В конце текст законопроекта изменений УПК и пояснительная записка к нему

 

07.02.08 Лев МОСКОВКИН

Охотный ряд

Монетизация совести – 122-ФЗ: вторая серия

Думская пятница – большой день работы с правительством, сказал накануне вице-спикер нижней палаты Олег Морозов. Получается, что принятый прошлой весной бюджет-трехлетка переписан под предлогом исполнения поручения президента о повышении выплат.

С 1 февраля повышается на 14% зарплата бюджетников. На 9% – выплаты военным и госслужащим, второе повышение в октябре. Поднимут часть пенсии, индексируют пособия на рождение ребенка и по уходу за ним.

О чем умолчал вице-спикер, сказал экономист Михаил Делягин. Минфин переделал бюджет, поднял прогноз по нефти на 40%, нефтедоллары пойдут монополиям и коррупции.

Дума опять загнана правительством в тупик. Пакет объемных запутанных законопроектов внесен максимально поздно, он кардинально меняет бюджет, фактически сваливая поручение президента на регионы. Морозов вынужден поддерживать: правительство действует в рамках Бюджетного кодекса.

БК был продавлен в том же формате.

Предполагалось принять пакет во всех чтениях, но решили разобраться в предложениях Минфина. Обещают скандальные законопроекты принять сначала в первом чтении, затем три дня на поправки и 15 февраля одобрить в окончательном виде.

Хотя все возможно, правительство из штанов выскочит, чтоб свернуть дискуссию и провести задуманное.

 

Сообщения

 

Депутат не пустит в закон эротические фантазии

«Давайте не будем наши эротические фантазии писать в законах» – заявил председатель думского комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Валерий Комиссаров при обсуждении на заседании комитета два законопроекта самого молодого депутата Госдумы Роберта Шлегеля («Единая Россия»). Шлегель предложил внести изменения в закон «О СМИ» и в Кодекс РФ об административных правонарушениях, позволяющие сотрудникам правоохранительных органов штрафовать на сумму до тысячи рублей тех, кто в общественных местах читает журналы и иные издания эротического и порнографического характера. Автор инициативы предлагает запретить продавать эротическую продукцию без непрозрачной упаковки и всех выходных данных. Второй законопроект дает возможность за клевету, которая неоднократно появлялась в течение года в том или ином издании, закрывать это издание по решению суда и после соответствующих предупреждений.

При обсуждении законопроектов член комитета Станислав Говорухин напомнил, что ранее при обсуждении подобных поправок в комитете по культуре демонстрации около Думы стояли.

Первый зампред комитета Сергей Капков («Единая Россия») отметил, что эротика – это не только фотографии, которые публикуются в газетах, но и тексты.

Комитет рассмотрел инициативы Шлегеля в предварительном порядке, предполагается, что на обсуждение палаты они могут быть вынесены не ранее апреля.

 

БДИПЧ не хочет подтверждать выборы в России

Председатель комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов считает, что отсутствие представителей ОБСЕ не делает выборы нелегитимными.

Об этом он заявил журналистам в своем комментарии к отказу от наблюдения на выборах президента России, поступившему сегодня от главы Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) Кристиана Штрохала из Варшавы.

«В очередной раз БДИПЧ ОБСЕ отказывается послать в Россию наблюдателей за выборами, придравшись к формальным моментам. При этом, вместо присущего сегодня европейской политической культуре диалога, руководство БДИПЧ в недопустимой форме поставило России ультиматум» – сказал сенатор-международник.

Он считает, что для международной организации такого масштаба это решение недостойное. Кроме того, подчеркнул Маргелов, это невыполнение служебного назначения ОБСЕ.

«Ведь если бы российская Центральная избирательная комиссия не хотела видеть в числе наблюдателей представителей БДИПЧ, то вообще бы не связывалась с приглашениями. Так поступили недавно организаторы парламентских выборов в Польше. Демарш БДИПЧ бессмыслен во всех отношениях, прежде всего потому, что отсутствие представителей ОБСЕ не делает выборы нелегитимными» – подчеркнул сенатор.

«В России не считают, что работа иностранных наблюдателей на выборах каким-то образом принижает ее демократические завоевания, и отказ БДИЧ исполнить свой мандат в марте вызывает сожаление» – сказал Михаил Маргелов.

Напомним, что в понедельник 4 февраля председатель думского комитета по международным делам Константин Косачев сообщил нашему корреспонденту, что Штрохал отказался от приглашения в Москву для консультаций со ссылкой на проведение наблюдений на выборах в Сербии, из чего депутат сделал выбор, что предмет наблюдения все-таки есть. Косачем считает «удивительной» ситуацию, когда БДИПЧ ОБСЕ провела в Сербии наблюдение и в этом участвовал лично Штрохал, и тут же Европейский Союз, не дождавшись выводов миссии наблюдателей, уже в ночь после голосования делает заявление о характере этих выборов и поздравляет победителя, проигрывавшего в первом туре.

Согласно информации Lenta.ru БДИПЧ и ПА ОБСЕ сообщили об отказе прислать наблюдателей на выборы Президента России.

По словам главы БДИПЧ Кристиана Штрохала, которые приводятся в пресс-релизе организации, Бюро прикладывало все возможные усилия для того, чтобы все же выполнить свой мандат, несмотря на препятствия, чинимые Россией. Однако, заявил Штрохал, российская сторона создала условия, в которых качественное выполнение наблюдательной миссии невозможно.

Речь идет о сроках приезда в Россию основной группы наблюдателей БДИПЧ. Бюро настаивало на том, что миссия должна прибыть в Россию не позднее 15 февраля с тем, чтобы начать мониторинг за две недели до выборов. Российская сторона, в свою очередь, предложила дату 20 февраля, и консенсуса по этому вопросу сторонам достичь не удалось.

Сегодня, 7 февраля, министр иностранных дел России Сергей Лавров назвал позицию Бюро ультиматумом, который не могут принять «уважающие себя страны».

Что касается ПА ОБСЕ, то, как сообщает «Интерфакс», генеральный секретарь этой организации Спенсер Оливер в четверг распространил по электронной почте свое заявление об отказе прислать наблюдателей, к которому приложено письмо, адресованное Государственной Думе РФ. В послании от имени председателя ПА ОБСЕ Йорана Леннмаркера на имя спикера Думы Бориса Грызлова поясняется, что отказ связан с ограничением численности наблюдателей от организации.

БДИПЧ ОБСЕ отказалось также и от мониторинга декабрьских выборов в Госдуму, ссылаясь на препятствия в получении виз, намеренно чинимые российской стороной. Россия же возложила ответственность за сложившуюся ситуацию на Бюро. ПА ОБСЕ присылала своих наблюдателей на парламентские выборы, однако затем назвала их «нечестными» и «недемократичными».

Письмо с пресс-релизом БДИПЧ поступило сегодня, 7 февраля, из Варшавы, где расположен офис OSCE's Office for Democratic Institutions and Human Rights (ODIHR).

 

БДИПЧ опять манкирует

Очередной отказ БДИПЧ ОБСЕ от наблюдения на выборах в РФ в Центризбиркоме России расцениваем демонстрацию.

Об этом сообщил журналистам член ЦИК РФ Игорь Борисов.

«Несмотря на беспрецедентное давление на ЦИК России со стороны представителей БДИПЧ ОБСЕ и ультимативные требования по предоставлению им законодательно непредусмотренных и необоснованных преференций по наблюдению на выборах Президента РФ, Центральная избирательная комиссия РФ продолжает плановую подготовку ко дню голосования 2 марта 2008 года на всех 96 тысячах избирательных участках и к обеспечению избирательных прав более 108 миллионов российских избирателей» – сообщил Игорь Борисов.

Он подчеркнул, что очередной отказ БДИПЧ ОБСЕ от приглашения Центризбиркома России принять участие в международном наблюдении на общенациональных выборах в РФ расцениваем в ЦИКе как демонстрацию принципиальной позиции бюро, заключающуюся в отказе от конструктивного диалога по решению вопросов реализации политических прав и свобод граждан, в нежелании исполнять возложенные на бюро функции и неисполнении обязательств, предусмотренных мандатом БДИПЧ.

«Мы сожалеем, что у БДИПЧ в вопросах защиты избирательных прав граждан превалируют принципы политической целесообразности и «превосходства Запада», а не возложенные на бюро обязанности по наблюдению за выборами и учет реальных потребностей государств-участников ОБСЕ по оказанию содействия организаторам выборов в вопросах гуманитарного измерения. ЦИК России, как правоприменительный орган, в своей деятельности руководствуется только действующим законодательством, в том числе и международными правовыми актами, и открыта для сотрудничества со всеми организациями и органами, чья деятельность способствует реализации избирательных прав граждан» – заключил Игорь Борисов.

Он намерен выступить в пятницу, 8 февраля с пресс-конференцией на тему присутствия международных наблюдателей во время подготовки и проведения выборов Президента РФ.

Отметим, что по информации различных СМИ, в ОБСЕ нет единой позиции как в отношении роли наблюдателей на выборах, так и конкретно в отношении к этому вопросу в России. Группа технических сотрудников БДИПЧ ОБСЕ прибыла в Москву для подготовки миссии по наблюдению на выборах. Официальный представитель БДИПЧ Кертис Баден сообщил, что российские визы получены и сотрудники Бюро начали прибывать в Россию, 8 февраля в Россию может прилететь группа наблюдателей 18 человек, остальные 50 наблюдателей начнут работу с 20 февраля. В состав первой группы входят граждане стран Европы, США и СНГ. Один из двух представителей БДИПЧ, ранее проводивших переговоры с главой ЦИК Владимиром Чуровым, не покинул Россию. Россия была готова принять группу из пяти технических специалистов для организации миссии наблюдения еще 5 февраля, однако глава БДИПЧ Кристиан Штрохал лично наблюдал за выборами в Сербии, что послужило причинно первого отказа, сегодня из офиса БДИПЧ в Варшаве поступила информация об отказе Штрохала от имени БДИПЧ.

 

Выборы – не инструмент давления на Россию

Первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов высказался сегодня против того, чтобы зарубежные наблюдатели превращались в арбитров выборного процесса.

Об этом вице-спикер сказал журналистам, комментируя решение БДИПЧ ОБСЕ и ПА ОБСЕ не присылать миссии своих наблюдателей на выборы президента России.

«Хочу напомнить, что выборы – это в первую очередь внутреннее дело любого государства, которое живет по своей Конституции, по законам, на основании которых проводятся выборы. В этом смысле наши двери открыты для всех. Нам абсолютно нечего скрывать» – заявил О.Морозов.

В рамках проходящей президентской кампании, подчеркнул вице-спикер, мы также были бы рады видеть в качестве наблюдателей представителей любых иностранных государств и организаций, но при одном условии: если нам в ультимативной форме не диктуют, как и что они собираются контролировать на выборах, в какие сроки собираются к нам приехать.

«Это всегда, во-первых, предмет переговоров, во-вторых, вопрос о том, как сближать позиции, а не заставлять другую сторону соглашаться на ультимативные требования» – сказал О.Морозов.

Вице-спикер очень бы не хотел, чтобы выборы превращались в инструмент политического давления на Россию, в уже ставшую традиционной попытку интерпретировать их результаты так, как это кому-то хочется.

«Опыт думских выборов показывает, что уже за две-три недели до выборов очень многие зарубежные СМИ, представители европейских государственных структур, европарламентарии начали говорить о потенциальных нарушениях. О том, что есть какие-то гонения на те или иные партии, сочувствовать нашим «правым», которых, якобы, не пускают в Думу и т.д. При этом в подавляющем большинстве случаев все эти обвинения носят голословный характер, не подтверждены никакими аргументами. А те аргументы, которые появляются в виде какого-то сюжета, снятого с помощью мобильного телефона, как выясняется потом – чистейшей воды фальсификация. Для того чтобы подобных вещей не было, мы всегда говорим о том, что любые миссии такого рода – это именно наблюдатели, а не участники процесса. Мы категорически против того, чтобы наблюдатели превращались в арбитров этого процесса, как нам, иногда, это навязывается. Думаю, что можно только сожалеть о такой неконструктивной позиции представителей БДИПЧ и ПА ОБСЕ» – заключил первый вице-спикер Олег Морозов.

 

Зюганов не понял чудаков из ОБСЕ

Лидер думской фракции КПРФ Геннадий Зюганов принял посла США Уильяма Бернса по его просьбе.

Как сообщает пресс-служба КПРФ, во время беседы состоялся обмен мнениями о ходе президентских кампаний в России и США.

Конкретизируя по просьбе собеседника позицию КПРФ по проблеме участия Представителей Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ в мониторинге российских президентских выборов, Г.А.Зюганов отметил, что ему непонятна позиция этой организации. «Наблюдатели должны приехать и, по крайней мере, посмотреть, что тут у нас происходит». При этом Г.А.Зюганов заметил одну характерную черту в деятельности международных наблюдателей. «Они, несмотря на настоятельные наши рекомендации, отказываются выезжать в регионы тотальной фальсификации выборов – Мордовию, Татарстан, Башкирию, Дагестан, Ингушетию, Кемеровскую область» – сказал Зюганов.

Состоялся обмен мнениями по ряду международных проблем. Г.А.Зюганов изложил известную позицию КПРФ по вопросам расширения НАТО, размещения баз ПРО в Польше и Чехии, высказал свои оценки ситуации на Ближнем и Среднем Востоке.

Разъясняя позицию КПРФ о политическом непризнании итогов думских выборов, Г.А.Зюганов заметил: «Признавать политически итоги прошедшей думской кампании – это, значит, признать и согласиться с процессами криминализации избирательного процесса в России».

Председатель ЦК КПРФ отметил, что и в ходе нынешних президентских выборов получили развитие все негативные явления, характерные для думского избирательного процесса: «Мы к этому были готовы, на другой – законный, состязательный, демократический сценарий кампании мы и не рассчитывали».

Т.о., Зюганов пожаловался козлу в европейском огороде, который там руководит выборами через наблюдателей, а здесь им не дают этого делать и они демонстративно отказываются.

 

ПАСЕ не отказывается от наблюдения

Секретарь ПАСЕ, глава преэлекторальной миссии этой организации Андреас Гросс (Швейцария) провел в четверг встречи с вице-спикером Госдумы Владимиром Жириновским и лидером думской фракции КПРФ Геннадием Зюгановым.

Жириновский по итогам встречи с Гроссом сказал журналистам о своем удивлении тому, что представители ПАСЕ совершенно не интересовались ходом избирательной кампании в России, а только выведывали его взгляды. Вице-спикер сообщил, что они с Гроссом старые знакомые. По словам Жириновского, представители ПАСЕ посещают сайт ЛДПР и видят, какие перекосы происходят в ходе избирательной кампании. Гросс спросил Жириновского о причинах отказа от участия в дебатах кандидата от «Единой России», в ответ вице-спикер предположил, что единоросы боятся, они уже столько наследили.

Как стало известно журналистам от Гросса, ПАСЕ не отказывается от наблюдения на выборах президента России. На встрече с Зюгановым, которая прошла в теплой и дружественной обстановке по крайней мере в ее открытой части, Гросс сообщил о причинах отсутствия двух членов делегации, один из которых не прилетел из-за тумана, другой – из-за проведения избирательной кампании у него на родине в Италии. Зюганов открыл встречу словами напоминания о том, что они давно знакомы, вместе работали в Совете Европы, там обсуждали все проблемы, которые волнуют Европу.

В своем комментарии журналистам в связи с отказами от наблюдения БДИПЧ, лидер коммунистов отметил отсутствие у международных наблюдателей желания способствовать демократизации выборов.

«Что касается представителей ОБСЕ, то мне кажется, они зря капризничают. Если у них есть желание влиять на процесс и добиваться подлинно демократических, справедливых и открытых выборов, приезжайте, смотрите, участвуйте, слушайте, фиксируйте, высказывайте. У вас есть достаточно широкая возможность это сделать и в ходе выборов в России и на заседаниях европейских институтов. Но такого желания и особой воли я в этом не вижу. А капризы они ничего хорошего никому не принесли» – сказал Геннадий Зюганов.

Представитель фракции КПРФ Николай Коломейцев в своем комментарии к запутанной ситуации с международными наблюдателями из европейских институтов подтвердил факт американского влияния и сообщил, что еще во время работы второго созыва Государственной Думы он отказался от обучения в США, куда на месяц возили группы российских депутатов. «Мне нечему у них учиться, я знаю, как у них проходят выборы» – заявил Н.Коломейцев о выборах в Америке.

Напомним, что до визита в Госдуму А.Гросс провел переговоры с председателем Центризбиркома России Владимиром Чуровым. Во время протокольной съемки перед закрытыми переговорами глава ЦИК выразил сожаление, что господин Гросс не посетил Чеченскую республику во время выборов в Госдуму 2 декабря, тогда бы он убедился, что инцидентов не было. «Стопроцентная явка тоже инцидент», – отметил секретарь ПАСЕ итог голосования в Чечне.

 

В ПАСЕ удивлены независимости КПРФ от Кремля

«Как получилось, что в сегодняшней России КПРФ – единственная независимая от Кремля политическая сила? Скажи мне это кто-нибудь лет тридцать назад – воспринял бы как шутку», – с такого неожиданного заявления начал беседу с лидером российских коммунистов Геннадием Зюгановым руководитель миссии ПАСЕ, швейцарский парламентарий Андреас Гросс.

Во время беседы Г.А.Зюганов обратил внимание членов преэлекторальной миссии ПАСЕ на проблему мониторинга избирательного процесса в регионах сплошной фальсификации народного волеизъявления – Мордовии, Дагестане, Кемеровской области и др. Обсуждалась тема неравенства доступа кандидатов в президенты к телеэфиру. «В январе, по данным мониторинга Центра исследований политической культуры, кандидат в президенты Д.А.Медведев получил 84 процента информационного лидерского телеэфира на федеральных телеканалах, – отметил Г.А.Зюганов. – У нас только 6 процентов».

Участвовавший в дискуссии заместитель председателя Государственной Думы, первый заместитель Председателя ЦК КПРФ Иван Мельников, продолжая тему, обратил внимание участников миссии на несоответствие европейским стандартом позиции ЦИК РФ: «Господин Чуров недавно пытался нас убедить, что все кандидаты в президенты имеют равную представленность на телевидении. А бесконечные показы Медведева – это освещение его деятельности как первого вице-премьера. Мы не согласны с таким подходом».

Комментируя журналистам итоги беседы, Г.А.Зюганов особо остановился на проблеме состязательности в ходе выборов и отказе г-на Медведева от участия в теледебатах. Лидер КПРФ также призвал БДИПЧ ОБСЕ «не капризничать» и приехать на президентские выборы в Россию в составе миссии международных наблюдателей.

«Если у международных наблюдателей есть желание добиваться проведения подлинно демократических выборов, пусть приезжают и смотрят. Однако европейские наблюдатели всегда не столь активны, как могли бы быть. Например, на думских выборах международные наблюдатели проигнорировали наши предложения отправиться по адресам фальсификаций на выборах. Вместо этого они поехали по своим заранее выбранным маршрутам» – сказал Геннадий Зюганов.

 

Украина потеряла «Украину» из-за рейдерства

Рейдерские захваты российских компаний на Украине и вытеснение российского бизнеса стало главным предметом обсуждения на заседании думского комитета по делам СНГ в четверг.

Об этом сообщил журналистам председатель комитета Алексей Островский (ЛДПР).

Комитет провел обсуждение в закрытом режиме, в итоге было принято решение направить обращение Госдумы к Верховной Раде по проблеме рейдерского захвата российского бизнеса на Украине и обратиться к правительству РФ с просьбой принять меры по защите российских предпринимателей на сопредельных территориях.

По словам А.Островского, в повестке заседания комитета пять вопросов, главный из них «факты дискриминации в отношении российского бизнеса в Украине и меры по защите российских предпринимателей».

Глава комитета отметил, что с приходом «оранжевых» появилась и нарастает тенденция вытеснения российского бизнеса, она приобретает затяжной и жесткий характер.

«Это не может нас не настораживать. Российский бизнес действует в Украине в рамках правового поля, но украинским властям не нравится активность наших предпринимателей», – сказал Островский.

Он напомнил, что первый вице-премьер правительства РФ Сергей Иванов уже назвал эту ситуацию «вопиющей» и заявил, что Россия должна дать адекватный ответ. Первый вице-премьер Дмитрий Медведев на недавнем экономическом форуме в Краснодаре сказал о необходимости создать специализированную госструктуру по защите российского бизнеса за рубежом.

По информации участника обсуждения, представителя Татнефти, в октябре прошлого года подвергся вооруженному рейдерскому захвату Кременчугский нефтеперерабатывающий завод, 56 процентами акций которого владела российская компания. В результате этой операции доля Татнефти составила лишь 37 процентов акций, убытки компании составили 450 млн рублей, а все оборотные средства оказались в руках этой бандитской группы, на охрану которой президент Украины поставил внутренние войска. Т.о., нынешняя украинская власть поддерживают вытеснение российского бизнеса, правительство Виктора Януковича в прошлом российский бизнес поддерживало.

Экс-депутат, предприниматель Александр Лебедев рассказал, как он четыре года назад приобрел за 20 млн долларов киевскую гостиницу «Украина», расположенную прямо над Майданом и ставшую символом Киева, и три с половиной года провел в судах. Российский бизнесмен выиграл суды, но заниматься бизнесом и реконструировать гостиницу уже не имел возможности, там теперь «полторы звезды» и какой-то стрип-клуб. Предприниматель напомнил о том, что другой его российский коллега, Владимир Ткач, уже два года находится в украинском СИЗО по надуманному обвинению. Лебедев сообщил также, что на днях рейдерским захватам подверглись российские другие предприятия – Запорожский алюминиевый завод и Луганский вагоностроительный завод.

 

12533-5

ЛДПР хочет уравнять кандидатов

Депутаты фракции ЛДПР Игорь Лебедев и Сергей Иванов внесли в Госдуму законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о выборах».

По замыслу авторов, изменения направлены на устранение неравенства кандидатов на выборные должности в РФ при проведении агитационной кампании через СМИ. В соответствии с действующим законодательством о выборах распространение информации о кандидате, связанной с его профессиональной деятельностью и исполнением служебных обязанностей не может рассматриваться в качестве агитационной. При этом зарегистрированные кандидаты, замещающие государственные должности (президент, члены правительства, депутаты и т.д.), не обязаны оставлять профессиональную деятельность на период избирательной кампании. Мало того, государственные СМИ обязаны размещать информацию о деятельности органов госвласти.

Авторы законопроекта указали, что это приводит к значительному росту объема материалов в государственных СМИ по освещению деятельности именно тех лиц, замещающих государственный должности, которые являются зарегистрированными кандидатами. Т.о. кандидат, замещающий государственную или выборную муниципальную должность, получает преимущество перед другими участниками избирательной кампании.

Внесенным законопроектом предлагается обязать СМИ размещать материалы и сообщения о деятельности лиц, замещающих государственные должности, исключительно информационного характера. Предлагается также ограничить на время проведения избирательной кампании возможность трансляции выступлений государственных должностных лиц, являющихся зарегистрированными кандидатами, а также запретить сопровождение данных материалов комментариями представителей организаций, осуществляющих выпуск СМИ, или третьих лиц, признав такие материалы агитационными.

Напомним, что накануне на пленарном заседании Госдумы депутат Николай Харитонов выступил с требованием обязательного участия кандидатов на должность президента в дебатах и предложил принять закон депутатов ЛДПР в трех чтениях. Председатель комитета по госстроительству Владимир Плигин в ответном выступлении напомнил, что даже в случае принятия закон не будет распространяться на текущую кампанию.

 

12297-5

Расширяются права следователя

Депутаты Государственной Думы Владимир Плигин и Александр Москалец, также сенатор Анатолий Лысков внесли проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ».

Авторы инициативы предлагают наделить руководителя следственного органа помимо полномочий следователя также полномочиями по возбуждению уголовного дела и производству предварительного следствия в полном объеме. Кроме того, руководителю следственного органа предоставляется право проверять не только материалы уголовных дел, но и материалы проверок сообщений о преступлениях, лично рассматривать сообщения о преступлении и участвовать в производстве проверок сообщений о преступлениях.

Наряду с этим для руководителя следственного органа устанавливается срок (не позднее 5 суток со дня поступления) рассмотрения требования прокурора об отмене незаконного и необоснованного постановления следователя и устранения иных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия.

Действия руководителя следственного органа по отмене незаконного и необоснованного постановления следователя об отказе в возбуждении уголовного дела строго регламентированы. По замыслу авторов, с целью усиления процессуального контроля вводится правило, на основании которого уголовное дело для утверждения обвинительного заключения прокурору направляется с согласия руководителя следственного органа.

Законопроект призван разрешить проблему, связанную с определением порядка соединения уголовных дел, находящихся в производстве дознавателя, следователя и суда, а также уголовных дел о преступлениях, расследуемых разными органами предварительного следствия. При этом устанавливается срок дополнительного расследования при возвращении уголовного дела на доследование.

Для ускорения проверки сообщения о преступлении и обеспечения законного и обоснованного процессуального решения по ее результатам вводится правило, в соответствии с которым в случаях, не терпящих отлагательства, с целью установления признаков преступления эксгумация и осмотр трупа, освидетельствование, а также получение сравнительных образцов у лиц, участвующих в досудебном производстве при проверке сообщения о преступлении, могут быть проведены до возбуждения уголовного дела.

Вводится нормы, направленные на повышение эффективности государственной функции уголовного преследования и увеличение гарантий прав участников уголовного судопроизводства. Устраняется имеющееся в ст. 448 УПК РФ противоречие, наделяющее прокурора правом возбуждения уголовного дела в отношении члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса.

 

Дума утвердит изменения трехлетнего бюджета

Совет Думы утвердил сегодня порядок работы на пятницу. Об этом сообщил журналистам первый вице-спикер нижней палаты Олег Морозов.

«Большой день работы с правительством» – сообщил О.Морозов. по его информации, на рассмотрение в первом чтении выносится правительственный пакет из пяти законопроектов. Они касаются изменения макроэкономических показателей трехлетнего бюджета, в частности, размеров внутреннего валового продукта.

«К сожалению, будет зафиксирован процент инфляции, который выше планового. Но в то же время, если посмотреть цифры, инфляция на восьмой-девятый годы планируется в достаточно жестких рамках. Мы исходим из того, что сдерживание инфляции должно одновременно сопровождаться работой по повышению благосостояния граждан и по решению крупных социальных задач. В этих законопроектах предусматривается выполнение тех задач, которые поставил президент. С 1 февраля зарплата бюджетников увеличивается на 14 процентов, на 9 процентов увеличивается зарплата военнослужащих и госслужащих. Второй этап повышения планируется в октябре. Планируется повысить базовую часть пенсии, индексируются ежемесячные денежные выплаты, размеры пособий женщинам по рождению ребенка и уходу за детьми» – сообщил Морозов.

«Другими словами, – отметил он, – завтра по целому ряду важных вопросов Дума примет принципиальные решения. Мы определились с порядком обсуждения этих вопросов. Выступит представитель правительства, по вопросу изменения макроэкономических показателей бюджета выступит председатель Счетной палаты. Фракции будут иметь возможность дать выступить своим представителям до десяти минут по всему блоку обсуждаемых вопросов. Кроме этого, по желанию по этим вопросам могут выступать ответственные комитеты. Это будет главным на завтрашнем пленарном заседании» – пояснил вице-спикер.

По его словам, от правительства будут выступать Минфин Алексей Кудрин и Мнздравсоцразвития Татьяна Голикова.

Напомним, что первоначально предполагалось одобрить правительственный пакет сразу в трех чтениях, однако сегодня первый зампред комитета по бюджету Виталий Шуба («Единая Россия») сообщил, что второе и третье чтение планируется провести 15 февраля, три дня дано на поправки ко второму чтению, субъекты законодательной инициативы могут их подать до 11 февраля.

Несмотря на то, что изменения параметров трехлетнего бюджета и повышения выплат затрагивают региональные бюджеты, документы не рассматриваются как законопроекты совместного ведения и в рассылку не направляются.

 

10962-5 10948-5 10966-5 10957-5 10969-5

Единоросы одобрят изменения бюджета страны

Первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов считает, что правительство действует строго в рамках Бюджетного кодекса и законодательно установленной структуры межбюджетных отношений.

Об этом вице-спикер сказал по итогам Совета Думы в четверг в интервью нашему корреспонденту, отвечая на вопрос, известно ли ему, что Минфин кардинально изменил действующий закон о бюджете на три года, причем поручение президента выполняется в основном за счет субъектов федерации.

«Это делается согласно Бюджетному кодексу, согласно законодательно установленным принципам межбюджетных отношений. Мы же не можем сейчас в ходе исполнения бюджета не только рассматривать, как мы потратим допдоходы или как мы изменим макроэкономические показатели, но и ломать всю структуру межбюджетных отношений, что-то забирать на федеральный центр, что-то отдавать регионам. Действует старая схема, которая была утверждена».

Отвечая на вопросы о том, почему Дума действует в жестких рамках и не может изменить бюджет, а правительство позволяет себе менять действующий закон о бюджете кардинально, вице-спикер Олег Морозов сообщил, что эта тема обсуждалась и депутаты пришли к выводу, что правительство действует в рамках своих полномочий.

«Правительство действует в рамках строго своих полномочий и ничего больше оно не делает. Оно не выходит за рамки своих полномочий. И мы эту тему, кстати, обсуждали и мы в этом убедились. У нас был спор на эту тему и мы сделали вывод, что, вот нам бюджетный комитет докладывает, что никаких действий правительства вне своих полномочий, внося этот пакет, не предпринимает» – сказал вице-спикер Морозов, указывая на председателя думского комитета по бюджету и налогам Юрия Васильева и вице-спикера СФ Светлану Орлову, которые пришли обсудить с ним указанные проблемы.

Напомним, что речь идет о пакете из пяти законопроектов, внесенных правительством в субботу 2 февраля, который Госдума на пленарном заседании в пятницу 8 февраля рассматривает в первом чтении в формате обсуждения бюджета, т.е. с докладами Минфина и председателя Счетной палаты, также выступлениями от фракций:

- «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг»;

- «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» (об увеличении бюджетных ассигнований на проведение мероприятий по повышению отдельных видов социальных выплат, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, а также заработной платы работников бюджетной сферы);

- «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» (об изменении основных параметров бюджета Пенсионного фонда РФ и увеличении бюджетных ассигнований на повышение размеров пенсий и отдельных социальных выплат);

- «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» (об изменении основных параметров бюджета Фонда социального страхования РФ и увеличении финансирования отдельных видов социальных выплат);

- «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» (об изменении основных параметров бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и увеличении бюджетных ассигнований на повышение размеров отдельных социальных выплат.

 

Предполагается, что через неделю, на пленарном заседании в пятницу 15 февраля пакет из пяти законов будет одобрен сразу во втором и в завершающем третьем чтениях. Три дня после первого чтения выделено на подачу поправок ко второму чтению.

Согласно экономическому анализу правительственных изменений трехлетнего бюджета, предусмотрено выделение дополнительной финансовой поддержки субъектам РФ для обеспечения повышения зарплаты бюджетникам на 14% с 1 февраля 2008 года. В целом финансовая поддержка регионов будет увеличена на 37,63 млрд руб. Обусловлено, что регионы получат эту помощь, если им не хватит средств после того, как они направят на это повышение допдоходы текущего года, остатки на счетах на 1 января, также заемные средства. Т.е. для получения поддержки федерального бюджета регионы должны будут взять займы, если у них оставался незакрытым кредитный лимит, возмещать кредит придется за счет отвлечения средств от текущего финансирования, т.к. рост зарплаты бюджетникам не обеспечивает прибыль, подоходный налог с зарплаты покроет лишь проценты по кредитам.

В 2008 году доходы увеличены на 21,3%, в основном за счет роста нефтегазовых доходов (на 45,6%, что составило 77,0% от общего увеличения доходов бюджета). Ненефтегазовые доходы увеличены всего лишь на 7,6%.

Отмечено, что правительство стремится к минимизации расходов бюджета, увеличив расходы всего лишь на 5,04%, т.е. на сумму увеличения доходов 6,4 млрд руб., которая сумма не связана с нефтегазовым сектором. Предполагается, что компенсирует сверхплановое увеличение инфляции в 2007-2008 годах. При росте доходов с 18,98 до 20,68% ВВП расходы сократятся с 18,77 до 17,72% ВВП, при этом профицит увеличивается с 0,12 до 2,96% ВВП. Предположительно, профицит пополнит Фонд национального благосостояния, т.к. объем Резервного фонда остался на плановом уровне 3,5 трлн руб. (на 1 февраля 2008 года он составил 3 трлн 69 млрд руб.), сократившись при этом с 10,0% до 8,99% ВВП.

В бюджете на 2009 год доходы будут увеличены на 16,6%, в том числе нефтегазовые – на 32,2%, ненефтегазовые – на 9,5%. В результате доля дополнительных нефтегазовых доходов в общем объеме допдоходов снижается с 77,0 до 61,0%.

В текущем году правительство отказалось от изменения нефтегазового трансферта, сохранив его на прежнем уровне (2,135 трлн руб.), но в 2009 году он повышен на 16,5%, в результате его доля в ВВП даже выросла с 5,3 до 5,5% ВВП.

Расходы бюджета увеличены на 11,2%, причем все увеличение расходов (как и в 2010 году) отнесено к «условно-утвержденным» расходам, величина которых может быть уменьшена.

В результате доходы бюджета-2009 года увеличены с 18,81 до 19,54% ВВП, а расходы относительно ВВП сокращены с 18,77 до 18,59%. По сравнению с 2008 годом они ощутимо вырастут (с 17,72 до 18,59% ВВП, причем 2,28% ВВП из них утверждены условно). Профицит бюджета увеличен с 0,04 до 0,95% ВВП и при отмене условно утвержденных расходов может быть доведен до 3,23% ВВП.

Прирост профицита пойдет на увеличение Резервного фонда, который вырастет на 12,3%. При этом его увеличение на 78,4 млрд руб. превысит увеличение профицита. В 2010 году аналогичная величина составит уже 224,5 млрд руб.

В 2010 году увеличение доходов бюджета останется на уровне 2009 года – 16,3%, рост нефтегазовых доходов замедлится до 27,4%, а прочих – ускорится до 11,8%. Доля дополнительных нефтегазовых доходов в общем объеме допдоходов снизится менее чем до половины – до 48,8%.

Нефтегазовый трансферт предполагается сохранить на уровне 4,5% ВВП, за счет чего его номинальный объем вырастет на 13,4%. Расходы будут увеличены на 11,7%, но все увеличение относится к «условно-утвержденным» расходам.

В результате увеличение доходов бюджета с 18,06 до 18,53% ВВП сопровождается снижением расходов с 18,06 до 17,79% ВВП и появлением небольшого профицита: предполагалось, что он будет равен нулю, но допдоходы позволили сократить его лишь до 0,74% ВВП.

Изменение экономического прогноза на 2008-2010 годы отражает следующее. В начале 2007 года предполагалось, что цена нефти начнет снижаться уже в текущем году, согласно поправкам правительство отодвинуло снижение на будущий год. Среднегодовая цена нефти Urals повышена в 2008 с 53 до 74 долл. за баррель – на 39.6%, в 2009 – с 52 до 66 долл. за баррель (на 26.9%), в 2010 году – с 50 до 62 долл. за баррель (на 24,0%). В то же время темпы экономического роста увеличены значительно меньше: в 2008 году с 6,1 до 6.7%, в 2009 – с 6,0 до 6.3%, в 2010 – с 6,2 до 6.4%, в целом за три года – с 19,4 до 20,7%. Инфляцию предполагается снизить до уровня первоначального прогноза уже в 2010 году: в 2008 она должна составить 8,5% против прогнозных 7%, в 2009 – 5,8-7,0 против 5,5-6,5%, а в 2010 выйти на установленный в начале 2007 года уровень 5-6%.

По итогам прошедшего года инфляция составила 11,9% при заложенных в расчет бюджетной базы 8%, экономический рост, учтенный при перерасчете бюджета, составляет 7,6% (при реальных 8,1%) против заложенных в бюджете 6.5%, среднегодовой курс доллара США – 25,5 против 26,0 рублей, цена нефти Urals – 69,3 против 55,0 долл. за баррель, т.е. реальность превысила план на 26,0%.

Номинальная сумма ВВП 2007 года превысила заложенную в бюджет 2008-2010 годов на 6.0%, инвестиции – на 10.4%, прибыль субъектов экономики – на 20.6%, фонд зарплаты – лишь на 4,1%.

Это свидетельствует не столько о занижении зарплаты работодателями, сколько об уходе ее в тень.

 

Вчетверо больше детей пройдут диспансеризацию

Поправки в бюджет Фонда обязательного медицинского страхования позволят направить 700 миллионов рублей на охрану детского здоровья, сообщает председатель думского комитета по охране здоровья Ольга Борзова.

Об этом, по информации партийного сайта «Единой России» со ссылкой на Интерфакс, глава комитета сообщила в связи обсуждением в Госдуме правительственного законопроекта с поправками в бюджет ФОМС.

Ольга Борзова утверждает, что в 2008 году в четыре раза увеличится количество детей-сирот и подростков из неблагополучных семей, которые смогут пройти медицинскую диспансеризацию.

«Если в 2007 году диспансеризацию прошло 150 тысяч таких детей, то в этом планируется обследовать 600 тысяч детей», – отметила Ольга Борзова. Она обратила внимание на то, что значительное увеличение возможностей для диспансеризации непосредственно связано с поправками в бюджет федерального ФОМС, которые депутаты рассмотрят в первом чтении на пленарном заседании 8 февраля.

По словам Ольги Борзовой, только на диспансеризацию детей будет дополнительно выделено 391,6 млн руб., а всего на охрану их здоровья в 2008 году будет направлено около 700 млн руб. Всего, по словам О.Борзовой, бюджет ФОМС предполагается увеличить на 7,9 млрд руб. за счет роста поступлений от единого социального налога; кроме того, на 1 января этого года на счетах фонда образовались остатки в размере 1,2 млрд руб.

Ольга Борзова также сообщила журналистам, что основная сумма в 7,9 млрд руб. в этом году будет зарезервирована на финансовое обеспечение территориальных программ обязательного медицинского страхования. Она обратила внимание на важное новшество, появившееся в начавшемся году – оно связано с тем, что теперь правительство своим постановлением будет определять критерии выделения средств для финансирования этих программ регионам. В связи с этим, уверена Борзова, «появится определенная системность», и регионы могут рассчитывать на более объективное и справедливое финансирование из центра своих программ обязательного медицинского страхования».

 

Единоросы наведут порядок на рынке зерна

В четверг 7 февраля комитет Госдумы по аграрным вопросам провел выездное заседание во ВНИИ хлебопекарной промышленности в Москве. Как сообщает партийный сайт ВПП «Единая Россия», в заседании приняли участие представители Российского зернового союза, мукомольных предприятий, хлебопекарной промышленности, Роспотребнадзора, эксперты отрасли и т.д.

Собравшиеся выразили обеспокоенность ростом цен на продукты питания, который произошел в конце 2007 года. Отмечено, что недавно заключенные на государственном уровне договоренности о замораживании цен на социально значимые продукты питания являются мерой временной и не во всем эффективней. Вместе с тем, государство должно проявлять больше активности в решении проблем хлебопекарной отрасли.

Вице-президент Российского союза пекарей Василий Молодых отметил, что сырье на хлебокомбинаты поставляется по рыночным ценам, которые имеют тенденцию к непрогнозируемому росту, в то время как от «нас конечных производителей требуется продавать хлеб по фиксированным ценам». Именно поэтому, по его мнению, «к концу 2007 года четверть всех хлебокомбинатов в стране пришли с убытками». Он обратился к законодателям с просьбой предусмотреть в законах отмену авансовых платежей для предприятий за энергоносители, а также введение дневного и ночного тарифа на электроэнергию.

Вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут, сообщил, что в 2007 году запасы зерна в стране составили 49,3 млн тонн, что вполне достаточно, чтобы обеспечить все население и даже продавать зерно на экспорт. Однако по его словам, высокие ставки по кредитам вынуждают сельхозпроизводителей продавать все зерно в первые месяцы после уборки, чем пользуются скупающие зерно посредники.

«Посредники, безусловно, играют отрицательную роль на рынке зерна, – считает Сергей Потапов директор одного из мукомольных предприятий. Государству давно пора навести порядок на рынке зерна, который сейчас сильно монополизирован».

Член Генсовета партии «Единая Россия», председатель комитета Госдумы по аграрным вопросам Валентин Денисов сообщил, что за последние годы с 2000 по 2007 год цены на зерно, муку и хлебобулочные изделия выросли в среднем на 140-170 процентов.

«Это очень тревожная тенденция. Нам надо производить больше зерна. Однако увеличение производства зерна требует и увеличения объемов применения минеральных удобрений. Между тем за последние годы наше сельское хозяйство значительно сократило потребление минеральных удобрений, из-за выросших цен на них. Удобрений закупается на 10% меньше, что приводит к истощению земель и уменьшению урожаев. Поэтому наш Комитет будет выходить с Обращением к Председателю Правительства по вопросу необоснованного роста цен на минеральные удобрения. Депутаты-единороссы, члены Комитета намерены принять деятельное участие в рабочей группе в рамках Госдумы по выработке предложений по обеспечению продовольственной безопасности в стране. Прежде всего, мы намерены доработать проект закона «О регулировании розничной торговли», в котором бы определялся порядок торговых наценок на продукты питания. Нам необходим порядок на рынке зерна. Поэтому наш Комитет будет рекомендовать Правительству не позднее марта текущего года объявить минимальные закупочные цены на зерно на 2008 год» – сообщил Валентин Денисов.

Первый зампред думского комитета по аграрным вопросам Айрат Хайруллин указал на очень серьезную проблему экспорта минеральных удобрений и дизтоплива, в то время как наш сельхозпроизводитель их купить не может. «Их дефицит, рост цен на эти ресурсы тормозит производство, приводит к дефициту зерна и росту цен на него. И вывод такой – если хотим иметь дешевый хлеб, государству надо больше поддерживать сельское хозяйство» – заключил Харуллин.

 

Мининформсвязи делает подарок россиянам

Союз потребителей России приветствует решение об отмене оплаты исходящих звонков со стационарных телефонов на мобильные.

Об этом сообщил журналистам сопредседатель СПРФ Евгений Мясин в своем комментарии к подготовке в Мининформсвязи поправок в постановление правительства, отменяющих плату за звонок с городского стационарного телефона на мобильный, при условии, что абонент выбрал безлимитный тариф оплаты услуг стационарной связи.

Комментируя проект, председатель СПРФ), член Общественной палаты РФ Петр Шелищ пояснил, что возглавляемая им общественная организация всегда выступала против решения взимать плату с абонентов городской телефонной сети за звонки на мобильные телефоны.

«Лучшего подарка россиянам не придумаешь» – сказал П.Шелищ. Глава СПРФ надеется, что, как и обещал министр Леонид Рейман, с 1 марта 2008 года эта поправка вступит в силу и союзам потребителей больше не придется доказывать необдуманность решений, наносящих удары по кошельку сограждан. «Хотелось бы подчеркнуть еще одну сторону этого решения, – заметил руководитель СПРФ, – мы всячески приветствуем поиски и решения по удешевлению услуг связи. Эта тенденция набирает силу во всем мире. Так, с октября 2007 года Европейская комиссия по телекоммуникациям ввела ограничения на стоимость мобильной связи внутри ЕС. Понять эту тенденцию можно: телекоммуникационная сфера испытывает бурный рост, количество абонентов прирастает в геометрической прогрессии и компании просто обязаны пересматривать тарифы в сторону удешевления за счет стремительного роста численности абонентов».

Сопредседатель СПРФ Евгений Мясин напомнил о том, что правила оплаты входящих звонков на мобильные телефоны в России были изменены с 1 июля 2006 года: все входящие на мобильные стали бесплатными, звонок с городского на мобильный стал платным в размере 1,5 рублей за минуту. Такая ситуация стала возможна благодаря сужению понятия «местное телефонное соединение» и введению понятия «внутризоновое телефонное соединение». Именно поэтому соединения между стационарными и мобильными телефонами, зарегистрированными и находящимися в пределах одного города, перестали быть «местными» и должны были оплачиваться при повременной системе как «внутризоновые». Попытки СПРФ добиться отмены этого неправового решения путем обращения в Мининформсвязи, правительство и в Верховный Суд успеха не имели. Спустя полтора года, чтобы Мининформсвязи осознало и исправило свою ошибку.

 

В Думе рассматривается проект о концессиях

Комитет Госдумы по экономической политике и предпринимательству на заседании в четверг рассмотрел проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты РФ».

Об этом сообщил журналистам председатель комитета Евгений Федоров.

«Рассматриваемый нами законопроект крайне важен в общем контексте реконструкции экономической архитектуры страны. Концессия, как форма государственно-частного партнерства, – инструмент необходимый для привлечения инвестиций в такую ключевую для нас сферу, как строительство инфраструктурных объектов, в частности дорог. Развитые государства во всем мире успешно используют этот механизм. Чтобы он в полной мере заработал и в России, нам необходимо пересмотреть некоторые положения действующего законодательства» – сообщил глава комитета Федоров.

На заседании комитета одобрены поправки ко второму чтению. В целом они направлены на то, чтобы проводилось больше конкурсов на концессионные соглашения, а концессионерам предоставлялось больше гарантий. Однако, как сказал Е.Федоров, окончательное рассмотрение законопроекта было отложено, так как текст требует некоторой доработки.

 

ЦСКП обсуждает экологическую безопасность

Депутаты думской фракции «Единая Россия» обсудят в пятницу проблемы обеспечения экологической безопасности, используя внутрипартийную дискуссионную площадку Центра социально-консервативной политики на Газетном переулке.

Об этом сообщил в четверг парламентским журналистам председатель Государственной Думы, лидер «Единая Россия» Борис Грызлов.

«8 февраля в Центре социально-консервативной политики будут обсуждаться вопросы обеспечения экологической безопасности. На недавнем заседании Совета Безопасности России были приняты стратегически важные решения в сфере повышения эффективности экологической политики. Депутаты, члены Совета Федерации, представители исполнительной власти, бизнеса, общественных организаций, которые примут участие в конференции, обсудят предложения по практической реализации решений Совбеза» – сказал спикер.

Борис Грызлов отметил, что есть разные подходы, есть много интересных идей, и он убежден, что предстоящая дискуссия поможет наметить эффективные – и во многом уже неотложные – решения.

По словам спикера, речь идет о мерах организационного, законодательного, технического характера, о приоритетах в развитии российской науки и НИОКР, о конкретных направлениях исследований.

Например, сообщил Борис Грызлов, в настоящее время уже есть конкретные технологические решения по методам очистки воды, очистки жидких радиоактивных отходов, производству современных присадок к топливу, обеспечивающих снижение вредных выбросов, по ряду других прикладных вопросов экологического характера.

«Необходимо создать все условия для внедрения передовых технологий и обеспечить поддержку новым исследованиям» – заключил председатель Государственной Думы.

 

«Северный поток» проложат и без Польши

Проект строительства Североевропейского газопровода, т.н. «Северный поток», будет реализован в полном, запланированном ранее объеме вне зависимости от согласия или отказа Польши участвовать в нем, заявил 7 февраля председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев.

О позиции депутата-международника сообщает партийный сайт «Единой России» со ссылкой на его интервью ИТАР-ТАСС.

Отмечено, что ранее, 7 февраля премьер-министр Польши Дональд Туск заявил, что «Польша наверняка не будет ангажироваться в этот проект, потому что нас не хватит на такого типа дорогой и нерациональный проект».

Константин Косачев предположил, что «альтернативный проект газопровода Amber, предполагающий транзит газа по территории не только Польши, но и трех балтийских государств, является попыткой политизации этого вопроса». Ответвление на Латвию, Литву и Эстонию, заметил Косачев, «с точки зрения географии, совершенно точно не является соединением начальной и конечной точек прямой линией».

Кроме того, убежден Косачев, проект «Северный поток» не может быть дороже альтернативного газопровода в эксплуатации, поскольку этот газопровод «идет по морскому дну с нулевыми транзитными издержками». «В данном случае не будет необходимости платить транзитным государствам, через территорию которых проходит газопровод», – подчеркнул Константин Косачев.

 

ЦРУ топит подследственных

Законы США позволяют пытать людей, AI против

Amnesty International призывает к уголовному расследованию по поводу применения пыток в ЦРУ

Об этом сообщается в информации, распространенной сегодня московским офисом международной организации.

Amnesty International призвала немедленно провести полное и независимое уголовное расследование в связи с тем, что генерал Майкл Хейден, директор ЦРУ, впервые публично признал факт применения пытки утоплением в ходе допроса троих задержанных на одном из секретных объектов ЦРУ.

«Этот метод допроса заключается в том, что задержанного топят под водой, не давая, однако, ему умереть. Это – разновидность пытки. Согласно международному праву, пытки являются преступлением», – заявил Роб Фриер, исследователь Amnesty International по США. – «Тем не менее, никто так и не понёс ответственности за то, что санкционировал использование сотрудниками спецслужб США пытки утоплением, равно как и за сами пытки».

В ходе того же слушания в Конгрессе руководитель Национальной службы разведки Майк Макконел заявил, что пытка утоплением может быть снова использована ЦРУ при ведении дел, одобренных президентом США либо генеральным прокурором. «Это утверждение наводит на вопрос о том, кто разрешил пытать троих задержанных в 2002 и 2003 годах», – отметил Роб Фриер. – «Президент США не имеет полномочий санкционировать или отдавать приказ о применении пыток по отношению к кому-либо. Такого права нет ни у кого. Любое уголовное расследование должно иметь возможность дойти до самого верха».

Организация призывает провести расследование, выходящее за рамки внутренней проверки, начатой в прошлом месяце генеральным прокурором США по факту уничтожения ЦРУ видеозаписей допросов. Это расследование должно полностью отвечать международным стандартам.

«За последние годы стало совершенно очевидно, что власти Соединенных Штатов искали такие трактовки национального законодательства и международного права, которые бы позволили им избежать всеобъемлющего запрета на пытки и иные виды жестокого обращения. Это способствовало усилению безнаказанности лиц, нарушающих права человека», – сказал Роб Фриер.

На слушаниях специального Комитета по разведке Конгресса США генерал Хейден оправдал применение пытки утоплением тем, что этот способ позволял получить сведения от задержанных в то время, когда общественная безопасность, вскоре после событий 11 сентября 2001 года, находилась под угрозой.

«Стремление оправдать признанные факты применения пыток идёт вразрез с международными обязательствами США, в том числе обязательствами в рамках Конвенции ООН против пыток», – подчеркнул Роб Фриер.

Amnesty International требует от властей США, чтобы никакие сведения, выбитые под пытками, равно как и полученные путём иных видов жестокого обращения, включая пытку утоплением, не допускались к рассмотрению в каких-либо судебных делах, за исключением процессов над предполагаемыми виновниками применения пыток.

Озабоченность организации усугубляется тем, что власти США по-прежнему используют суды военных комиссий в Гуантанамо. Правила подобных разбирательств позволяют использовать информацию, полученную под принуждением, и этот аспект попирает международное право.

Amnesty International призывает правительство США привести своё законодательство и правоприменительную практику в соответствие с международными нормами, ставящими вне закона пытку утоплением и другие виды жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения или наказания.

«Те трое задержанных, на которых генерал Хейден ссылался в своих показаниях, а также другие задержанные, утверждали, что к ним применяли и другие виды пыток и жестокого обращения, помимо пытки утоплением. Независимое расследование должно тщательно изучить эти утверждения. Пытки утоплением – лишь часть большой картины», – заявил Роб Фриер.

 

Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуального кодекс РФ»

Настоящий законопроект направлен на дальнейшее совершенствование досудебного производства, повышение эффективности следственной деятельности и процессуального контроля.

Так, предлагается наделить руководителя следственного органа помимо полномочий следователя полномочиями по возбуждению уголовного дела и производству предварительного следствия в полном объеме. Кроме того, руководителю следственного органа предоставляется право проверять не только материалы уголовных дел, но и материалы проверок сообщений о преступлениях, а также лично рассматривать сообщения о преступлении и участвовать в производстве проверок сообщений о преступлениях.

Наряду с этим для руководителя следственного органа устанавливается срок (не позднее 5 суток со дня поступления) рассмотрения требования прокурора об отмене незаконного и необоснованного постановления следователя и устранения иных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия.

Действия руководителя следственного органа по отмене незаконного и необоснованного постановления следователя об отказе в возбуждении уголовного дела строго регламентированы. С целью усиления процессуального контроля вводится правило, на основании которого уголовное дело для утверждения обвинительного заключения прокурору направляется с согласия руководителя следственного органа.

Законопроект призван разрешить проблему, связанную с определением порядка соединения уголовных дел, находящихся в производстве дознавателя, следователя и суда, а также уголовных дел о преступлениях, расследуемых разными органами предварительного следствия. При этом устанавливается срок дополнительного расследования при возвращении уголовного дела на доследование.

Для ускорения проверки сообщения о преступлении и обеспечения законного и обоснованного процессуального решения по ее результатам вводится правило, в соответствии с которым в случаях, не терпящих отлагательства, с целью установления признаков преступления эксгумация и осмотр трупа, освидетельствование, а также получение сравнительных образцов у лиц, участвующих в досудебном производстве при проверке сообщения о преступлении, могут быть проведены до возбуждения уголовного дела.

Вводится ряд других правовых норм, направленных на повышение эффективности государственной функции уголовного преследования и увеличение гарантий прав участников уголовного судопроизводства. Также устраняется имеющееся в ст. 448 УПК РФ противоречие, наделяющее прокурора правом возбуждения уголовного дела в отношении члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса.

Таким образом, реализация рассматриваемого законопроекта позволит устранить проблемы, возникшие при применении отдельных норм и институтов Уголовно-процессуального кодекса РФ и усилить меры государственной политики в сфере исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве.

Принятие данного законопроекта не потребует изменения или принятия дополнительных актов федерального законодательства, а также расходов из федерального бюджета.

 

текст законопроекта

Внести следующие изменения:

1) в статье 5:

а) дополнить пунктом 411 следующего содержания:

«411 Следователь-криминалист – должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также участвовать по поручению руководителя следственного органа в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий или производить отдельные следственные и иные процессуальные действия без принятия уголовного дела к своему производству;

б) пункт 411 считать пунктом 412;

2) часть четвертую статьи 20 после слова «следователь дополнить словами «руководитель следственного органа,»;

3) часть четвертую статьи 21 после слова «следователя дополнить

словами «руководителя следственного органа;

4) в статье 39:

а) в части первой:

в пункте 2 слова «материалы уголовного дела» заменить словами «материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уголовного дела»;

пункт 3 после слов «об объеме обвинения» дополнить словами «, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в производстве проверки сообщения о преступлении»;

пункт 4 после слов «на основании судебного решения» дополнить словами «, лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом указанного ходатайства»;

дополнить пунктом 111 следующего содержания:

«111) направлять уголовное дело по подследственности в другой следственный орган в соответствии с правилами, установленными статьей 151 настоящего Кодекса, либо передавать уголовное дело прокурору для принятия решения в порядке, предусмотренном пунктом 12 части второй статьи 37 настоящего Кодекса;

б) часть вторую изложить в следующей редакции:

 

«2. Руководитель следственного органа вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом, принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы, предусмотренными настоящим Кодексом.»;

в) часть четвертую изложить в следующей редакции:

«4. Руководитель следственного органа рассматривает в срок не позднее 5 суток требования прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, а также письменные возражения следователя на указанные требования и сообщает прокурору об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении допущенных нарушений либо о несогласии с требованиями прокурора.»;

5) в части первой статьи 106 слова «органом или лицом, избравшим данную меру пресечения заменить словом «судом»;

6) часть четвертую статьи 108 после слова «следователь дополнить словами «руководитель следственного органа,»;

7) часть восьмую статьи 109 после слов «представлено в суд» дополнить словами «по месту производства предварительного расследования либо месту содержания обвиняемого под стражей»;

8) в статье 125:

а) в части первой:

 

слова «и следователя» заменить словами «, следователя и руководителя следственного органа»;

после слова «следователя» дополнить словами «, руководителя следственного органа»;

б) часть третью после слов «с участием прокурора» дополнить словами «, следователя, руководителя следственного органа»;

9) часть первую статьи 144 после слова «следователь» дополнить словами «, руководитель следственного органа»;

10) в статье 145:

а) часть первую после слова «следователь» дополнить словами «, руководитель следственного органа»;

б) часть третью после слова «следователь» дополнить словами «, руководитель следственного органа»;

11) в статье 146:

а) часть первую после слова «следователь» дополнить словами

«, руководитель следственного органа»;

б) часть четвертую после слов «копия постановления следователя»

дополнить словами «руководителя следственного органа»;

12) часть четвертую статьи 147 после слова «следователь» дополнить словами «, руководитель следственного органа;

13) в статье 148:

а) часть первую после слова «следователь дополнить словами «руководитель следственного органа,»;

б) часть вторую после слова «следователь дополнить словами «руководитель следственного органа,»;

 

в) часть шестую:

после слова «следователя» дополнить словами «, руководителя следственного органа»;

после слов «со своими указаниями» дополнить словами «, устанавливая срок их исполнения»;

дополнить предложением следующего содержания:

«Признав отказ следователя, руководителя следственного органа в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, соответствующий руководитель следственного органа отменяет его и возбуждает уголовное дело или выносит постановление об отмене постановления следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела и направляет ему материалы для дополнительной проверки со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения.»;

14) часть третью статьи 153 изложить в следующей редакции:

«3. Соединение уголовных дел, находящихся в производстве следователя, производится на основании постановления руководителя следственного органа. Соединение уголовных дел, находящихся в производстве дознавателя, производится на основании постановления прокурора, а находящихся в производстве суда – на основании решения суда»;

дополнить предложением следующего содержания:

«Решение о соединении уголовных дел о преступлениях, подследственных в соответствии со статьями 150 и 151 настоящего Кодекса разным органам предварительного расследования, принимает руководитель следственного органа или начальник подразделения дознания на основании решения прокурора об определении подследственности.»;

15) часть вторую статьи 158 после слова «следователь» дополнить словами «, руководитель следственного органа»;

16) часть шестую статьи 162 после слов «прекращенного уголовного дела» дополнить словами «либо возвращении уголовного дела для производства дополнительного расследования»;

17) часть вторую статьи 163 после первого предложения дополнить предложением следующего содержания:

«При необходимости в состав следственной группы по решению руководителя следственного органа, в производстве которого находится уголовное дело, могут быть включены следователи других органов предварительного расследования по согласованию с их руководителями.»;

18) часть девятую статьи 166 дополнить предложением следующего содержания:

«В случаях, не терпящих отлагательства, указанное следственное действие может быть произведено на основании постановления следователя о сохранении в тайне данных о личности участника следственного действия без получения согласия руководителя следственного органа. В данном случае постановление следователя передается руководителю следственного органа для проверки его законности и обоснованности незамедлительно при появлении для этого реальной возможности.»;

19) часть четвертую статьи 178 дополнить предложением следующего

содержания:

«В случаях, не терпящих отлагательства, эксгумация и осмотр трупа могут быть произведены до возбуждения уголовного дела.»;

20) часть первую статьи 179 дополнить предложением следующего

содержания:

«В случаях, не терпящих отлагательства, освидетельствование лиц, участвующих в досудебном производстве при проверке сообщения о преступлении, может быть произведено до возбуждения уголовного дела.»;

21) часть первую статьи 202 дополнить предложением следующего

содержания:

«В случаях, не терпящих отлагательства, для установления признаков преступления получение сравнительных образцов у лиц, участвующих в досудебном производстве при проверке сообщения о преступлении, может быть произведено до возбуждения уголовного дела.»;

22) часть шестую статьи 220 после слов «уголовное дело» дополнить словами «с согласия руководителя следственного органа»;

23) в статье 237:

а) в части первой пункт 4 исключить;

б) часть вторую исключить;

 

в) часть третью дополнить предложением следующего содержания:

«При необходимости судья продлевает срок содержания обвиняемого под стражей для производства следственных и иных процессуальных действий.»;

24) в пункте 12 части первой статьи 448 слова «прокурором субъекта РФ» заменить словами «руководителем следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъекту РФ»;

25) статью 449 после слова «прокурор» дополнить словами «, руководитель следственного органа, следователь».

 

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования.

 

Hosted by uCoz