15-16.11.07
Лев МОСКОВКИН
Интервью
Грузия и
наблюдения на выборах: БДИПЧ ОБСЕ отказалось от
России под надуманным предлогом, в Грузии – руководят голосованием
Константин Косачев понял,
почему стандарты выборов не проходят на Запад, а Любовь Слиска готова обслужить
специалиста во всех вопросах Брюса Джорджа за счет Думы
Оппозиция в Грузии
вновь выйдет на улицы
Константин Косачев, интервью второму каналу
- Очевидно, что все
происходящее вокруг г-на Окруашвили выходит за рамки
общепринятых правовых норм. Если он критикует президента и действующую власть,
он тут же оказывается коррупционером, как только он по тем или иным причинам
замолкает, власть не имеет к нему никаких претензий. Так не бывает, и вообще
вот эта грузинская практика заключения сделок с правосудием не имеет никаких
аналогов в мире, это know-how
современной грузинской власти, эта позиция очень часто критикуется по существу
и в Парламентской Ассамблее Совета Европы и во многих других международных
организациях. Но выяснилось, что это не просто юридическая нелепица, но и
весьма эффективный инструмент для того, чтобы замалчивать оппозиционные
настроения и эту оппозицию преследовать. Понятно, что г-н Окруашвили
для действующей власти – это основная головная боль, он действительно может
консолидировать оппозицию, даже если формально не будет кандидатом в
президенты, поскольку не достиг установленного конституцией возраста. Понятно,
что власть и дальше будет делать все, чтобы держать его за пределами страны как
минимум, а как максимум – добиваться того, чтобы он молчал и не продолжал свои
разоблачения.
- (вопрос)
- Разумеется, это
прямое политическое давление. Из того, что пока произнес г-н Окруашвили, добрая половина информации была известна. Во
всяком случае, нам здесь в России были хорошо известны планы грузинского
руководства осуществить военную операцию в отношении
Южной Осетии и возможно Абхазии. Эта операция действительно готовилась весной.
Я напомню, что тогда очень остро на это реагировала Государственная Дума. У нас
все это время были вопросы к загадочным обстоятельствам загадочной гибели
прежнего премьер-министра Зураба Жвании, были многие
другие вопросы к действиям властей. Так что то, что произнес г-н Окруашвили, на самом деле большой новостью не является. Это
был холодны душ для всех тех, кто привык покрывать действия грузинских властей,
объявлять эти действия самыми демократичными в мире. Это пощечина заокеанским,
американским политтехнологам, которые выстраивали нынешнюю модель несуверенной демократии, а может быть, несуверенной
не-демократии в Грузии. И совершенно очевидно, что
кроме Окруашвили в Грузии есть много политических
деятелей, которые располагают соответствующей информацией, которые сейчас просто-напросто
запуганы и не решаются говорить то, что они знают.
- (вопрос)
- Я думаю, что
оппозиция вновь выйдет на улицы, потому что рамки подготовки к предстоящим
президентским выборам для оппозиции очевидно неудобны, дискриминационны, когда
практически все оппозиционные средства массовой информации
включая телеканал Имедия находятся под запретом,
говорить о свободе проведения избирательной кампании совершенно точно не
приходится. Поэтому условия и мотивы для массовых выступлений консолидированной
грузинской оппозиции далеко не исчерпаны. Я предполагаю, что люди будут
выходить на улицы Тбилиси и других грузинских городов до тех пор, пока не будут
обеспечены нормальные, прозрачные, соответствующие европейским стандартам условия
для проведения этих выборов. Пока таких условий нет и в помине.
- (вопрос)
- Пока в это трудно
поверить, потому что если этому каналу вновь дадут свободу действий, то разоблачения,
естественно, не прекратятся. Нынешняя грузинская власть действительно замешана
в очень-очень многих мягко скажем сомнительных деяниях и для этой власти
свобода прессы, что называется, смерти подобна. Я уверен, что 5 января никаких
кардинальных решений в обратном направлении совершенно точно в Грузии не
произойдет.
- (вопрос)
- Если этот
провозглашенный лидер действительно станет единым кандидатом от оппозиции, то
определенные шансы, пусть и небольшие, в тех невыгодных для оппозиции условиях,
о которых мы только что говорили, у оппозиции все-таки есть. Но я думаю, что
оппозиция в Грузии не сможет объединиться вокруг единого лидера, кандидатов
окажется несколько и они в конечном итоге растащат голоса тех, кто не хотел бы видеть Саакашвиши
президентом Грузии и таким образом Саакашвили
сохранит свою позицию. Это для меня, к сожалению, наиболее вероятный сценарий.
Я говорю к сожалению, потому что пребывание г-на Саакашвили на посту президента Грузии, это разумеется
суверенное дело Грузии, но оно совершенно точно не отвечает интересам
российско-грузинских отношений. Которые в последнее время были категорически
испорчены по вине, по инициативе грузинского руководства.
Константин Косачев: Мы эти выборы проводим для себя, а не для
международных наблюдателей
- Во-первых, это не
отказ ОБСЕ. Это отказ Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ
– это одна из организаций. Насколько я понимаю, Парламентская Ассамблея ОБСЕ в
Россию своих наблюдателей на наши выборы пришлет и таким образом организация разумеется будет представлена в процессе мониторинга в
необходимом объеме. В том, что касается решения Бюро, то это решение чисто
политическое, хотя не пристало исполнительному органу принимать подобного рода
решения. Когда нас упрекают в том, что мы дескать
слишком поздно направили приглашения для наблюдателей, то могу сказать, что
скажем Австрия на парламентские выборы в октябре прошлого года вообще не
приглашала наблюдателей БДИПЧ, Франция в июне этого
года направила такое приглашение за 17 дней до выборов, Греция в сентябре этого
года направила такое приглашение за 10 дней до выборов. Так что российское
приглашение более чем за месяц является в этом смысле абсолютно нормальной и
комфортной для наблюдателей практикой. В том, что касается дискуссии вокруг
виз, она вообще у меня вызывает большое удивление. Я знаю, что почти все
эксперты БДИПЧ имеют на этот счет либо
дипломатические паспорта, либо многократные визы. Но даже если кто-то не успел
оформить эти визы в срок, остающегося до 2 декабря времени более чем достаточно
для того, чтобы организовать качественное наблюдение за нашими выборами. Видимо
не нашлось у этих так называемых экспертов серьезных оснований для того, чтобы
по большому счету, что называется, придираться к нашему законодательству, к обстоятельствам
организации избирательной кампании и пришлось пытаться на ровном месте устроить
скандал. Но скандал не получается, ну не приедут эти наблюдатели в страну,
ничего страшного не произойдет. В конце концов, мы эти выборы проводим для нас,
а не для каких-то международных наблюдателей.
- (вопрос)
- Есть, скажем так, задание написать сочинение на предопределенную
тему о том, что российские выборы может быть даже и свободные, но совершенно
точно нечестные. Вот этот вывод можно уже предсказывать. Мы знаем, что именно в
этом направлении ориентируют сейчас многие международные организации
включая ОБСЕ и вот под этот заранее сделанный вывод нужно подгонять какие-то
действия. Одним из таких действий явилось вот это решение. Оно
действительно политическое, оно действительно конъюнктурное, оно не
соответствует мандату Бюро, потому что Россия является членом ОБСЕ, выплачивает
взносы в бюджет организации, разумеется, вправе требовать того, чтобы чиновники
из Бюро по демократическим институтам и правам человека отрабатывали те деньги,
которые поступает в бюджет этого бюро из общего бюджета организации это в том
числе и российские деньги. Мы были готовы принять этих наблюдателей, мы
были готовы организовать их работу, а они, что называется.
прогуливают. Вот так вот быть не должно. Я думаю, что
у российских представителей в ОБСЕ сейчас обязательно должна быть инициатива
постановки этого вопроса именно в таком ключе перед руководством Бюро по
демократическим институтам и правам человека, они нарушают свой мандат, они не выполняют
свои прямые служебные обязанности.
- (вопрос)
- Нет, я не вижу здесь
никакой прямой связи, но разумеется, есть общее
раздражение в среде наших западных партнеров тем, как Россия сейчас ведет себя
в международных делах. Мы ведем себя как самодостаточное,
самостоятельное, твердо отстаивающее свои национальные интересы страна. Кто-то
уже успел за последние два десятка лет от этого отвыкнуть. Ну что ж, придется
привыкать. Я думаю, что рано или поздно ситуация вернется в сбалансированное
положение и Россия будет восприниматься в мире точно так же как любая другая
суверенная держава.
Интервью Константина Косачева Льву Московкину
- Константин Иосифович,
почему международные наблюдатели могут ехать куда хочется,
не подчиняясь каким-то общим правилам? Что за первобытные правила?
- Практика
действительно первобытная, потому что общего документа просто нет. Мы неоднократно
предлагали, причем не только на уровне устных заявлений, а через совершенно
конкретные законодательные инициативы ввести здесь общие правила поведения и в
ОБСЕ здесь уже несколько лет находится внесенный Российской Федерацией проект
Европейской конвенции о стандартах проведения выборов, который разумеется включает в себя и подраздел международного
наблюдения за этими выборами.
- Это то, что Вешняков
продвигал?
- Совершенно верно. Мы
вносили этот проект и в ОБСЕ и в Совет Европы и в ряд других профильных
организаций. И мы знаем, что есть консолидированная позиция государств-членов
Европейского Союза, что такие единые стандарты не нужны, что они могут лишь
затруднить проведение мониторинга за выборами. А сейчас мы понимаем, почему это
происходит. Потому что эти стандарты оказываются различным в различных
ситуациях. Вот не пригласила Австрия наблюдателей и
никто об этом даже не знал. Не пригласила Польша наблюдателей, чуть было не
пригласила, возник некий мини-скандал. Россия
пригласила наблюдателей, в срок, в достаточном количестве, мы видим, как этот
скандал пытаются раздуть из мухи слона всеми доступным средствами. Это
происходит только в условиях правового беспредела, то
есть отсутствия четко прописанных правовых норм. То есть если мы говорим об
ОБСЕ как организации которая работает в равных для всех государств-участников,
то мы разумеется имеем точно такое же право как и
любая другая страна претендовать на равное отношение к себе.
- Я правильно понял,
что председатель ПА ОБСЕ Йоран Леннмаркер
придерживается скорее вашей точки зрения?
- Да, да. да.
Интервью Любови Слиска
Льву Московкину
- Любовь
Константиновна, кто такой Брюс Джордж, о ком вы говорили на встрече 15 ноября с
председателем ПА ОБСЕ Йораном Леннмаркером?
- Он у нас на всех абсолютно
мероприятиях участвует - Парламентской Ассамблеи НАТО, АзЭс,
ПАСЕ, ОБСЕ, он у нас главный оценщик результатов демократии, демократических
свобод, прав человека, свободы совести, свободы СМИ. То есть это главный
эксперт во всех абсолютно сферах. Очень эмоциональный человек, очень такой всегда
у него, я бы сказала, такой необъективный подход. Я об этом сказала. он не может быть объективным
оценщиком ситуации, потому что ясно человек выполняет или отрабатывает хорошие
деньги, вот и все.
- Наблюдатели ОБСЕ
собираются работать в пяти регионах - Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород,
Владивосток и Ростов на Дону.
- Да.
- Какие обязательства
несет российская сторона перед наблюдателями? Вы сказали, что готовы за счет
Думы пригласить Брюса Джорджа, но «лорда» Френка Джадда тоже обслуживали за счет думского бюджета?
- Я пошутила
конечно, мы никого приглашать не будем, решение принято. Это касалось Брюса
Джорджа, если он будет участвовать в БДИПЧ по мониторингу
по соблюдению прав и свобод человека.
- Напомните
пожалуйста, сколько приглашено?..
- Около ста человек.
- От ОБСЕ только?
- Да.
- Спасибо.