12.08.07 Лев МОСКОВКИН

Книга в Москве

Люди на корабле «Земля», готовые затонуть вслед за «Бисмарком»

Ужасающие подробности первых лет Второй моровой войны стали предметом многих художественных произведений того жанра, который максимально приближен к исследованию сознания человека в части его отношения к войне. Одно из них создал Вилль Бертхольд. Гибель линкора «Бисмарк». Немецкий флагман против британских ВМС. 1940-1941 / Пер. к англ. Л.А.Игоревского. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. – 239 с. – Тир. 5 тыс. (За линией фронта. Военная история).

Гибель крупнейшего в мире линкора «Бисмарк» – водоизмещение более пятидесяти тысяч тонн, длина по ватерлинии 241,5 метров, экипаж 2065 человек – известна до таких деталей, что у читателя невольно возникают сомнения в верификации множественных реконструкций.

Автор написал на их основе скорее художественное произведение, захватывающее воображение читателя своей документальностью. Ужас описанных в деталях событий превосходит удачные попытки эпопеи под лейблом «Титаник». Как-то даже забывается, что скотобойня на разрушенной палубе стального монстра из фрагментов сотен человеческих тел – изрубленные в фарш убийцы, воспринимавшие свой долг перед своей фашистской милитаризованной родиной как задачу сделать строго то же из обозначенного перед ними врага. Один из них, уже зная о неминуемой гибели, получил железный крест в награду за потопление вражеского крейсера «Худ», где происходило все то же самое. Оба корабля были идеологической гордостью своих стран, составной частью их национальной идеи на тот момент.

Повествование, нафаршированное пушечным мясом, грамотно перемежается разнообразными любовными историями, романтическими и жизненно-грубыми, с участием того, чем был этот фарш в человеческой жизни, и философскими размышлениями о сути войны на основе сопоставления всего описанного.

В квинтэссенцию фабулы автор последовательно и настойчиво продвигает неотвратимость гибели – как на британском корабле «Худ», потопленном «Бисмарком», так затем и на самом германском «Бисмарке». И лишь потом оказалось, что разгромленный линкор затопила команда – его броня выдержала.

Перед этим военврач Тиле ввел оставшимся в его попечении раненым морфий, затем себе, не стерилизуя иглу и в таком количестве, что хватило бы на небольшой город. Перед этим он отправил в холодную воду механика, старшину Хаузера – тому оторвало ноги. «Перевязать тебя я не имею возможности. Понимаешь? – Да. – Холодная вода может остановить кровотечение. Это шанс. Тебе нужно мобилизовать всю волю». Произошло невероятное: волны прибили калеку к неприятельскому крейсеру «Дорсетшир», британские моряки его заметили и у Хаузера хватило сил ухватится за конец каната, его подняли на борт и сделали операцию. Он выжил.

Перед запрограммированной смертью, согласно реконструкции автора, в голове военврача Тиле промелькнули воспоминания о первой лекции в медицинском колледже – на подиуме стоял старый профессор с сияющим взором и пышущими здоровьем щеками: «Вы выбрали самую прекрасную специальность. Вы подрядились на службу человечеству. Приветствую вас как союзников в борьбе против болезней, страданий и смерти. Нет более благородного занятия, даже если оно порой бывает очень трудным, ему часто сопутствуют неудачи и разочарования. Всегда помните об этом».

…27 мая 1941 мая агентство Рейтер передало информацию о затоплении германского флагмана «Бисмарк». До нападения на СССР оставалось меньше месяца. Спустя 66 лет ощущение войны витает в воздухе. Ощущение таково, что все мы на одном «Бисмарке», готовящемся к затоплению – броня выдержит, но люди уже сломались.

Человек, давший свое имя кораблю – Бисмарк (Otto von Bismarck, 1815-1898) – рейхсканцлер Германской империи, почитается у себя на родине как основатель великой державы. Однажды на вопрос – чем кормить немцев, чтобы не допустить голода – Бисмарк якобы ответил: селедкой – вкусным, здоровым и экономичным продуктом. Факт в том, что Бисмарк – не только и не столько человек и пароход, но прежде всего патентованное название маринованной селедки.

Hosted by uCoz