21.11.07
Лев МОСКОВКИН
Книга в
Москве
Красавчик с берегов Биры: дорога к
храму
Судьба
раввина в России круче, чем поэта. Граф Толстой стал известен еще и тем. что ездил к главному раввину России
учить иврит. Куда девался этот раввин, мало кто помнит, хотя событие было
историческим – его вместе с большим количеством евреев выселили из российских
столиц. Причиной стал новый генерал-губернатор Москвы, с непоняток
прилюдно перекрестившийся на золотой купол хоральной синагоги. Купол снесли,
только что построенную синагогу закрыли. Но евреи уехали
не все. Часть укрылась в бандитской Марьиной роще, куда полиция не совалась. В
1925 году, самый разгар советской антирелигиозной кампании, в Марьиной роще
по-русски срубили из бревен деревянную синагогу. О ней ниже.
До этого,
1 июля 1906 года большую хоральную синагогу открыли по указу министра
внутренних дел Петра Столыпина: «Именно потому, что русский не может быть
ненавистником инородцев, в том числе и евреев. Это будет противно природе
русского человека».
К
сожалению, ненависти и «инородцев» достаточно и в сугубо еврейской среде, по
этой причине творчески настроенные представители древнего народа вытеснены из
национальной сферы – от Самуила Маршака до Владимира Соловьева.
Счастливое исключение являет собою Лариса Токарь, автор-составитель
новой шикарно изданной книги о главном раввине России Адольфе Шаевиче (Дорога к
Храму. М.: РО КЕРООР, 2007, 240 с., тир. 2 тыс.).
Автор этой
книги уникален – Лариса никогда ни о ком не говорит что-либо негативное, хотя в
еврейской прессе, где мы ранее вместе работали, не принято было платить за
публикации даже в годы свирепой нищеты, когда международные еврейские
организации щедро финансировали национальное возрождение в России, а люди здесь
стоили дешево. Но было принято в глаза говорить сладости, а за глаза – гадости.
Тут каждый сам гений и кто что-то может, у того к рукам деньги прилипают. И все
друг друга не любят. Веселый Зиновий Коган, который отпевал жертву ГКЧП Илью
Кричевского, для них раввин ненастоящий и в построенную опальным Владимиром
Гусинским мемориальную синагогу на Поклонной горе из-за Когана другие раввины
не ходят. Синагогу, построенную в рамках примирения, евреи храмом не признали –
тут музей дореволюционного еврейства, музей Холокоста, и все.
Понятно,
что едва говорящий по-русски хасид Бер-Лазар,
признанный Путиным главным-кремлевским
для России, сумел отхватить синагогу в Марьиной роще, которая очень кстати
сгорела и под телекамеры федеральных каналов открыли новую кирпичную, не
слишком просторную. Но и надежды Кремля на его связи в Америке не оправдались.
При
Гусинском вопреки его попыткам остановить процесс, хасиды захватили большинство
возвращаемых еврейским общинам храмов. Бывших советских евреев это не слишком
трогало, настоящие евреи – советские, они должны уметь выживать и, когда их
топят, выплывают с рыбиной в зубах. Другие не выжили, интервью Фонда Спилберга
выявили закономерности в типе личности выживших после расстрельных рвов и
газовых камер. Они в массе слабо религиозны, любят водку и эффективно применяют
русский мат. А в новое лихолетье они вспоминали о своей национальной
принадлежности лишь когда надо было топать в синагогу
за гуманитаркой или подтверждением происхождения,
если русской жене приперло покинуть доисторическую родину ради исторической.
Снимать
там принято головной убор или надевать, знали не все. Из-за бывшей домашней
синагоги банкира Полякова (он строил и большую
хоральную) произошла драка израильских и американских хасидов. Современные
хасиды – в основном одна из семи ветвей, так называемые любавичские,
которые по жестким законам хасидизма не должны жить из-за отсутствия своего
наследственного раввина, но они принимают в свои ряды, как в комсомол. Не
возникло проблемы с религиозным законом и после трагедии, когда под нож
сумасшедшего попал работавший на кухне гастарбайтер.
По
понятным причинам всего этого в книге Ларисы Токарь нет и быть не может. Но она
во второй своей роли – журналиста – реализовалась в этой среде, оставшись
оптимистом. Собранная ею книга подтверждает величие автора, признающего талант
того, кто рядом. Книга совершенно необыкновенная. Качество издания подкреплено
его цельностью и завершенностью, оно представляет в необыкновенно интересном
ключе историю нашей страны – России, и в Москвы в ней, где Юрий Лужков выполняет завет из указа
Столыпина, делая все возможное, чтобы евреи не уезжали. Мэр привечает Шаевича,
своим интересом напоминая графа-писателя.
...Будущий
главный раввин СССР, а затем – России, Адольф Шаевич родился в Биробиджане и
вырос настоящим евреем (см. выше), каковым был только
скупой после сталинского искусственного отбора советский разлив древнего
народа. Его родители – Соломон Абрамович Шаевич и Татьяна Львовна Поляковская – приехали на комсомольскую стройку Еврейской
автономной области из Хабаровска. Учился Шаевич в Хабаровске, затем в 1972 году
приехал в Москву, где сначала «жил» на пляжах Серебряного бора, пробавляясь
игрой в карты. К холодам его приютили в синагоге. Учился в Венгрии, с 1980 года
работает раввином в Большой хоральной синагоге «на горке» – так в советское
время называли улицу Архипова, теперь Спасоглинищевский
переулок. В 1983 году Шаевича избрали главным раввином Москвы, а в 1989 –
главным раввином СССР.
Адольф
Шаевич продолжает дело московских раввинов Якова Мазе и Соломона Минора. На
должности раввина Большой хоральной синагоги он сменил Левина, затем в 1993
стал Главным раввином России, когда была введена эта должность. Это уважаемый,
вежливый и мудрый человек. В настоящее время безбожия и попранных идеалов
Шаевич – единственный раввин, напоминающий дореволюционных раввинов.
При
Адольфе Шаевиче восстановили купол синагоги, снесенный по приказу
генерал-губернатора, Великого князя Сергея Александровича, по недоразумению
перекрестившегося на купол синагоги.
Напоминает
Шаевич своих предшественников в том числе и в том, как
с их судьбой распорядилась история: Минор, дружбой с которым гордился Лев
Толстой, был выселен из Москвы в 1891 году вместе со всей свой паствой. Но
убрать Шаевича все же не удается.