15.09.09 Наталья ВАКУРОВА

СМИ в оценке молодежной аудитории (на примере студентов ГУУ)

Современная журналистика не только претерпела существенные структурные изменения за 15 лет с момента принятия действующего закона о СМИ, но и инициировала собственными изменениями реструктуризацию своей аудитории.

Если еще три-пять лет тому назад социологические исследования фиксировали поляризацию интересов аудитории основных медиаканалов, связанную с функциональным фактором (аудитория разделялась по тому, что она ожидала от СМИ – информации или развлечения), то сегодняшняя модель коммуникационного поведения строится на определенном сочетании в пределах отдельно взятого сегмента аудитории информационных и рекреативных предпочтений. Кроме того, существует определенный алгоритм обращений к СМИ, характерный для каждой типологической группы аудитории, включающий в себя как выбор канала СМИ, так и обращение к тем или иным СМИ в течение различных временных отрезков, что связанно с возрастом полом, образованием и другими социально-демографическими факторами. Иными словами, человек, обращаясь к различным СМИ, чередуя обращения к печатной прессе, электронным СМИ и Интернету, выстраивает в своем сознании некую мозаичную картину происходящего, которая в принципе не может быть полной, но соответствует критериям актуальности, релевантности и небанальности (новизны). При этом используются как информационная, так и развлекательная составляющая СМИ, которые, кстати, все чаще присутствуют в рамках одной и той же публикации (заметки, текста, сюжета).

Данную закономерность подтверждает проведенный нами ежегодный анкетный опрос студентов первого курса Института менеджмента в социальной сфере Государственного университета управления. Показано устойчивое изменение предпочтений молодежной аудитории в направлении обнаруженной ранее тенденции.

Происходит сокращение числа СМИ с целевой аудиторией при одновременном структурировании системы СМИ в направлении сегментации, при которой усиливается типологическая адресность.

К 2006 году студенты практически перестали читать газеты и сократили время просмотра телепрограмм, причем юноши совсем не обнаруживают интереса к телевидению, а девушки предпочитают каналы СТС, ТНТ, ДТВ.

В прошлом популярные телеведущие, среди которых по ответам лидировал Леонид Парфенов, исчезли из упоминаний. Студенты утратили интерес к контенту новостного формата, однако выводы о причинах этого опрос сделать не позволяет – возможно, авторы вещательной политики уловили изменения предпочтений аудитории или наоборот, вызвали их.

Дефицит интереса к новостям не мешает студентам транслировать оценку об отсутствии в журналистике свободы слова, хотя такой ответ трудно совместить с предпочтением развлекательного контента, вызывающего протест у пожилой аудитории, активной в публичном выражении своей позиции.

Естественно, в своих ответах студенты отразили свое отношение к Интернету, активно используя сеть для поиска информации по специальности, для работы или учебы, также для общения в чатах.

Отметим, что опрос проводится уже пять лет и по числу анкетированных репрезентативен. Однако следует иметь в виду, что студенты ГУУ составляют узкий, но самый важный сегмент молодежной аудитории благодаря мотивированности и социальной активности.

Полученные данные подтверждают известное положение о том, что современная система СМИ рассчитана на средний возраст. Однако студенты воспринимают поток публичной информации иначе и без выраженных попыток влияния, по этой причине в обществе возникает устойчивая негативная оценка контента, нацеленного на молодежную аудиторию. Данные опроса подтверждают адекватность выбора программной политики молодежных СМИ и позволяют сделать вывод об опасности оставить данный, в целом пассивный сегмент электората, без возможных каналов влияния.

С другой стороны, возникает проблема преподавания медиакультуры, связанная с отсутствием общего интереса молодежи к контенту новостной политической информации. Политикой студенты интересуются на уровне любых других сфер и только в том случае, если она входит в выбранное для профессионального обучения и работы направление. В то же время политика остается единственным сегментом публичного информационного поля, где проходит дискуссия и демонстрируется модель полноценной эволюции информации без доминирования единственного стереотипа – генерация, эмиссия, сукцессия и рецессия.

Hosted by uCoz