20.02.08
Лев МОСКОВКИН
Внутренний
туризм развивается и поддерживает имидж России
Первый
зампред думского комитета по энергетике Валерий Драганов
(«Единая Россия») в прошлом созыве Госдумы возглавлял комитет по экономической
политике, предпринимательству и туризму. В действующем созыве нет комитета с
таким названием, но депутат Драганов интереса к
туризму не утратил. И рассказал нам об этом.
-
Валерий Гаврилович, расскажите пожалуйста о развитии
туристического рынка. Каковы итоги прошлого года, что происходит с внутренним
туризмом?
-
Индустриализация туризма на самом деле может быть одним из ярких отражений
состояния экономики и всякие призывы, разговоры улучшать и размножать
туризм хороши как призыв, когда есть соответствующие
социально-экономические условия. Сегодня они достаточно благоприятны, ну хотя
бы в связи с ростом потребительского спроса, в связи с ростом доходов
населения. Большое значение имел выбор Сочи в качестве олимпийской столицы. И
совсем не потому, что в Краснодарский край устремятся сейчас деньги для
создания туристической инфраструктуры, это имеет значение в целом для усиления
престижа России как туристической державы, поскольку есть и другие заметные
причины, например, создание рекреационных зон. Законодательство позаботилось об
этом. И это все привлекает средства, в том числе и частных инвесторов. Ну и
конечно сегодня уже далеко не лозунгом, а реальностью стало
государственно-частное партнерство, где государство готово вкладывать большие
деньги из бюджета на инфраструктуру для бизнеса, а это значит, что
туристические объекты, и этому подтверждение Алтайский край, другие субъекты
федерации могут из Инвестиционного фонда потреблять государственные средства.
- Это
возможно?
- Это
возможно, они выигрывают конкурсы на создание рекреационных зон, туристических
рекреационных зон, это очень серьезный прорыв в законодательстве, это создает
легитимную уверенную инвестиционную стабильность.
-
Скажите, а это правда, что у нас интересы к внутреннему туризму несколько
увеличиваются в последнее время?
- Я
думаю, он не несколько увеличивается, а увеличивается значительно. Во-первых,
это определяется сближением цены на рынке – цены мирового рынка и нашего
постепенно сближаются. Во-вторых, увеличение семейных бюджетов, увеличение
доходов толкают в хорошем смысле родителей воспитывать своих детей на
российской культуре, на российской природе, преимуществах провинциального
деревенского образа. Эти замечательные наши лены, енисеи,
байкалы, горы, мало ли еще какие российские прелести
– ни что иное, как в том числе еще и воспитание. И не
случайно детей сегодня чаще оздоравливают на
внутренних санаториях, курортах и домах отдыха, чем зарубежных. Да и конечно
отраслевые профсоюзы серьезно укрепились. Таких частных гигантов, как скажем, Русал, Лукойл, то же ОАО «РЖД», РАО «ЕЭС», их
социальные программы просто приятно удивляют. И все больше и больше сотрудников
частной компании предпочитают в России отдыхать, это правда. То есть, Россия
становится серьезным конкурентом на мировом туристическом рынке. И другая
очередь – дифференцированный рынок. То есть рынок России очень многообразный.
Чего стоит, скажем, с одной стороны Карелия, с другой стороны Кавказ, с третьей
стороны Сибирь, а уж о Дальнем Востоке и речи нет. И сегодня иностранные
туристы устремляются не только в традиционное Золотое Кольцо, или скажем на
элитную охоту. Они сегодня начинают путешествовать по Волге, они по Сибири
начинают путешествовать. И, наконец, поехали на Кавказ, потому что закончились
волнения на Кавказе, война закончилась, гражданское согласие больше, риски
минимизируются. И это очень серьезно влияет уже на поддержание другого имиджа
России. А туризм очень чутко реагирует.
- На
Кавказе традиционные точки отдыха восстанавливаются – Теберда, Домбай, или
какие-то новые развиваются?
- На
Кавказе сегодня реализуется несколько крупномасштабных туристических проектов:
Дагестан, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария. Это все результат позитивно
принятого законодательства и конечно государственного внимания и поддержки. При том, что актуальной остается проблема защиты прав
каждого туриста, но это вопрос уже гражданско-правовых отношений. На
туристическом рынке все больше крупных солидных туристических компаний, которые
предлагают услугу не по принципу «на тебе боже, что мне негоже», как раньше,
так называемые горящие путевки, а на самом деле за этим ничего не стоит. А идет
серьезное соревнование, серьезная конкуренция и потребитель уже в состоянии
выбирать лучшее и соотношение спрос-предложение-цена имеет уже реальное
отражение на рынке.
-
Отлично. Спасибо.