29.07.07 Наталья ВАКУРОВА

Книга в Москве

История о том, как грек превозносил римский порядок

Новая книга элитарной серии «Литературные памятники» собрала под одной обложкой «Священные речи» древнегреческого оратора Элия Аристида и его наиболее известное произведение «Похвала Риму» в переводе С.И.Межерицкой (М.: Ладомир: Наука, 2006. – 280 с., тир. 2 тыс.). Издание снабжено подробной биографической справкой переводчика, иллюстрациями, картами и схемами, также указателем собственных имен и названий, библиографией.

Однако новое издание представляет собой более чем интерес чисто академический.

Элий Аристид прожил 63 года со 117 по 180 год нашей эры, он вошел в историю как выдающийся риторик и оратор, крупнейший представитель Второй софистики (по аналогии с эпохой зарождения и расцвета красноречия в Греции шестью веками ранее) и аттикист (возврат к аттикизму – языку классических греческих писателей). Под именем Аристида до наших дней дошло более полусотни сочинений. Наиболее известное его произведение – «Похвала Риму» - единственное вошедшее в вузовскую программу по античной литературе, являет собою ныне забытый жанр панегирика и характеризует так называемый «золотой век» Антонинов в римской истории.

В отличие от многих других ораторов-софистов, которые импровизировали при выступлениях, Аристид считал, что хорошая речь должна быть тщательно подготовлена. Известен случай, когда римский император Марк Аврелий посетил Грецию и пожелал послушать Аристида. Тот не изменил своим принципам и попросил отложить выступление на сутки. Более того, условием его выступления перед императором было присутствие всех его учеников.

Выступление состоялось и было блестящим.

Большинство мыслей, высказанных Аристидом, не являются откровением, но созвучны и нынешним любителям поразмышлять о проблемах государственности и власти. Например, Аристид неоднократно говорил о том, что власть в Греции опасается слабых подданных, так как их могут завоевать, но также боится и сильных подданных, потому что они могут предать и захватить эту власть.

Выступая с панегириком иностранному государству, Аристид отметил, что там решена проблема указанного баланса. приходится заметить, что манера превозносить чужую государственность ее является чисто русским изобретением.

Помимо «Похвалы Риму», в издание вошли «Священные речи» в количестве шести штук. Можно назвать их попыткой жанра религиозной автобиографии, потому что в них описываются отношения с богами. Появление этих речей объясняется тем, что Аристид сильно заболел и подробно описывал свое состояние, в том числе сновидения, которым он придавал вещее значение. Попытка привести в систему сны, то есть учитывать не только их содержание, но и последовательность и структуру, демонстрирует общую тенденцию античной философской мысли, направленную, как теперь бы сказали, на уменьшение энтропии. Таким образом, желание упорядочить структуру хаоса всегда было свойственно человеку и гражданину. Хотя и странно, что на это претендовали люди верующие. Со стороны атеиста-естественника непонятно то, что почему-то «божий порядок» не устраивал самих верующих.

Современному читателю будет интересно познакомиться с образцом античной философской мысли и риторики, и, хотя осилить эту небольшую книгу может только весьма искушенный читатель, думается, что издание его найдет и не останется незамеченным на фоне нынешнего книгоиздательского бума.

Hosted by uCoz