30.08.07 Лев МОСКОВКИН

Книга в Москве

План по трупам в турбизнесе

Центрполиграф набрел в своей издательской политике на чистую золотую жилу. Таковой оказалась серия производственного детектива. И уже критики пишут о нем как о самостоятельном жанре, вызванным к жизни развитием событий в России. Журналисту трудно понять, насколько подобная литература может послужить учебником по ведению бизнеса в соответствующей сфере деловых отношений или лекарством для утешения неудачников, коим пришлось квартирой в Москве расплатиться по несовершенным долгам. Другой нередкий вариант по понятным причинам неизлечим, если персонаж оказался в могиле до завершения нашего романа – жизненного или бумажного.

Прелесть производственного детектива в том, что в нем нет ничего выдуманного, бумажный текст нафарширован ситуациями из жизни. Такова и новая книга Александра Малюгина «Аферисты. Big-лажа-Tour, или Как развести клиента на бабло» (роман. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. – 256 с., тир. 10 тыс. экз. – Серия: ПрофРом). От одного ее чтения получаешь столько адреналина, что несколько притухает острота желания броситься в авантюру самому.

Если вы еще не читали, представьте талант изложения реалий постсоветского турбизнеса в сочетании мультипликативного жанра «Рукописи, найденной в Сарагосе» Яна Потоцкого с обилием инсертированных в текст леденящих кровь сюжетов, и анатомией любви в «Платформе» Мишеля Уильбека. Любви не цветной и не к партии, а между мужчинами и женщинами, нанизанной на витамин экзотической ситуации.

Получается известный компот из секса, туризма, Таиланда и терроризма, потому что раскрученный циничный француз со своим искусственным как качественная кукла из секс-шопа талантом, в котором никто не сомневается по причине его тщательной упакованности – всего лишь тень бледная по сравнению тем, что может написать российский автор, не притягивая к повествованию то, о чем его зарубежный коллега представления иметь не может.

Таковы «Аферисты», Малюгин нарисовал этакий handbook для начинающего авантюриста. Важное предупреждение: не засвечиваться с офисом, иметь в нем запасный выход и не превышать «план по трупам» на каждом своем жизненном сюжете, режиссером которого ты так стремился стать.

В центре повествования все-таки именно турбизнес, но в нем чего только нет. Фигурируют монашки-проститутки, неумолимые курды, целлюлитная звезда шоу-бизнеса, колдун и депутат, даже тень Гитлера в известном сюжете «Золото Рейна» и почему-то в связи с научным освоением Антарктиды.

Сюжеты настолько улетные, что явно не из пальца высосаны. Такое в таком количестве сам не придумаешь. Например, съемки в Израиле фильма про варваров-земледельцев. На празднике первой борозды вождь племени прилюдно-ритуально оплодотворяет красавицу, чтоб земля лучше рожала, и мужчины племени, вместо того, чтоб пахать, сражаются за право взять оплодотворенку в жены. Далее появляются пришельцы на тарелке и смешивают варварам карты.

Или история певицы, выведенной в звезды папой-авторитетом. В городе спалили «от короткого замыкания» драмтеатр, труппа разбежалась и папа отстроил новый театр, чтоб дочка сыграла Катарину в «Укрощении строптивой» Шекспира. Следующим готовился «Отелло», где папа намеревался собственноручно задушить дочь на сцене. Поскольку маму он сгубил физически и без зрителей, недоукрощенная дочка сбежала с художником того же театра, улизнув из аэропорта от папиных амбалов. Улетевший без них самолет разбился.

Купить билеты и неожиданно для себя поехать в другую сторону – это такой туристический метод в бизнесе, где первая, вторая, третья и т.д. задача состоит в сборе денег, после чего иногда возникают мысли: надо ли оказывать за эти деньги заявленную услугу? Например, отправлять паломников в Святую землю. Вопрос снимается с исчезновением денег и последующим убийством компаньона.

Перед этим возникают философские споры о мазохистской сути христианства, что имеет самостоятельный интерес вследствие очевидной грамотности автора. А после того – лекция про этносы в Политехническом: «Границы расселения этнических групп, как и пределы распространения видов растений и животных, определяются внешними по отношению к ним силами: почвами, климатами-ландшафтами. Сопротивлением соседей, сжитостью с родной местностью, невозможностью или нежеланием приспособляться к чужой. В то же время уже животные метят и охраняют места своего обитания. Не встречая особого сопротивления туземцев, движимый внутренними причинами этнос может разлиться по обширным пространствам, если пейзажные преграды отсутствуют... (аплодисменты зала). Но, например, борьба с выход к Балтийскому и Черному морям, где этому препятствовали сильные конкуренты, потребовала от России постоянных усилий в течение нескольких столетий. Но только обладающие слишком большой по сравнению с возможностями нативной территорией островные или не имеющие шансов на продвижение по материку популяции преодолевают водные преграды, распространяя себя на другие континенты. Предприятия, порожденные конфликтами между внутренней энергией племени, неудовлетворенностью нативного пространства и барьерами в виде стильных соседей и стихий...».

Главный герой не дослушал странную лекцию, в тексте промелькнули два новых персонажа, чтобы его арестовать, для чего собственно лектор и привлек его в музей.

Определение «нативный» – термин в биологии: естественный, исходный, ненарушенный.

Можно только догадываться о мотивации автора, использующего такие инсерции в органично выстроенном тексте. Смысл понятен: описан механизм человеческой агрессивности, коль скоро унаследованная от животных экологическая агрессивность преадаптировала агрессивность социальную в основе цивилизационной эволюции человека. Иначе просто непонятно, почему вновь и вновь находятся люди с жаждой собственного дела в стране, совершенно для того не предназначенной. И не обманывайтесь, другого места для честного бизнеса по учебникам на глобусе нет, как нет и другого глобуса. Тут дело в природе нативной жизни. Впрочем, это плеоназм – языковая избыточность: слова натив и натура одного корня.

На фоне обилия высокоученой политологической макулатуры роман «Аферисты» может рассматриваться как лучик истины в этом темном царстве. По моему опыту рецензента, ошарашенный автор потом напишет, что столь глубоко не загадывал.

Отвечаю всем скопом: такова планида Автора нативного (это он приклеил это слово), это один из законов эволюции. Наблюдательный борзописец нашел некий смысл и выплеснул его на страницы, а тот живет сам по себе в человеческих умах и у своего «родителя» (творца) разрешения на то не спрашивает.

На том можно и завершить, но одна назойливая мысль продолжает зудеть. В мой процесс увлекательного чтения «Аферистов» в конце августа прорвалось сообщение председателя думского комитета по экономполитике, предпринимательству и туризму Евгения Федорова о прецеденте выплат компенсации пострадавшим от бессовестного туроператора горе-туристов. «Закон заработал» – отчитался настоящий депутат, персонаж романа такой ерундой не заморачивается. А мы-то думали, что речь идет о законе по сбору оброка с турбизнеса, ну скажем, типа ОСАГО. Потому что законодательство – это тоже такой «Big-лажа-Tour».

Впрочем, живая жизнь состоит из таких немыслимых прецедентов, когда тебя кидает сама девственная невинность, голубоглазенькая и рыженькая, а прожженная дрянь с прошлым проститутки и сутенерским настоящим зачем-то выполняет и перевыполняет обещанное, опровергая самые смелые предположения и немыслимо точные расчеты. Что и доказал Автор увлекательного романа, напоминающего романтический французский фильм «Искатели приключений», чем жива Россия. Редакторская приписка в названии «как развести клиента на бабло» кажется натяжкой. Грубо говоря, бабло несут сами, как в МММ, все смешалось и кто больше аферист – турист или туроператор – они сами запутались, обмениваясь идеями, связями, местами, женщинами, деньгами.

Hosted by uCoz