10.09.06 Лев МОСКОВКИН

Книга в Москве

Информаторий, или новая антропософия

Алексей Иванов. Земля Сортировочная: Повести, роман. - СПб.: Издательский дом «Азбука-классика», 2006. - 544 с.

Сборник писателя Алексея Иванова, известного романами «Золото бунта», «Сердце Пармы», «Географ глобус пропил», «Общага-на-Крови», включает четыре его ранних произведения конца восьмидесятых - начала девяностых годов: «Земля Сортировочная», «Победитель Хвостика», «Охота на «Большую Медведицу», «Корабли и галактика».

Писатель как бы сварил компот из имеющих хождение новостей и сумел представить сей кулинарный продукт в качестве отражения народного сознания. Блестящая стилистика в описании ситуаций делает произведение самодостаточным, но автору этого мало и он художественно выстраивает из будней захолустного разъезда фантастику галактического масштаба.

Зеленым человечкам из космоса с глазами на стебельках уже не обязательно проводить свои звездные разборки собственноручно. Душу контрразведчика можно внедрить в котенка. Специальная таблетка в пельменях может превратить посетителя общественной столовой в инсургента, галактического повстанца или андроида-диктатора. Таким образом, взвод бойцов умещается в небольшом пенале, как из аптеки. Вселившаяся в корову инопланетная душа заставляет несчастное животное сверлить лазерным лучом информаторий повстанцев, замаскированный по водонапорную башню.

Повети написаны в стилистике братьев Стругацких в явной форме шутливой пародии на их произведения, вывернутой наизнанку.

Но вот что интересно: в каждой шутке содержится не более чем доля шутки, какие новые бесы опять вселились в наши души - неизвестно, но автор их работу хорошо отобразил.

Нестандартное мышление писателя Иванова лихо выписывает самоорганизацию в российском обществе. Впрочем, кто на почве нашей может вырасти стандартным, науке тоже неизвестно.

Второе произведение – «Победитель Хвостика» - из жизни ведьмы на биостанции, которая с подручными чистит душу «победителя». Сколько ж там всего накопилось!

«Охота на «Большую Медведицу» отправляет читателя в космическое путешествие по человеческой душе, пока еще юной. Завершается путешествие в масштабно-литературном полотне «Корабли и Галактика». Чтобы выписать это, нужен кроме всего прочего талант особого рода, чувствующий звучание заимствованных и вновь сгенерированных слов. Две сотни страниц чистой выдумки читается с напряженным вниманием, как остросюжетный детектив. Завершение чтения приносит ощущение понимания настоящего и видения будущего.

Вот, например, из рассказа старшего героя – корабельщика, о себе.

«Я не знаю своих родителей. Меня нашли в люльке в каюте корабля, родители были мертвы. Я думаю, их убил Сатар. Это было как раз в те годы, когда зарождалась ересь. Меня привезли на планету Птэрис и отдали в один из монастырей Нанарбека. Так поступали со всеми сиротами – их спасали монастыри.

Когда мне исполнилось шестнадцать лет, с Птэриса меня направили учиться на Эрию в сам Нанарбек. К тому времени я уже знал наизусть и Галактическую Лоцию, и книгу о Полночи в Мироздании. Дорога от Птэриса до Нанарбека оказалась впятеро длиннее, чем я рассчитывал. Ересь оплетала миры Галактики, и люди начинали бояться Кораблей. Никто уже не осмеливался летать на большие расстояния. За перевоз на ближайшую планету требовали огромную плату. Я видел, как смута зреет в людских сердцах, и от этого возрастало мое желание познать истину. Я сумел добраться до Нанарбека и, пройдя испытания, был принят простым послушником.

Я не заметил, как прошли годы. Радость познания заслоняла от меня мир. Страшные беды, надвигающиеся на Нанарбек: предательство трусов, бунт невежд, гибель мудрых, ненависть к кораблям, - почти не трогали меня. Я прошел все ступени Чужой Мудрости и вышел на рубеж откровения. Но мир уже сошел с орбиты.

Всюду уже пылал огонь, лилась кровь Обезумев, люди уничтожали и Корабли, и друг друга. Корабельщикам отрубали сначала руки, а потом головы. Дома их жгли, заперев внутри жен и детей. Верфи громили. Корабли разламывали на куски. Дальнобойные орудия обшаривали небеса, расстреливая любого, кто летел из космоса. Миллионы людей насмерть дрались друг с другом за право строить или разрушать Корабли. Полусумасшедшие проповедники горланили на каждом углу».

Это было написано в 1991 году в Свердловске совсем юным человеком. Отклики в прессе на этот сборник разнообразны до противоположности. Но мне понравилось, видимо потому, что взял книгу в руки, зная, чего хочу, и прочитанное от корки до корки превзошло все ожидания.

 

Земля Сортировочная Иванов А.

издательство: Азбука

Хотите узнать, с чего начинал Алексей Иванов, прославленный автор романов «Золото бунта», «Сердце Пармы», «Географ глобус пропил», «Общага-на-Крови»? Лирические, романтические, фантастические повести, включенные в этот сборник, стали первыми произведениями Иванова, представленными широкой аудитории. Виртуозный стилист, мастер увлекательного сюжета, наделенный прекрасным чувством юмора, он сразу завоевал уважение публики и коллег-литераторов. Включенные в этот сборник повести принесли Алексею Иванову премию «Старт», вручаемую за лучший литературный дебют в Екатеринбурге.

.

Земля-Сортировочная

2006 г. Автор: Алексей Иванов

Повести, собранные в этой книге, были созданы знаменитым ныне Алексеем Ивановым в конце 80-х - начале 90-х; да, прежде чем начать писать о золоте бунта, сердце Пармы, непутевых учителях географии и общагах-на-крови, уральский писатель интересовался пришельцами и звездолетами. Неудивительно - многие подростки в первой половине 80-х испытывали острый голод по «настоящей» фантастике и пытались восполнить его, самостоятельно упражняясь в этом жанре. Правда, Иванова (которому тогда еще не исполнилось 20) больше интересует не технический антураж и космический размах, а куда более тонкие материи. «Любовь алогична только внешне, в действительности же она очень тонко отрегулирована, неслучайно же к ней способны лишь сложноорганизованные натуры. Будь она хаосом, она бы их разрушила», - пишет он во вполне «стругацкой» по стилистике повести «Победитель Хвостика» (1990).

В заглавном произведении сборника он забирает еще круче: забытый богом уральский разъезд становится полем битвы космических сил. Причем силы эти воплощены в обычных, часто нетрезвых мужиках, которые выясняют отношения не с помощью бластеров и лазерного оружия, а по-старинке - стенка на стенку. Конечно, не вырвись Иванов за пределы узкожанрового фантастического гетто, эти его тексты так и остались бы погребены под десятками куда более успешных (и куда менее талантливых) поделок под Желязны и Азимова. Но сегодня они воспринимаются как рок-н-ролльные стандарты в исполнении молодых «Битлз» - на что, видимо, и рассчитывали издатели.

Михаил Визель TimeOut Москва 26 Июля 2006

 

Алексей Иванов «Корабли и галактика» М. АСТ (Звездный лабиринт). 2004.

В сборнике есть совершенно гениальнейшая повесть «Охота на «Большую Медведицу». Когда ее напечатали в «Уральском Следопыте», шуму наделала изрядно. Двадцать лет было Алексею Иванову, и повесть удалась. Остальные же три повести, вошедшие в сборник, не то чтоб слабенькие, а вообще - откровенная «проба пера».

«Земля-сортировочная» - пародия и ахинея

«Корабли и галактика» - напыщенная эпопея,

«Победитель Хвостика» - полудетская городская сказка.

Право же, я не знаю, как относится к этому сборнику: с одной стороны, по крайней мере, повесть «Охота на «Большую Медведицу» - великолепна. С другой же стороны, читаешь сборник, и не отпускает ощущение паноптикума: собрание никому сейчас ненужных произведений.

 

 

Hosted by uCoz