30.07.07
Наталья ВАКУРОВА
Книга в
Москве
Одри Хепберн - забавная
мордашка или крутобедрая монахиня?
Новая книга
издательства «Эксмо» «Одри Хепберн» биографа кинознаменитостей
Дональда Спото (М.: Эксмо,
2007 - 448 с., тир. 5 тыс.) представляет собой биографию известной и любимой
актрисы, выписанную очень подробно с использованием множества документов и
свидетельств.
Однако при
чтении у обычного читателя, не являющегося фанатом
Голливуда и конкретной легендарной актрисы, возникает впечатление, что автор
перебрал по части восхваления своей героини, которой, как известно, были
свойственны не только очевидные достоинства. Тем более,
что ее судьба настолько необычна и ее последействие на моду столь велико, а
написано о ней так много, что сама она не нуждается в завышенных оценках на
фоне принижения окружения актрисы.
Kathleen Ruston,
будущая Audrey Hepburn (1929—1993)
родилась в Бельгии, в местечке Иксель под Брюсселем. Ее
отец, второй муж матери будущей актрисы – голландской баронессы, ушел из семьи.
Девочка переживала это как тяжелую психологическую травму и впоследствии даже
отказалась от фамилии отца, взяв в свою сценическую жизнь фамилию бабушки. Начинала
она танцовщицей мюзикла в Англии.
Во время Второй мировой войны семья будущей актрисы перенесла голод
и лишения. После этого, когда вновь появилась возможность нормально питаться,
девочка сильно поправилась и при росте 1 метр 69 сантиметров набрала вес 68 килограмм.
Лишь желание попасть в танцевальную школу заставило будущую
актрису похудеть и с тех пор ее фигура стала предметом зависти и
образцом для подражания: вес 55 кг, талия 50 см, буквально наполненные
сексуальностью бедра. Всю свою жизнь актриса очень много
курила и очень любила шоколад, который ела постоянно.
Режиссеры просили
актрису для съемок увеличить грудь, чтобы выглядеть на экране более сексуальной
и в верхней части своей фигуры, но она категорически отказывалась. Одри Хепберн вообще считала, что
она должна быть такой, какой она есть.
Российскому
кинозрителю Одри Хепберн
известна в основном по трем картинам – «Римские каникулы», «Забавная мордашка»
и голливудская версия «Войны и мира», где она сыграла Наташу Ростову. Этот фильм
получился слабый, но при всем типично голливудском расхождении персонажей с
авторским замыслом роль Одри запомнилась. В ней
привлекало то же, что было характерно для героини романа Толстого –
непосредственность, сценическое выражение искренности в проявлении чувств.
Для себя
же актриса считала самой важной роль в фильме «История монахини», которая во
многом повлияла на ее дальнейшую судьбу. Она занялась благотворительностью,
много работала по линии ЮНИСЕФ. Об этой стороне жизни
Хепберн свидетельствуют приведенные в книге
многочисленные фотографии, местами совершенно ужасные. Однако для нее это были
не показные рекламные поездки. Как она сама всегда говорила журналистам, она
делает это по велению души.
О своих фильмах
она журналистам не говорила, об этом она вообще публично говорила немного,
утверждая, что актрисой стала случайно и по жизни предпочитала семью, а не актерскую
карьеру. Утверждала, что была счастлива дома, с детьми, в саду, где с любовью
выращивала цветы. В конце жизни у нее был обнаружен рак кишечника
и она довольно скоро умерла в небольшом швейцарском городке неподалеку от
Лозанны в окружении двух своих бывших мужей, последнего неофициального мужа и
двух сыновей.
Книга не
во всем ровная и местами затянутая. Хотя судьба живой Одри в значительной степени исключительна, трудно
согласиться с некоторыми утверждениями автора об этом, что приводит к сомнениям
насчет искренности как биографа, так и его героини. Хватая первую сотню
страниц взахлеб, к середине книги теряешь живую остроту
интереса. Тем не менее, даже фактографической стороной повествование навевает
мысль о предназначении человека и превратностях судьбы. Как известно, это
никогда не оставляет читателя равнодушным.
Говоря о
достоинствах или недостатках книги, следует отнести сказанное на счет автора. Русскоязычное
издание осуществлено удивительно быстро даже по нынешним меркам и является
несомненной удачей издательства.