Магадан, по
черному топится баня и в белый свет мы так и не поверили.