ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

Институт социологии и управления персоналом

Кафедра рекламы

 

Методические указания к самостоятельной работе студента в аудитории под контролем преподавателя по дисциплине

«Средства массовой информации
в PR и рекламе»

для студентов специальности

«Реклама» – 032401 (350700)

«Связи с общественностью» – 030602 (350400)

 

ВВЕДЕНИЕ

Самостоятельная работа студентов в аудитории под контролем преподавателя подразумевает, прежде всего, выполнение заданий по каждой теме в соответствии с определенными критериями оценки, а также обсуждение работы в группе.

Дисциплина «Средства массовой информации в PR и рекламе» читается в 8 семестре, включающем в себя 10 учебных недель, из них три занятия отведены для самостоятельной работы (каждая третья неделя). В целом дисциплина включает в себя три основные тематические направления: СМИ как технологический инструмент связей с общественностью и рекламы; паблисити и взаимодействие организаций со СМИ; выбор медиаканала для размещения рекламных и PR сообщений в соответствии с целями коммуникатора и характеристиками целевой аудитории.

Занятия проводятся в соответствии со спецификой группы: для специальности «Реклама» акцент делается на размещении рекламы в СМИ, ее разновидностях и соответствии содержания рекламных сообщений направленности и стилю издания; для специальности «Связи с общественностью» задания касаются подготовки пресс-конференций, написания пресс-релизов и подготовки групповой дискуссии. Итоговая оценка выполнения самостоятельной работы является важной составляющей интегрированной оценки работы студента в течение семестра и основанием для допуска к экзамену.

 

ЗАНЯТИЕ №1.

Анализ пресс-релиза ( для групп связей с общественностью).

 

Студентам раздаются различные пресс-релизы с заданием оценить их содержание и структуру по следующим критериям:

-                    информационная насыщенность

-                    релевантность тематики

-                    тип информационного повода

-                    характер информации о фирме-организаторе

-                    структурированность

-                    язык и стиль текста

-                    наличие контактной информации

-                    оформление

Необходимо также учитывать тип пресс-релиза (информационный или аналитический) и дать свои предложения по формированию пресс-кита (бэкграундер, биографии, кейсы, справочная информация, фотографии, видеоприложения и т.п.)

 

ЗАНЯТИЕ №1

Анализ печатной рекламы (для групп рекламы).

Для выполнения этого задания студентам необходимо подготовить и принести на занятие различные издания, лучше журналы, содержащие рекламные сообщения различного типа. Выбрав для анализа одно или несколько рекламных сообщений, студент должен проанализировать их по следующим параметрам:

3.               тип рекламы (коммерческая, социальная, политическая)

4.               формат (текст, текст и фотографии, графика, коллаж и т.п.)

5.               креатив (идея, ассоциативность, образность)

6.               информационная составляющая

7.               эмоциональность

8.               интерактивность

9.               этика

10.          воздействие

Сначала задание выполняется письменно, а затем обсуждается в группе.

 

ЗАНЯТИЕ №2

Анализ заказных и PR-материалов в СМИ (для групп связей с общественностью).

Задание выполняется аналогично первому, однако к перечисленным

критериям оценки следует добавить оценку воздействия PR-материала на целевую аудиторию, предварительно охарактеризовав СМИ в соответствии с функциональной, тематической, жанровой и адресной направленностью, а также периодичностью издания и его соответствия критериям качественной или «желтой» прессы. При анализе важно указать, какие содержательные элементы текста указывают на заказной характер материала. Также необходимо оценить релевантность и предполагаемые эффекты публикации.

 

ЗАНЯТИЕ №2

Анализ телевизионной рекламы (для групп рекламы).

Студентам демонстрируются поочередно рекламные видеоролики различного содержания. Задача студентов определить типологическую группу, к которой относится данный рекламный ролик, и оценить его по следующим критериям:

-                    соответствие целям рекламодателя

-                    идея (степень креативности, небанальность)

-                    аудиовизуальное решение (использование изобразительно-выразительных средств)

-                    ассоциативность

-                    драматургическое решение

-                    рекламный слоган

-                    этичность

-                    воздействие.

Если ролик входит в состав рекламного сериала или демонстрируется несколько его разновидностей, необходимо оценить оправданность данного решения и его предполагаемую эффективность.

 

ЗАНЯТИЕ №3

Групповая дискуссия на актуальную тему (проводится в группах обеих специальностей).

Дискуссия является не только жанром журналистики, но и важной составляющей профессиональной деятельности в сфере массовых коммуникаций. Владение этим жанром, умение грамотно вести полемику, аргументировать свои доводы и убеждать аудиторию необходимо всем, кто выбрал своей специальностью связи с общественностью или рекламу.

Подготовка к проведению дискуссии проводится в два этапа. Вначале выбирается тема, которая должна быть актуальной, релевантной и дискуссионной в своей основе — то есть предполагать наличие диаметрально противоположных точек зрения на предмет дискуссии.

Далее определяется круг проблем, которые будут обсуждаться в ходе дискуссии. Желательно выбрать из состава студентов ведущего-модератора, который будет предоставлять слово участникам и следить за регламентом.

Проведение дискуссии возможно с использованием видеозаписи для последующего просмотра и обсуждения.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

Институт социологии и управления персоналом

Кафедра рекламы

 

Методические указания к самостоятельной работе студента в аудитории под контролем преподавателя по дисциплине

«Теория и практика средств массовой информации»

для студентов специальности

«Реклама» – 032401 (350700)

«Связи с общественностью» – 030602 (350400)

 

Введение

 

Выполнение самостоятельной работы студентами необходимо для закрепления теоретического материала, полученного на лекциях, а также для приобретения навыков практической работы в рамках изучаемой дисциплины.

Дисциплина «Теория и практика средств массовой информации» предполагает ознакомление студентов с основами теории журналистики и овладение профессиональными подходами к анализу материалов СМИ и созданию собственных текстов, различных по тематике и жанровой структуре

Тематическая структура журналистских текстов строится на основе классификации предметных сфер действительности и включает в себя следующие тематические блоки:

 

1. Политика

2. Экономика, производство, бизнес

3. Финансовая сфера

4. Торговля, реклама товаров и услуг

5. Социальная сфера (образование, здравоохранение, социальное страхование)

6. Наука, инновационные технологии

7. Культура и искусство

8. Природа, экология

9. Статистика, демография

10. Личность, семья

 

Данная предметно-тематическая классификация помогает правильно выбрать и сформулировать тему журналистского материала, которая должна удовлетворять следующим требованиям:

-        быть актуальной, то есть своевременной и общественно-значимой

-        быть релевантной, то есть соответствовать интересам и ожиданиям целевой аудитории

-        быть небанальной (содержать новую информацию).

Внутри каждой темы должна быть выделена конкретная проблема, о которой пойдет речь. Также автору необходимо четко осознавать цель (задачу) своего обращения к аудитории.

Тема — проблема — задача — такова краткая формула подготовительного этапа работы над журналистским сообщением.

Далее необходимо понять, какой информационный повод будет использоваться для публикации материала. Существует три типа информационных поводов:

1.                 Событийные — связанные с конкретным неинициируемым событием.

2.                 Организованные – инициированные с целью информирования или воздействия на массовое сознание.

11.             Календарные – являющиеся разновидностью организованных, но имеющие специфику в виде «привязки» к какой-либо знаменательной дате, празднику или юбилею.

 

При выборе жанра следует руководствоваться функциональной классификацией, на основании которой все жанры разделяются на три большие группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические.

К информационным жанрам относятся: информационная заметка, информационный отчет, корреспонденция, информационное интервью и событийный репортаж.

В группу аналитических жанров журналистики входят: аналитический отчет, аналитическая корреспонденция, комментарий, аналитическое (тематическое) интервью , аналитический («специальный») репортаж, рецензия, аналитическая статья и журналистское расследование.

Группа художественно-публицистических жанров включает в себя очерк, эссе, лирический репортаж, а также сатирические жанры — фельетон, памфлет и сатирический комментарий.

 

В процессе выполнения самостоятельной работы необходимо также учитывать критерии оценки изучаемых жанров, которые указаны конкретно для каждого занятия.

Оценка выполнения заданий дается непосредственно на занятии и включает в себя три

составляющие: самооценку, оценку группы, выработанную в ходе обсуждения, и оценку преподавателя. Итоговая оценка самостоятельной работы студента определяет уровень его теоретической и практической подготовки и учитывается при принятии решения о допуске к экзамену.

 

 

ЗАНЯТИЕ № 1.

 

Анализ информационной заметки.

Цель занятия — научиться грамотно анализировать журналистские новостные материалы, опубликованные в прессе или в сетевых информационных изданиях. Для этого у каждого студента должен быть текст заметки, которую необходимо внимательно прочитать и оценить по следующим критериям:

-        новизна (небанальность) информации

-        актуальность

-        достоверность

-        релевантность

-        декодируемость

-        оценка заголовка

-        язык и стиль

-        общая оценка заметки по пятибалльной шкале.

В ходе анализа следует помнить, что тематика журналистского материала определятся информационной повесткой дня, в этом смысле новизна коррелирует с оперативностью. Понятие «актуальность» включает в себя своевременность и общественную значимость темы. Достоверность сообщения можно определить по таким критериям, как ссылка на источник информации, цитирование, приведение в тексте конкретных названий, имен и фамилий, цифр и статистического материала. Интегрированным критерием достоверности является доверие к изданию в целом, если оно зарекомендовало себя как качественное СМИ в восприятии целевой аудитории. Декодируемость означает доступность языка заметки, отсутствие в тексте непонятной терминологии, усложненных синтаксических и стилистических конструкций. Оценивая заголовок, необходимо учитывать, с одной стороны, его яркость и привлекательность, с другой — его соответствие содержанию заметки. Нередко погоня за нестандартностью заголовка приводит к полной его неадекватности тому, о чем говорится в тексте. Однако использование в заголовке метафор, крылатых слов и выражений, неологизмов и окказионализмов, в том числе графических, является эффективным способом привлечения внимания читателей и в большой степени гарантирует прочтение текста всей информационной заметки. Язык и стиль заметки анализируется аналогично с учетом требований, предъявляемых к публицистического стилю.

Оценивая информационную заметку, необходимо помнить, что новостной материал должен дать ответ на три вопроса: что произошло, где и когда. В заметке не должно быть авторских оценок, анализа и комментариев, так как главным требованием к новостям в журналистике является их объективность

 

ЗАНЯТИЕ №2.

Написание текста информационной заметки.

Для выполнения данного задания в аудитории студентам предлагается на выбор несколько коротких сообщений с новостной ленты, которые необходимо привести в соответствие с требованиями к содержанию и структуре информационной заметки (см. занятие №1) и написать текст объемом не более двух-трех абзацев с заголовком и соответствующим вступлением. Вступление, или лид (лидер-абзац), бывает нескольких типов. Различают вступление «зонтик», когда в первом предложении дается ответ на все три вопроса (что, где, когда), например: «Вчера в Музее современного искусства открылась выставка произведений Марка ШагалаДостаточно часто используется так называемое частное, или тематическое вступление, в котором затрагивается лишь один аспект темы, а на остальные вопросы дается ответ в основном тексте заметки, например: «Вчера в Москве открылась выставка, которую очень долго ждали любители живописиСуществует и такой тип вступления, как вступление-вопрос: «Знакомы ли вы с произведениями Марка Шагала? Если нет, то срочно заполните этот пробел и посетите открывшуюся вчера выставку в Музее современного искусстваКогда автор не в самом начале заметки дает информацию о событии или факте, а предваряет ее неким отвлеченным либо лирическим рассуждением, то мы имеем дело с так называемым отложенным вступлением. В практике телевизионных новостей встречается тип вступления, называемый вступление-бросок. С помощью такого вступления осуществляются переходы от одного новостного сюжета к другому: «И снова о политике.»; «А теперь — о погоде.» и т.п.

При написании заметки необходимо учитывать, что этот лаконичный жанр включает в себя заголовок, лидер-абзац и собственно содержательную часть. Заключение, как правило, отсутствует. В ходе обсуждения текстов на занятии обязательно оценивается язык заметки, его соответствие определенному функциональному стилю. Сравнение текстов, написанных на одну и ту же тему разными авторами способствует выявлению как содержательных, так и структурных особенностей. Метод сравнения помогает адекватно оценить сильные и слабые стороны текста, что делает процесс обучения более эффективным.

 

ЗАНЯТИЕ №3.

Подготовка и проведение личностного журналистского интервью.

Самостоятельная работа по теме «Интервью как жанр журналистики и как способ получения информации» проходит в два этапа: сначала студенты готовят интервью на раскрытие личности собеседника, затем — тематическое интервью. В том и другом случае предварительно должен быть подготовлен вопросник из 10 — 12 вопросов, которые должны быть сформулированы в соответствии с целью и задачами интервью. Для личностного интервью необходимо подготовить вопросы на самые разные темы, раскрывающие различные стороны и качества личности собеседника,. В начале диалога следует представить интервьюируемого, задать ему один-два контактных вопроса и только потом переходить к так называемым программным вопросам. Среди них могут быть как прямые, так и косвенные вопросы. Наиболее эффективными в плане раскрытия личности являются прожективные вопросы, строящиеся по принципу «если бы ... , то ...»: «Если бы Вы отправились на необитаемый остров, какие три самые необходимые вещи Вы бы взяли?», или: «Если бы Вас избрали Президентом России, какой первый Указ Вы бы подписали?».

Следует помнить о драматургии интервью. Порядок вопросов не должен быть произвольным, он должен быть продуман не только с точки зрения содержания, но и с точки зрения психодинамики интервью, которую студенты имеют возможность наблюдать и анализировать в ходе проведения интервью на занятии. После того, как каждый задал свои вопросы и выступил в качестве интервьюируемого, проводится обсуждение интервью и рейтинг вопросов. Занятие по данной теме также включает в себя демонстрацию учебных видеофрагментов, показывающих типичные ошибки интервьюеров , и рекомендации по эффективному проведению интервью.

 

ЗАНЯТИЕ №4.

Тематическое интервью.

В отличие от личностного, тематическое интервью предполагает раскрытие какой-либо темы с помощью вопросов, адресованных человеку, являющемуся экспертом в той или иной области. Обычно интервьюер предупреждает собеседника о том, какие проблемы будут затрагиваться в интервью, но точный список вопросов не дает — иначе интервью получится отрепетированным и неинтересным. В тематическом интервью важен ход мысли человека, процесс диалога, рождающегося непосредственно на наших глазах. Это качество — симультанность происходящего и его восприятия — характерно прежде всего для телевидения и является важной составляющей специфики телевидения как медиа-канала. При подготовке интервью для прессы важна не только последовательность вопросов, но и точная расшифровка ответов, записанных на диктофон. В аудитории студенты имеют возможность самостоятельно подготовить интервью на заданную тему.

Работа проводится в два этапа. Вначале студентами предлагаются темы, затем из всех тем путем голосования выбираются три или четыре наиболее интересные и актуальные с точки зрения группы. Именно из этих тем каждый выбирает одну и составляет вопросник из 10-12 вопросов. Затем проводятся интервью. Каждое обсуждается с учетом следующих критериев: формулировка вопросов, контакт интервьюера с собеседником, умение слушать и задавать вопросы не из заранее подготовленного списка, а по ходу диалога, психодинамика интервью, ролевое поведение партнеров, стиль ведения интервью. Названные критерии оценки интервью предлагаются в лекционном материале, и данная самостоятельная работа предоставляет возможность студентам на практике проверить теоретические положения и приобрести навыки подготовки и ведения интервью, что является профессионально важным умением для специалистов, работающих в области связей с общественностью и рекламы.

 

ЗАНЯТИЕ №5.

Подготовка устного комментария.

Комментарий — аналитический жанр журналистики, в котором содержится авторская оценка рассматриваемой проблемы. Самостоятельная работа студентов заключается в выборе темы комментария, разработке проблематики и составлении плана устного монолога, который затем произносится перед аудиторией (группой) и оценивается по следующим критериям: содержание, структура, эмоциональность, интерактивность.

Содержание выступления должно отвечать известным требованиям устного публичного монолога: быть информационно насыщенным, небанальным, включать аргументацию, построенную на использовании методов дедукции и индукции, использовать ссылки на источники и авторитетные мнения, учитывать масштаб проблемы и близость ее к аудитории.

Структура комментария подчиняется общим правилам построения текста, который должен иметь вступление (описание проблемы, история вопроса), основную часть, желательно структурированную по отдельным аспектам рассмотрения проблемы, кульминацию в виде четко высказанного мнения или парадоксального суждения, заключительную часть в форме вывода или вопроса, если текст с открытым финалом.

Эмоциональность выступления является важной составляющей воздействия на аудиторию и должна быть адекватна теме. Важно соблюдать меру в выражении эмоций, так как излишняя эмоциональность так же, как и ее отсутствие, не способствует эффективности комментария.

Под интерактивностью в данном случае имеется ввиду контакт с аудиторией, взаимодействие со слушателями, выражающееся в обращениях и вопросах к аудитории, использовании приемов идентификации и зеркализации, а также в ответах на возможные вопросы или реплики из зала.

Комментарий, подготовленный для публикации в СМИ, носит опосредованный характер и имеет специфические характеристики в зависимости от медиа-канала. Так, для письменного комментария в прессе необходим более глубокий анализ и использование соответствующих лексико-стилистических ресурсов; для радиокомментария — владение паралингвистическими средствами выражения, такими как интонация, темп и ритм речи; для телевизионного комментария наряду с содержательными характеристиками очень важны невербальные каналы коммуникации, а также пространственно-временные особенности визуального ряда — план, ракурс и монтаж во всех его разновидностях.

Очень эффективным методом обучения в данном случае может быть использование видеосъемки выступлений с последующим просмотром и обсуждением в группе.

 

ЗАНЯТИЕ 6.

Написание рецензии.

Рецензия отличается от всех остальных жанров журналистики объектом отображения. Если другие жанры отражают окружающую действительность, то рецензия является, если можно так сказать, «отражением отраженного», то есть рассматривает какие-либо произведения искусства и литературы, а также телевизионные передачи, художественные выставки и музыкальные диски. Для того, чтобы грамотно написать рецензию, необходимо знать требования к ее содержанию и структуре, В отличие от аннотации, в рецензии всегда дается авторская оценка рецензируемого произведения, Для того, чтобы развернуто и в полной мере обоснованно высказать эту оценку, следует сказать не только о самом произведении и его жанре, но и об авторе, Читатель должен узнать, какие еще произведения данного автора известны, каково направление его творчества, в чем специфика его нового произведения. Никогда нельзя пересказывать сюжет рецензируемой книги или фильма, однако в общих чертах сказать о содержании необходимо. Говоря о фильме, надо охарактеризовать в целом творчество режиссера, назвать актеров, исполняющих главные роли, упомянув о том, по каким предыдущим фильмам они могут быть знакомы зрителю. Очень важно аргументировать свою оценку. Если она негативная, не следует допускать издевательских или высокомерных высказываний, лучше использовать иронию или юмористические средства и всегда соблюдать нормы профессиональной этики. Структура рецензии практически не отличается от обычной схемы: заголовок — лидер-абзац — вступление — основная часть — заключение. Заголовок не должен повторять название рецензируемого произведения, но может содержать либо какое-то слово из его названия, либо носить ассоциативный характер для чего нужно в целом представить главную идею произведения, характер центральных образов или смысловую составляющую самой рецензии. Лидер-абзац рецензии — это, как правило, выделенные шрифтом выходные данные: фамилия автора или режиссера, название, год издания (или выхода на экраны), издательство (студия) и т.п. Вступление должно содержать сведения о направлении творчества автора и о жанре, возможно с историческими реминисценциями, Содержательная часть аргументированно подводит к авторской оценке. Заключение обычно служит своеобразным итогом — рекомендацией для читателей или зрителей, основанием для которой должно быть четкое представление о целевой аудитории данного произведения.

Самостоятельная работа, посвященная написанию рецензии, проходит в три этапа:

1.                 Выбор произведения (книги, фильма, театрального спектакля, художественной выставки, телевизионной передачи или музыкального диска).

2.                 Написание текста рецензии.

3.                 Чтение и обсуждение рецензии в группе.

Возможен и другой вариант самостоятельной работы, когда всей группе демонстрируется какой-либо фильм, а затем все пишут на него рецензию с учетом перечисленных выше требований.


Министерство образования

Российской Федерации

Государственный университет управления

Кафедра рекламы

 

Методические указания

к практическим занятиям по дисциплине

«СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В PR И РЕКЛАМЕ»

 

 

для специальностей:

реклама –

связи с общественностью –

 

Составитель

Н.В. Вакурова — кандидат филологических наук, доцент

 

Курс «СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В PR И РЕКЛАМЕ» является профилирующей дисциплиной в обучении специалистов Public Relations. Курс читается в VII-VIII семестрах и включает в себя следующие направления:

1. Основы коммуникационного менеджмента;

2. История развития PR и рекламы в отечественных СМИ;

3. Реклама в СМИ переходного периода;

4. СМИ как технологический инструментарий PR;

5. Media Relations как взаимодействие пресс-службы и рекламного отдела редакции СМИ.

 

Курс включает в себя также самостоятельную внеаудиторную работу студентов. В программу семинарских занятий входят:

1. Обзоры печати;

2. Устное рецензирование теле- и радиопрограмм;

3. Обсуждение практических работ студентов;

4. Сообщения студентов по темам курсовых работ (обзор литературы и исследование журналистских публикаций);

5. Обсуждение письменных внеаудиторных заданий (анализ публикаций различных жанров и собственные материалы, подготовленные к публикации).

 

Курс завершается сдачей экзамена в соответствии с тематикой учебной программы, а также защитой курсового проекта.

 

Практические занятия проводятся в соответствии с темами учебной программы и включают в себя следующие формы.

 

I. Обсуждение домашних заданий в группе.

II. Деловая игра в форме пресс-конференции.

III. Практикум по речевому воздействию на аудиторию.

 

I Домашние задания

В течение VIIVIII семестров должны быть выполнены следующие домашние задания.

1. Комментарий на актуальную тему. Объем 1-1,5 стр. текста (1800-2700 знаков).

Комментарий должен соответствовать следующим требованиям:

- актуальность темы;

- декодируемость;

- выражение собственного мнения по актуальным вопросам;

- компетентность;

- ассоциативность;

- верифицируемость (комментарий должен вызывать доверие у читателя);

- четкость авторской позиции.

 

2. Рецензия на книгу, фильм, выставку. Объем 1-1,5 стр. текста (1800-2700 знаков).

Требования к написанию рецензии:

- указание выходных данных;

- анализ произведения с указанием жанра;

- наличие авторской оценки;

- уровень интерпретации, соответствующий уровню анализируемого произведения;

- рекомендации для читателя.

 

3. Три темы для аналитических статей. Объем до 1 стр. текста (до 1800 знаков).

С помощью этого задания студенты учатся правильно выбирать и обосновывать тематику журналистских материалов.

Разработка тем для аналитических статей должна быть представлена письменно с обоснованием актуальности и вариантами журналистского решения.

 

4. Анализ статей разных типов: общетеоретической, практико-аналитической, полемической. Объем 1-1,5 стр. текста (1800-2700 знаков) с приложением анализируемой статьи.

В задании должен быть представлен анализ статьи по выбору студента из качественного делового журнала.

Критерии анализа:

- тип аналитической статьи;

- методы анализа журналистом освещаемой проблемы;

- структура статьи;

- характер заголовка;

- наличие признаков, характерных для заказных материалов.

- общая оценка.

 

5. Журналистское расследование в прессе и на телевидении (написание рецензии и анализ).

Критерии анализа журналистского расследования:

- наличие в материале принципиально новой информации, возможность публикации которой связана с деятельностью журналиста в процессе расследования;

- указание методов расследования (опрос свидетелей, использование конфиденциальной или инсайдерской корпоративной информации, сведений, полученных посредством вторжения в частную жизнь, использование видеоматериалов «скрытой камеры», проведение различного рода экспериментов и спровоцированных ситуаций, драматизация или имитация хода экстремальных событий);

- выраженность независимой позиции журналиста, подкрепленной полученными им сведениями;

- эффективность расследования;

- этика расследования;

- наличие признаков использования СМИ в корпоративной или политической борьбе (заказные материалы).

 

6. Анализ пресс-релиза (в составе media-kit) по выбору студента. Объем до 1 стр. (до 1800).

- объем и форма построения пресс-релиза, оценка формальных признаков (использование различных шрифтов и логотипов, наличие картинок и различных элементов оформления, наличие обращения);

- наличие необходимой журналисту информации с указанием места, времени, смысла и названия события, точного названия организатора и ведущего (фамилии, имена и основные должности);

- приведение краткого back-ground и сведений о будущих мероприятиях того же характера или тех же организаторов;

- наличие реквизитов пресс-службы (авторов пресс-релиза) для получения дополнительной информации;

- отражение в тексте пресс-релиза личной или корпоративной позиции, также информации рекламного характера или внутрикорпоративной адресности, которая не может быть использована в авторском журналистском материале (отмечается как недостаток).

 

7. Имидж ньюсмейкера в СМИ.

Письменный (с разработкой методики) анализ речевого воздействия на примере выступлений политиков:

- харизматичность;

- использование вербальных приемов воздействия (убеждение, внушение, психологические техники);

- использование невербальных приемов (кинесика, проксемика и паралингвистика);

- наличие публичной позиции ньюсмейкера;

- соответствие или несоответствие публичного имиджа реальной личности .

 

II Деловая игра «пресс-конференция»

В группе моделируется ситуация пресс-конференции посредством ролевой игры с участием трех сторон: «ньюсмейкер», ведущий («пресс-секретарь» ньюсмейкера), «журналисты». Возможно приглашение на роль ньюсмейкера достаточно известного представителя политической или культурной сферы. Деловая игра проводится в точном соответствии с регламентом реальной пресс-конференции: ограниченность времени, представление «журналистов» от имени конкретного СМИ и т.д.

Участие в деловой игре оценивается по степени активности и адекватному выполнению заданных ролей.

 

III Практикум по речевому воздействию на аудиторию

Практикум включает в себя следующие формы:

- монолог на предложенную тему;

- устный комментарий (экспромт) к цитатам и крылатым выражениям;

- Использование методов убеждения в имитации устной рекламы по предложенной преподавателем теме;

- использование методов эмоционального воздействия на аудиторию с использованием различных методов обращения к аудитории, самоидентификации, объективации собственного состояния и состояния слушателей;

- использование языковых (лингвистических) средств в монологе.

 

По окончании семестра преподавателем дается общая оценка практической работы каждого студента группы с учетом выполнения всех указанных заданий. Студенты, не выполнившие задания, не допускаются к сдаче экзамена по теоретическому курсу.

Hosted by uCoz