10.09.06
Лев МОСКОВКИН
Книга в
Москве
Информаторий,
или новая антропософия
Алексей
Иванов. Земля Сортировочная: Повести, роман. - СПб.: Издательский дом «Азбука-классика»,
2006. - 544 с.
Сборник
писателя Алексея Иванова, известного романами «Золото бунта», «Сердце Пармы», «Географ
глобус пропил», «Общага-на-Крови», включает четыре его ранних произведения
конца восьмидесятых - начала девяностых годов: «Земля Сортировочная», «Победитель
Хвостика», «Охота на «Большую Медведицу», «Корабли и галактика».
Писатель
как бы сварил компот из имеющих хождение новостей и сумел представить сей
кулинарный продукт в качестве отражения народного сознания. Блестящая
стилистика в описании ситуаций делает произведение самодостаточным, но автору
этого мало и он художественно выстраивает из будней захолустного разъезда
фантастику галактического масштаба.
Зеленым
человечкам из космоса с глазами на стебельках уже не обязательно проводить свои
звездные разборки собственноручно. Душу контрразведчика можно внедрить в
котенка. Специальная таблетка в пельменях может превратить посетителя
общественной столовой в инсургента, галактического повстанца или
андроида-диктатора. Таким образом, взвод бойцов умещается в небольшом пенале,
как из аптеки. Вселившаяся в корову инопланетная душа заставляет несчастное
животное сверлить лазерным лучом информаторий повстанцев, замаскированный по
водонапорную башню.
Повети
написаны в стилистике братьев Стругацких в явной форме шутливой пародии на их
произведения, вывернутой наизнанку.
Но вот что
интересно: в каждой шутке содержится не более чем доля шутки, какие новые бесы
опять вселились в наши души - неизвестно, но автор их работу хорошо отобразил.
Нестандартное
мышление писателя Иванова лихо выписывает самоорганизацию в российском
обществе. Впрочем, кто на почве нашей может вырасти стандартным, науке тоже
неизвестно.
Второе
произведение – «Победитель Хвостика» - из жизни ведьмы на биостанции, которая с
подручными чистит душу «победителя». Сколько ж там всего накопилось!
«Охота на «Большую
Медведицу» отправляет читателя в космическое путешествие по человеческой душе,
пока еще юной. Завершается путешествие в масштабно-литературном полотне «Корабли
и Галактика». Чтобы выписать это, нужен кроме всего прочего талант особого
рода, чувствующий звучание заимствованных и вновь сгенерированных слов. Две
сотни страниц чистой выдумки читается с напряженным вниманием, как
остросюжетный детектив. Завершение чтения приносит ощущение понимания
настоящего и видения будущего.
Вот,
например, из рассказа старшего героя – корабельщика, о себе.
«Я не знаю
своих родителей. Меня нашли в люльке в каюте корабля, родители были мертвы. Я
думаю, их убил Сатар. Это было как раз в те годы, когда зарождалась ересь. Меня
привезли на планету Птэрис и отдали в один из монастырей Нанарбека. Так
поступали со всеми сиротами – их спасали монастыри.
Когда мне
исполнилось шестнадцать лет, с Птэриса меня направили учиться на Эрию в сам
Нанарбек. К тому времени я уже знал наизусть и Галактическую Лоцию, и книгу о
Полночи в Мироздании. Дорога от Птэриса до Нанарбека оказалась впятеро длиннее,
чем я рассчитывал. Ересь оплетала миры Галактики, и люди начинали бояться
Кораблей. Никто уже не осмеливался летать на большие расстояния. За перевоз на
ближайшую планету требовали огромную плату. Я видел, как смута зреет в людских
сердцах, и от этого возрастало мое желание познать истину. Я сумел добраться до
Нанарбека и, пройдя испытания, был принят простым послушником.
Я не
заметил, как прошли годы. Радость познания заслоняла от меня мир. Страшные
беды, надвигающиеся на Нанарбек: предательство трусов, бунт невежд, гибель
мудрых, ненависть к кораблям, - почти не трогали меня. Я прошел все ступени
Чужой Мудрости и вышел на рубеж откровения. Но мир уже сошел с орбиты.
Всюду уже
пылал огонь, лилась кровь Обезумев, люди уничтожали и Корабли, и друг друга.
Корабельщикам отрубали сначала руки, а потом головы. Дома их жгли, заперев
внутри жен и детей. Верфи громили. Корабли разламывали на куски. Дальнобойные
орудия обшаривали небеса, расстреливая любого, кто летел из космоса. Миллионы
людей насмерть дрались друг с другом за право строить или разрушать Корабли. Полусумасшедшие
проповедники горланили на каждом углу».
Это было
написано в 1991 году в Свердловске совсем юным человеком. Отклики в прессе на
этот сборник разнообразны до противоположности. Но мне понравилось, видимо
потому, что взял книгу в руки, зная, чего хочу, и прочитанное от корки до корки
превзошло все ожидания.
Земля
Сортировочная Иванов А.
издательство:
Азбука
Хотите
узнать, с чего начинал Алексей Иванов, прославленный автор романов «Золото
бунта», «Сердце Пармы», «Географ глобус пропил», «Общага-на-Крови»? Лирические,
романтические, фантастические повести, включенные в этот сборник, стали первыми
произведениями Иванова, представленными широкой аудитории. Виртуозный стилист,
мастер увлекательного сюжета, наделенный прекрасным чувством юмора, он сразу
завоевал уважение публики и коллег-литераторов. Включенные в этот сборник
повести принесли Алексею Иванову премию «Старт», вручаемую за лучший
литературный дебют в Екатеринбурге.
.
Земля-Сортировочная
2006 г.
Автор: Алексей Иванов
Повести,
собранные в этой книге, были созданы знаменитым ныне Алексеем Ивановым в конце
80-х - начале 90-х; да, прежде чем начать писать о золоте бунта, сердце Пармы,
непутевых учителях географии и общагах-на-крови, уральский писатель
интересовался пришельцами и звездолетами. Неудивительно - многие подростки в
первой половине 80-х испытывали острый голод по «настоящей» фантастике и
пытались восполнить его, самостоятельно упражняясь в этом жанре. Правда,
Иванова (которому тогда еще не исполнилось 20) больше интересует не технический
антураж и космический размах, а куда более тонкие материи. «Любовь алогична
только внешне, в действительности же она очень тонко отрегулирована, неслучайно
же к ней способны лишь сложноорганизованные натуры. Будь она хаосом, она бы их
разрушила», - пишет он во вполне «стругацкой» по стилистике повести «Победитель
Хвостика» (1990).
В
заглавном произведении сборника он забирает еще круче: забытый богом уральский
разъезд становится полем битвы космических сил. Причем силы эти воплощены в
обычных, часто нетрезвых мужиках, которые выясняют отношения не с помощью
бластеров и лазерного оружия, а по-старинке - стенка на стенку. Конечно, не
вырвись Иванов за пределы узкожанрового фантастического гетто, эти его тексты
так и остались бы погребены под десятками куда более успешных (и куда менее
талантливых) поделок под Желязны и Азимова. Но сегодня они воспринимаются как
рок-н-ролльные стандарты в исполнении молодых «Битлз» - на что, видимо, и
рассчитывали издатели.
Михаил
Визель TimeOut Москва 26 Июля 2006
Алексей
Иванов «Корабли и галактика» М. АСТ (Звездный лабиринт). 2004.
В сборнике
есть совершенно гениальнейшая повесть «Охота на «Большую Медведицу». Когда ее
напечатали в «Уральском Следопыте», шуму наделала изрядно. Двадцать лет было
Алексею Иванову, и повесть удалась. Остальные же три повести, вошедшие в
сборник, не то чтоб слабенькие, а вообще - откровенная «проба пера».
«Земля-сортировочная»
- пародия и ахинея
«Корабли и
галактика» - напыщенная эпопея,
«Победитель
Хвостика» - полудетская городская сказка.
Право же,
я не знаю, как относится к этому сборнику: с одной стороны, по крайней мере,
повесть «Охота на «Большую Медведицу» - великолепна. С другой же стороны,
читаешь сборник, и не отпускает ощущение паноптикума: собрание никому сейчас
ненужных произведений.