Юрий Шувалов: «Мы просто
вынуждены были собраться вместе»
15.03.08 Брифинг по
итогам субботнего заседания ЦСКП на тему: «Создание налоговых стимулов к росту
и модернизации экономики»
Центр социально-консервативной
политики был создан в 2005 году, году сакрального перелома негативных тенденций
падения рождаемости и гипофории, когда в обществе резко возросли суицидальные
настроения и вектор базовой тревожности уже в начале года показывал на революцию
осенью – буквально как столетие назад. Именно в этот год, так совпало,
правительство в лице Минфина преподнесло стране «подарок» – собрало в кучу все
ранее приостанавливаемые социальные законы, забросив в Думу закон-могилу
четверти тысячи самых разных законодательных актов. Одним законом три уровня
власти переворошили не меньше, чем это сделали две революции сто лет назад.
Реакция думского большинства под допингом «синдрома политической смерти» была
фантастически продуктивной. В итоге сочетание негативных факторов было
использовано для мобилизации наиболее активной когорты населения и получилась
обновляющая превентивная катастрофа. Развитие страны отвернуло от пути в
пропасть благодаря, как сказал координатор ЦСКП Юрий Шувалов, «ручному
управлению» в продвижении недоработанных правительством законов.
Тут надо понять, что
негативное развитие с вектором на катастрофу характерно для всего человечества,
но каждая страна решает вопрос по своему. Например, США – за счет экспорта
кризисов, катастрофически оттягивая развязку в собственной стране. Об этом тоже
говорили на субботнем заседании ЦСКП, посвященном налогам.
О чем пока не говорят
ввиду стойкого непонимания общества – это ДЛО. Временно законсервирована
дискуссия по монетизации льгот. Об этом много говорили все три года, проблема в
том, что система СМИ более ориентирована на жалобы людей¸ как они их
привыкли высказывать, но не на понимание того, что делается для решения тех
проблем, которые реально мучают людей. Трехлетний период деятельности ЦСКП
завершился общим мнением: людям надо объяснять, что и зачем мы делаем. Потому
что если человек уверен, что у нас не делается ничего, а в Америке все, он
останется глух к фактам: сколько бы ДЛО ни ругали, эта уникальная система, она
не получилась в сытой Америке, где вообще нет социальной медицины!
Будущее нашей страны, да
и мира в целом, зависит от того, удастся ли России построить принципиально
новый формат общественно-государственного устройства адекватно колоссальным
переменам в недрах человечества.
Сейчас на основе
достигнутого надо идти вперед и единороссы твердо решили снижать налоги, чтобы
обеспечить перелом к инновационной экономике. Какой налог больше всего тормозит
развитие, как его снижать и чем заменить – надо учесть все позиции. И расширить
общую дискуссию. Отделения ЦСКП работают уже во всех федеральных округах,
создан западноевропейский филиал в Берлине, на очереди – восточноазиатский и
южноамериканский в Бразилии, коль скоро эта страна довольно близка России по
федеративному устройству.
В итоге состоявшегося на
предвыборном съезде решения о поправках в Устав по расширению внутрипартийной
дискуссии статус площадки ЦСКП был повышен. Координатор ЦСКП, руководитель
Управления Госдумы по связям с общественностью и взаимодействием со СМИ Юрий
Шувалов ответил на вопросы журналистов о происхождении, роли и планах на
будущее дискуссионной площадки партии.
- Что такое
социально-консервативная политика?
-
Социально-консервативная политика – это название Центра. Это в конечном счете
та идеология, которая реализуется партией, центристская идеология, о которой мы
говорим с 2006 года, когда мы формулировали идеологию партии в программе и
партийных проектах. Она направлена на устойчивое развитие страны, эта
идеология, на развитие экономики с опорой на социальное благополучие граждан,
непротиворечия отраслевой и территориальной политики, опору на традиции и
духовные ценности нашей страны, плановые подходы к развитию, выработке
индикаторов развития по всем направлениям. Вот это вкратце содержание
социально-консервативной идеологии, это идеология в целом «Единой России» как
консервативной партии. Мы партия сегодня парламентского большинства, поэтому на
площадке Центра социально-консервативной политики, который в свое время
формировался как больше как социальное направление партии, сегодня работают и
либеральное направление партии, и патриотическое направление, они именно в
дискуссии между собой вырабатывают принципы, те приоритеты развития, которые
потом формулируются в решениях партии, на партийных форумах, которые у нас
проходят, и в текущем режиме выносятся на президиум фракции, обсуждается в
комитетах Государственной Думы.
- Можно говорить, что
«Единая Россия» – партия большая, говорить не о разобщении – люди собираются,
чтобы поспорить-поругаться, и пресса напишет о партийном расколе, а наоборот о
консолидации?
- Да безусловно, партия
большая, и в ней представлены совершенно разные слои населения, интересы
населения в нашей большой парламентской фракции. Поэтому я стремлюсь к тому,
чтобы участие в дискуссии было наиболее полно представлено разными депутатами
разных регионов разных социальных групп населения и им интересно общаться друг
с другом именно потому, что они разные. Если сегодня противоречия возникают
между одними депутатами, то завтра они могут быть совершенно в другом вопросе
вместе и выступать в дискуссии с другой группой. Вот сегодня мы находимся в
таком моменте развития нашей страны, когда в целом есть консолидация вокруг
вопроса, связанного с развитием, переходом к новому качеству
конкурентоспособной стране, и решая эту задачу, ее выгодно решать вместе.
Вместе, по сути объединившись в одну большую партию. Это и происходит сегодня,
поэтому нам жизненно важно находиться вместе в одной партии и консолидироваться
в результате обсуждений и дискуссий в решении вопросов, потому что от
парламента во многом зависит, насколько успешной будет работать и
исполнительная власть – правительство, насколько оно будет подконтрольным со
стороны законодательной власти, а значит и общества в целом. Без этого
объединения людей в парламенте они не смогут выполнить главную задачу,
связанную с обязательствами перед избирателями, потому что очень большой кредит
доверия избирателей получен, когда более 60% голосов, это беспрецедентно в
истории России и мы не имеем просто права не ответить на это именно теми
преобразованиями, которые приведут к тому, что Россия наконец-то станет сильной
и благополучной для проживания людей страной.
- Президенты сидели под
надписью «План Путина – победа России», будет ли в течение этого года выработан
новый курс развития страны? С этим ли связана активизация ЦСКП, если эта
площадка возникла еще в 2005 году?
- Я хочу сказать, что в
2005 году мы возникли и достаточно регулярно работаем, реагируя на
непроработанный со стороны исполнительной власти 122-й закон. Мы просто
вынуждены были собраться вместе и принимать решения о ручном управлении по
выходу из той ситуации социального напряжения, в котором оказалось наше
общество. Эта задача была решена и сама форма себя подтвердила. Мы в какой-то
момент были уже востребованы партией – с 2006 года Центр работает как институт
партии, мы принимали решения по подготовке решения программы партии, которая
была принята в 2007 году. Безусловно, готовя заседания генеральных советов
партии, съездов, мы анализировали послания президента. Поэтому в 2007 году
родился «План Путина», именно проработанная система приоритетов, которая была
высказана президентом в течение восьми лет в его посланиях. И выступления на
заседании Госсовета, которые состоялись в декабре. Эти послания очень важным элементом
в постановке задачи на длительную перспективу – на 12 лет. Поэтому для нас
«План Путина» – это тот курс, который мы хотим реализовать, это амбициозная
задача, которая требует серьезных усилий. Но это уже конкретная совершенно
вещь, конкретная задача и четкие цели. Теперь важно выработать четкое решение,
то есть выработать последовательность достижения этих целей. Чем мы и
занимаемся. Поэтому у нас новое дыхание нашего центра и появились новые
заинтересованные люди, процесс должен ограничиваться каким-то определенным
количеством людей. Это процесс, в котором имеют право участвовать многие и даже
не только члены партии «Единая Россия». Это задача в целом российского
общества, она интересная на сегодняшний день и мы ее решаем не только в Москве,
такие площадки работают практически по всей стране. У нас успешно работает
центр в Европе, который представляет и ведет диалог, рассказывая о той
политике, которая проводится сейчас в России. Мы планируем создание центра в
Азии в будущем году. Мы ведем работу не только в стране, и вне ее, для того,
чтобы понятие нашего президента о русском мире, оно тоже было задействовано. То
есть все те, кто благожелательно относятся к России, могли принять участие в
этом великом деле – возрождения Великой России.
- Юрий Евгеньевич,
можно уточнить: в Западной Европе – это Берлин?
- Да, в Берлине. На
мероприятие, которое прошло 17 ноября, Борис Вячеславович туда выехал и мы
провели конференцию российско-европейскую.
- В Азии и Америке где
планируется?
- В Америке мы
планируем в Южной Америке, а в Азии ориентировочно в Сингапуре. Но пока до
конца не решили. В Южной Америке – обсуждается Бразилия.
- То есть страна,
наиболее близкая России по федеративному устройству?
- Да, по тем процессам,
которые там идут, они тоже очень интересны.
- Если вернуться к теме
сегодняшнего заседания ЦСКП – возможность и необходимость снижения налогов –
прозвучали столь контрастным мнения, как вы будете формировать
консолидированную позицию? Миссия ваша выполнима?
- Она выполнима, потому
что у нас есть лидер и он в конечном счете принимает решение. И все-таки у нас
есть партия, помимо клубной работы в ЦСКП. В клубе возможны высказывания разных
позиций. Собственно говоря, это приветствуется. Но после принятия решения,
главное, чтобы это решение было правильным, и наша задача принять участие в
выработке решения. Но я думаю, что в целом уже вырисовывается то, каким оно
будет, то есть расставлены приоритеты в области налоговых преобразований –
реформы НДС. В первую очередь оно будет выражено в снижении НДС до 10%. Мы на
этом будем настаивать, и плохо, что не было представителей исполнительной
власти. Мы приглашали представителя Минфина, но никто из них не пришел. Но я
думаю, что это техническое недоразумение и мы все-таки сможем вести диалог с
исполнительной власти и доказывать им, что сегодня это правильное решение –
снизить НДС, и откладывать этот вопрос было бы неправильно. В условиях такого
большого обременения экономики мы не сможем решать задачи перехода к экономике
более глубокой переработки и вообще экономики интеллектуальной.
- Юрий Евгеньевич, нам
было бы интересно, что такое «клуб-2020»?
- Я и другие наши
товарищи в принципе считаем, что «2020» – это некое направление, которому будет
уделено особое внимание. То есть стратегия-2020 – это вещь, которая может
объединить усилия различных интеллектуальных центров. Мы со своей стороны в
этом принимаем участие всеми нашими тремя центрами, на сегодняшний день это
патриотический, социальный и либеральный центры. Но в партии, и не только в
партии, речь идет не только о партии, когда мы говорим о стратегии-2020 мы
говорим и о других общественно-политических и просто общественных сил в
обществе. Мы не имеем право на монополизацию. Вот это ключевое – мы не имеем
право монополизировать обсуждение стратегии-2020. В этом будут безусловно
участвовать и другие общественные силы. Мы хотим просто, чтобы этот процесс шел
не виртуально, а реально, мы предлагаем наш коллектив как основу для того,
чтобы эта работа велась дальше. Я планирую встречу на следующей неделе встречу
с экспертным сообществом и планирую говорить о том, что в стране существует
очень много интеллектуальных интересных центров. В академии наук работает
центр, который проводит в начале апреля очень серьезную конференцию по
региональной политике. В Петербурге доктрина развития России разработана. Есть
у Реймана такая структура. Таких, условно говоря, «национальных центров
развития» безусловно существует много. И мы говорим о том, что даже наш центр
обеспечен в этом плане необходимым интеллектуальным ресурсом. Отличие нашей
площадки в том. что она работает в прикладной роли. То есть то, что она
работает непосредственно с депутатами и непосредственно с партией «Единая
Россия», сегодня имеющей парламентское большинство и реально принимающей
решения.
- Технически как это
будет, «Коммерсантъ» написал одно, «Ведомости» – другое, что «клуб-2020» – это
будет некий закрытый клуб, Сурков быть обещал?..
- Нет, вот пускай кто
это пишет, тот и комментирует. Я вам говорю, как я считаю. Технически работа в
рамках стратегии должна вестись в рамках объединения усилий того экспертного
научного сообщества, которое есть в стране. Лидером этого сегодня выступает
партия «Единая Россия» и об этом она заявляет. Она имеет для этого все
основания, имея парламентское большинство, имея все механизмы приведения в
действие тех решений, тех идей, стратегий и стратагем, которые могут
вырабатываться в рамках этой работе. Понимаете, это же понятие «стратегия-2020»
– это есть понятие. В рамках этого понятия могут возникать конференции,
проходить работа Центра, могут возникать дополнительные какие-то структуры. Вот
вы говорите, кто-то с кем-то в закрытом...
- Типа тайного ордена
будет?..
- Может быть и будет,
но опять-таки, это процесс, который сейчас нельзя точно прописать, как это
будет. Я по крайней мере не думал об этом и не являюсь организатором какого-то
закрытого подразделения. Мы воспринимаем «Стратегию-2020» как курс президента
Владимира Путина, который обозначен на Госсовете и который мы воспринимаем как
очень важный элемент в том «Плане Путина», о котором мы говорили. То есть
дополняет этот «План Путина» совершенно конкретными задачами до 2020 года,
которые депутаты и партия «Единая Россия» должны решить.
- На встрече
президентов с руководством Думы во вторник речь шла о всех партиях, что надо подготовить
план законотворческой работы. Как готовить план законотворческой работы
стратегии, если стратегия формально не написана?
- Дано поручение
правительству о подготовке стратегии, концепции стратегии и плана. То есть два
поручения и отвечает за это правительство Российской Федерации. Мы со своей
стороны заявили свое желание участвовать в этой работе. И я думаю, что
безусловно, план законодательной работы будет составной частью этой концепции.
Я думаю, процесс будет идти параллельно, и может быть то, что вы называете, там
2020, об этом и идет речь, о стыковке так сказать. Помните, была проблема 2003
года, была создана рабочая группа в парламенте, которая говорила о техногенных
угрозах, которые существуют. Сегодня задача на уровне другой планке поднята,
она обозначена высшим руководством страны. И мы заявляем в них свое желание
участвовать в части, касающейся законодательства. Но безусловно, законы надо
прописывать в соответствии со стратегией параллельно. Наши депутаты уже
включены, исполнительной приглашены властью к этой работе. И они знают об
основных содержательных направлениях этой стратегии, которые предложены,
озвучены президентом страны. Мы здесь не работаем в закрытом, собственно, в
оторванном режиме. Наши товарищи, которые каждый в своем направлении получает
соответствующие определения, он уже нам их предлагает. Но мы со своей стороны
через них транслируем те задачи, которые нам кажутся важными. То есть это идет
обоюдный процесс. Сегодняшняя исполнительная власть в том виде, в котором она
есть, эту работу уже организует, и она собственно говоря является ответственной
в поручении президента за подготовку стратегии. А мы работаем над
законодательным обеспечением.
- Спасибо.