12.01.08 Лев МОСКОВКИН
Интервью
Конвенция ООН о борьбе
против табака находит единодушное одобрение в Госдуме пятого созыва. С опозданием
правительство РФ приняло решение внести ее на ратификацию. В пятой Думе нет
депутатов, которые ранее указывали на коварность планов транснациональных корпораций,
которые лоббируют борьбу за национальные рынки в форме PR-кампаний по борьбе
против вредных привычек. В третьем созыве «яблочник» Алексей Мельников представил
журналистам информацию о том, что фракция СПС использовала в качестве законодательных
поправок по акцизам рекомендации Института Гайдара, который в свою очередь
просто перевел на русский разработки British-American Tobacco. В чем их суть,
досконально изучил Алексей Митрофанов. Это часть масштабного плана разрушения
отечественной табачной промышленности компаниями, которые терпят колоссальные
убытки у себя на родине, прежде всего в США, и вынуждены завоевывать «развивающиеся
страны». Речь идет прежде всего о динамике проведения
через национальные парламенты поправок по разрешению и затем запрету рекламы, по
ограничению смол и никотина, по сочетанию адвалорной и специфической ставок
акциза в пользу дорогих сигарет под американскими брендами.
Митрофанов утверждал,
что сигареты дорогих американских марок поступают в Россию из Турции, качество
их не лучше, чем у вытесняемой продукции отечественных марок.
Параллельно эксперты
фракции «Единая Россия» выявили общий подход в лоббировании интересов т.н.
экономически развитых стран, принятый в 1988 году Вашингтонским консенсусом. Тогда
еще вряд ли можно было предвидеть масштаб предстоящего кризиса США в новом веке.
В итоге под давлением этой страны Запад вынужден поддерживать ситуацию неопределенности
в отношении к России, которая выполняет обязательства по ВТО, но ее не
принимают, чтобы не исполнять встречных обязательств к нашей стране, и
пропускают вперед Украину для затягивания переговоров. Понятно, что Украина,
как и Польша, имеет значительные интересы в России, в т.ч. по алкоголю.
Борьба с алкоголем при
Горбачеве была проведена в период опасной открытости страны и привела к тому,
что к нам хлынул через «осетинскую трубу» некачественный спирт
включая турецкий. И сейчас актуальным является подъем отечественной
промышленности и мобилизация занятости населения, без чего борьба с алкоголем или
табаком выглядят продолжением издевательских экспериментов над населением.
Депутат пятого созыва
Госдумы Валерий Драганов осветил ситуацию
всесторонне, комментируя в интервью нашему корреспонденту предстоящую ратификацию
Конвенции против табака. В четвертом созыве Драганов
возглавлял комитет по экономической политике, В пятом созыве он будет работать зампредом
в комитете по энергетике и его можно понять: значительные усилия законодателей способствовали
оздоровлению алкогольного рынка, но наладить его контроль в полной мере не
удалось из-за бесконечно торпедирования ЕГАИС. Остаются
проблемы с лоббированием на табачном рынке.
Ранее для этого были
приняты разработки жест
- Валерий Гаврилович,
когда может быть ратифицирована Конвенция ООН против табака?
- Поскольку правительство
приняло решение, думаю, дело за техническим оформлением соответствующего
постановления правительства. Они приняли положительное решение
и я думаю, что в течение недели-двух законопроект будет внесен.
- Я вынужден выступать как
адвокат дьявола, коль Митрофанова нету в пятой палате.
Ведь это ж передел рынка, а не борьба с табаком?
- Нет, вы знаете,
передел рынка перманентно происходит по объективным и субъективным причинам. В
данном случае объективная причина связана с необходимостью уважения
международной нормы. Причем я не случайно сказал, когда мы принимали
законодательство о рекламе, пытались ужесточить, запретить рекламу, в частности
табака, нам говорили: не надо торопиться, вот к Конвенции присоединимся, потом
начнем. Я тогда говорил: время пройдет очень быстро. И вот оно прошло, мы опять
оказались не готовы. А сейчас да, это не только морально-психологические, но и
финансовые имеет последствия. Мы должны определиться, какой табак должен курить
наш народ – дешевый или дорогой. Или скажем так: слишком дешевый,
что недопустимо, а значит плохого качества, или дешевле, чем на Западе, но
дороже, чем нижняя сейчас ставка.
- Я исхожу из того, что
аргументы известны: все равно с Запада поступает табак тоже низкого качества?
- Нет, это тоже вчерашний
день. Сегодня табачные компании сильно прозрачны, самодостаточные
компании. Более того, бывшие нерезиденты давно уже практически ассоциируют себя
с отечественными производителями, поскольку хотя они
владеют этими брендами, табак все равно производится здесь. Они заинтересованы.
Самые продвинутые компании тогда выступали за то, чтобы быстрее Конвенция была
подписана. Наши же отсталые по принципу нашему чисто
русскому...
- Объемный вопрос:
прежде чем отнять у людей табак, надо дать им занятость?
- Никто не отнимает у
людей табак. Я думаю, финансовые последствия, связанные с ценообразованием,
будут незначительны. Я думаю, что правительство должно найти возможность «мягкой
индексации». Вопрос о том, кто заплатит за это, я думаю, что бизнес заплатит. Я
всегда говорил, что бизнес не должен платить по всякому случаю. Но в данном
случае именно бизнес должен платить, потому что бизнес должен соблюдать
международные соглашения.
- Вы отвечаете очень
профессионально. Но если б вы еще сказали о проблеме борьбы со стрессами, об
обеспечении занятости, без чего нельзя у людей отбирать сигарету или бутылку?
- Я к этому и иду.
Расширение числа рабочих мест и создание новых производств имеет сейчас
неплохую позитивную тенденцию. Но еще она, скажем, крайне незначительна, чтобы
сказать, что вот есть альтернатива вредным привычкам. В Москве – да, в Питере –
да, в крупных городах – да. В отдаленных центрах по-прежнему алкоголь и табак
является камнем преткновения культурного развития, вообще развития человека. Поэтому безусловно нужно наращивать финансовые усилия для
создания рабочих мест, вместе с которой будет наращиваться и культура
потребления, в том числе и табака.
- Спасибо.