15.09.09
Наталья ВАКУРОВА
СМИ в
оценке молодежной аудитории (на примере студентов ГУУ)
Современная
журналистика не только претерпела существенные структурные изменения за 15 лет
с момента принятия действующего закона о СМИ, но и инициировала собственными
изменениями реструктуризацию своей аудитории.
Если еще
три-пять лет тому назад социологические исследования фиксировали поляризацию
интересов аудитории основных медиаканалов, связанную с функциональным фактором
(аудитория разделялась по тому, что она ожидала от СМИ – информации или
развлечения), то сегодняшняя модель коммуникационного поведения строится на
определенном сочетании в пределах отдельно взятого сегмента аудитории
информационных и рекреативных предпочтений. Кроме того, существует определенный
алгоритм обращений к СМИ, характерный для каждой типологической группы
аудитории, включающий в себя как выбор канала СМИ, так и обращение к тем или
иным СМИ в течение различных временных отрезков, что связанно с возрастом
полом, образованием и другими социально-демографическими факторами. Иными
словами, человек, обращаясь к различным СМИ, чередуя обращения к печатной
прессе, электронным СМИ и Интернету, выстраивает в своем сознании некую
мозаичную картину происходящего, которая в принципе не может быть полной, но
соответствует критериям актуальности, релевантности и небанальности (новизны).
При этом используются как информационная, так и развлекательная составляющая
СМИ, которые, кстати, все чаще присутствуют в рамках одной и той же публикации
(заметки, текста, сюжета).
Данную
закономерность подтверждает проведенный нами ежегодный анкетный опрос студентов
первого курса Института менеджмента в социальной сфере Государственного
университета управления. Показано устойчивое изменение предпочтений молодежной
аудитории в направлении обнаруженной ранее тенденции.
Происходит
сокращение числа СМИ с целевой аудиторией при одновременном структурировании
системы СМИ в направлении сегментации, при которой усиливается типологическая
адресность.
К 2006
году студенты практически перестали читать газеты и сократили время просмотра
телепрограмм, причем юноши совсем не обнаруживают интереса к телевидению, а
девушки предпочитают каналы СТС, ТНТ, ДТВ.
В прошлом
популярные телеведущие, среди которых по ответам лидировал Леонид Парфенов,
исчезли из упоминаний. Студенты утратили интерес к контенту новостного формата,
однако выводы о причинах этого опрос сделать не позволяет – возможно, авторы
вещательной политики уловили изменения предпочтений аудитории или наоборот,
вызвали их.
Дефицит интереса
к новостям не мешает студентам транслировать оценку об отсутствии в
журналистике свободы слова, хотя такой ответ трудно совместить с предпочтением
развлекательного контента, вызывающего протест у пожилой аудитории, активной в
публичном выражении своей позиции.
Естественно,
в своих ответах студенты отразили свое отношение к Интернету, активно используя
сеть для поиска информации по специальности, для работы или учебы, также для
общения в чатах.
Отметим,
что опрос проводится уже пять лет и по числу анкетированных репрезентативен.
Однако следует иметь в виду, что студенты ГУУ составляют узкий, но самый важный
сегмент молодежной аудитории благодаря мотивированности и социальной
активности.
Полученные
данные подтверждают известное положение о том, что современная система СМИ
рассчитана на средний возраст. Однако студенты воспринимают поток публичной
информации иначе и без выраженных попыток влияния, по этой причине в обществе
возникает устойчивая негативная оценка контента, нацеленного на молодежную аудиторию.
Данные опроса подтверждают адекватность выбора программной политики молодежных
СМИ и позволяют сделать вывод об опасности оставить данный, в целом пассивный
сегмент электората, без возможных каналов влияния.
С другой
стороны, возникает проблема преподавания медиакультуры, связанная с отсутствием
общего интереса молодежи к контенту новостной политической информации.
Политикой студенты интересуются на уровне любых других сфер и только в том
случае, если она входит в выбранное для профессионального обучения и работы
направление. В то же время политика остается единственным сегментом публичного
информационного поля, где проходит дискуссия и демонстрируется модель
полноценной эволюции информации без доминирования единственного стереотипа –
генерация, эмиссия, сукцессия и рецессия.