04.10.07 Лев МОСКОВКИН

Охотный ряд

Все путем, но не одним и возможны варианты

Думские медведи не могут скрыть радости, которую им доставил президент наш Путин, согласившись отдать свой бренд на пользование одной партии. Партийные позиции на местах лихорадочно перекраиваются обратно в попытке как-то компенсировать то, что наворотили после появления второй партии власти.

Почему-то все уверены, что по новому раскладу в Думе будут две фракции – из партии власти и коммунистов, остальным можно не париться.

Руководитель фракции эсеров в Думе Александр Бабаков продолжает говорить правильные слова – мы вторая по численности партия в стране и будем второй фракцией в Думе. Физиономия у него при этом, как на похоронах близкого человека.

Олег Морозов уверен: эсеры убиты, межпартийное броуновское движение закончилось. Они сами виноваты, встав в оппозицию партии, с которой попытались делить политического лидера – Путина. А тот уже шесть лет как опирается на «самую популярную партию».

Одного Путина на всех не хватит. А те, кто жить не может без власти, липнет к критической ее массе. В начале октября сообщающиеся сосуды надулись в одних руках, но до выборов в Думу 2 декабря наш мудрец-президец, прочитав перелицованные после его очередного явления народу прогнозы, может еще десяток раз сделать наоборот.

Он уже строит сетевое правительство из госкорпораций. Проекты по их созданию щедро сыплются в Думу и быстро вываливаются оттуда в виде законов – Олимстрой, Росатом, Ростехнологии и Нанотехнологии, ЖКХ и дороги и т.д. – не охваченным кажется остается только производство унитазов в стране, канализацию оприходовали. Еще быстрее какого-нибудь верного путинца заранее назначают главой будущей госкорпорации. Сто процентов акций каждой госкорпорации в госвладении, но они хитро вложены друг в друга, как в прошлом Фемако в Центробанк. Концов не найдешь и друг с другом они не договорятся без помощи все того же Путина, кто бы ни был после него на его месте.

Из правительства выкорчевываются министры-олигархи, власть утекает из Белого дома госкорпорациям и так впервые в мире Россия создает систему, где власть денег отделена от власти над деньгами. «Мишка-два-процента» уходит в Красную книгу политической энтомологии, угроза нависла над остальными министрами-капиталистами.

Параллельно идет работа с обитателями парламента – политика на стыке физиологии с генетической инженерией. У «Единой России» в списках кандидатов 192 действующих депутатов, у «Справедливой России» – всего 11, но трудоустройство тяжеловесов облегчает задачу ее ликвидации. Четыре года назад, сохранив на публичном поле нескольких крупных яблочников включая отца-основателя Владимира Лукина, у надоевшей партии отняли способность сопротивляться политическому убийству. Лоббистские поручения, выполнявшиеся СПС, унаследовали единороссы. Денежная вода парламентскую дырочку всегда найдет, соответственно сохраняются силовые позиции в Думе, например, табачных транснациональных корпораций.

Итак, на данном этапе одна кремлевская башня положила другую поменьше на лопатки. Та зарядила Станислава Белковского хоть бы плюнуть вслед. Возник «слух», что Владислава Суркова бросят на Кавказ взамен Дмитрия Козака. Единороссам некогда оглядываться, они даже перенесли на день – на пятницу 5 октября – внесение списков в Центризбирком. Хоть Морозов и предупредил про окончание броуновского межпартийного движения, да и Слиска напомнила – все съезды прошли, у партии власти есть большой опыт правки законов после третьего чтения. Почему бы и списки не подправить?

В списках 83 региональных группы, федеральная «тройка» – один Путин.

 

Сообщения

 

ГД не вмешивается во внутренние дела СП

Вопрос о досрочном прекращении полномочий аудитора Счетной палаты Сергея Абрамова отложен.

Глава подкомитета по взаимодействию со Счетной палатой думского комитета по бюджету Николай Гончар снял с рассмотрения на сегодняшнем заседании подкомитета указанный вопрос в связи неявкой Сергея Абрамова.

Напомним, что рассмотрение вопрос о досрочном прекращении полномочий аудитора Счетной палаты Сергея Абрамова инициирован Коллегией Счетной палаты, которая направила соответствующее представление в Госдуму.

 

Помогая населению, бюджет субсидирует монополии

Затратный метод неприменим в экономике, считает зампред думского комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Елена Панина («Единая Россия»).

В своем итоговом выступлении на парламентских слушаниях «Основные направления совершенствования законодательного регулирования ценовой и тарифной политики в РФ» Елена Панина подчеркнула, что затратный метод и в советской экономике привел к росту затрат, производительность труда у нас в 2-3 раза ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой. По словам Паниной, в постсоветское время монополии формируют непрофильные активы и получают сверхдоходы, добиваясь повышения тарифов, перекладывая к тому же расходы на бюджет, потому что государство субсидирует население, фактически поддерживая сверхдоходы монополий.

Подводя итоги парламентским слушаниям, Панина объявила о формировании экспертного совета для разработки проектов законов, которые, как она считает, должны быть прямого действия. по ее мнению, очень нужен закон о торговле, который сейчас разрабатывается, на слушаниях говорили о необходимости бирж, о регулировании оптового звена, чтобы уйти от перекупщиков.

В своем выступлении Елена Панина отметила субсидирование одних слоев населения за счет других, одних отраслей экономики за счет других, сказала о необходимости энергосбережения и подчеркнула, что цены и тарифы не увязаны с качеством услуг. По ее словам, у нас нет целостного подхода в политике воздействия государства на цены и тарифы.

Елена Панина в комментарии нашему корреспонденту высказала несогласие с тем, что на слушаниях прозвучали в основном декларации на основе констатации в оценках ситуации. Она не поминает вопроса о возможности изоляции национальной экономики от долларового пространства.

Напомним, что замруководителя фракции «Единая Россия» Валерий Рязанский ранее неоднократно сообщал журналистам, как депутаты-единороссы решают на местах проблемы населения, связанные с повышением платы за услуги ЖКХ в обход норм закона по ограничению тарифов.

Однако Елене Паниной об этом ничего не известно.

 

ФАС благодарит Думу

Возможности антимонопольного влияния в последнее время значительно расширились. Об этом сказал замруководителя ФАС Анатолий Голомозин в своем докладе на парламентских слушаниях «Основные направления совершенствования законодательного регулирования ценовой и тарифной политики в РФ», которые провела в четверг в Малом зале Госдумы зампред думского комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Елена Панина.

Голомозин поблагодарил депутатов за закон о защите конкуренции, принятый в новой редакции, отметив, что в него внесены такие понятия, как коллективное доминирование, согласованные действия на рынке, право недискриминационного доступа к ресурсам. Впервые к компаниям-монополистам начали применяться т.н. «оборотные штрафы» в размере до сотен миллионов долларов. 100-150 субъектов хозяйствующей деятельности, воспользовавшись нормой закона, обратились в ФАС с сообщении о своем участии в картельных сговорах, вышли из них и т.о. избежали наказания в размере 4% от годового оборота. По словам докладчика, в ряде отраслей включая электроэнергетику предполагается снизить порог монопольного доминирования с 35 до 20%, чтобы избежать тех кризисных явлений, которые имели место в Калифорнии.

А.Голомозин считает, что закон о естественных монополиях работает, он был принят в 1995 году и заработал в 1997. Докладчик подчеркнул, что вопросы ценового регулирования и ценового контроля не являются единственными инструментами влияния на ситуацию. Он напомнил о роли налоговой политики, отметив, что плоская шкала НДПИ в прошлом вызвала в прошлом неоправданный рост цен. Применяются и меры таможенного регулирования и таможенного контроля, поскольку рынок открыт, половина добываемой в России нефти поставляется на экспорт, внешний рынок влияет на внутренний и таможенные пошлины позволяют защитить внутреннего потребителя и тем самым стабилизировать ситуацию.

 

Монополисты заинтересованы в издержках

В России происходят кардинальные изменения в энергетической политике, сообщил замруководителя Федеральной службы по тарифам Евгений Яркин в своем докладе на парламентских слушаниях «Основные направления совершенствования законодательного регулирования ценовой и тарифной политики в РФ», которые провела в четверг в Малом зале Госдумы зампред думского комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Елена Панина.

Е.Яркин отметил рост цен на газ на 27% в год и сообщил о намерении уйти от регулируемых конечных цен на газ к 2011 году и регулируемых тарифов на транспортировку газа.

По словам докладчика, поставлена задача максимально сдерживать рост тарифов на Дальнем Востоке, где отмечена неполная загрузка электростанций. «Не дело, когда потребитель оплачивает невостребованную мощность» – сказал Яркин. Он напомнил, что рост тарифов в 2005 году составил 32,7%, в 2006 – 18,9, в 2007 – 15%, т.е. ситуацию удалось стабилизировать. Существуют проблемы с ростом тарифов на услуги коммунального комплекса. Проблема еще и в том, что при разработчики законодательства при рассмотрении говорили о рынке электрической мощности, но забыли о рынке мощности тепловой, однако мы северная страна и эта проблема будет проблемой номер один, потому что в разработанном законе на региональном уровне осталось регулирование тарифов на тепло. Докладчик отметил, что произошла подмена понятий, в результате эффективности нет никакой, в регионах пытаются убедить ФС по тарифам, что сделать ничего невозможно.

Евгений Яркин особо отметил проблему платы за подключение к сетям, он рассматривает это как временную меру, потому что есть еще такая непростая задача, как норма прибыли на капитал.

«Каждая регулируемая нами организация выкатывает нам любые затраты, не обращая внимания на собственные расходы» – подчеркнул замруководителя Федеральной службы по тарифам.

 

Экономисты заговорили о разрушительности рынка

Стихийное ценообразование девяностых годов разрушило экономическую систему страны, считает завсектором политики цен Института экономики РАН, д.э.н. Михаил Гельвановский. Он этом он сказал в своем докладе на парламентских слушаниях «Основные направления совершенствования законодательного регулирования ценовой и тарифной политики в РФ», которые провела в четверг в Малом зале Госдумы зампред думского комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Елена Панина.

Гельвановский отметил, что в девяностые годы национальная экономика активно втягивалась мировое глобализируемое экономическое пространство на основе сырьевой специализации. Докладчик привел данные, согласно которым зарплата в нефтяной отрасли значительно превышает среднюю зарплату в стране. Выход он видит в новой политике ценообразования, потому что цены должны быть такими, чтобы обеспечить воспроизводство ресурсов включая трудовые, работающему человеку должны быть доступны жилье и транспорт в стране с ее значительной территорией, у нас не должно быть людей, не способных лечиться, средняя семья должна иметь возможность дать своим детям нормальное образование.

Гельвановский также отметил, что в ценах на природные ресурсы отсутствуют расходы на геологическую разведку, а тарифы на перевозки разрывают экономическое пространство. Докладчик указал на паразитическую роль посредников и проиллюстрировал это разрывом цен на зерно, муку и хлеб, отметив также аналогичный разрыв в топливно-энергетических ресурсах.

Михаил Гельвановский считает, что цены на основные виды топлива и продуктов должны регулироваться. Он подчеркнул, что у нас свернуто импортозамещающее производство и в результате мы даем рабочие места другим странам, а у нас деревня пьет, промышленность загибается.

Специалист по ценовой политике указал на то, что американцам выгодно понижать курс доллара, потому что у них огромный долг, к тому же это повышает конкурентоспособность. Такую ценовую политику Гельвановский назвал «осознанной», он считает, что с нее надо брать пример. По его словам, надо осторожно подходить к инфляции, не душить ее вместе с экономическим ростом.

Отметим, что проблема экономического разрыва тепловой и электрической генерации, производимых одновременно, была поставлена в начале века, плату за тепло производители (ТЭЦ) получают в расчете на гигакалорию во время отопительного сезона, однако потребители включая население платят по твердым тарифам круглый год поставщикам (в Москве – центральным тепловым пунктам), причем в разных регионах система посредников организована и называется по разному.

 

Депутат Федоров предлагает решительную ценовую политику

Сегодня в Госдуме прошли парламентские слушания на тему «Основные направления совершенствования законодательного регулирования ценовой и тарифной политики в РФ».

В связи с этим председатель комитета-организатора по экономической политике, предпринимательству и туризму Евгений Федоров сказал журналистам: «Прежде всего, хочу напомнить слова Президента: «уже сейчас важно запустить действительно эффективные экономические механизмы, чтобы прекратить неоправданный рост тарифов и обеспечить повышение качества этих услуг».

«Сфера регулирования цен и тарифов неотделима от общей стратегии экономического развития страны. И точно так же, как нас не устраивает экономическая модель 90-х годов с ее механизмами подавления всей экономики кроме добывающих отраслей – нас не устраивает и ее отражение в тарифной и ценовой политике. Правовое регулирование вопросов ценообразования в отраслях естественных монополий определено более чем 15 федеральными законами. Кроме того, в этой сфере действует порядка 100 актов федеральных органов исполнительной власти и более тысячи нормативно-правовых актов других уровней исполнительной власти. Поэтому мы должны системно и продуманно подходить к этому вопросу» – сказал глава комитета.

Он отметил, что в ходе парламентских слушаний наметились приоритетные направления законотворческой деятельности в этой сфере.

«Необходимо законодательное закрепление ценовой и тарифной политики, которая бы содержала эффективные экономические механизмы в сочетании с качеством предоставляемых услуг. Эта политика должна быть политикой активной и решительной. Она должна отвечать потребностям ускоренного экономического развития страны с учетом климатических, территориальных и других особенностей России с одновременной экономической защитой населения. Она должна учитывать системные изменения структуры нашей экономики и перспективы ее интеграции в мировой рынок в контексте мирового разделения труда» – заключил Евгений Федоров.

 

Специалисты по ценам утонули в затратах

Действующий в отраслях затратный метод ценообразования не способствует стимулированию субъектов регулирования, в том числе инфраструктурных монополий, к снижению собственных издержек и повышению эффективности их производственной деятельности.

Об этом говорится в рекомендациях парламентских слушаний на тему «Основные направления совершенствования законодательного регулирования ценовой и тарифной политики в РФ», которые провела зампред думского комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Елена Панина.

Сложившаяся ситуация вызвана тем, считают участники парламентских слушаний, что в российском законодательстве не определено понятие «экономически обоснованные затраты». Зачастую методики определения затрат, включаемых в себестоимость продукции(услуг), недостаточно обоснованы. Все это позволяет субъектам регулирования включать в себестоимость продукции (услуг) расходы на содержание непрофильных активов, что существенно повышает стоимость производимой ими продукции (услуг).

Сохранение перекрестного субсидирования одних потребителей услуг естественных монополий за счет других. В то же время нельзя резко повышать тарифы для населения – в этом и есть политический смысл государственного регулирования цен и тарифов на услуги естественных монополий. Однако население по уровню доходов неоднородно, а оплачивает услуги по единому тарифу, дотируемому промышленностью в рамках перекрестного субсидирования.

По итогам парламентских слушаний их участники рекомендуют правительству РФ: подготовить и внести в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проект федерального закона, устанавливающий основы ценовой политики в РФ; ускорить разработку и внесение в Государственную Думу проекта федерального закона, регулирующего вопросы теплоснабжения; ускорить разработку и утверждение нормативно-правовых актов, обеспечивающих действенные механизмы реализации федеральных законов «Об электроэнергетике», «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». Разработать систему преференций для вновь созданных и расширяющихся малых и средних предприятий по подключению к энергетическим сетям; разработать и утвердить порядок участия органов исполнительной власти субъектов РФ в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий; исключить возможность утверждения методик расчета экономически обоснованных затрат и установления цен (тарифов) на их основе одним и тем же органом исполнительной власти; разработать комплекс мер по снижению и ликвидации перекрестного субсидирования.

Государственной Думе предлагается обеспечить первоочередное рассмотрение законодательных инициатив, направленных на решение рассмотренных на парламентских слушаниях проблем.

В итоговом документе слушаний указано, что в настоящее время в России административно регулируются цены на продукцию государственных монополий – газ, электричество, железнодорожные перевозки, тарифы в портах, аэропортах, услуг связи. Начиная с 2006 года устанавливают предельные тарифы на коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ. Государство определяет также предельные торговые надбавки на жизненно необходимые лекарственные средства и препараты, отпускаемые льготным категориям граждан.

Основу регулирования тарифов монополий, в том числе естественных, составляют ценовые методы в форме прямого (жесткого) ценового регулирования, осуществляемого путем установления тарифа конкретному хозяйствующему субъекту по методу «экономически обоснованных затрат».

Законодательство РФ о государственном регулировании цен (тарифов) базируется на Федеральном Законе «О естественных монополиях» и на отраслевых федеральных законах, направленных на регулирование товарных рынков как в состоянии естественных монополий, так и конкурентных рынков (Федеральных Законов «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ», «О газоснабжении в РФ», «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», «О почтовой связи», «О лекарственных средствах», «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», «О железнодорожном транспорте в РФ», «О связи», «О зерне», «Об образовании» и др.).

Государственное регулирование цен в отношении лекарственных средств осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О лекарственных средствах» и постановлениями Правительства РФ, в соответствии с которыми утверждается Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС) и устанавливаются предельные отпускные цены производителей на ЖНВЛС. Органы исполнительной власти субъектов РФ устанавливают предельные оптовые и розничные надбавки к ценам на ЖНВЛС.

Для других европейских стран характерно более широкое участие государства в регулировании цен. В частности, в Австрии Парламент устанавливает почтовые, телефонные и железнодорожные тарифы и цены на табак и соль, Министерство финансов – на спиртные напитки, а Министерство экономики имеет право вводить регулирование цен на срок до 6 месяцев на любой товар или вид услуг.

В Бельгии законодательно закреплено понятие максимальной продажной цены на товары и услуги, при этом верхний предел этой цены фиксируется нормативным актом, который выпускается Министерством по делам экономики после предварительной консультации с Комитетом по регулированию цен.

Правовой основой для государственного регулирования цен в Норвегии является Закон о контроле за ценами, прибылью и ограничением конкуренции, а также ряд королевских резолюций, издаваемых на основании указанного Закона. Контроль за соблюдением законодательства, регулирующего вопросы ценообразования и предпринимательства, осуществляет система органов, среди которых важнейшими являются специализированные органы ценообразования: Совет по ценам, Директорат по ценам и Государственная инспекция по ценам. Государство может определять максимальные и минимальные уровни цен, «замораживать» цены, устанавливать порядок исчисления скидок, надбавок (наценок) и максимальные уровни прибыли. Предельные уровни цен государство устанавливает на мясо, молоко, маргарин, химические удобрения, цемент, лекарства.

Особенностью зарубежной правовой базы, в отличие от российской, является то, что практически все законы имеют прямое действие и быстродействующие механизмы их реализации. Размеры экономической ответственности за нарушение законодательства в данной области исключают возможность повторения нарушения правил игры, установленных государством.

Многие страны на разных этапах развития рыночных отношений применяли различные механизмы государственного воздействия для создания равных условий для всех субъектов рынка. В частности, в США до нефтяного кризиса 1979 года цены на нефть и газ устанавливались государством на очень низком уровне в интересах, прежде всего, потребителей. После начала нефтяного кризиса цены были временно отпущены. Однако через год государство вновь вернулось к регулированию цен принятием закона «О налоге на непредвиденную прибыль в нефтедобыче». Суть указанного закона состоит в том, что администрация президента США наделена правом устанавливать «базовые цены», за превышение которых с «незаработанной» надбавки взимается дополнительный налог по ставке до 70% в зависимости от условий добычи. Многолетняя практика применения налога на превышение цены на нефть в США показала высокую эффективность такого механизма для стабилизации цен на энергоносители, энергоемкие изделия и в целом на все другие товары, работы и услуги.

Важное значение имеет система регулирования цен на продукцию сельского хозяйства. Центральное место в ней занимают залоговые цены и залоговые операции. Залоговые цены (ставки) выполняют функцию минимальных гарантированных цен. Они защищают фермеров в условиях, когда рыночные цены падают ниже их уровня, гарантируя минимальный уровень дохода от реализации сельскохозяйственной продукции на рынке.

Анализ государственной ценовой политики в зарубежных странах показывает, что западные страны, в том числе и страны-члены бывшего Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), только что адаптированные в новую экономическую формацию, имеют комплексную эффективную систему воздействия государства на ценообразование:

- для монопольного сектора – жесткими рамочными механизмами и измеряемыми критериями, закрепленными в законодательном порядке по каждой монополии;

- для немонопольного – гибкими рыночными механизмами.

Основой системного правового поля, обеспечивающего равноправные условия всем субъектам рынка, а также нивелирующего агрессивные проявления отдельных субъектов в корпоративных целях, в западных странах являются:

- типовая международная система бухгалтерского учета и отчетности;

- законодательно утвержденная обязательная периодическая независимая экспертиза всех субъектов рынка;

- антитрестовские законы, жестко регулирующие слияние компаний и содержащие неотвратимые механизмы применения санкций по сговору участников рынка;

- законодательное регулирование сроков амортизации;

- законы о ценах, о картелях, о сверхприбылях, антидемпинговые законы, и другие.

 

Другие сообщения

 

Все неожиданности состоялись – Олег Морозов

Можно считать, что «эсеры» политически убиты, подтвердил вице-спикер Госдумы Олег Морозов («Единая Россия»).

«Я думаю, они убиты по причине собственного политического безумия» – сказал Морозов в интервью нашему корреспонденту. «Никакая политическая партия не может строить свое будущее на двух позициях: во-первых, отнимать голоса у самой популярной партии, что всегда дело неблагодарное, а во-вторых, делить с этой партией политического лидера, который на нее опирается. Две колоссальные ошибки, которые совершили эсеры изначально» – пояснил вице-спикер.

Он предположил, что если бы партия «Справедливая Россия» изначально позиционировалась изначально как социал-демократическая партия, у которой площадка близка к коммунистической, левой площадке, и говорили бы, что их союзники – «Единая Россия», а соперники – те, кто пытается взять левый электорат, то это была бы, как считает Морозов, «конструкция, всем понятная», но они заявили себя как «могильщик «Единой России», т.е. партии, на которую в течение шести лет опирается президентский эффективный курс.

Отвечая на вопрос о том, какие еще неординарные решения мы можем ожидать до предстоящих выборов, Морозов предположил, что больше никаких неожиданностей не будет.

«Куда уж больше-то неожиданностей, все неожиданности состоялись» – сказал вице-спикер.

«Самая большая неожиданность будет 3 декабря, когда в очередной раз окажется, что мы потерпели сокрушительную победу» – обещал Олег Морозов.

 

Выборы в жанре «все на одного»

Появление в избирательном списке Путина облегчило задачу единороссов, считает первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов.

Об этом он сказал, отвечая на вопросы журналистов о сегодняшней расстановке политических сил.

«Появление Путина во главе списка «Единой России», с моей точки, зрения не облегчило нам задачу. Мы изначально ставили себе планку 47% – она очень высока. Это на 10% больше, чем голосовало за «Единую Россию» по спискам четыре года назад. А теперь нам говорят: «Знаете, 47% для вас вроде бы теперь уже и не результат». От нас сегодня ждут каких-то чудес, но чудес в политике не бывает. Я думаю, это прекрасно понимает и сам президент. Выборы – это борьба, это ответственность. У нас очень серьёзные соперники. И они не дадут нам спуску. Кстати, я уже прогнозировал вариант этой избирательной кампании. Он называется «Все против одного». Это же очевидно, что все будут играть против «Единой России», потому что только в этом есть шанс как-то отличиться» – предположил Морозов.

«Изменится ли в сложившейся ситуации риторика наших политических противников? Это может произойти в части риторики ЛДПР, но с КПРФ всё понятно – это идеологическая партия, которая не согласна с курсом, который проводится в стране. Они это не скрывают, говорят об этом публично. Для них «Единая Россия» и Путин – заранее, ещё до того, как Путин появился в нашем списке – это одно и то же, никакой разницы они здесь не проводят. Более того, у меня есть уникальное наблюдение: КПРФ поддержала почти все ельцинские бюджеты – причем, достаточно вспомнить, что это были за бюджеты и какой экономике они соответствовали, это был тихий ужас – и не поддержала ни один путинский за все 8 лет. Вы думаете, они не понимают, что путинские бюджеты в разы лучше ельцинских? Конечно, понимают. Но эта партия программная, идеологическая. Они говорят: «Мы не согласны с этим курсом, поэтому мы не можем голосовать даже за шоколадный, но путинский бюджет». Они не проголосовали ни за один путинский бюджет, ни за один закон, даже тогда, когда, с моей точки зрения, эти законы были выгодны оппозиции – как «Закон о политических партиях», к примеру» – сказал вице-спикер.

Олег Морозов считает соперников достойными оппонентами, с каждым из которых нужно вести диалог, руководствуясь тем принципом, что на выборах бывают победители и проигравшие, а слабых – нет.

«Что же касается «перебежчиков», то сейчас процесс межпартийной миграции уже окончен, все позиционировались, и никаких броуновских движений уже не будет, тем более, что все списки уже известны. Но, естественно, после выборов партия открыта» – заключил Олег Морозов.

 

Дума будет меньше заседать

Госдума сокращает число заседаний. Об этом сообщил по итогам Совета Думы спикер Борис Грызлов. По его словам, на следующей неделе состоится два заседания во вторник и четверг, чтобы работа на них было более плотной. Изменения касаются только работы в октябре, планы на ноябрь не пересматривались.

Напомним, что для работы в округах в предвыборный период Дума ранее приняла решение проводить две региональные недели в месяц вместо одной, соответственно во время работы на Охотном ряду депутаты стали чаще собираться на пленарные заседания – во вторник, среду и пятницу. Однако повестка дня этих заседаний оказалась ненаполненной и они заканчивались как правило до обеда, поэтому лидер фракции ЛДПР Игорь Лебедев выступил накануне с предложением проводить два или даже одно заседание в неделю, чтобы комитеты получили возможность для подготовки законопроектов к рассмотрению палатой. Однако по сообщениям вице-спикера Любови Слиска, проблемы с вынесением законопроектов на рассмотрение Думой связаны с медлительностью правительства в предоставлении отзывов на законопроекты.

 

В Думе приветствуют межкорейское примирение

«Очень важным событием» назвал спикер Госдумы Борис Грызлов подписание в Пхеньяне «Декларации о мире и совместном процветании».

Об этом он сказал, отвечая на вопросы журналистов в четверг.

Спикер подчеркнул, что мир у нас не простой, отметив большое число тлеющих конфликтов на земном шаре. «Тлеющий конфликт Северной и Южной Кореи не дает объединиться людям одной нации» – сказал Борис Грызлов.

Напомним, что в итоге межкорейского саммита совместную декларацию о мире и развитии экономического сотрудничества подписали 4 октября президент Южной Кореи Но Му Хен и лидер КНДР Ким Чен Ир.

По информации ИТАР-ТАСС, в документе содержатся призывы к «окончанию вооруженного противостояния», а также к проведению трех- или четырехстороннего саммита по заключению мирного договора на постоянной основе. Декларация отражает намерение сторон наращивать сотрудничество в сфере экономики и инвестиций. В частности, Сеул и Пхеньян выразили готовность начать грузовые перевозки по железной дороге через границу между республиками, открыть авиационное сообщение между Сеулом и северокорейским районом у горы Пэктусан на границе КНДР и Китая, совместно построить кораблестроительный комплекс в портовом городе Нампхо к западу от Пхеньяна.

 

Дума обсуждает портовые зоны

Завтра на пленарном заседании Госдумы депутаты рассмотрят в третьем чтении законопроект по введению нового вида пособия, согласно которому беременным женам военнослужащих по призыву со сроком беременности свыше 180 дней будет выплачено единовременное пособие 14 тыс рублей, а после родов на каждого ребенка возрастом до трех лет будут выплачивать по 6 тыс рублей ежемесячно во время всего срока службы их отца.

Об этом сообщила нашему корреспонденту председатель комитета Думы по делам женщин, семьи и детей Екатерина Лахова.

«Это определенные гарантии для семей тех, кто идет служить по призыву» – сказал в своем комментарии журналистам по итогам Совета Думы спикер Борис Грызлов.

Он также сообщил, что на пленарном заседании завтра депутаты рассмотрят законопроект о прибавке пенсии за выслугу лет жителям блокадного Ленинграда.

Также завтра Думе предстоит рассмотреть во втором чтении законопроекты об особых портовых экономических зонах и о морских портах. «Эти законы дадут определенный импульс в развитии транспортной инфраструктуры в стране» – сказал Борис Грызлов.

 

475370-4 475380-4

Внесен проект по Росатому

Президент России Владимир Путин внес в Госдуму законопроект о создании новой государственной корпорации – по атомной энергии («Росатом»).

Законопроект «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» внесен одновременно с сопутствующим документом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

Предполагается, что госкорпорации «Росатом» будет передано в 2008 году 100% акций холдинга «Атомэнергопром» в управление вместе со всеми активами государства в атомной отрасли. Согласно принятому весной закону о создании АЭП (Росэнергоатом) была проведена реструктуризация атомной отрасли.

Президентские законопроекты будут вынесены на первое чтение 11 октября, чтобы в ноябре рассмотреть их во втором и в третьем чтении.

Законопроекты направлены в комитет по энергетике, транспорту и связи.

 

Пример Кубы – оружие в борьбе

Председатель ЦК КПРФ, руководитель фракции Компартии в Государственной Думе Г.А.Зюганов принял советника правительства Кубы по вопросам науки Фиделя Кастро Диас Баларта.

В беседе приняли участие первый заместитель Председателя ЦК КПРФ И.И.Мельников, Посол Республики Куба в Москве Хорхе Марти Мартинес. Об этом сообщает пресс-служба КПРФ.

«Фидель Кастро для моего поколения, да и для нынешних россиян всегда был и остается символом мужества, смелости и великих государственных свершений. Мы рады, что команданте идёт на поправку и все активнее участвует в политической жизни страны» – заявил Г.А.Зюганов, приветствуя сына лидера кубинской революции Фиделя Кастро Диас Баларта.

«Куба для русского, российского человека – это великий символ свободы и социализма, права народа распоряжаться своей судьбой. Вы это, наверное, ощутили сегодня, когда побывали в МГУ и осматривали новые лаборатории» – сказал лидер российских коммунистов

Кубинский гость информировал Председателя ЦК КПРФ о подготовке Компартии Кубы к предстоящим муниципальным и общенациональным выборам. Он отметил, что сейчас в стране идет обсуждение программных выступлений Фиделя и Рауля Кастро по вопросам перспектив социалистического строительства, неотложных реформ в стране. Эти проблемы – в центре политической дискуссии.

Г.А.Зюганов сообщил, что пример Кубы для российских коммунистов является важным оружием в идеологической борьбе, которая разворачивается по мере развития выборной кампании, как думской, так и президентской.

«Мы готовы к самой серьезной борьбе на предстоящих выборах, поскольку партия власти готова буквально на всё, на самые неожиданные авантюры, чтобы удержать управление страной в своих руках, – отметил председатель ЦК КПРФ. – После решения г-на Путина возглавить партию «Единая Россия» политическая ситуация резко поляризовалась. И в этом, кроме прочего, есть серьёзный позитивный момент. У общества не остается иллюзий ни по поводу г-на Путина, ни в отношении «Единой России» – они единое целое, которое ответственно за все беды нашей страны последних полутора десятилетий» – сказал лидер КПРФ.

«Будущие выборы – это борьба КПРФ и «Единой России», – продолжил Г.А.Зюганов. – Теперь избиратель все более убеждается, что никакой другой альтернативы кроме коммунистов у нынешней власти нет и быть не может.

 

Миграционные вопросы оказались среди центральных

«Вопрос о приемлемой для всех стран СНГ миграционной политике – среди наиболее важных тем, которые будут обсуждаться на саммите СНГ», – заявил журналистам в четверг председатель Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Андрей Кокошин.

По словам Кокошина, миграционные вопросы оказались среди центральных в современной мировой экономике, превратились и в очень серьезную проблему мировой политики, причем в полной мере это относится и к СНГ.

«Унификация норм миграционной политики, гармонизация интересов и «доноров» и «реципиентов» мигрантов в рамках СНГ позволят снизить уровень конфликтности этой темы, будут способствовать развитию реальных интеграционных процессов на постсоветском пространстве», – сказал Кокошин.

«В решении проблем миграционной политики на постсоветском пространстве на долговременной основе огромную роль играют вопросы гуманитарного, культурного порядка. У нас имеется богатейшее общее культурное наследие народов, этносов, входивших в состав российского государства, Советского Союза, которое надо должным образом ценить и всячески преумножать», – заключил Андрей Кокошин.

 

Космическая программа – локомотив экономики

«Запуск первого искусственного спутника Земли дно из крупнейших событий в истории человечества, которым может гордиться каждый россиянин, те, кто были гражданами Советского Союза», – заявил депутат Госдумы, академик РАН, член Генсовета партии «Едина Россия» Андрей Кокошин, в своем комментарии журналистам в связи с 50-летием запуска первого искусственного спутника Земли он рассказал о политике России в космической сфере.

«Сегодня, отмечая это великое событие, мы можем констатировать, что нам нужна масштабная, хорошо скоординированная долговременная космическая программа до 2040-2050 года», – сказал Кокошин.

По словам Кокошина, «России, в дополнение и развитие той программы, которая действует сегодня (Федеральной космической программы России, ФКП-15), необходимо сформулировать свою национальную стратегию освоения космического пространства на ближайшие десятилетия в нескольких приоритетных направлениях, иметь соответствующие планы, программы, проекты. В планах фундаментальных космических исследований, проведение которых может осуществляться в рамках национальной космической программы, должны быть использованы те сильные стороны российской науки и техники, которые удалось сохранить к настоящему времени. Нам необходимо иметь по-настоящему инновационную, но реализуемую в конкретных российских условиях космическую программу».

«Масштабная долгосрочная космическая программа, основанная на максимальном использовании потенциала беспилотного и пилотируемого секторов отечественной космонавтики, принесет России не только научно-технические и экономические выгоды, но и усилит обороноспособность государства. С практической, прикладной точки зрения воплощение в жизнь такой программы приведет к созданию тысяч новых технологий, которые найдут применение как в России, так и на мировом рынке», – сказал Кокошин. По его словам, «космонавтика должна стать катализатором современной науки и техники. Это будет способствовать подъему экономики страны за счет развития высоких технологий и, соответственно, уменьшению ее зависимости от мировой конъюнктуры на энергоносители» – сказал Кокошин.

Он считает, что тщательно проработанная и реализуемая долгосрочная программа космических исследований должна стать одним из «локомотивов» новой инновационной экономики.

«Такая национальная программа будет стимулировать развитие электроники, машиностроения, материаловедения, энергетики, высокопроизводительных вычислений отечественных суперкомпьютеров и многих других областей человеческой деятельности. Большой стимул развития получат надотраслевые междисциплинарные исследования, в первую очередь в области нанотехнологий. Снижение на порядки массы космических аппаратов, придание им нового качества, создание радиационно-стойкой микроэлектроники, разработка наномеханизмов и наносистем – это именно то, что может открыть принципиально новые возможности в межпланетных исследованиях. Космические исследования – это и широкая отдача от целого спектра медико-биологических исследований – вопросы радиологической безопасности, молекулярной генетики, подготовки человека к пребыванию во враждебной среде. Уже сегодня космическая медицина все чаще находит свое применение в земной медицине – в методиках, аппаратуре, фармакологии», – подчеркнул академик.

«Участие в подобном привлечет множество специалистов, особенно молодых, зачастую не находящих применения своим силам и знаниям, и остановит «утечку мозгов». Воплощение в жизнь такого масштабного проекта будет способствовать сохранению и развитию интеллектуального потенциала нации», – считает Кокошин.

По этой теме в нашем «космическом сообществе» идет активная дискуссия, есть разные точки зрения. За обсуждением этого вопроса у нас внимательно следят за рубежом. «Многим на Западе совершенно не нужна такая космическая программа, в которой мы были бы лидерами. Через всякого рода лоббистов внушается мысль, чтобы Россия была лишь «соисполнителем» у Запада, имея, соответственно, и права «второго ранга», – сказал Кокошин.

«Наша новая космическая программа (до 2040 г.), в том числе применительно к освоению Марса, – это вопрос огромной политической, экономической, оборонной и, я бы сказал, даже духовной значимости», – заявил Андрей Кокошин.

 

Семь видов продукции будут маркироваться

Депутаты Б.В.Грызлов, В.С. Катренко, В.В. Володин, О.В. Морозов, В.А. Пехтин внесли в Государственную Думу законопроекты «О мерах по противодействию незаконному обороту отдельных видов продукции, произведенных с нарушением требований законодательства РФ», также «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О мерах по противодействию незаконному обороту отдельных видов продукции, произведенных с нарушением требований законодательства РФ».

Один из авторов законодательной инициативы, вице-спикер Госдумы Владимир Катренко отметил в своем комментарии журналистам, что сейчас оборот фальсифицированной и контрафактной продукции в России составляет в среднем от 30 до 90% общего товарооборота, в зависимости от конкретной отрасли. Это в 10-20 раз превышает аналогичный показатель в странах Западной Европы и США. Распространение разного рода фальшивок, сделанных как в России, так и за ее пределами, приобрело масштабы, сравнимые с угрозой национальной безопасности. Поскольку эти товары не только причиняют ущерб государству, легальным производителям и владельцам авторских прав, но что самое главное – угрожает здоровью и жизни россиян.

Катренко пояснил, что документы готовились при содействии и по инициативе специальной рабочей группы при Национальном антитеррористическом комитете с привлечением экспертов и представителей профильных министерств и ведомств.

В законопроекте даются четкие определения – что такое контрафакт и фальсификат. Кроме того, устанавливаются полномочия федерального Центра и регионов в сфере борьбы с подделками, предусматривается процедура обращения граждан в федеральные органы исполнительной власти по вопросам нарушениях их прав.

Чтобы максимально защитить интересы рядовых потребителей и юридических лиц, законопроектом вводится особый порядок государственного регулирования оборота некоторых товаров, в частности нанесение на них спецмаркировки. Сведения об отмеченной таким образом продукции будут передаваться в специальные информационные базы данных. Нанесение идентификаторов предусматривается только на конкретные виды товаров, подделка которых угрожает безопасности жизни и здоровья граждан. В проекте закона прописано семь видов продукции, подлежащих маркировке: 1. аудиовизуальные произведения, фонограммы, программы для ЭВМ и базы данных на любых видах носителей; 2. лекарственные средства; 3. биологически-активные добавки; 4. косметическая и парфюмерная продукция; 5. строительные материалы; 6. автомобили, авиационная техника, суда, железнодорожные транспортные средства и запчасти для них; 7. взрывчатые вещества.

Среди экономических последствий реализации данного проекта следует выделить увеличение налоговых поступлений в федеральный и региональные бюджеты. Такой результат даст выход из «теневого» сектора экономики предпринимателей, ранее производивших подделки: они будут вынуждены либо заняться честным делом, либо вообще отойти в сторону и не создавать конкуренцию добросовестным бизнесменам. Ожидается и увеличение налоговых отчислений производителей легальной продукции, которые сейчас терпят убытки и, следовательно, недоплачивают налоги в казну. Кроме того, эксперты предсказывают значительный рост тех отраслей экономики, в которых доля контрафакта традиционно высока (например, в сфере звуко- и видеозаписи).

Кроме того, по мнению Катренко, предлагаемые изменения внесут еще и ощутимый вклад в деятельность по противодействию терроризму, поскольку финансирование многих террористических организаций осуществляется за счет производства и реализации «левого» товара.

 

Росавтодор предоставит земли под дороги

Комитет Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям принял сегодня решение рекомендовать нижней палате парламента принять во втором чтении законопроект об автодорогах.

Как сообщил на заседании профильного комитета его председатель Мартин Шаккум, для доработки законопроекта «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» ко второму чтению в комитете была создана рабочая группа, проведен ряд ее заседаний.

Председатель комитета уточнил основные положения, по которым законопроект был доработан, в т.ч. уточнена классификация автомобильных дорог, также формы собственности на автомобильные дороги. При этом установлена обязательность утверждения перечней автомобильных дорог федерального и регионального значения, которые будут являться основанием для отнесения автомобильных дорог к соответствующей форме собственности. Уточнен перечень полномочий РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области автомобильных дорог и дорожной деятельности. Урегулирован вопрос, касающийся выдачи разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт автомобильных дорог. Доработан механизм использования автомобильных дорог на платной основе, а именно: допускается использование автомобильных дорог на платной основе только в случае нового строительства или реконструкции существующих дорог; в границах населенных пунктов допускается только новое строительство платных автомобильных дорог.

Доработан перечень условий концессионных соглашений, предусматривающих использование автомобильных дорог на платной основе.

Введены новые, концептуальные положения по предоставлению земельных участков для размещения автомобильных дорог, в том числе в рамках концессионных соглашений, и по предоставлению земельных участков в границах полосы отвода. Такими полномочиями наделен Росавтодор в отношении федеральных и неразграниченных земель, субъекты РФ наделяются такими полномочиями в отношении неразграниченных земель.

Уточнен порядок проезда транспортных средств, перевозящих опасные, тяжеловесные и крупногабаритные грузы.

Предусмотрены изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы РФ в части введения государственной пошлины за выдачу специального разрешения на проезд транспортных средств, перевозящих опасные, тяжеловесные и крупногабаритные грузы.

Предусматриваются изменения в Закон 94-ФЗ в части возможности размещения заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту искусственных сооружений, входящих в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, путем проведения конкурса или аукциона.

Второе чтение законопроекта запланировано на следующей неделе, отметил Шаккум.

 

Проект о госкорпорации «Ростехнологии» вызвал возражения

Комитет Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям рекомендовал Госдуме принять в первом чтении законопроект о госкорпорации «Ростехнологии».

Как сообщил на заседании профильного комитета его председатель Мартин Шаккум, депутаты поддерживают своевременность и необходимость принятия данного законопроекта, но вместе с тем, по нему имеется ряд замечаний. Так, требуется уточнить основные функции и полномочия Корпорации. Законопроектом определена такая функция Корпорации как создание и обеспечение функционирования системы продаж высокотехнологичной промышленной продукции, результатов интеллектуальной деятельности, работ, услуг и информации. Однако, непонятны последствия создания такой системы продаж: смогут ли экспортеры промышленной продукции осуществлять торговую деятельность самостоятельно или должны будут реализовывать продукцию исключительно через указанную систему? Это уже вмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов.

Кроме того, отметил глава комитета, в законопроекте необходимо уточнить содержание самого понятия «система продаж», поскольку в законодательстве оно не раскрывается. Требует дополнительного обсуждения функция Корпорации по созданию системообразующих экспортно ориентированных интегрированных структур в промышленном и оборонно-промышленном комплексах. В настоящее время создание таких структур регулируется Указами Президента и Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества». В связи с чем, роль Корпорации в создании таких структур не ясна. Как считает М.Шаккум, наделение Корпорации функцией по реализации маркетинговых стратегий в интересах указанных структур может привести к вмешательству в их хозяйственную деятельность, что не согласуется с положениями гражданского законодательства. Необходимо уточнить и такое полномочие Корпорации как экспертиза проектов, программ и внешнеторговых контрактов российских экспортеров высокотехнологичной промышленной продукции. Из представленной редакции законопроекта следует, что Корпорация вправе проводить экспертизу проектов, программ и внешнеторговых контрактов любых российских экспортеров, а не только связанных с военно-техническим сотрудничеством, что означает вмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов. В связи с этим, считаю необходимым уточнить перечень проектов, программ и контрактов, экспертизу которых может проводить Корпорация.

Кроме того, подчеркнул глава комитета, в законопроекте необходимо четко обозначить, что получаемая Корпорацией прибыль должна направляться только на достижение целей, для которых создается Корпорация. Сейчас этот момент в законопроекте упущен. Требует дополнительного обсуждения положение законопроекта, согласно которому годовой отчет Корпорации не публикуется. Представляется целесообразным установить, что не публикуются только сведения годового отчета, составляющие государственную тайну.

М.Шаккум считает целесообразным установить определенный срок, на который назначаются члены наблюдательного совета Корпорации и генеральный директор. В законопроекте необходимо определить компетенцию и порядок работы ревизионной комиссии.

Профильный комитет предложил поддержать законопроект и рекомендовать Государственной Думе принять его в первом чтении при условии доработки ко второму чтению с учетом указанных замечаний.

По словам Шаккума, первое чтение законопроекта запланировано на 9 октября.

Напомним, что законопроект «О Государственной корпорации по содействию разработкам, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии» устанавливает особенности правового положения госкорпорации «Ростехнологии», цели ее создания и деятельности, структуру органов управления. Проект закона направлен на реализацию основных положений Послания Президента РФ – решение задач модернизации и развития высокотехнологичных промышленных производств.

 

Владимир Катренко поздравляет учителей

В связи с празднованием Международного Дня учителя заместитель председателя Государственной Думы Владимир Катренко поздравил всех педагогов.

«Испокон веков за советом, за наставлением, за верным словом идут к учителю. Не зря в некоторых восточных языках слово «Учитель» всегда пишется с большой буквы. Профессия педагога – самая уважаемая, самая благородная, и наверно, самая важная. От того, какие идеалы, нравственные позиции, взгляды на жизнь и стремления заложит в своих учеников преподаватель, зависит будущее целой страны» – сказал вице-спикер журналистам в своем комментарии к Дню учителя.

Он подчеркнул, что работа учителя не знает переменок и каникул, труд педагога, воспитателя, преподавателя – это самоотречение. Уверен, что каждый человек всю жизнь в сердце хранит память о своем первом учителе, о классном руководителе, о любимом педагоге, открывшем перед ним новый мир – мир знаний, красоты, неисчерпаемых возможностей.

«Безусловно, все родители исключительно важным элементом обучения своего ребенка считают мудрых, тактичных, терпеливых и профессиональных преподавателей.

Любовь к Родине, к родному языку, к истории отчего края – родом из школы. Талант педагога превращает маленьких россиян в патриотов. Поэтому учительский труд лежит в основе всех экономических и социальных успехов нашего государства.

Людям этой подвижнической, самоотверженной профессии, выполняющим важную гражданскую миссию по созданию нового поколения страны, принято дарить цветы. Но вместе с букетами мы в первую очередь дарим наставникам частичку нашей души – души, сформировавшейся под их влиянием» – сказал Владимир Катренко.

 

4 октября – Всемирный день животных

В этот день Всемирный фонд дикой природы (WWF) России напоминает о самых редких и уязвимых видах нашей страны, которые нуждаются в нашей помощи.

Как сообщает пресс-секретарь WWF-Россия Мария Винокурова, в 1931 году на встрече во Флоренции экологи приняли решение праздновать Всемирный день животных 4 октября, в день католического святого Франциска Ассизского. Этот праздник не связан с именем ни одной конкретной организации или страны; он был создан для всех, кто хочет, чтобы на нашей планете сохранилась богатая фауна, и ни один из сохранившихся видов животных не исчез с лица Земли.

В информации из WWF-России сообщается о ситуации стремя видами животных, которые стали символами дикой природы.

Дальневосточный леопард – самая редкая кошка планеты. Учет леопарда, проведенный WWF и другими экологическими организациями в 2007 году, показал, что в природе осталось не более 35 леопардов. Основными причинами столь плачевного состояния популяции является крайне небольшая площадь пригодных мест обитания, сокращение численности копытных животных, которыми питается леопард и браконьерство. По оценкам ученых, за последние 30 лет площадь распространения леопарда сократилась в 45 раз; за последние 5 лет вскрыто 10 случаев браконьерской добычи леопардов.

Белый медведь – самого крупного хищника на земле. Глобальное изменение климата грозит полным исчезновением белого медведя. WWF призывает срочно разработать глобальную программу по их сохранению и объединить усилия для борьбы с глобальным изменением климата. Главную угрозу существованию белого медведя представляет быстрое таяние арктических ледников. Уже к 2050 году популяция этого вида может сократиться на 2/3. Сейчас в мире насчитывается 20-25 тыс. особей белых медведей.

Осетр находится под угрозой из-за промысла и сокращения мест обитания. Количество осетровых рыб – стерляди, осетра, белуги, калуги – стремительно сокращается из-за их варварского уничтожения ради получения черной икры. 90% черной икры, попадающей на рынок, добывается нелегально. Численность осетров на Каспии за последние 15 лет сократилась в 40 раз.

 

Россия намерена лидировать в космосе

«Сегодня не только Россия, но и весь мир вспоминают знаменательное событие. 4 октября 1957 года наша страна запустила первый искусственный спутник Земли» – сказал председатель Государственной Думы Борис Грызлов в своем выступлении в НПО им. С.А. Лавочкина 4 октября 2007 года.

«За этим последовали многие другие достижения. Это полет Юрия Гагарина – первый в мире полет человека в космос. Впервые в мире автоматическая станция совершила мягкую посадку на Луну, и впервые оттуда – по сути, с другой планеты – на землю были доставлены 105 граммов грунта.

Мы были первыми – и в пилотируемой, и в беспилотной космонавтике.

Все эти победы и сейчас имеют колоссальное значение. Они ациональный капитал России. Именно наша страна открыла дорогу в космос: не только себе, но и всему человечеству. Это достижение, которым будут гордиться многие поколения.

Конечно, почти два десятилетия кризиса не могли не сказаться на состоянии дел в данной сфере. И возрождение отрасли стало одной из основных целей стратегии, на которую мы опирались все эти годы.

Сегодня мы выходим на третий этап Плана Путина, этап развития страны по всем направлениям. Приоритет отдан ключевым отраслям и инновациям. Уникальные космические технологии – это реальная конкурентоспособность России. И они создаются на таких предприятиях, как ваше.

Нам уже удалось вновь вернуть космос в сферу особого внимания государства. И сегодня можно уверенно сказать, что Россия сохраняет в мировой космической отрасли сильные, а порой и ключевые позиции. Достаточно напомнить, как после аварии шаттла на нашу страну легло обеспечение практически всей пилотируемой космонавтики. Россия справилась.

В целом преодолеваются последствия кризиса и в непилотируемой космонавтике. Вновь ведется активная работа по организации наблюдений Земли из космоса. Серьезный рост наблюдается в сфере связи. Россия обеспечивает ресурсом не только отечественные компании, но и зарубежных потребителей.

Наша страна уверенно занимает лидирующие позиции на рынке услуг по запуску космических систем. При этом идет активная работа по развитию космодромов, строительству инфраструктуры: стартовых столов, инженерных сооружений. Создаются новые носители.

Наконец, решаются задачи национальной безопасности. Это – безусловный приоритет.

Однако наш долг – думать о завтрашнем и послезавтрашнем дне. России нужна долгосрочная программа освоения космоса: как минимум на 30-40 лет.

И здесь необходимо выделить три основных момента.

Первое. Сегодня главной задачей для экономики является развитие высоких технологий, их вывод на мировой рынок. Космос – одна из немногих отраслей, где мы реально можем решать еще более амбициозную задачу. Мы способны продавать не технологии, но высокотехнологичные услуги. Это исследования земной поверхности, навигация, связь, гидрометеорология и многое другое.

Наша страна добилась огромных успехов в фундаментальных исследованиях космоса, создании соответствующей техники. Теперь мы должны научиться выходить со всем этим на рынок. У всех – чиновников, конструкторов, ученых – должно быть четкое понимание: успех в огромной степени определяется тем, как вашими достижениями могут воспользоваться люди.

Хочу подчеркнуть – такая потребность есть. И не только за рубежом.

Приведу пример. В 2005 году началось активное использование космического мониторинга для предотвращения незаконных действий – вырубки, воровства – в лесной отрасли. Эти расходы полностью себя окупили даже в денежном выражении. Был выявлен и предъявлен к взысканию ущерб, в 13 раз превышавший расходы. Что еще более важно, использование таких технологий позволяет предотвращать незаконную торговлю лесом. А это – и улучшение криминальной обстановки, и необходимое условие ухода от сырьевой зависимости.

Еще пример. Россия пока не обеспечена электронными картами. Их доля – не более 25%. Между тем, если покупать спутниковые фотографии у иностранных поставщиков, каждый километр в нужном разрешении стоит до 500 рублей. А сколько в России километров, мы с вами хорошо знаем. Речь идет о миллиардах рублей. Конечно, лучше закупать у своих.

Наконец, нельзя не упомянуть о глобальной навигационной системе – ГЛОНАСС. И многие из потребителей заинтересованы именно в нашей системе. В том числе самые населенные и быстрорастущие страны: Китай, Индия и так далее. Это огромный рынок. И поэтому полномасштабное развертывание ГЛОНАСС и информационно-коммуникационной инфраструктуры является одной из самых актуальных задач.

Выйти сразу на мировой рынок удается далеко не всегда. В этом смысле опорой для отрасли способна стать отечественная экономика. Мы будем стремиться к тому, чтобы российские потребители опирались в первую очередь на наши технологии. Скажу больше – будем в этом помогать.

Но для формирования внутреннего рынка требуется и ваша помощь. Нужно не только создать продукт, но и помочь потребителям найти и освоить его. Чтобы люди понимали, что вы можете предложить, как они могут это использовать в своей реальной жизни. Нужны готовые решения – не только технологические, но и маркетинговые. Я намеренно заостряю на этом ваше внимание: такая работа необходима.

Наконец, нужно продвигать созданные в отрасли технологии в другие сектора, активно использовать возможности конверсии, создавать больше спутников двойного назначения.

Все это ведет к росту доли гражданской продукции в ракетно-космической промышленности. К 2015 году она должна увеличиться с нынешних 20% до 40%. А учитывая общий рост производства в отрасли – в 2,2 раза к 2015 году – объем выпуска гражданской продукции увеличится более чем в 4 раза.

Второе. Когда 50 лет назад на орбиту был выведен первый спутник, никто не мог предсказать, какое применение это найдет. Между тем сегодня разнообразное и многоплановое использование космических средств является нормой.

Если мы точно так же хотим быть конкурентоспособны еще через полвека, нам нужны перспективные научные исследования сейчас. Это и межпланетные полеты, исследования Луны, Марса, Венеры. Это, конечно, астрофизика. Это выявление закономерностей климатических и погодных изменений под воздействием активности Солнца и других космических тел.

Для решения данной задачи необходимо создание сети своего рода «космических метеостанций». Практическим же результатом программы станет повышение точности прогнозов, увеличение числа их параметров – включая те, которые важны для здоровья миллионов людей. А это – реальный вклад отрасли в повышение качества жизни.

Третье. Развитие космонавтики должно опираться на передовые достижения отечественной науки и техники. Масса первого «лунохода» составляла 836 килограммов. Созданный на основе нанотехнологий аппарат будет весить на два порядка меньше – не более 4 килограммов.

Мы все понимаем, что это значит для космических исследований. Снижение на порядки массы космических аппаратов, придание им нового качества, наномеханизмы и наносистемы – это именно то, что может открыть принципиально новые возможности в межпланетных исследованиях, и, наконец, в их освоении.

Развитие космических программ даст серьезный импульс к развитию целого ряда наукоемких отраслей. Это касается создания – в том числе на основе нанотехнологий – микроэлектроники, малотоннажной химии, материалов с заданными свойствами, которые могут использоваться в космической отрасли, ракетостроении и других высокотехнологичных областях. Это системы жизнеобеспечения. Это высокопроизводительные вычисления и отечественные суперкомпьютеры. И многое другое.

Такая работа, безусловно, не просто продолжится. Усилия на этих направлениях будут наращиваться. Это позволит создать надежную базу и для реализации космических программ, и, в целом, для развития высокотехнологичной экономики.

Наконец, в нашей космической программе могут принимать участие и другие страны. Это и государства СНГ, Индия и Китай, Европа и США. Мы заинтересованы во взаимовыгодном международном сотрудничестве.

Говоря о долгосрочной космической программе, отдельно следует затронуть вопрос кадров. Однажды ведущими конструкторами станут те, кто сегодня учится в школах и ВУЗах. Их нужно готовить.

Более того. Достаточно взглянуть на интернет-сайт НПО имени Лавочкина, чтобы увидеть: на главной странице – не перечисление достижений. На первой странице объявление – «срочно требуются». И список: операторы станков, токари, фрезеровщики и так далее. То есть нужны не только конструкторы и инженеры – нужны высококвалифицированные рабочие. И такая ситуация не только здесь.

Это, с одной стороны, вселяет чувство гордости. Промышленность растет. Значит, мы за эти годы кое-чего добились. Нам не стыдно людям в глаза смотреть.

Но это означает и другое. Нужно воспитывать молодое поколение, давать ему образование. И, конечно, поддерживать тех, кто уже сейчас интересуется исследованиями космического пространства, стараться помочь им. В этих молодых людях – будущее российского космоса.

Завершая свое вступительное слово, я хотел бы сказать следующее. Создавая долгосрочную программу, мы обязаны ориентироваться на один принцип. Отечественные технологии и услуги должны быть дешевле и лучше по качеству, чем у конкурентов. И дело не в том, что России – действительно первой в космосе – стыдно просить поблажек. Просто просить некого. «Место под Солнцем» никто не уступит. Раз Россия намерена лидировать и соответственно зарабатывать – значит, нужно быть конкурентоспособными.

Мы, со своей стороны, готовы вам помогать» – обещал Борис Грызлов.

 

Hosted by uCoz