13.03.08 Лев МОСКОВКИН

Охотный ряд

Россия обязана защитить своих граждан

Думскую площадку не впервые используют для заявлений и дискуссий, которые не может себе позволить исполнительная власть с риском дипломатического скандала. А с депутатов что взять? После разыгранной комбинации «независимость Косово» острое звучание приобрела тема независимости Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии. Их представители прибыли в Думу на представительные парламентские слушания, проведенные в четверг думским комитетом по СНГ.

Вице-спикер Олег Морозов заранее предупредил, что отношение к вопросу независимости этих образований будет зависеть от рекомендаций парламентских слушаний.

Председатель комитета по СНГ Алексей Островский (ЛДПР) не собирается обсуждать Косово, но не скрывает, что Запад создал прецедент и стимулировал дискуссию. Кроме признания-непризнания, возможен отложенный статус республик, чья экономика остро связана с российской, в том числе и по подготовке к Олимпиаде. Молдавия начала это понимать, Грузия вынашивает планы «защиты» Абхазии.

Зампред комитета по СНГ Татьяна Москалькова (СР) напомнила, что в этих республиках 80% российских граждан, предлагается обеспечить им упрощенный переход границы и открыть там миссии.

Характерно, что признавшая Косово Турция в тот же день приняла военные меры против своих «сепаратистов». Сторонникам мировой справедливости под эгидой США стоит понять: речь идет не более чем об экспорте кризисов. Россия прежде всего защищает себя, но и мир тоже.

 

Информация

 

Сенаторы поощряют плагиат

Плагиат, как известно, это умышленное присвоение авторства на чужое произведение науки, литературы или искусства в целом или в частности. По законодательству РФ влечет уголовную ответственность. В принципе, об этом известно членам Совета Федерации. Все-таки сами не только одобряют законы, но и пишут их. Однако знание законов не означает того, что сами знающие будут их исполнять. Во всяком случае, для себя любимого всегда можно сделать исключение. Вот, скажем, какая история произошла в Совете Федерации. У парламентариев наших есть «Парламентская газета», которая освещает их деятельность со всех, как говорится, сторон. И это хорошо. В «Парламентской» газете работает много замечательных и, главное, честных журналистов. Это тоже хорошо. Но есть и одна сотрудница, которая предпочитает перепечатывать в газете под своей фамилией материалы других журналистов, работающих в других изданиях. И это плохо. Но еще хуже, когда сенаторы знают об этом, но делают вид, что так оно, дескать, и должно быть. И это еще хуже. Плагиат? Подумаешь! Более того, кое-кто даже позвонил в редакцию и потребовал, чтобы к даме, пойманной на плагиате, не применяли абсолютно никаких мер. И, согласитесь, это вообще ни в какие ворота не лезет. Чем можно объяснить такое попустительство? Все очень просто. Дама, уличенная в списывании, некая Ольга Стройнова, сама называет себя пресс-секретарем ряда членов Совфеда. Она, собственно говоря, даже охотно сообщает, что за свои публикации в «Парламентской газете» (украденные у других) получает денежное вознаграждение. То есть, оказывается, что сенаторы платят за плагиат. И довольны. А вот это уже просто смешно. Кстати, сама дама, когда её поймали на воровстве, даже стала угрожать сотрудникам редакции, заявляя, что, к примеру, известная сенаторша от Великого Хурала Республики Тыва в случае чего вообще всех уволит. А другой недавно переизбранный сенатор от губернатора Костромской области вообще всем покажет, где раки зимуют. Кстати, ворует наша «героиня» и у пресс-службе Совета Федерации, также под своей фамилией публикуя материалы, подготовленные сотрудниками службы. Напомним, что спикер палаты Сергей Миронов возглавляет партию «Справедливая Россия». Странно, если он не в курсе относительно «справедливости» своих коллег.

Артем Тарасов.

 

Сообщения

 

Дума определится по непризнанным республикам

Российский парламент еще не раз будет возвращаться к теме обращений непризнанных республик. С таким предположением выступил сегодня на брифинге для журналистов первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов, комментируя проводимые сегодня парламентские слушания «О состоянии урегулирования конфликтов на территории СНГ и обращениях к РФ о признании независимости Республики Абхазия, Республики Южная Осетия и Приднестровской Молдавской Республики».

Вице-спикер подчеркнул, что мир меняется очень динамично, и предположил, что еще некоторое время назад вынесенная на обсуждение тема не могла рассматриваться.

По словам Морозова, инициатива указанной динамики исходила не от России.

«Не мы расшатывали послевоенную конструкцию мира и не к нам предъявлять претензии, если иметь в виду последние выступления ряда парламентариев Грузии. Мы работаем в рамках правовых процедур. Есть факт, это обращение соответствующих образований к мировому сообществу с просьбой признать их независимость и самостоятельность. Это обращение не может быть оставлено без реакции, поэтому мы в рамках тех процедур, которые предписаны парламентом, это рассматриваем. Я обращаю ваше внимание, что мы не рассматриваем это на пленарном заседании, мы рассматриваем это в режиме парламентских слушаний. Парламентские слушания выработают соответствующие рекомендации. Но, хочу обратить ваше внимание на тот факт, что мы действительно сегодня живем в новой международно-правовой ситуации, созданной теми решениями, которые приняли и косовары и соответственно те признавшие их страны мирового сообщества, это не может не накладывать отпечаток на наше решение» – сказал вице-спикер.

«Что касается вопроса о том, будем ли мы возвращаться к этой теме, то это зависит от того, какие рекомендации примут участники парламентских слушаний. Но я думаю, этот вопрос в той или иной форме обязательно будет еще не раз рассматриваться российским парламентом» – предположил Олег Морозов.

 

Косово изменило мир – урок Грузии и Молдавии

Отныне конфликты на территории СНГ не могут рассматриваться в ином контексте, кроме как в связке с косовским решением, в Молдавии и Грузии должны знать, что есть возможность такого решения.

Об этом заявил председатель думского комитета по делам СНГ Алексей Островский (ЛДПР), открывая в Малом зале Госдумы парламентские слушания «О состоянии урегулирования конфликтов на территории СНГ и обращениях к РФ о признании независимости Республики Абхазия, Республики Южная Осетия и Приднестровской Молдавской Республики».

Глава комитета отметил, что в последнее время накаляется. По его словам, Россия сделала все, чтобы сохранить ситуацию в Косово в рамках международного права, защитить таким образом в т.ч. целостность Молдавии и Грузии. А.Островский отметил, что ссылки на якобы большую разницу между Косово и Южной Осетией, однако эта разница работает против сторонников независимости Косово. В отличие от Косово, непризнанные республики уже 15 лет имеют свою государственность. Глава думского комитета также отметил, что в отличие от Молдавии, Грузия в лице президента Саакашвили делает все возможное, чтобы обострить ситуацию и решить вопрос военным путем.

Он сказал о возможности создания военных баз на территории Грузии и Румынии.

А.Островсккий указал на то, что в проекте рекомендаций содержатся предложения правительству РФ пересмотреть формат отношений с непризнанными республиками. Организаторы слушаний рассчитывают на то, что МИД РФ сформирует тот формат отношений, который возможен – признание, непризнание, отложенный статус или что-то другое, также открытие российских миссий на непризнанных территориях.

 

США сдирижировали косовский прецедент

Вице-спикер Государственной Думы Любовь Слиска отмечает стремительное развитие событий в мире после 17 февраля, когда была провозглашена независимость Косово.

В своем выступлении на парламентских слушаниях в Думе вице-спикер сказала, что США не только были главным дирижером этих событий, но и узурпировали право толкования международного права. Если 17 февраля мы столкнулись с объявлением независимости Косово, а 18 – уже знали, кто признает эту независимость.

По словам Л.Слиска, провозглашение независимости Косово будут иметь самые негативные последствия, действия в одностороннем порядке могут породить определенную эпидемию, которая может охватить не один регион.

Вице-спикер выразила надежду на то, что участники парламентских слушаний примут взвешенную оценку. Говоря об этом, Л.Слиска напомнила, что Абхазия и Южная Осетия уже 10 лет de facto независимы и самостоятельно обеспечивают безопасность своих граждан.

 

Абхазии дадут отложенный статус

Комитет Госдумы по делам СНГ подготовит по итогам проект заявления Госдумы по итогам состоявшихся в четверг парламентских слушаний о признании независимости Республики Абхазия, Республики Южная Осетия и Приднестровской Молдавской Республики.

Как сообщил журналистам председатель комитета по делам СНГ Алексей Островский (ЛДПР), комитет рассмотрит проект на своем внеочередном заседании в понедельник, во вторник его вынесут на Совет Думы и глава комитета не сомневается, что на одном из заседаний на следующей неделе Дума заявление примет.

По его словам, на слушаниях прозвучали разные, даже противоположные мнения, в частности, предложения зампреда комитета Константина Затулина («Единая Россия») о признании республик не являются общей позицией комитета.

А.Островский намерен настаивать на предложениях правительству по изменению формата в отношении непризнанных республик. Его смущает название «непризнанные республики», он предлагает перейти к отложенному статусу. «Это можно было бы наверно сделать» – сказал Островский, сославшись на примеры в международном праве.

Пол его словам, принятие формы отложенного статуса – это шаг к тому чтобы признать легитимность республик.

Глава комитета также выступил с предложением по открытию разного рода миссий на территории республик, прежде всего по линии МИДа РФ, консульских учреждений. Он напомнил, что недавно наша страна вышла из режима соглашения 1996 года по эмбарго в отношении Абхазии. А.Островский надеется, что правительство изменить формат торгово-экономического и военно-политического отношения к этим республикам. Изменение торгово-экономического сотрудничества, по мнению главы комитета, позволит улучшить социально-гуманитарную ситуацию в этих республиках.

Отвечая на вопросы журналистов, А.Островский пояснил, что в отношении Абхазии и Южной Осетии Россия вынуждено занимает более жесткую позицию в связи с провокациями со стороны Грузии и заявлениями руководства этой страны о том, что рано или поздно попытается решить вопрос с помощью силы.

«Это надо спрашивать у президента Российской Федерации» – заявил А.Островский в ответ на вопрос нашего корреспондента о том, обсуждается хотя бы в перспективе возможность присоединения непризнанных республик к России.

В своем выступлении на парламентских слушаниях глава комитета выразил намерение не допустить Грузию в НАТО вместе с Абхазией и Южной Осетией.

 

Депутат настаивает на признании Абхазии

Первый зампред думского комитета по международным делам Юлий Квицинский (КПРФ) сообщил журналистам по итогам парламентских слушаний в Думе, что «отложенный статус» – это есть статус, который неопределен еще договорами, решениями Совета Безопасности, но он дает путь, который предначертан, в котором будут развиваться события.

Он напомнил, что Запад называл отложенным статус Косово, когда пришло время, провозгласили независимость.

Отвечая на вопрос о возможности признания независимости Южной Осетии, Абхазии, Приднестровья, Ю.Квицинский заявил, что вопрос признания решает президент, а сегодняшнее заседание – «бесплатное мнение».

Он считает, что слушания были хорошими, они отражают настроения депутатов независимо от их партийной принадлежности. «Но мы же ничего не решаем» – подчеркнул Квицинский.

«Мое мнение – нечего тянуть кота за хвост. Надо сейчас действовать, потом будет хуже и труднее» – сказал он и заключил: «Признавать, и все».

На затянувшихся слушаниях Ю.Квицинский сорвал аплодисменты своим предложением завершить обсуждение и проголосовать за что-нибудь.

 

Коммунисты хотят признать

"Фракция КПРФ выступает за признание независимых Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья, а также и Крыма в свете давления НАТО на Украину", – заявил член комитета по делам СНГ Владимир Никитин (КПРФ).

"Казус Косово", признанного рядом стран в качестве суверенного государства, не может остаться без последствий для замороженных конфликтов на пространстве СНГ", – сказал Никитин. Он отметил, что республики Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье образованы на основе свободного волеизъявления проживающих там народов и существуют уже более 16 лет как самодостаточные и функционально эффективные государства со всеми процедурами и атрибутами власти.

Будучи дипломатически непризнанными по факту, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье являются также участниками международных отношений, юрисдикция Грузии и Молдавии на протяжении более 16 лет не распространяется на территории этих непризнанных республик. Вместе с тем депутат подчеркнул, что решение всех спорных вопросов "должно проходить путем переговоров при соблюдении принципа равенства сторон конфликта, и в отсутствии любых форм международного давления в отношении Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья". "При этом необходимо неукоснительно соблюдать ранее достигнутые договоренности в отношении молдавско-приднестровского, грузино-абхазского, грузино-осетинского конфликтов", – заявил Никитин.

Он полагает, что выход из состояния замороженности этих конфликтов под влиянием косовского прецедента потенциально чреват новым витком активного противостояния сторон конфликта.

Никитин отметил, что в последнее время обстановка в зоне грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов накаляется все сильнее, что создает угрозу региональной стабильности и может затронуть военно-политические и экономические интересы не только России, но и других государств-участников СНГ.

 

Депутаты требуют определенности суверенитета

«В начале 90-х годов проблема мятежных территорий, проблемных территорий и национальных конфликтов, была присуща большинству республик, получивших затем статус независимых государств. И большинство государств, в т.ч. Россия, много работала над тем, чтобы разрешить межнациональные конфликты. В настоящее время остались четыре государства, которые относятся к числу непризнанных – Южная Осетия, Абхазия, Приднестровье и Карабах» – сказала Т.Москалькова.

Она отметила, что Карабах не обсуждается на сегодняшних парламентских слушаниях, потому что это совершенно особая территория и ее нельзя поставить на одну ступеньку с этими тремя государствами, которые обсуждаются сегодня. Но то, что касается Абхазии и Южной Осетии, которые имеют с нами общую границу, и мы начали определенные шаги по экономической интеграции, по защите в т.ч. наших российских инвестиций, они очень важны.

В отношении Приднестровья, сказала депутат, что 11 марта и сегодня в СМИ вышли две взаимоисключающие публикации. Одна президента Молдовы Воронина, очень оптимистичная и воодушевляющая, на мирное разрешение этого конфликта. И сегодня в той же газете «Коммерсантъ», отметила Т.Москалькова, опубликована позиция президента Приднестровья, которая буквально обрушивает аргументы Воронина.

«Я думаю, что у депутатского корпуса должно быть время для того, чтобы вникнуть в реальное положение вещей и выработать позицию. Вот я бы выделила вопрос в отношении Приднестровья отдельной строкой» – сказала депутат. По ее словам, надо разобраться, насколько серьезны шаги Молдовы по разрешению конфликта с Приднестровьем.

Депутат отметила, что сегодня Дума не ставит вопрос об окончательном признании независимости, речь идет о пошаговом, поэтапном решении этого вопроса, который никак не связан с косовской проблемой. Косовская, грузинская, югоосентинская, абхазская проблемы имеют разные исторические, правовые и нравственно-политические аспекты.

«Большая часть сегодняшнего населения посвящена безопасности российского населения. В соответствии с частью второй статьи 61 Конституции Российская Федерация ответственна за своих соотечественников в том числе и за рубежом, покровительствует и отвечает за защиту прав их интересов. Это и есть вопросы безопасности. Мы считаем, что у Грузии было достаточно времени для того, чтобы разрешить этот конфликт. Он не только не разрешился, но и он с точки зрения безопасности становится более острым в последние годы. Поэтому можно было бы предложить создать в рамках ОДКБ рабочую группу для выработки предложений по урегулированию конфликтов и осуществлению безопасности народов Абхазии и Южной Осетии» – сказала Т.Москалькова.

Выступления на слушаниях она воспринимала как разделенные события – косовское, на которое реагирует российское государство, и сегодняшнее обсуждение непризнанных государств и неурегулированных конфликтов на постсоветском пространстве. Депутат напомнила, что в 90-м году Грузия была наряду с другими государствами признана независимым и суверенным государством, такое же право сохраняется за народами, за ее территориями на сегодняшний день, поэтому ее позиция политически нелогична.

«Наступило время, когда высказываться нужно определенно по этим темам. Время округлостей и может быть снятия остроты проблемы прошло. Государству нужно определиться с шагами и этапами продвижения к решению этой проблемы» – заключила Т.Москалькова.

 

Россия – заложница собственной политики

Первый зампред думского комитета по обороне Игорь Баринов («Единая Россия») считает, что мы во многом являемся заложниками собственной политики, принятых решений при распаде СССР, которые в тот период не отвечали интересам РФ, и сейчас находимся в ситуации, когда «и хочется и колется».

Об этом И.Баринов сказал в своем комментарии журналистам по итогам парламентских слушаний в Госдуме по проблемам непризнанных республик.

По словам депутата, об отложенном статусе непризнанных республик не говорилось. Первый зампред комитета по делам СНГ Константин Затулин («Единая Россия») высказал пожелание – надо дать понять непризнанным республикам, могут ли они рассчитывать на признание их независимости со стороны России или нет, причем Затулина достаточно большое количество участников слушаний поддержали.

И.Баринов отметил, что в ходе слушаний звучала и другая точка зрения, что мы не должны делать резких движений, должны поступать так, как поступали западные в страны в Косово.

«Но и не отреагировать мы тоже не можем», – считает Баринов. По его мнению, недостаточно ограничиться открытием постоянных представительств РФ в Абхазии, Южной Осетии и Приднестровье, отменой санкций, увеличением экономических контактов, контактов в гуманитарной и культурной сферах. Пока о процессе признания непризнанных республик, как полагает И.Баринов, речи нет и никаких гарантий Россия им не предъявляла.

И.Баринов надеется, что парламентские слушания дадут импульс для принятия четкого плана действий по отношению к непризнанным республикам.

По его словам, в ходе слушаний постоянно затрагивался вопрос о российских гражданах, проживающих на территориях непризнанных республик.

Со своей стороны Баринов сказал, что хотел бы больше услышать о том, в состоянии ли российский миротворческий контингент выполнить свои функции, каков будет алгоритм действия исполнительной власти и наших Вооруженных сил в случае вооруженного конфликта, если Грузия попробует с помощью своих вооруженных сил восстановить контроль над территориями Абхазии и Южной Осетии, сможет ли миротворческий контингент справиться, как действовать в этой ситуации.

Депутат сожалеет, что об этом не было достаточно подробно сказано, представитель Министерства обороны РФ ограничился констатацией фактов.

По словам И.Баринова, проблема Нагорного Карабаха была затронута вскользь, говорилось о том, что косовский прецедент уже привел к обострению в Нагорном Карабахе.

 

Абхазия поможет России с Олимпстроем

Спикер Народного собрания – Парламента Республики Абхазия Нугзар Ашуба надеется на решение в пользу признания независимости Абхазии. Об этом он сказал парламентским журналистам в Думе.

Отвечая на вопрос нашего корреспондента о возможности присоединения к России в случае угрозы со стороны Грузии, абхазский парламентарий подчеркнул, что «наш народ давно определился», курс Абхазии – на независимость, уже 15 лет у Абхазии есть все признаки государственности. По его словам, если народ решил жить отдельно, это один вариант, если же народ решил уйти в другую страну – это другой вариант, он порождает территориальные претензии.

Свое выступление на парламентских слушаниях в Думе Ашуба начал с поздравлений с вновь избранным президентом России Дмитрия Медведева. Спикер выразил надежду на то, что отношения России с Абхазией поднимутся на новый уровень.

Он напомнил, что в 1994 году, используя ложные обвинения в терроризме, Грузия инициировала санкции в отношении Абхазии и никто не поднял голоса в защиту Абхазии, кроме России.

Именно в России мы видим гаранта нашей безопасности, заявил Ашуба. Он напомнил, что с распадом СССР, Грузия отказалась от выполнения советских законов, в частности, признания наций на самоопределение, вместе с тем она требовала своей доли вооружений.

Ашуба напомнил о неоднократных обращениях к президенту России по вопросу признания республики, он считает, что у России достаточно оснований для этого. Признание Абхазии будет способствовать экономическому развитию.

«Хочу всех вас видеть в свободной, независимой, признанной Абхазии» – заключил свою речь в Думе спикер абхазского парламента.

 

Осетины отстаивают свою безопасность

Около 90% населения Южной Осетии являются гражданами Российской Федерации. Об этом сказал сегодня в своем докладе на парламентских слушаниях в Госдуме вице-спикер Парламента Республики Южная Осетия Юрий Дзиццойты.

По его мнению, независимость Южной Осетии юридически обоснована. Вице-спикер напомнил, что во время развала СССР Южная Осетия воспользовалась своим правом выхода из Грузии, которое было предусмотрено в Конституции СССР.

По словам докладчика, если союзная республика выходит, это значит, что и автономная республика тоже может.

Он уверен, что после референдума о судьбе СССР, в котором Грузия не принимала участия, Южная Осетия тем более имеет право на независимость от нее, поскольку 72% населения высказалось за сохранение СССР, значит, можно остаться в составе России как правопреемницы Союза.

Юрий Дзиццойты заявил, что Южная Осетия не нарушала территориальной целостности Грузии, оформление ее независимости произошло раньше признания Грузии независимым государством и вхождения ее в ООН и в СНГ.

Независимость является наказанием государства за геноцид. С 1989 по 1992 год Южная Осетия потеряла 2% населения убитыми и 3% ранеными, пострадала каждая южноосетинская семья, подчеркнул докладчик. Но западные партнеры Грузии, отметил он, которые признали независимость Косово, предлагают Южной Осетии остаться в составе Грузии, что является проявлением двойных стандартов.

Фактического и правового суверенитета Грузии на территории Южной Осетии не существует, заявил Юрий Дзиццойты. По его словам, осетины сами создавали свою государственность и отстаивали ее в борьбе с грузинским агрессором, за это время в Южной Осетии четыре раза проходили выборы в парламент и три раза выборы президента.

Парламентарии непризнанной республики считают, что Сталин насильно присоединил к Грузии и с тех пор они не могут освободиться.

 

Приднестровье определилось с будущим

Председатель Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики Евгений Шевчук в своем выступлении на парламентских слушаниях в нижней палате российского парламента поблагодарил за то, что Госдумой было принято около десятка обращений в отношении Приднестровья. ОН предложил внести в число рекомендаций парламентских слушаний предложение Госдуме рассмотреть на одном из своих заседаний формат отношений России и Приднестровья.

По словам приднестровского спикера, в республике проживают полмиллиона человек, в т.ч. сто тыс граждан России. Он отметил миграцию в размере 200 тыс., ожидается, что к 2015 года в республике останется 300 тысяч.

По словам докладчика, большая часть наших пенсионеров – это бывшие военнослужащие. Он также отметил, что Румыния считает своим долгом поддерживать румынскую идентичность Молдавии. Известно, что на территории Приднестровья молдаване не проживали. В отношении своего будущего приднестровцы определились на референдуме 1996 года, но готовы провести еще один референдум. В 2003 году был подготовлен Меморандум Дмитрия Козака, принятие которого было сорвано.

 

Непризнанным республикам надо помочь

Председатель комитета Совета Федерации по делам СНГ Вадим Густов высказался против признания независимости Абхазии и Южной Осетии.

В своем комментарии к обсуждению вопроса на парламентских слушаниях в Думе В.Густов напомнил, что при заключении Хельсинкского соглашения было отмечено, что любой передел в Европе – это война.

По мнению Густова, не следует признавать независимость этих республик, он напомнил о мировом опыте, приведя в пример решение США 1973 года о непризнании Тайваня, что позволило избежать серьезного конфликта с Китаем.

«Сейчас только начать признавать эти республики, и мы попадем в ножницы наших решений и проблем, считает сенатор.

«Сейчас надо помочь им сохранить их статус и помочь экономически», – подчеркнул Густов. По его мнению, абхазский, к примеру, конфликт в настоящее разрешить невозможно, но в будущем такая возможность появится. Если поторопиться с таким решением, отметил сенатор, придется выводить российских миротворцев.

«Мы можем только помогать экономически. Это позволит непризнанным республикам развиваться нормально, а политикам – искать решение. Несмотря на то, что в Абхазии есть все атрибуты государства», – подчеркнул Вадим Густов.

Он отметил, что США и 18 государств, признавших независимость сербского края Косово, в основном не знают, что такое конфликт. Со стороны Грузии также ошибочно, по его мнению, проводить такую политику по отношению к России. У них нет другого рынка, кроме российского, сказал Вадим Густов, напомнив о поставках вина, боржоми, марганцовистых руд, строительного материала, туризме. По его мнению, следует возобновить переговоры по железнодорожному сообщению, это дорога жизни, которая позволит возродить и Грузию и Армению.

В.Густов напомнил, что Косово – это 2 млн населения, Абхазия чуть меньше, но все признаки государственности там есть.

 

Необходимо сохранить форматы миротворчества

Споры о независимости непризнанных государств – прямая реакция на ситуацию с признанием независимости Косово, считает член думского комитета по международным делам Руслан Кондратов («Единая Россия»).

«Горячие обсуждения вопроса о признании независимости Абхазии, Южной Осетии и Приднестровской Молдавской республики, которые прошли сегодня на парламентских слушаниях в Государственной Думе, являются прямой реакцией лидеров непризнанных государств на ситуацию с признанием независимости Косово. Делегаты непризнанных государств заявляют об обоснованности своих требований в связи с балканским прецедентом» – сказал депутат в своем комментарии журналистам.

Депутат-международник напоминает, что лучше худой мир, чем добрая война.

«Конечно, Россия пока не отвечает решительным «Да» официальным представителям Абхазии, Южной Осетии и Приднестровской Молдавской республики. Наше государство готово оказывать поддержку развивающимся экономикам непризнанных государств, учитывая, что на их территории проживает большое количество российских граждан. Этот фактор заставляет российских парламентариев с большой ответственностью подходить ко всем решениям по этим вопросам. Главное – не допустить развязывания новых военных конфликтов между различными этническими группами на территории Кавказа и Молдавии. «Лучше худой мир, чем добрая война», гласит старая поговорка, поэтому, по мнению российских парламентариев, необходимо сохранить существующие форматы миротворческой деятельности, стабилизирующей ситуации вокруг Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья. Необходимо выработать компромисс, способный удовлетворить все стороны, заинтересованные в разрешении ситуации» – сказал Руслан Кондратов.

 

Непризнанных охватят инфопространством

Организаторы парламентских слушаний думского комитета по делам СНГ «О состоянии урегулирования конфликтов на территории СНГ и обращениях к РФ о признании независимости Республики Абхазия, Республики Южная Осетия и Приднестровской Молдавской Республики», которые состоялись в четверг в Малом зале Госдумы, разработали рекомендации, согласно которым правительству РФ предлагается проработать вопрос об изменении формата отношений с Абхазией, Южной Осетией и Приднестровьем с учетом состоявшегося одностороннего провозглашения независимости Косово и его признанием рядом государств.

Кроме того, предлагается наращивать поддержку российских граждан, проживающих на территории непризнанных республик, в торгово-экономической и социально-гуманитарных сферах. Правительству рекомендуется решительно противодействовать любым попыткам внешнего политического, экономического и военного давления в отношении непризнанных республик, добиваться сохранения существующих форматов миротворческих операций до достижения урегулирования конфликтов вокруг Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья на основе взаимоприемлемых договоренностей.

Правительству предлагается изучить возможность введения на границе между Россией и непризнанными республиками максимально упрощенного порядка пересечения границы. Поручить Пограничной службе ФСБ России подготовить предложения по введению для граждан России, проживающих в указанных республиках, максимально упрощенного порядка пересечения границы, МИД России рассмотреть вопрос об открытии постоянных миссий на территории Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья, субъектам РФ планируется предложить участвовать в развитии различного рода региональных контактов в рамках своей компетенции и другое.

Совместно с Центральным банком РФ правительству предлагается изучить возможность организации деятельности филиалов и отделения Сберегательного банка РФ на территории непризнанных республик.

Правительству предлагается подготовить предложения по организации беспошлинного ввоза в Россию товарной продукции, произведенной на предприятиях с российским участием на территории Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья, а также рассмотреть вопрос об открытии российских миссий на их территории.

Субъектам РФ рекомендуется развивать всестороннее социально-экономическое и гуманитарное сотрудничество с непризнанными республиками, содействовать развитию контактов региональных СМИ с Абхазией, Южной Осетией и Приднестровьем.

Госдуме предлагается принять заявление в связи с обращениями Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья и рекомендуется содействовать развитию контактов парламентов непризнанных республик с МПА СНГ, МПА ЕврАзЭС, ПА ОДКБ и другими межпарламентскими организациями. Рекомендуется содействовать обеспечению избирательных прав российских граждан, проживающих на территориях непризнанных республик.

Итоговый документ парламентских слушаний предлагает содействовать созданию и развитию единого с Россией информационного и образовательного пространства на территории непризнанных республик, а также содействовать распространению национальных проектов России на проживающих там граждан.

В рекомендациях указано, что многократные обращения к России Республики Абхазия, Республики Южная Осетия и Приднестровской Молдавской Республики о признании их независимости имеют обоснование и аргументацию, базируются на 15-16-летнем опыте самостоятельного существования, все они имеют демократическое законодательство, выборные парламенты, независимые судебные системы, рыночные экономические институты, независимые СМИ, институты современного гражданского общества. Будучи дипломатически «непризнанными», три названые республики являются участниками международных отношений. Юрисдикция Грузии и Молдовы на протяжении более 16 лет не распространяется на территории этих непризнанных республик.

 

Другие сообщения

 

Венгры тоже хотят независимости

Используя ситуацию в Косово в качестве повода, более двух миллионов этнических венгров, которые проживают в нескольких странах Европы, требуют широкой автономии от стран-метрополий – Сербии, Румынии, Словакии и Украины, правительство Венгрии признало независимость Косово, но старается сохранить хорошие отношения с Белградом.

Об этом сообщил журналистам вице-спикер Государственной думы Александр Бабаков («Справедливая Россия»), который курирует межпарламентские связи с Венгрией.

Вице-спикер считает, что данный процесс – нежелательное, но логическое продолжения «косовского беспредела».

«Мы понимаем суть исторической трагедии венгерского народа, который в результате двух мировых войн оказался расколотым на территории разных, порой враждебных к Будапешту государств. Но, если мы начнем пересмотр границ в Европе это приведет к тотальному беспорядку» – заявил Александр Бабаков.

«Цепная реакция, последовавшая за косовским прецедентом, только набирает обороты. Предвидя сложившейся обстоятельства, Россия выступала против поощрения сепаратизма на Балканах, и впредь намереваемся отстаивать единство Сербии и принцип нерушимости границ в Европе» – сказал зампред Госдумы.

По мнению Александра Бабакова, еще есть возможность удержать наметившийся кризис под контролем. «Понимаем, что ситуация уже почти тупиковая, но надеемся, что на сегодняшней встрече глав государств и правительств стран Европейского союза, где будет обсуждаться косовская проблема, услышим более конструктивные предложения» – отметил вице-спикер.

 

70% чехов против американской ПРО

Делегация Государственной Думы России завершила официальный визит в Чешскую республику.

Как сообщили журналистам вице-спикер Александр Бабаков и депутат Михаил Старшинов (оба – «Справедливая Россия»), они в ходе визита провели встречи с представителями исполнительной и законодательной власти страны, а также с лидерами ведущих политических партий. Встречи прошли при содействии и участии Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Чешской Республике Алексея Федотова.

Прошли двусторонние переговоры с Александером Вондра, заместителем председателя правительства Чешской Республики по иностранным делам, на которых были обсуждены вопросы развития политических и экономических связей между Россией и Чехией. Вице-премьер правительства Чешской Республики был проинформирован о позиции России по признанию независимости Косова и по размещению американских комплексов ПРО на территории Чехии.

На встрече с Иржи Пароубеком, председателем Чешской социал-демократической партии, в которой приняли участие руководители фракций чешского парламента, была достигнута договоренность о сотрудничестве ЧСДП с партией «Справедливая Россия». Г-н Пароубек заверил представителей руководства партии «Справедливая Россия» в том, что чешские социал-демократы поддержат своих единомышленников из России при вступлении в социалистический Интернационал. Также г-н Пароубек проинформировал Александра Бабакова и Михаила Старшинова о том, что более 70% жителей Чехии не поддерживают политику правительства страны, направленную на развертывание комплексов ПРО на территории республики. И чешские социал-демократы стремятся защитить точку зрения подавляющего большинства жителей страны.

Тех же взглядов придерживается и председатель нижней палаты парламента Чехии Милослав Влчек. По его мнению, решение о признании независимости Косова является преждевременным. Он также подчеркнул необходимость развития экономического и политического сотрудничества наших стран и подтвердил готовность принимать в этом личное участие.

 

Украина газ оплатит?

Президент Российского газового общества, вице-спикер Госдумы Валерий Язев считает, что российско-украинский газовый конфликт разрешился в позитивном русле.

Об этом вице-спикер сказал в четверг журналистам.

«Считаем нормальным разрешение ситуации. Что касается сотрудничества Москвы и Киева пол газу на перспективу, в частности на 2009 год, то здесь все будет зависеть от договоренностей по цене на среднеазиатский газ» – сказал В.Язев.

Он добавил, что считает условия соглашения Газпрома и Нафтогаза нормальными, в первую очередь для российской стороны.

«Главное, что Украина признала наличие долга» – подчеркнул вице-спикер В.Язев.

Отмечено, что Газпром и Нафтогаз подписали соглашение о развитии отношений в газовой сфере. В соответствии с документом с марта по декабрь 2008 года на Украину будет поставлен газ в объеме не менее 49,8 млрд кубометров по цене 179,5 долларов за тысячу кубометров. Покупателем газа на российско-украинской границе будет НАК «Нафтогаз Украины». При этом поставки среднеазиатского газа в январе-феврале 2008 года в объеме 5,2 млрд кубометров будут полностью оформлены и оплачены по контрактам РосУкрЭнерго и УкрГазЭнерго.

 

Пиво оплатит детский спорт

Прибыль от рекламы пива будет направлена на развитие детско-юношеского спорта. Об этом сообщил журналистам зампред думского комитета по физической культуре и спорту Дмитрий Свищев (ЛДПР).

По его информации, в Государственную Думу России поступил на рассмотрение законопроект членов Совета Федерации Виталия и Виктора Озерова о внесении некоторых изменений в Федеральный закон «О рекламе». Эти поправки предусматривают разрешение рекламы пива и напитков на его основе в ходе официальных спортивных соревнований. При этом предлагается 15 процентов от полученной прибыли отчислять на развитие детско-юношеского спорта.

«В целом это прогрессивная идея. Тем более, что международная практика наглядно демонстрирует эффективность взаимовыгодного сотрудничества крупных пивных брендов и спортивных ассоциаций. Достаточно вспомнить о том, что практически все значимые мировые спортивные мероприятия имеют среди спонсоров производителей пива. Я за принятие этих поправок, но считаю, что размер отчислений с прибыли от рекламы на развитие детско-юношеского спорта должен быть увеличен как минимум до 20 процентов» – сказал Дмитрий Свищев.

 

Гуманность на бельков не распространяется

Правительственный законопроект «О ратификации Соглашения о международных стандартах на гуманный отлов диких животных между Европейским сообществом, Канадой и Российской Федерацией» будет рассмотрен Госдумой после проведения дополнительных консультаций.

Об этом сообщил в интервью нашему корреспонденту вице-спикер Госдумы Олег Морозов, комментируя дискуссию на пленарном заседании палаты 7 марта, когда по предложению Дмитрия Вяткина («Единая Россия») председательствующий Борис Грызлов отложил голосование.

«Обращаю ваше внимание, что мы просто сняли вопрос с «часа голосования». Это означает, что мы будем проводить консультации, выработаем позицию по данному вопросу, уточним. Вопрос ведь не в том, что мы отказались ратифицировать. Нам не понравилось то, что правительство, отвечая на вопросы, которые задавались депутатами, было неубедительно в аргументации своей позиции. Поэтому мы не ставим под сомнение ратификацию. Мы хотим услышать аргументы дополнительные и в рамках «часа голосований» провести ратификацию тогда, когда получим разъяснение» – подчеркнул О.Морозов в своем комментарии.

По словам вице-спикер, комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии будет подключен к консультациям, по срокам ратификации пока нет определенности.

Председатель комитета по природным ресурсам Наталья Комарова в интервью нашему корреспонденту отметила, что возглавляемый ею комитет является соисполнителем и он уже дал свое заключение на законопроект.

«В настоящее время Соглашение ратифицировано Европейским сообществом и Канадой. Отказ от ратификации Соглашения может повлечь для Российской Федерации серьезные последствия. В случае введения эмбарго и возможной потери европейского рынка наиболее существенный экономический ущерб государству может быть нанесен потерей европейского рынка соболя как традиционного, сложившегося столетиями и монопольного вида российского пушного экспорта, ежегодная добыча которого составляет 250-300 тыс. особей. В результате этого, в первую очередь, пострадает коренное население Севера, Сибири и Дальнего Востока, живущее в основном за счет пушного промысла: около 30 процентов трудоспособного населения в отдельных регионах не имеет иных средств существования, кроме доходов от пушного промысла и рыбной ловли» – указано в заключении комитета по природным ресурсам.

Аналогичной позиции придерживается и ответственный комитет по международным делам, причем его председатель Константин Косачев исключает наличие признаков торговой войны в продвижении в Россию т.н. гуманных ловушек.

Напомним, что противники ратификации, в частности, Владимир Жириновский и Сергей Решульский, высказали при обсуждении законопроекта на пленарном заседании опасения и даже уверенность в том, что вынужденный переход на другие типы ловушек повредит промыслу. При обсуждении выяснилось, что в США нет законодательства по животному миру, вопрос о том, как в этой стране осуществляется охотничий промысел и почему она не присоединилась к Соглашению, не получил исчерпывающего ответа.

На пленарном заседании в среду 12 марта в развитие темы замруководителя фракции «Единая Россия» Артур Чилингаров поставил вопрос о том, почему бельки – новорожденные детеныши гренландского тюленя – не подпадают под стандарты гуманного отлова животных. Чилингаров выступил с инициативой протокольного поручения комитету по природным ресурсам, природопользованию и экологии подготовить информацию об осуществлении в России забойного промысла бельков – новорожденных детенышей гренландского тюленя. Госдума отклонила предложение, согласившись с аргументацией председателя комитета. Наталья Комарова пояснила, что тема актуальная, но поручение некорректно составлено, бельки не относятся к тем животным, на которых распространяются стандарты. В своем комментарии нашему корреспонденту Н.Комарова сказала, что протокольным поручением вопрос фактически не поставлен, так оно написано. «Я не знаю, что отвечать человеку» – сказала она.

По словам Н.Комаровой, комитет обратился в Госкомрыболовство, потому что по законодательству РФ, орудия лова, способы лова, районы лова регулируют в данном случае правила рыболовства. «Там и надо решать этот вопрос, поэтому комитет обратился туда. А то, что Артур Николаевич написал, я не знаю, что он хотел сказать» – подчеркнула Наталья Комарова.

 

Россия поможет мусульманскому миру

Исламофобия выделена в отдельный пункт повестки для

На XI саммите Организации «Исламская конференция» (ОИК) Россия, имеющая статус наблюдателя, представлена на уровне министра иностранных дел, сообщил журналистам председатель комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов.

Сенатор считает, что это свидетельствует об особой значимости в российской политике исламского фактора.

«Россия стремиться закрепить свой статус надежного «друга ислама». Это отвечает национальным интересам страны, в которой живет более четырнадцати миллионов мусульман. Эксперты отмечают интерес России, прежде всего, к безболезненной интеграции иммигрантов-мусульман из стран СНГ и поддержке «умеренного ислама». У России притом достаточно богатый исторический опыт, чтобы оказать помощь мусульманам всего мира в урегулировании конфликтов, борьбе с экстремистами и западной исламофобией» – сказал Маргелов.

Проблема исламофобии столь актуальна, подчеркнул он, что эта тема выделена в отдельный пункт повестки дня саммита. Многие конфликты сегодня настояны, помимо прочего, на религиозных мотивах.

 

«Причем эти конфликты нарочно идеологизируют те, кто хочет разжечь войну цивилизаций. В частности, часто встречается возмутительная исламофобская подмена терроризма исламом, что, в первую очередь, выгодно именно террористам. Необходимость борьбы с европейской исламофобией столь насущна, что недавно Федерация исламских организаций Европы опубликовала Европейскую Исламскую Хартию. Хартия призывает двадцать миллионов мусульман, живущих в Европе, содействовать миру на их новой родине и стремиться к политической умеренности. Факт появления этой Хартии подтверждает одновременно и стремление европейских мусульман разделять европейские ценности, и наличие известных проблем. Потому что связанная с исламом напряженность в Европе, бесспорно, существует. Проблемы исламофобии в Европе настолько остры, что я, будучи членом ПАСЕ, планирую внести предложение о постановке в Ассамблее специального доклада на эту тему. Мирное сосуществование культур, этносов и религий – важная задача: ведь современная европейская цивилизация только и может быть плюралистической» заключил Михаил Маргелов.

 

Италия поможет уничтожать химоружие

Законопроект «О ратификации Соглашения между Правительством России и Правительством Итальянской Республики о сотрудничестве в уничтожении запасов химического оружия в Российской Федерации» был рассмотрен на заседании Комитета Госдумы по обороне в четверг 13 марта.

Как пояснил глава оборонного думского Комитета Виктор Заварзин, суть его в следующем – создание организационных и правовых условий для получения безвозмездной помощи России от Италии для ускорения работ по строительству и введению в эксплуатацию российских объектов по уничтожению химического оружия.

В соответствии с Соглашением, Италия обязуется выделить 360 млн евро на российскую программу химического оружия. Реализация Соглашения внесет значительный вклад в выполнение Россией Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении, что отвечает интересам Российской Стороны и связано с выполнением президентской федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1996 г. № 305 с изменениями, внесенными в программу постановлениями Правительства Российской Федерации от 24 октября 2005 г. № 639 и от 21 июня 2007 г. № 392.

Депутат добавил, что в марте 2005 г. мы ратифицировали аналогичное Соглашение с Канадой, в ноябре 2006 г. – с Францией, к этому Соглашению так же присоединилась и Италия.

 

Чечня помогла Ярославлю восстановить мечеть

Депутат Госдумы от Чеченской Республики, бывший первый вице-премьер Чечни Адам Делимханов («Единая Россия») встретился с представителями чечено-ингушской диаспоры Ярославля и проинспектировал ход восстановительных работ в Соборной мечети.

В своем комментарии парламентским журналистам депутат сообщил, что власти Чечни в мае прошлого года взяли под контроль реконструкцию Соборной мечети.

«Земляки должны помогать друг другу и во всем поддерживать друг друга, поэтому мы обязательно доведем начатое дело до конца и завершим строительство, – заверил Делимханов, осматривая стройку, – не говоря уже о том, что эта мечеть – единственная в городе».

Адам Делимханов уже навещал ярославскую мечеть вместе с президентом Чечни в мае прошлого года, еще будучи в статусе первого вице-премьера ЧР. Именно тогда глава республики Рамзан Кадыров, ужаснувшись аварийному состоянию мечети, пообещал профинансировать ее реконструкцию.

За истекший период времени был разработан проект, собраны документы и начато строительство.

Делимханов встретился с представителями подрядной организации и обсудил смету расходов на предстоящие работы, ознакомившись с проектом реконструкции мечети и прилегающей к ней территории.

Деньги, которые изначально были выделены на проект, уже израсходованы, так что во время своего визита депутат обсудил со строителями и ответственными лицами новую сумму сметы.

По словам президента ярославского общества чечено-ингушской культуры «Вайнах» Нур-Али Хасиева, местные жители очень рады тому, что власти Чечни делают все возможное, чтобы уже к сентябрю мечеть была полностью восстановлена.

В здании предстоит большая работа: замена перекрытий, кровли, коммуникаций, укрепление фасадов. Будет увеличена площадь молельного зала, который сможет вместить до 400 прихожан, надстроен ещё один мансардный этаж, где разместится библиотека. У самого здания появится еще один купол и два входа – для женщин и для мужчин. А омовения можно будет совершать в отдельном, специально построенном помещении.

Сейчас мечеть находится в аварийном состоянии, поэтому службы в ней не ведутся. Так что на дневную молитву гостей – Адама Делимханова, спецпредставителя президента ЧР в Москве Бекхана Таймасханова и других официальных лиц – препроводили в учебный класс Дома дружбы народов, расположенного рядом с мечетью.

Депутат встретился с председателем Совета мусульман Ярославля Кюри Халимовым и имамом Соборной мечети Рамзаном-Хаджи. Представители духовенства рассказали гостю из Чечни об истории Соборной мечети, которой в 2010 году исполняется 100 лет.

Прихожан у мечети хватает, одних только представителей чечено-ингушской диаспоры в Ярославле порядка 2000 человек.

«Наши соотечественники из Ярославля проявляют огромный интерес к событиям в Чечне, в том числе политическим, – рассказал Делимханов после встречи с представителями диаспоры, – они активно расспрашивали о том, как прошли выборы президента, какими надеждами живет республика».

Депутат в свою очередь напомнил соотечественникам о важности сохранения традиций чеченского народа и его культуры даже за пределами национальной республики, а также о необходимости жить в мире и согласии, соблюдать законы и обычаи, делать все возможное для сохранения имени чеченского народа незапятнанным.

 

Беспечных родителей привлекут?

Председатель думского комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина («Справедливая Россия») провела в четверг круглый стол на тему: «Об ответственности родителей за оставление малолетних детей без присмотра».

По ее словам, в законодательстве очень пространно и неопределенно прописано, что родители несут ответственность за воспитание своих детей.

В законодательном портфеле комитета имеется документ о юридической ответственности за местонахождение ребенка, не находящегося в данный момент в дошкольном или школьном учреждении.

Ответственность возлагается на родителей или лиц, их заменяющих.

На заседании комитета отмечено, что за последние годы в России увеличилось количество несчастных случаев с детьми, которых нерадивые родители оставляли одних на улице или дома, на совести беспечных родителей чудовищные случаи, когда дети страдали и даже погибали от рук маньяков и насильников.

 

Здоровых у нас всего 20%

На диспансеризацию дали вдвое больше средств

Приказ Минздравсоцразвития России уточнил программу проведения дополнительной диспансеризации работающего населения и порядок ее финансирования в 2008-2009 годах, сообщила парламентским журналистам председатель думского комитета по охране здоровья Ольга Борзова.

Об этом она сказала в комментарии к приказу МЗСР РФ Татьяны Голиковой N80н от 20 февраля 2008 «О проведении в 2008-2009 годах дополнительной диспансеризации работающих граждан», подписанному 5 марта 2008 года.

О.Борзова отметила, что приказ подготовлен в соответствии с пунктом 4 Правил предоставления в 2008-2009 годах из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N921.

Глава комитета напомнила, что в 2006-2007 годах дополнительная диспансеризация распространялась только на работников бюджетной сферы (учителя, врачи, работники культуры и науки). С 2008 года дополнительной диспансеризации подлежат все работающие граждане, застрахованные в системе ОМС.

Норматив затрат на проведение дополнительной диспансеризации одного работающего гражданина в 2008 году составит 974 рубля, что почти в 2 раза больше, чем в 2007 году (540 руб.). Это приведет к повышению оплаты труда медицинских работников, участвующих в проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан.

В число лабораторных исследований включен поиск специфических онкомаркеров у мужчин и женщин после 40 лет, что значительно расширит возможности ранней диагностики онкологических заболеваний.

С точки зрения врача, профилактика заболеваний должна быть наивысшим приоритетом в охране здоровья. По данным экспертов Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека наполовину определяется его образом жизни, на четверть – экологией, и только 15% составляет вклад системы здравоохранения; 10% остается на долю генетических факторов.

О значимости профилактики заболеваний говорил Президент России В.В.Путин на заседании Государственного совета, посвященного стратегии развития России до 2020 года. Профилактическое направление является одним из трех приоритетов проекта «Здоровье», которое включает мероприятия по иммунизации населения, профилактике ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов B и C, дополнительной диспансеризации. В 2006-2007 годах на профилактику в целом было израсходовано 18,4 млрд. рублей. В течение следующих трех лет 2008-2010 гг. будет выделено еще 33,3 млрд. рублей.

Среди мероприятий профилактической направленности важное значение имеет дополнительная диспансеризация работающего населения. За два года ее прошли 7,6 млн. чел. работающего населения (из них – 3,5 млн. работники «вредных» производств).

Результаты показали, что только каждый пятый гражданин, прошедший диспансеризацию, признан практически здоровым. Почти у 60% обследованных людей выявлено по 1-2 заболевания, требующих медицинского вмешательства. Выявлено более 4 млн. заболеваний по основным группам болезней, доминирующим в структуре смертности. Среди них выделяются сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, в борьбе с которыми на первый план выходит именно профилактическая, а не лечебная составляющая.

Результатом проводимой диспансеризации является и снижение показателя первичного выхода на инвалидность за два года более чем на 18%.

В ходе дополнительной диспансеризации и углубленных медицинских осмотров подобраны индивидуальные программы реабилитации, лечения и профилактики для 13 млн. работников бюджетной сферы и работников, занятых на производствах с вредными и опасными факторами.

Выявлено 7 тысяч человек, нуждающихся в оказании высокотехнологичной медицинской помощи. Они были внесены в «лист ожидания», и некоторые уже получили необходимую помощь. Дальнейшее расширение профилактических осмотров с вовлечением в диспансеризацию всех застрахованных в системе ОМС, может привести к существенному повышению выявляемости больных, которым потребуется высокотехнологичная медицинская помощь. В связи с этим весьма своевременно идет развитие сети федеральных центров высоких медицинских технологий.

Считаю необходимым выделить региональный аспект проведения диспансеризации. Процент охвата работающего населения дополнительной диспансеризацией сильно различается в разных регионах Российской Федерации, и в этом направлении предстоит еще большая работа. Только в 24 субъектах Российской Федерации дополнительная диспансеризация проведена в полном объеме.

Глава комитета считает. что несмотря на некоторые нарушения в проведении дополнительной диспансеризации, которые свидетельствуют о недостаточном контроле медицинских учреждений за организацией диспансеризации, можно отметить несомненное положительное влияние диспансеризации на состояние здоровья населения.

По словам Ольги Борзовой, очень важно последовательно усиливать разъяснительную работу с людьми, в том числе с работодателями, чтобы человек воспринимал диспансеризацию не как нечто пугающее и сложное, а как насущную необходимость для сохранения своего здоровья, своей работы и своего материального состояния. Не случайно избранный Президентом России Первый заместитель Правительства РФ Д.А.Медведев говорил на V Красноярском экономическом форуме о том, что каждый из нас должен чувствовать ответственность за свое здоровье, за здоровье близких. А ведь на оздоровительные мероприятия и занятия спортом россиянин тратит в среднем не более 5% семейного бюджета, в то же время на покупку, например, сигарет – до 15%.

«Хочу подчеркнуть, что проведение в 2008-2009 годах дополнительной диспансеризации работающих граждан позволит активизировать профилактическое направление отечественного здравоохранения и послужит решению непростых задач в сфере демографии, стоящих перед государством» – сказала Ольга Борзова.

 

30217-5

Вводится маркировка продуктов

Технический регламент «О маркировке пищевых продуктов для потребителей» внесли в Государственную Думу депутаты Н.И.Борцов, Э.Ф.Исаев, В.Р.Мединский, В.А.Семенов, А.Н.Хайруллин.

Основной новацией настоящего технического регламента является сведение обязательных требований к маркировке пищевых продуктов в единый документ с целью установления единообразия в этой области для всех участников рынка, устранения избыточного регулирования, а также максимально возможной гармонизации с требованиями международных стандартов.

В пояснительной записке к законопроекту его авторы указали, что объем производства в пищевой промышленности России в 2006 году составил 1 трлн. 717 млрд. руб. (или 6,41% от ВВП). Дополнительно к этому импорт продовольствия в 2006 году в Россию составил 21 млрд. долларов США. Эти цифры свидетельствуют о важности и необходимости принятия данного технического регламента, действие которого распространяется на весь объем пищевых продуктов в Российской Федерации.

Авторы регламента считают, что его принятие позволит потребителям легче осуществлять осознанный выбор пищевых продуктов и реализовывать право на защиту своих интересов, а также будет способствовать снижению рисков предпринимательской деятельности, росту отрасли и привлечению инвестиций в экономику страны.

Национальные стандарты Российской Федерации на отдельные виды пищевых продуктов.

В связи с бурным ростом торговых отношений Российской Федерации и ведущих стран мирового сообщества одной из важных задач технического регулирования становится поступательное движение в направлении гармонизации требований к маркировке пищевых продуктов с международными стандартами в этой области и использование той же терминологии, которая применяется в мировой практике. Особенно актуальной эта задача становится в связи с предстоящим вступлением Российской Федерации в ВТО, где вопросы технического регулирования решаются посредством использования международных стандартов Кодекс Алиментариус.

Введение единообразных и гармонизированных требований к маркировке пищевых продуктов позволит устранить избыточные барьеры на пути выхода российских производителей на международный рынок. В настоящее время такие барьеры существуют, а именно, ряд требований, которые содержатся в международных стандартах, отсутствуют в российских нормативных правовых документах. Примером являются условия, позволяющие заявить об особых свойствах пищевых продуктов, расширенный перечень элементов маркировки пищевой ценности, информация об аллергенных свойствах продуктов. Напротив, ряд требований, которые содержатся в нормативных правовых документах Российской Федерации не применяются в международной практике, например, обязательное указание даты изготовления и даты упаковывания пищевых продуктов, указание документа, по которому продукт был изготовлен (ТУ или ГОСТ), указание на упаковке номера и даты выдачи регистрационного свидетельства для продуктов, подлежащих регистрации.

В соответствии с поставленной разработчиками целью проект гармонизирован с требованиями международных стандартов и руководств Кодекса Алиментариус CODEX STAN 1-1985, CAC/GL 1-1979, CAC/GL 2-1985, а также директив Евросоюза 90/496/EEC, 2000/13/EC, 2003/89/EC.

Проект не содержит дополнительных норм сверх требований стандартов Кодекс Алиментариус, за исключением некоторых положений, которые действуют в настоящее время в Российской Федерации:

- наличие уполномоченной изготовителем организации на принятие и удовлетворение претензий потребителей;

- требования об информированию больных кетонурией о содержании в продуктах фенилаланина.

В отличие от национального стандарта ГОСТ Р 51074-2003, который детализирует требования к отдельным группам пищевых продуктов, данный проект в основном содержит требования, которые являются общими для всех пищевых продуктов, и предполагает, что техническими регламентами для отдельных групп пищевых продуктов могут быть установлены дополнительные требования, специфические для этих групп.

 

Комментарий Михаила Делягина

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОВЕСТКА ДНЯ ПРЕЗИДЕНТСТВА МЕДВЕДЕВА

Если экономическое содержание президентства Путина можно выразить формулой «нефтедоллары плюс порядок минус коррупция минус монопольные злоупотребления», то «формула Медведева» еще не очевидна. Объективной задачей Путина была стабилизация; решив ее к концу 2002 года, в дальнейшем он (как и Ельцин в похожих ситуациях) так и не смог перейти к решению более сложных задач развития; возможно, его отказ от «третьего срока» был вызван не столько страхом перед Западом, сколько отчаянием, ощущением своей неспособности справиться с объективно стоящей перед страной задачей и желанием попробовать решить ее относительно новыми людьми.

Повестка дня Медведева – модернизация.

Во время своего президентства он столкнется с объективной необходимостью решить ряд сложных экономических задач, откладывавшихся «в долгий ящик» в течение предыдущих 8 лет.

От способности решить эти задачи зависит не только его политическое будущее, но и будущее всей России – в частности, время и глубина системного кризиса или же избавление от него.

1. Путин восстановил государственность, хотя и на основе ее недостатков, а не достоинств. Но она объективно приспособлена для модернизации и используется в ненадлежащих целях – как инструмент тотальной коррупции, ставшей подлинной основой государственного строя. Между тем коррупция – не национальный обычай; в нынешних масштабах она чужеродна России. Противоречие назначения государства характеру его применения (подобному вывинчиванию шурупа при помощи молотка) вызывает внутренние сбои. Примеры – от выявления связей убийц Политковской с ФСБ до реальных ограничений коррупции в ряде регионов, где разрушена уния руководителей региональных силовых структур и губернаторов, сократились возможности силовиков по закрытию уголовных дел и апелляции по арбитражным делам передаются в суды, не связанные с судами первой инстанции.

Другой пример – принятие ряда международных обязательств, вступающих в силу в первой половине 2008 года и включающих проведение антикоррупционных процедур с международным мониторингом за ним. Медведев может использовать эти процедуры сначала для «тренировки на кошечках» – против региональных элит (что уже идет в силу конкуренции за коррупционные финансовые потоки в силу их нехватки и их концентрации), а затем, после отработки технологий и создания инфраструктуры – против своих политических противников, «силовой олигархии». При этом он сможет опереться на Запад и получить от него уступки для экспансии российского бизнеса.

2. Модернизация невозможна без обуздания тотального произвола монополий. Ограничение коррупции ослабит их стремление к завышению цен (во многом продиктованное ростом коррупционных интересов) и создаст политическую возможность для продвижения в этом направлении.

3. Для модернизации необходимо восстановление человеческого капитала, а не разговоры о нем.

Прежде всего надо: гарантировать прожиточный минимум на реальном уровне (а не на уровне пленных немцев октября 1941 года) с региональной дифференциацией и соответствующей переориентацией межбюджетной политики, превратить каждого следующего ребенка в средство повышения благосостояния, а не сталкивания семьи в нищету, обеспечить контроль качества здравоохранения и образования с обеспечением их доступности всему населению, решить проблему обеспечения россиян жильем, а не строительных компаний и банков – прибылями.

Ограничение коррупции позволит выбирать между двумя моделями модернизации. Первая – либеральная, озвучиваемая Медведевым и представляющая собой возврат в 90-е годы: «создать условия» и ждать, когда бизнес ими воспользуется. Увы – без модернизации инфраструктуры, политической стабильности и доверия (не говоря о неприемлемых для либеральных фундаменталистов антимонопольной политике и защите собственности, сдерживающих произвол крупного бизнеса) можно стимулировать лишь спекуляции и коррупцию, но не производство и конкурентоспособность. Попытка вернуться в 90-е, проводимая либеральными фундаменталистами, в эти 90-е и приведет.

Единственная альтернатива – модернизация инфраструктуры государством (больше некому), которая освободит бизнес (свобода – избыточность инфраструктуры) и снимет жесткие ограничения, возникшие при Путине (нехватка линий электропередач из-за реформы электроэнергетики, снижение добычи газа, сокращение протяженности автодорог и перевозок по ним, а также закрепленная реформой образования нехватка людей, способных к труду, – 35% безработных моложе 30 лет).

Сделать это сейчас нельзя в силу системной коррупции, но ее подавление (см. п.1) позволит «расшить» натуральные ограничения и создать для развития бизнеса условия, необходимые ему, а не либеральным фундаменталистам, обеспечив необходимый фундамент модернизации.

Модернизация инфраструктуры потребует отказа от порочного направления денег российских налогоплательщиков на модернизацию их конкурентов (через Резервный фонд и фонд национального благосостояния). Станет невозможным безумие инвестирования денег государства в заведомо ненадежные ипотечные бумаги США во время ипотечного кризиса. Она позволит гарантированность не только сохранность, но и доходность пенсионных накоплений (в 2007 году они были «съедены» инфляцией у всех управляющих компаний), переориентировав их с нестабильного фондового рынка на инфраструктурные проекты с гарантированной доходностью (ту же модернизацию ЖКХ).

5. Создание социальной базы требует защиты интересов прав потребителей – наиболее активного, раздраженного и влиятельного сегодня «среднего класса» (15% населения имеет его уровень потребления). Для этого надо восстановить судебную систему (вероятно, по-деголлевски тотальной, заменой судей с лишением права на профессию за противозаконные приговоры), ограничить произвол монополий, восстановить государственный контроль качества, поощрять самоорганизацию потребителей как единственно возможного пути формирования гражданского общества.

6. Значительная часть российского несырьевого бизнеса несет убытки из-за роста взяток и плохого менеджмента (вызванного монополизмом: более 60% бизнесменов не испытывают неудобств от конкуренции), оформляя их как инвестиции (международная отчетность позволяет это).

Это позволяет легко привлекать зарубежное финансирование для покрытия убытков (и для рискованных проектов развития – причем иностранный инвестор не знал степени риска, часто потому, что российский партнер мало интересовался им). В результате к середине 2007 года сложилась устойчивая модель, при которой бизнес проедал уже не нефтедоллары, но иностранные кредиты.

Эта модель предусматривала лавинообразный рост внешнего долга за счет перекредитовки старых долгов и наращивания новых на покрытие новых убытков. Сокращение притока капитала в Россию в июне-октябре из-за ипотечного кризиса затруднило эту перекредитовку, на первом этапе повысив ее стоимость и вынудив некоторых должников частично перейти в собственность кредитора (что не повысило их эффективности). Рост стоимости кредита с 10 до 13-14% внутри России отразился даже на статистике финансового положения предприятий (рост сальдо совокупных прибылей и убытков снизился с 31,6% в 2006 до 17.7%, а с учетом инфляции – вчетверо: с 20,7 до 5,2%).

Мартовская перекредитовка будет пройдена «малой кровью», но в сентябре ее масштабы будут велики, и неясно, сможет ли бизнес справиться с ними. Ситуацию усугубит ипотечный кризис.

США будут смягчать финансовую политику; это толкает капиталы на поиск инвестиций в рискованных рынках, в том числе России с ее «нефтегазовой подушкой». Но кризис вынуждает инвесторов сбрасывать активы, в том числе российские. Если эта тенденция возобладает, январский отток капиталов, возобновившийся после паузы ноября-декабря, усилится и смоет стабильность.

Банк России эмитирует рубли в меру притока иностранной валюты (currency board). Сокращение ее притока вызовет рефлекторное сжатие финансовой политики, – и кризис ликвидности. Банк России не готов к изменению системы эмиссии (currency board атрофирует способность к самостоятельной денежной политике), что может привести к катастрофическим последствиям.

Трудности перекредитовки российского бизнеса и нехватка ликвидности вытолкнут его в распродажу активов, которая обрушит фондовый рынок и рынок недвижимости, что снизит рейтинги России и потребует повысить резервы по ранее взятым кредитам, то есть потребует ликвидности. Государство будет опаздывать, помогать «своим» и при этом не сможет создать финансового контроля (так как он мешает коррупции), – в результате поддержка ликвидности им будет усиливать инфляцию и еще больше усугублять кризис ликвидности (возникнет инфляционная спираль). Интенсивность притока капиталов замедлит или ускорит этот процесс и, соответственно, замедлит или ускорит обвал рынка.

Вероятно, катастрофы осенью 2008 не будет – экономику потрясет, но она выстоит – однако сезонные кризисы перекредитовки будут неизбежными и будут нарастать (причем учащаясь, так как кредиты будут предоставляться на все худших условиях, в том числе на все более короткое время). В 2009 году кризис приобретет открытую форму, причем даже некритическая «тряска» экономики поссорит наших руководителей, что станет самостоятельным фактором экономических рисков.

7. НДС против ЕСН. Чиновники администрации президента, переходящие в правительство, истерично требуют замены НДС на налог с продаж, игнорируя его разрушительное влияние на экономику (из-за которого он и был отменен в 2002 году). Реальная причина в том, что для нормализации НДС нужно пока невозможное по политическим причинам ограничение коррупции (без чего нельзя отменить возврат НДС по фиктивному экспорту) и кропотливая работа по совершенствованию инструкций, на которую нынешние чиновники не способны – проще отменить налог, чем нормализовать процедуры его взимания. Между тем замена НДС налогом с продаж сегодня невозможна хотя бы потому, что ощутимо ускорит и так высокую инфляцию.

Шумиха вокруг НДС призвана и отвлечь внимание от регрессивной шкалы ЕСН, превращающей честность в привилегию имущих, придающей ему омерзительный классовый характер и ведущей, как всякая несправедливость, к низкой собираемости (что «пробивает дыру» в Пенсионном фонде). Даже бизнес готов платить ЕСН по плоской шкале в 15%, но это противоречит политике либеральных фундаменталистов по поощрению богатых и созданию ситуации, когда «бедные платят за богатых».

 

Hosted by uCoz