Сенатор недоволен госкорпорациями
Комитет Совета Федерации по промышленной политике
подготовил доклад, в котором критикует Госкорпорации.
Об этом сообщил глава комитета Валентин Завадников.
Комитет Совета Федерации по промышленной политике
подготовил доклад, в котором критикует Госкорпорации,
сообщил в интервью парламентскому корреспонденту «ФК-Новости»
Анне Козыревой В.Завадников. Он отметил, что 20
февраля на 217-м пленарном заседании Совета Федерации был принят ежегодный
Доклад Совета Федерации за 2007 год «О состоянии законодательства в Российской
Федерации». В этом фундаментальном документе системно отображены основные
результаты законотворческой деятельности и сформулированы перспективные
направления ее развития. А составной частью этого документа как раз и стали
выдержки из экспертного доклада комитета по промышленной политике «Особенности
правового регулирования деятельности государственных корпораций».
Завадников отметил, что сфера деятельности госкорпораций
разнообразна. Некоторые из них заняты функциями, которые, как считает сенатор,
могли бы выполняться частными предприятиями, деятельность других сводится к
распределению государственных субсидий. Завадников
напомнил, что первой государственной корпорацией в России стало Агентство по
реструктуризации кредитных организаций (АРКО),
возникшее в 1999 году. В 2003 году появилась вторая госкорпорация
– Агентство по страхованию вкладов. Осенью 2007 года были уже созданы или
находились в процессе создания следующие организации:
1. Государственная корпорация «Банк развития и
внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»
2. Государственная корпорация по строительству
олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта («Олимпстрой»).
3. Государственная корпорация «Российская корпорация
нанотехнологий» («Роснанотех»).
4. Государственная корпорация «Фонд содействия
реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (ФСР
ЖКХ).
5. Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» («Росатом»).
6. Государственная корпорация по содействию
разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции
«Ростехнологии» («Ростехнологии»).
7. Государственная корпорация «Агентство по страхованию
вкладов» (АСВ). «Рассматривая саму сущность понятия
«государственная корпорация», необходимо отметить, что оно не упоминается в
Гражданском кодексе Российской Федерации, а его появление воспринимается
специалистами по гражданскому праву как «размывание» системы правового
регулирования некоммерческих юридических лиц и принципа верховенства права», –
подчеркнул Валентин Завадников.
Он обратил внимание на то, что сегодня создание
подобных структур преподносится, «как панацея и уже почти превратилось в
фирменный знак российской экономической политики». Но при этом, подчеркнул он,
ряд экспертов выступил с резкой критикой этих тенденций. «Именно поэтому мы
взялись более глубоко исследовать проблему», – пояснил
Валентин Завадников. Он рассказал, что, изучив
правовой статус госкорпораций, сенаторы пришли к ряду
очень неутешительных выводов, ибо истинная эффективность данной организационной
формы вызывает немало вопросов. Завадников пояснил,
какие именно это вопросы.
«Во-первых, создание каждой корпорации требует
принятия отдельного закона. То есть получается, что регулирование госкорпораций осуществляется на индивидуальной основе и в
ряде случаев не согласуется с действующим законодательством. Во-вторых, при
создании некоторых госкорпораций, которым фактически
делегируются полномочия госорганов, происходит объединение функций нормативного
регулирования, контроля и реализации, что идет в разрез с положениями
административной реформы. Государство при этом имеет минимальный контроль над госкорпорациями, критерии же оценки их эффективности весьма
размыты.
Валентин Завадников обратил
особое внимание на то, что контроль за выполнением госкорпорацией возложенных на нее функций установлен на
предельно низком уровне в форме требования ежегодной публикации отчетов об использовании
своего имущества «в соответствии с законом, предусматривающим создание
государственной корпорации» (пункт 2 статьи 7.1 ФЗ «О некоммерческих
организациях»). В частности, закон о создании конкретной государственной
корпорации может свести такой контроль практически к нулю.
«Вопрос о контроле над деятельностью госкорпораций со стороны учредителя является ключевым при
анализе их реального правового статуса и стимулов, влияющих на их экономическое
поведение. Поскольку для каждой из госкорпораций эти
вопросы регулируются отдельным законом, сообщил Завадников,
был проведен эмпирический анализ шести подобных законов с точки зрения
возможности контроля со стороны учредителя над достижением уставных целей госкорпорации и полномочий учредителя по определению
руководящего состава госкорпораций. В результате
могут быть сделаны следующие выводы.
В большинстве законов о создании госкорпораций
либо полностью отсутствуют критерии оценки степени достижения их законодательно
установленных целей (Ростехнологии, Роснанотех и АСВ), либо критерии
отказываются существенно уже заявленных целей и не позволяют контролировать
степень их достижения (Росатом и Внешэкономбанк).
Единственным исключением можно считать Олимпстрой, но
это, возможно, объясняется конкретностью и узкой направленностью деятельности
данной ГК: строительством олимпийского комплекса города Сочи (четкий критерий –
ход строительства и выполнение его планов).
Для большинства госкорпораций
не предусмотрены процедуры средне- и долгосрочного планирования, за исключением
Росатома, но и здесь нет ограничений на пересмотр
показателей программы.
В законах не прописаны возможные санкции за
невыполнение программ и несоответствие фактических значений показателей целевым, а также процедуры пересмотра программ в подобных
случаях по инициативе учредителя.
Еще одной из черт этой правовой формы является то, что
она создает идеальные условия для перевода госсобственности в негосударственный
сектор при минимальных финансовых выгодах для государства и при повышенном
риске бесконтрольного использования и вывода активов», – рассказал сенатор.
В.Завадников обратил внимание и на такой момент – вместо того, чтобы уменьшать
роль государства в экономике, что уже неоднократно объявлялось целью государственной
политики, напротив, создается новая бюрократия, зарабатывающая на эксплуатации
властных полномочий. «Можно ожидать, что кроме уже принятых законов появятся и
другие проекты такого рода. Вместо отделения государственного аппарата от
экономики происходит превращение целых сегментов исполнительной власти в особые
виды экономической деятельности, основанной на эксплуатации властных
полномочий. Вместо «повышения конкурентоспособности России на мировой арене»
данное направление законотворчества будет означать осознанную попытку
архаизации российского государства», – уверен сенатор.
«Выявленные недостатки и пробелы правового
регулирования организации и деятельности государственных корпораций являются
существенным основанием для проведения в постоянном режиме парламентского
мониторинга и контроля за применением данных правовых новелл как с точки зрения
качества самих норм, так и с точки зрения их применения и получения конечного
результата их принятия», – подчеркнул Завадников..
Он также напомнил, что Доклад
Совета Федерации 2007 года, частью которого стали положения «Доклада о госкорпорациях», после его принятия на заседании верхней
палаты будет направлен во все федеральные и региональные органы государственной
власти, научные, экспертные, общественно-политические организации и
политические партии, объединения бизнеса, а его основные положения будут взяты
Советом Федерации за основу при осуществлении своей деятельности. «Искренне надеюсь, наш голос будет услышан вместе с теми, кто
критикует несовершенную форму госкорпораций, далекую
от эффективного контроля и прозрачности. Не хотелось бы, чтобы она становилась
основной чертой российской экономики», – заключил Валентин Завадников.