29.07.07
Наталья ВАКУРОВА
Книга в
Москве
История о
том, как грек превозносил римский порядок
Новая книга элитарной серии «Литературные памятники» собрала под одной
обложкой «Священные речи» древнегреческого оратора Элия
Аристида и его наиболее известное произведение «Похвала
Риму» в переводе С.И.Межерицкой (М.: Ладомир: Наука, 2006. –
280 с., тир. 2 тыс.). Издание снабжено подробной биографической справкой
переводчика, иллюстрациями, картами и схемами, также указателем собственных
имен и названий, библиографией.
Однако новое
издание представляет собой более чем интерес чисто
академический.
Элий Аристид прожил 63 года со
117 по 180 год нашей эры, он вошел в историю как выдающийся риторик и оратор, крупнейший
представитель Второй софистики (по аналогии с эпохой
зарождения и расцвета красноречия в Греции шестью веками ранее) и аттикист (возврат к аттикизму –
языку классических греческих писателей). Под именем Аристида
до наших дней дошло более полусотни сочинений. Наиболее известное его произведение
– «Похвала Риму» - единственное вошедшее в вузовскую программу по античной
литературе, являет собою ныне забытый жанр панегирика и характеризует так
называемый «золотой век» Антонинов в римской истории.
В отличие
от многих других ораторов-софистов, которые импровизировали при выступлениях, Аристид считал, что хорошая речь должна быть тщательно
подготовлена. Известен случай, когда римский император Марк Аврелий
посетил Грецию и пожелал послушать Аристида. Тот не
изменил своим принципам и попросил отложить выступление на сутки. Более того, условием
его выступления перед императором было присутствие всех его учеников.
Выступление
состоялось и было блестящим.
Большинство
мыслей, высказанных Аристидом, не являются
откровением, но созвучны и нынешним любителям поразмышлять
о проблемах государственности и власти. Например, Аристид
неоднократно говорил о том, что власть в Греции опасается слабых подданных, так
как их могут завоевать, но также боится и сильных подданных, потому что они
могут предать и захватить эту власть.
Выступая с
панегириком иностранному государству, Аристид
отметил, что там решена проблема указанного баланса. приходится заметить, что манера превозносить чужую государственность
ее является чисто русским изобретением.
Помимо «Похвалы
Риму», в издание вошли «Священные речи» в количестве шести штук. Можно назвать
их попыткой жанра религиозной автобиографии, потому что в них описываются
отношения с богами. Появление этих речей объясняется тем, что Аристид сильно заболел и подробно описывал свое состояние,
в том числе сновидения, которым он придавал вещее значение. Попытка привести в
систему сны, то есть учитывать не только их содержание, но и последовательность
и структуру, демонстрирует общую тенденцию античной философской мысли,
направленную, как теперь бы сказали, на уменьшение энтропии. Таким образом,
желание упорядочить структуру хаоса всегда было свойственно человеку и
гражданину. Хотя и странно, что на это претендовали люди верующие. Со стороны
атеиста-естественника непонятно то, что почему-то «божий порядок» не устраивал
самих верующих.
Современному
читателю будет интересно познакомиться с образцом античной философской мысли и
риторики, и, хотя осилить эту небольшую книгу может только весьма искушенный
читатель, думается, что издание его найдет и не останется незамеченным на фоне
нынешнего книгоиздательского бума.