15.08.06
Лев МОСКОВКИН, Наталья ВАКУРОВА
Книга в
Москве
Девальвированный
апокалипсис
Пир духа
во время чумы тела
«Подошла
царица с бодуна к волшебному зеркальцу и говорит: «Молчи, сама знаю». Этой
емкой прибауткой сатирика, юмориста и местами актера Михаила Задорнова
исчерпываются весь смысл нашего отношения к происходящему с нами. Поскольку
новый толстый сборник любимого сатирика посвящен именно этому, то и отношение к
самой книжке у иного читателя может быть парадоксальным – как к зеркалу, вечно
оно страдает за наши недуги.
Талантливый
Задорнов в разные годы написал столь много, что простой выбор позволяет создать
полноценную картину состояния человечества в мельчайших подробностях. Получился сборник «Я никогда не думал… Избранное» (М.Н.Задорнов.
М.: Эксмо, 2006. 624 с.: ил.).
В отличие
от «обычного юмориста», Задорнов не уводит внимание от реальности, но
представляет ее в каком-то обнаженном виде. Получается если и не смешно, то по крайней мере не страшно, уходит из души тревожность за
будущее.
Автор
поделился с читателем своим открытием: «Я недавно понял, почему мы живем так
неустроенно: веками, поколениями… Потому что у нас -
славянских народов – величайшая миссия: сохранить жизнь на Земле после того,
как наступит конец света!» В миниатюре на 5,5 страниц юморист легко изложил
суть всего, чему мы пытались создать научное обоснование. Там же есть вполне
адекватное определение: «Вообще, что такое конец света? Это
взрывы, землетрясения, грязь, слякоть, бездорожье, повсюду мусор… Отопление,
газ, электричество – все отключится. То есть практически во многих наших
северных городах приход конца света даже не заметят».
«Нам к
концам света не привыкать» - написал Задорнов и присовокупил: мы их навидались
– в 17-м, 37-м, 41-м, 93-м и 96-м. «Апокалипсис для нас девальвировался, как и
российский рубль! У нас уже десять лет каждую пятницу в газете пишут, что в
понедельник наступит конец света. И тут же под этой статьей печатают
телевизионную программу на следующую неделю».
На лету
припечатав конец света, юморист вывел на безнадежность душу своего персонажа –
успешного журналиста Бодягина: «Повсюду разгораются
войны. Национализм стал успешным бизнесом. Люди не понимают этого, в своей
массе они тупы и агрессивны. Армия безграмотна и бессильна. Народ – невежественный
и безмолвный. Все надеются на доброго дядю и невиданного царя-батюшку. Страна
напоминает откупоренную бутылку с прокисшим содержимым: пена, пена, пена…»
Сюжетная
линия занесла журналиста Бодягина
на чужбину и там обыватель оказался еще тупее отечественного, чувство
юмора у всех ниже пояса. Главное разочарование эмигранта – это люди. Повсюду –
интеллигентный обман, культурная зависть, обаятельное предательство, улыбчивая
безнадежность. Куда добрее искреннее хамство родины,
чем деланные улыбки роботов чужбины. «Разозлился Бодягин
на цивилизацию больше, чем на отечество, и понял, что выход остался один: на
родину! В монастырь!»
В
монастыре монах Бодягин узнал, что прихожане верят в
бога, только когда выпрашивают у него что-нибудь во время молитвы, архиепископ
– бывший кагэбэшник, секретарь епархии отпускает с
черного хода грехи за валюту депутатам и рэкетирам, монахи торгуют фальшивыми
мощами Ильи Муромца, почти никто не соблюдает поста.
Допросившись
Господа забрать его душу, бывший журналист увидел в раю все те же безобразия. В
чистилище занимаются приписками. Ада никто не боится, там давно не жарят и херувимы прилетают подглядывать за новенькими
грешницами. Всевышний устал от мировой людской глупости и
дремлет от века к веку. Небесная канцелярия иногда докладывает ему о
скором царствии Божьем, и ангелы-хранители никого к нему не допускают.
Душа
журналиста Бодягина достучалась-таки до Господа. Тот
ласково ответил: «Один я знаю, что есть правда». И отправил возмутителя
спокойствия на отдаленную планету. Там неспокойная душа поняла, что от себя ей
никогда и никуда не скрыться. И ей невыносимо захотелось обратно на Землю…
Так же
легко Задорнов справился с проблемой «Как нам обустроить Россию» - сатирик играючи
обошел Ельцина и Солженицына, приблизившись к Жириновскому. Получилось смешно и
серьезно в одном флаконе – хоть смейся, хоть обустраивай.
Сборник
вмещает все обо всем – выборах, депутатах, олигархах, взбесившейся погоде,
причинах демографического кризиса. О нашем государстве, которого боялись даже
руководители, его создавшие. О таланте демократов-реформаторов, сумевших
обворовать нищих.
Юморист
нашел особенность сбоя программы российского человечества в том, что диетологи
у нас толстые, а косметологи в прыщах. Экономикой занялись юристы, которые
страной не руководят, а по привычке ее приговаривают, причем к высшей мере
наказания. Только они могли продать бывшие государственные заводы иностранным
инвесторам так, что остались этим инвесторам должны.
Старушки на рынках назначают цену на картошку в зависимости от дневного индекса
Доу-Джонса, называя его Даун Джонсом. Почему, бабуля,
такие дорогие семечки? – Так ведь милый, баррель подорожал! У каждого
уважающего себя олигарха должен быть крутой бульмастиф
и не менее крутой батюшка: «Скажи, отец мой, я правильно живу? – правильно сын
мой, но зря!» Ин и Янь поменялись местами.
Меньшинство стало большинством. Мужчинам даже стало модно присутствовать при
родах. Видимо, потому что многие из них отсутствовали при зачатии.
В Америке
картина другая – там гордятся тем, что разгромили Гитлера во время вьетнамской
войны в Ираке (оккупация этой страны описана особенно красочно). Страны Балтии
переписывают историю. Латыши утверждают, что Россия в древности отделилась от
Латвии. В Украине появились новый фамилии: Миколазабийстрелку, Тарасворуйгаз.
И так
далее…
Мы много
лет потратили на то, чтобы описать происходящее с людьми в формальном,
естественнонаучном ключе. Оказалось, что все законы более или менее удачно
пишут люди. Однако законы природы имеют физический смысл, а продукту
законодателей придают некую силу, отчего они действительно работают, но так,
что предугадать это невозможно. Придется признать, что описание сатирика
Задорнова получилось лучше.
Его вывод
гласит: «К сожалению, большинство людей заблуждаются в том, к какой категории
они относятся. Например, политики считают, что они – идея истории. Юридически
это может быть и правильно. Но историю вершат не юридические законы, а законы
волновой механики, они же – законы Космоса. Согласно им, политики – всего лишь
пенка на удобрении. Даже не бунтари. Чтобы обывателю стать бунтарем, ему
необходимо сделать решительный шаг вперед. Для этого, как правило, требуется
получить пинок в зад. Политики не чувствуют пинков. Потому что, следуя эволюционной теории Дарвина, у
бесхребетных тварей самые жесткие панцири».
Кстати, о
Дарвине. Его дед Эразм описывал эволюцию жизни в стихах. Внук Чарльз, не столь
серьезный человек, в юности был шалопаем и свои
эволюционные построения начал с религиозного текста, скрывая авторство. Факт
раскопал наш эволюционист Юрий Чайковский. Он же обнаружил, что передвинули на
более поздний срок дату прибытия парохода с письмом Уоллеса, идею которого
приписали Дарвину. И до и после Дарвина эволюцию общества успешнее признанных
ученых описывали непризнанные религиозные деятели. Например, Тейяр де Шарден и
Михаил Мень.
Михаил
Задорнов удачно открыл эру эволюционистов-юмористов. Нам кажется, что это
всерьез и надолго.