16-22.10.06 Лев МОСКОВКИН

Книга в Москве

Детективная природа террористического оргазма, или смертельное путешествие по эрогенным зонам планеты

Древнее явление испытало расцвет в первые годы нового века. Журналистская писанина о терроризме – его питательная среда, дровишки в его огонь. Потому что терроризм стал основой непристойных сношений власти с народом. Иначе народ не воспринимает. А власть не умела никогда.

В новейшей истории почему-то рубежом стал фактор 9/11, хотя гибель трех тысяч человек - ответ на ожидания общества подобно событиям в Хиросиме и Нагасаки в итоге единственного в истории применения ядерного оружия, причем против населения, а не армии.

Немецкий социолог Ульрих Бек, выступая в Госдуме в декабре 2001 года, оценил реакцию на теракты в Нью-Йорке как «взрыв болтливого молчания и ничего не говорящих действий». Бек выступил с докладом «Политическая динамика глобального общества риска. Террористическая угроза», в котором говорил о разрыве между действительностью и человеческим языком: мы живем и пользуемся понятиями зомби, которые умерли, но продолжают влиять на наш мышление. Состояние общества характеризуется турбулентностью, в нем существует государственный терроризм и к этому мы должны быть готовы в будущем. Природа терроризма заключается в интеллектуальной ненависти.

Уже был написан Вертер, даже забыто произведение Валентина Катаева с подобным названием. Однако еще не было погрома на Манежной и Норд-Оста, только трагические события осени 1999 года отошли в тень на фоне 11/9 под давлением американской чванливости. Чем-то подобным объяснял случившееся 11 сентября 2001 года растерянный до безумия зампред «Яблока» Сергей Иваненко, предчувствуя гибель своей парламентской роли.

И стал провидцем. Проблему государственного терроризма в древнеисторическом ракурсе решил политтехнолог Марат Гельман, у него это получилось побочным продуктом деятельности по убийству посредством Первого канала всего либерального электората на прошлых парламентских выборах.

Бескровный государственный политтерроризм сбил с экранов самолет с Хакамадой, Чубайсом, Немцовым, выкатил с Охотного ряда «Яблоко». В победную ночь в Центризбиркоме России креатор проекта объяснял журналисту, что нет никаких в том ни откровений, ни новизны.

Казалось, модель терроризма исчерпывающе представил итальянский писатель Леонардо Шаша. В одно и то же время в разных местах десятки киллеров с ножами набросились на случайных прохожих с одинаковым возгласом – это ты, негодяй.

Руководил операцией герцог.

Востребованность тревожного общества в обновлении, форс-мажоре и конкретно в терроризме столь высока, что писатели и вслед за ними кинорежиссеры создали чрезвычайно много. Включая этнические варианты. Например, «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». О роли спецслужб в прикладном терроризме тоже написано немало. «Чудовищный обман» француза Тьери Мейссана американцы терпеть не могут, рассылая по миру агитаторов в жанре обкома КПСС о высокой миссии и качественных результатах операции в Ираке. Однако «Богиня самоубийц» Александра Рысича еще интересней и точнее отражает роль интернационала спецслужб в конкурентной борьбе за поставку кризисов на международный рынок. Новости, которые журналисты с риском для жизни доносят до нас из разных частей света, всего лишь реминисценции из беллетристики.

И все же новую книгу о терроризме плодовитого писателя Уилбура Смита придется рассматривать как нечто особенное.

Свирепая справедливость. Пер. с англ. Д.Арсеньева. – М. АСТ: АСТ Москва: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. – 413 с. (Wilbur Smith. Wild Justice. The International Bestseller). Прежде всего, это блестящий детектив, не отпускающий внимание читателя до последней строки, и одна страница тщательно расписанных событий может вмещать по нескольку крутых поворотов сюжета. Художественность истинного автора верифицируется физиологическими деталями, на сцене захвата авиалайнера от страниц буквально исходит мускусный запах женщины, живущей остротой событий, для которой секс – не цель, но временное необходимое средство за идеалы на основе открытия Сартра, Бакунина и Моста глубокой правды жизни – акта разрушения.

В центре повествования стоит вдохновитель и организатор всех террористических побед, обозначенный виртуальным именем «Калиф», и его ловит генерал американских спецслужб Питер Страйд. Для усиления виртуальности частью Калифа автор повествования «назначил» брата-близнеца Стивена Страйда, этакого олигарха западного разлива. Старший на три часа брат просвещает генерала в связи терроризма и экономики.

У каждого персонажа свое кредо. «Революционер – человек обреченный…» - мог прочесть наизусть бакунинский «Катехизис революционера» выдающийся ирландский террорист Джилли О’Шоннеси, похититель по воле Калифа дочери генерала Страйда с требованием убить главу «Атласа», друга президента США Кингстона Паркера.

«Атлас» располагал тремя одинаковыми группами. «Тор» должен использоваться только в Европе и Африке. «Меркурий» базировался на американской военно-морской базе в Индонезии и покрывал Азию и Австралию, а «Диана» находилась в самом Вашингтоне и была готова к контрмерам в любом районе американских континентов.

По сюжету, Паркер был очень близким другом президента, они учились в одном классе в Аннаполисе (Военно-морская академия США), закончили курс в числе двадцати лучших. В отличие от президента, Паркер сразу пошел на правительственную службу. Он был прекрасным актером, талантливым музыкантом, автором четырех научных работ по философии и политологии и известным шахматистом. Человек необыкновенного обаяния и огромного интеллекта. И в то же время это был таинственный человек, он старательно избегал пристального внимания СМИ, скрывал свое честолюбие - а он был честолюбив: и даже пост президента Соединенных Штатов для такого человека не недостижимая мечта. Питер лично встречался с ним несколько раз. Он провел неделю в нью-йоркском доме Паркера и его уважение к этому человеку стало безграничным.

Подобные описания встреч с вереницей высокопоставленных сильных личностей у Питера Страйда в поисках Калифа прошло много. На страницах захватывающего романа они перемежаются покушением на генерала, организованного Калифом. Затем ужасающей по напряжению операции освобождения похищенной дочери, в которой похититель-ирландец гибнет. А спустя сотню страниц оказывается, что осуществить очередной героический поступок Страйду было позволено самим же Калифом.

Будучи уверенным, что Калиф – его возлюбленная баронесса Магда Альтман, агент израильского Моссада.

Эта история имеет душераздирающую развязку. В нечеловеческом позыве убить партнера мужское и женское начало сцепились в виде двух по высшему классу натренированных агентов, американского и советского. Причем девочка-сирота из Польши, выпускница школы под Одессой почти победила American supermen. Обоих суперагентов одинаково победила любовь в последний предсмертный миг. Автор удачно выбрал антураж, создав эффект присутствия на яхте баронессы.

Так походя талантливый детективщик вскрыл одну из доминирующих первопричин террористического начала в мире людей, скорее находящих упокоение в могиле, чем в постели.

Любовь сохранила генералу жизнь, но не преодолела сомнений, что Калиф – не она. Хотя и в наводку на нее от Паркера он уже не верил.

Кто он, этот Бен Ладен современного мира? В жизни все скучнее, реальный человек под означенным именем мог существовать и даже иметь отношение, или просто на него показали, как на Магду Альтман, хотя хорошо известно, что такое саудиты и в каких они отношениях находятся с руководством США. Общую картину современного мирового терроризма представил на конференции в Думе Анатолий Куликов. Представил почти честно, в отличие от американцев, которые по определению считают себя самыми правильными во всем.

Черт с ней, скучной и вредной правдой жизни, слюнями и соплями, бытом и отвращением к терроризму ненавистных пассажиров набитого метро, издевающихся водителей троллейбусов, скотству инспекторов на дорогах, мордобою в ментурах, козням коллег и идиотизму так называемых семейных отношений. Уткнемся в детектив. Кто же Калиф? Даю сто против одного, что не слишком внимательный читатель рискует его истинное имя просто не заметить, хотя на страницах романа он активно действует и это имя встречается 304 раза.

А я не скажу, только добавлю неизбежную ложку дегтя. Издавать такую шикарную по уровню повествования и качеству перевода книгу с опечатками наверное все же неправильно, хотя это веяние времени, когда каждый занимается не своим делом. Корректорам некогда, они сами стали авторами, а террористы – едва ли не благодетелями человечества. Они лечат ужасную вечную болезнь с помощью излечимого острого недомогания, как прежде сифилис лечили малярией.

Много раз по ходу чтения я лихорадочно разглядывал последние фразы романа, но кто Калиф, так и не понял, пока не прочел весь текст буква за буквой, хотя ответ очевиден и автор его не скрывал.

Многие ушли на тот свет не по своей воле… «Я принимаю на себя ответственность» - сказал под капельницей реанимированный после убийства Калифа генерал Питер Страйд, соглашаясь возглавить «Атлас».

Магда прошептала: «Калиф умер. Да здравствует Калиф». Питер Страйд поднял голову и посмотрел на нее. Ответил он таким холодным голосом, словно слова замерзали у него на устах. «Никогда не называй меня так, никогда», - сказал он. Магда сделала легкий покорный жест, наклонилась и поцеловала его в губы».

По сравнению с оголенным «гостерроризмом» Леонардо Шаша новый вариант Уилбура Смита воспринимается более чем современным римейком трагедии Шекспира против средневековой постановки с отравлением короля его братом.

А что же наш Калиф? Он – последний привет западной глобализации. Больше не скажу, как ни пытайте. И вообще – читайте книжки, источник терроризма.

Hosted by uCoz