07.10.07 Лев МОСКОВКИН, Наталья ВАКУРОВА

Книга в Москве

Алекситимия – анатомия скорби

Любовь и химия, виртуальная Эмили и серость оф лайна

Еще одна книга известного «Одиночеством в сети» польского писателя Януша Вишневского вышла в издательстве «Азбука-классика». Как и в предыдущем романе-бестселлере, автор показывает человека, живущего одновременно как в реальном, так и в виртуальном пространстве. Причем последнее назойливо преобладает над живой жизнью.

Герой романа «Продолжение судьбы» (пер. с пол. Л.Цывьяна. – СПб.: Издательский дом «Азбука» – классика, 2007 – 320 с., тир. 15 тыс.) – Марцин – мужчина среднего возраста, недавно похоронивший мать-инвалида, за которой ухаживал все последние годы ее жизни.

Одинокий, не лишенный привлекательности директор провинциального музея икон, начинает новую жизнь. Он осваивает интернет и начинает чатиться – просто общаться с родственниками близкими и дальними, с незнакомыми людьми. Особую роль автор отводит сюжетной линии, повествующей о судьбе брата Блажея, всемирно известного ученого, который занимается исследованием биохимических процессов, влияющих на эмоциональную сферу и психическое здоровье человека. Оказывается, многие люди не способны переживать и тем более выражать эмоции, и это в определенном смысле болезнь, называемая алекситимией. Однако вся жизнь как Блажея, так и других героев романа, показывает, что, даже зная о химическом происхождении эмоций, люди не перестают любить и страдать, не предохраняясь от этого. Автор доказывает, что чувства – это не синоним слова «эмоции», а нечто большее, определяющееся состояние души, а не психики.

...После неудачной любовной истории, случившийся, как водится, в студенческие годы, Марцина преследует необъяснимый страх. Приступы страха возникают волнообразно и позднее страдалец нашел в интернете объяснение. Страх связан с сексуальным желанием, подавляемым боязнью получить очередной удар от женщины. Страх и секс в человеческом мозгу сожительствуют. Реальных женщин Марцин избегает, но случай дает начало его общению в чате с некоторой Эмили. Чем оно закончится, проницательному читателю понятно заранее, но не будем раскрывать интригу романа. Читайте, книга заинтересует всех, кто задумывается о сути человеческих чувств и природе отношений, а также над вопросами любви реальной и виртуальной, ведь это так характерно для современного общества, где человек все чаще чувствует себя одиноким среди людей. Он избегает наслаждения физической близости и использует множество изобретенных цивилизацией суррогатов (у Стругацких это называется «Хищные вещи века») – от мастурбации до таблеток, заменяющих эндоморфины, поступающие в мозг при оргазме. Чувство страха и занятия бегом действуют аналогично. Есть еще публичная активность, такой «экспорт революции» на личном уровне. Впрочем, страны – как люди, и Польша назло России готова отдаться заокеанскому хаму.

Однако линия главного героя – лишь одна среди множества переплетений сюжетной сети, привычной для польской литературы. Автор талантливо и одновременно грамотно выписывает едва ли не весь спектр личностных проблем. Да и сам герой повествования – фигура явно сборная. Его находки в ситуациях щекотливых послужат если не инструкцией к применению, то по крайней мере источником юмора. Только появляется эта тема ближе к концу. Что-то в романе обязательно до слез зацепит буквально каждого читателя, дав человеку недвусмысленно понять простую избегаемую истину современного мира.

Истина в том, что мы не созданы для счастья, о котором столько говорим. Чувство перемен и сладкой боли доминирует над любовью и простыми человеческими радостями, которыми остается довольствоваться в мутном бесцельном блуждании по жизни с ее необозримыми возможностями. Причина, которую мы всегда находим – в пьяном безразличии мужа, зверствах службы безопасности, враче-психиатре – «русской суке», случайной гибели единственного ребенка, характере собственной матери, а затем ее болезни. На самом деле причина эта в нас, она выработана веками как готовность выживать в будущих концлагерях и гетто. Крамольная мысль по сути изложения: не будь того в природе человека, никакому диктатору не под силу загнать миллионы во рвы с автоматчиками наверху. Назойливое описания в романе чувств по поводу 11/9 отвлекает от несвежей мысли о роли циничной американской спецухи в мировой скорби. Причем в связи с тем, к чему мы не имеем отношения.

Странный роман сочетает описание молекул счастья, их изучает брат Марцина Блажей, и вариаций из жизни отсутствия этого самого счастья в жизни. Едва ли не единственной сбалансированной фигурой кажется фоновый персонаж старухи Секерковой. Как говорится, без закидонов. У нее даже имя есть – то ли Доброслава, то ли Магдалена. Религия, курево, выпивка возмещают отсутствие мужа и сына, но случайно оказывается, в прошлом и они были.

Оторваться от произведений Вишневского невозможно, они в новом качестве продолжают традиции польской литературы, небольшой по количественному вкладу, но великой по значимости, как это было с творчеством Станислава Лема, Ежи Ставинского, Станислава Дыгата и другими, не менее популярными. Новый автор опять типично по-польски соединяет научно-познавательный подход к природе человека с художественным изложением. В текст органично встроены истины, недоступные самим ученым – о тех, кто распределяет гранты на исследования: «А деньги в NIF делит мафия титулованных старцев, которые верят исключительно в химиотерапию. Они предпочитают травить людей старьем из шестидесятых годов. Они СПИД спутали с раком. Наихудший пример старческого слабоумия». Или о природе публичной активности людей: «Политики для него были людьми, которые в результате житейских поражений, когда уже ничего другого не оставалось, принялись за деньги обманывать людей». И далее идет исследование роли эндорфинов в природе страха и оргазма с выводами о причинах биологического омоложения политика. На троих мужчин во главе власти в Германии приходилось в общности 11 жен, одна моложе другой. В Польше такое невозможно. Может, в том и причина навязывания воли меньшинства большинству в этой истерзанной стране?

На том сакральном вопросе пандемического характера рецензия завершается, но продолжается жизнь. Популярный польский писатель являет собою ее изыски среди гримас. В Польше принято демонстрировать ненависть к России как символу советского прошлого, не любить евреев и ходить в церковь чаще, чем это делают в США. На уровне стереотипа к полякам приклеился штамп антисемитов, торгашей и спекулянтов. Новый представитель великой польской литературы живет в Германии, но хорошо говорит по-русски. В своем романе он среди прочего честно раскрывает все особенности отношений человека с богом, инвертируя вектор творчества от бога к человеку и низводя его где-то до уровня нейропептидов мозга. Вишневский конечно не критикует принятую на его родине религию, как мы пытаемся делать со своей, но сам факт безумной популярности его сугубо атеистических произведений в клерикализованной стране – факт удивительный.

На подходе новый роман Вишневского «Нужны ли мужчины этому миру?»

Hosted by uCoz