В конце – документы к закону о жестокости к животным: заключение комитета, письмо президента, текст закона

Это интересно: уже двое выступивших против Григория Явлинского оказываются под следствием включая Максима Резника, который якобы избил ментов в Питере и еще более якобее Явлинским за него просил Путина, когда думцы пришли в кремль и с удивлением обнаружили, что Явлинский уже там. Партия требует сказать, о чем говорилось с Путиным. Жириновский отдыхает.

И еще: финкриз в США вошел в фазу турбулентности, которой оттуда намерены управлять. Если кто сему верит, пусть заглянет в учебник физики.

 

18.03.08 Лев МОСКОВКИН

Охотный ряд

Дума – лоббистский орган

Миф и правда про законодательную жестокость

Пятая палата заработала на полную катушку преждевременно. В «нормальных» четырех прежних палатах такая штурмовщина наблюдалась по красным числам на внеочередных заседаниях в конце сессии.

Журналистов заранее предупредили, по каким законам будет шум на пленарках. Прежде всего – ограничение иностранных инвестиций в стратегических отраслях. Обещают не рубить евробабки Интернету, издательской деятельности и большинству СМИ, кроме тех, кто вещает на полстраны и более.

В строительстве организуют саморегулирование. Такой проект пробил себе глава профильного комитета Мартин Шаккум, известный успешной борьбой против аукционов по участкам под застройку в пакете доступного жилья. Креатура Грефа Виктор Плескачевский пытался через свой комитет по собственности провести саморегулирование вообще, но теперь понятно, где это все.

Глава спортивного комитета Антон Сихарулидзе внес законопроект по реестрам спортивных объектов, потому что закон о физре и спорте приняли в прошлом году, забыв про контроль и учет.

Думе придется разбираться с исполнением бюджетов 2006 года, когда запустили нацпроекты и попытались запретить казнокрадство. Получилось еще хуже...

В пятницу наступает час Х в 11-летней истории нашумевшего закона о защите животных от жестокого обращения. Комитет по природным ресурсам решил снять закон с рассмотрения, переписав заключение президента восьмилетней давности. Взамен не предлагается ничего. В мозгах комитета – одни скважины с баррелями, а тут еще экологию с животными прицепили по принципу: кто жестоко гадит, тот и честно контролирует.

 

Сообщения

 

97802163-2

Жестокость не нашла предмета регулирования

Госдума снимает с рассмотрения закон «О защите животных от жестокого обращения».

Об этом нашему корреспонденту сообщила председатель ответственного комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Наталья Комарова. Документ вынесен на рассмотрение нижней палаты в пятницу 21 марта.

Напомним, что законопроект был внесен в Госдуму 19 июня 1997 года депутатом фракции ЛДПР второго созыва Геннадием Бердовым, к авторству присоединились также В.А.Леончев, А.Н.Грешневиков, М.К.Глубоковский, Т.В.Злотникова, Г.М.Садчиков, Ю.В.Уткин. Закон был принят Госдумой 1 декабря 1999 года, причем уже после голосования в зале было распространено протестное письмо. 3 января 2000 года в числе своих первых действий на посту президента России Владимир Путин отклонил закон.

В письме президента указывается на то, что в законе содержится ряд внутренних противоречий. Так, в соответствии со статьей 3 Закона его действие распространяется на домашних и диких животных, за исключением беспозвоночных животных, паразитирующих на других животных и человеке. Регулятивное воздействие любого нормативного правового акта возможно только на субъектов права, вступающих в общественные отношения в той или иной области. Животные не являются ни субъектами права, ни участниками общественных отношений, в связи с чем на них не может распространяться действие Закона. Абзацем вторым пункта 4 статьи 10 Закона запрещается проведение боев животных. Однако пунктом 1 статьи 17 Закона предусмотрено, что в порядке, установленном Правительством РФ, определяется перечень пород бойцовых собак, выведенных для проведения собачьих боев. Кроме того, Законом не урегулированы отношения, связанные с обращением с сельскохозяйственными, пушными и иными продуктивными животными. Согласно пункту 1 статьи 11 Закона требования к содержанию и использованию этих животных устанавливаются в соответствии с законодательством РФ, однако соответствующее законодательство РФ не разработано.

Согласно абзацу третьему статьи 6 Закона граждане и общественные объединения в соответствии с законодательством РФ вправе посещать места содержания и использования животных. Указанное положение приводит к нарушению конституционного права граждан на неприкосновенность жилища (статья 25 Конституции РФ), а также прав собственников иных мест содержания и использования животных (зоопарков, цирков и так далее).

Согласно абзацу шестому статьи 6 Закона граждане и общественные объединения в соответствии с законодательством РФ вправе обращаться в суд с исками об изъятии животных в случаях жестокого обращения, однако на основании статьи 241 Гражданского кодекса РФ при нарушении правил гуманного обращения с животными заинтересованные лица могут требовать через суд принудительного выкупа животного с передачей им права собственности на животное. Таким образом, при обращении в суд указанные граждане и общественные объединения должны быть готовыми стать собственниками этих животных.

Согласно абзацу третьему статьи 6 Закона граждане и общественные объединения в соответствии с законодательством РФ вправе посещать места содержания и использования животных. Указанное положение приводит к нарушению конституционного права граждан на неприкосновенность жилища (статья 25 Конституции РФ), а также прав собственников иных мест содержания и использования животных (зоопарков, цирков и так далее).

Ответственный комитет Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел документ и в своем заключении указал, что «закон не имеет собственного предмета правого регулирования, так как значительная часть содержащихся в нем норм, касающихся вопросов, отнесенных в соответствии со статьями 71 и 72 Конституции РФ к ведению РФ или совместному ведению РФ и субъектов РФ, уже закреплена федеральными законами «О животном мире», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Гражданским кодексом РФ, Уголовным кодексом РФ, Законом РФ «О ветеринарии» и другими нормативно-правовыми актами». Комитет согласился с позицией президента восьмилетней давности и повторил в своем заключении приведенные в письме президента возражения.

«В связи с вышеизложенным, Комитет считает нецелесообразным продолжение работы специальной комиссии по Федеральному закону «О защите животных от жестокого обращения», предлагает согласиться с Президентом Российской Федерации об отклонении Федерального закона «О защите животных от жестокого обращения» и снять указанный Федеральный закон с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой» – указано в заключении комитета за подписью его председателя Натальи Комаровой.

президент Центра защиты прав животных «Вита» Ирина Новожилова в своем комментарии нашему корреспонденту пояснила, что отклоняемый за отсутствием предмета правового регулирования закон на самом деле подсекает ряд сфер жестокости к животным и именно в этом она видит причину отклонения документа. И.Новожилова сообщила, что против закона выступили четыре силы, причем об одной из них – зверобоях – стало известно совсем недавно в связи с кампанией против убийства бельков, в которой певица Лайма Вайкуле рисковала жизнью. Т.к. закон запрещает убийство новорожденных бельков – детенышей гренландского тюленя, зверобои, по словам Новожиловой, организовали через губернаторов северных регионов, где ведется промысел, письмо президенту против закона. По словам главы «Виты», во время кампании в защиту бельков выяснилось, что этичные формы промысла на севере сохранились, как и формы экологического туризма. Скандинавы за бешенные деньги скупают морошку. Организованы маршруты на снегоходах. Однако доходный промысел попадает в руки, как выразилась Новожилова, приезжих «бандитов», которые заинтересованы только в доходах и в результате норвежские инвестиции ничего не дают местному населению, мало того, закрывается единственный в стране завод по переработке ламинарий, что лишит науку агар-агара для микробиологических исследований, который также идет в виде наполнителя в кондитерскую промышленность. По словам Новожиловой, этот один завод мог «кормить» весь регион при условии этичного промысла и экологического туризма.

И.Новожилова рассказала, что ранее против закона выступили также экспериментаторы биофака МГУ включая кафедры ВНД и физиологии животных. Также лидер партии «Миллион друзей» и издатель журнала «Друг» Александр Романович, который публиковал в журнале заметки против закона, поскольку закон берет под контроль плановое разведение. Кроме того, закон запрещает бои животных и некоторые мероприятия с использованием животных, что было актуально в связи с корридой. И.Новожилова призналась, что она совершенно не ожидала появления в Думе в день одобрения закона протестного письма лидера Российского общества покровительства животным Веры Максимовой, потому что ее приглашали к участию в разработке закона.

Основным разработчиком текста многострадального закона стала глава Центра этичного отношения к животным Татьяна Павлова, которая в прошлом году ушла из жизни. При разработке закона она использовала наиболее прогрессивные на то время нормы австрийского, скандинавского, немецкого законодательства. Когда ее соратники разбирали архив после ее смерти, половину этого архива составляли материалы и документы по единственному закону – о защите животных от жестокого обращения.

Насколько это известно Новожиловой, разработкой нового закона на ту же тему никто не занимается, поскольку после снятия с рассмотрения обсуждаемого 11 лет резонансного документа потребуется все начинать заново и это потребует больших усилий и денежных средств.

В своем комментарии Ирина Новожилова также сообщила о подготовке запроса по этичному промыслу.

 

435294-4

Шаккум введет СРО в строительство, Плескачевский плачет по СРО вообще

Председатель думского комитета по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум уверен, что на пленарном заседании нижней палаты в среду будет одобрен в первом чтении проект поправок в Градостроительный кодекс по саморегулироввнию в строительной деятельности.

Об этом он сказал, отвечая на вопросы нашего корреспондента по итогам Совета Думы во вторник.

Соответствующий документ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» (в части введения института саморегулируемых организаций в области строительной деятельности) внесли 25 мая 2007 года депутаты М.Л.Шаккум, В.Н.Ельцов, В.И.Шпорт, В.А.Лазуткин, В.Л.Горбачев, И.А.Исаков.

По словам главы комитета, законопроект Виктора Плескачевского о саморегулируемых организациях не признан альтернативным и вместе с проектом по СРО в строительстве рассматриваться не будет. В любом случае, подчеркнул Шаккум, для принятия закон будет значительно перерабьотан.

Законопроект предусматривает создание саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства. Вводится понятие саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства, определяются цели создания таких организаций, устанавливаются требования к ним по вопросу членства, порядок ведения единого государственного реестра саморегулируемых организаций и др.

 

Застройщики сами разберутся в своей среде

Госдума рассмотрит на своем пленарном заседании завтра, 19 марта, законопроект первого чтения, регулирующий вопросы создания и деятельности саморегулируемых организаций.

Как сообщил парламентским журналистам председатель ответственного комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум, законопроект «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» направлен на внесение изменений в Градостроительный кодекс в части дополнения его нормами регулирующими вопросы создания и деятельности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства.

По словам Шаккума, необходимость введения института саморегулируемых организаций обусловлена потребностью в обеспечении механизмов регулирования строительного рынка в условиях отмены лицензирования проектирования, строительства и инженерных изысканий для строительства зданий и сооружений.

Кроме того, введение института саморегулируемых организаций в этих областях является объективной необходимостью в связи с нарастанием опасности техногенных катастроф, обусловленных ухудшающимся качеством строительства и эксплуатации зданий и сооружений, отсутствием действенных механизмов ответственности участников строительного рынка за выполнение своих обязательств перед потребителями их услуг.

Принятие законопроекта, считает Шаккум, позволит реализовать на практике эффективную модель сочетания государственного регулирования с саморегулированием субъектов в области строительной деятельности, что в свою очередь позволит не допустить на строительный рынок недобросовестных участников и будет способствовать обеспечению безопасности строительства.

 

Дума дорабатывает закон по иноинвестициям

Поправки ко второму чтению законопроекта об иностранных инвестициях будут рассмотрены на заседании думского комитета по строительству и земельным отношениям завтра, 19 марта 2008 года.

Как сообщил председатель комитета Мартин Шаккум, депутаты уточнят основные понятия, используемые в законопроекте, и виды деятельности, имеющие стратегическое значение. Второе чтение законопроекта запланировано на пятницу, 21 марта.

 

455348-4 455354-4

Запреты на иноинвестиции ограничат

На пленарном заседании Госдумы в пятницу 21 марта будет рассмотрен во втором чтении правительственный пакет из двух законопроектов по регулированию иностранных инвестиций.

Как сообщил журналистам глава думского комитета по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум, к законопроекту возникло много обоснованных вопросов.

«Виды деятельности, связанные с Интернетом, никак не будут подпадать под действие данного законопроекта. Из законопроекта будут исключены субъекты естественных монополий – локальные монополисты в области общедоступной связи, затем тепловой энергии. Ряд естественных монополистов локальных будет исключен. И будут введены определенные рамки для печатных СМИ, будет установлен тираж, свыше которого печатные СМИ будут подпадать под действие данного законопроекта, также для типографий, причем будут установлены достаточно высокие планки. Для средств массовой информации радио- и телевещания предполагается тоже установить определенные требования, но вот пока мы рассматриваем, что если данное предприятие охватывает своим вещанием более половины субъектов федерации» – сказал М.Шаккум.

Каким будет установлен предел тиража для печатных СМИ, он пока сказать не может, но обещает, что планка будет достаточно высокой и под действие закона будут подпадать единицы.

По словам Шаккума, изменения ко второму чтению достаточно значительные, законопроект будет переработан процентов на сорок, закон серьезно доработан был. Глава комитета подчеркнул, что все принципиальные новые базовые законы, рассмотренные комитетом, на выходе были серьезно переработаны, например, о госзакупках, Градостроительный кодекс, закон о регулировании тарифов наполовину а то и более были переписаны, некоторые почти полностью были доработаны вместе с администрацией и правительством.

Возвращаясь к законопроекту об иностранных инвестициях, М.Шаккум сообщил, что возникло много вопросов к тексту, который принял комитет, и вопросы весьма обоснованные. Шаккум предупреждал на заседании комитета, что возможно это решение промежуточное, законодателям надо пройти определенный этап, получить текст, который нужно еще раз проработать, поскольку было еще много невыясненного.

Напомним, что соответствующий документ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности РФ» внесен 17 июля 2007 года правительством и принят в первом чтении 14 сентября 2007 года. Одновременно обсуждается сопутствующий законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности РФ».

 

398020-4 482884-4

Соглашение с США отложено, ОДКБ обсуждается

Госдума на своем пленарном заседании в пятницу 21 марта рассмотрит законопроект «О ратификации Соглашения о подготовке военных кадров для государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности».

Документ был внесен 22 октября 2007 года президентом. Как сообщил нашему корреспонденту первый зампред комитета по обороне Игорь Баринов, ранее его рассмотрение в Думе было отложено из-за отсутствия представителя президента по данному законопроекту, статс-секретаря – замминистра обороны РФ Николая Панкова.

Соглашением устанавливаются принципы формирования и развития единой системы подготовки военных кадров для вооруженных сил государств – членов ОДКБ по согласованным специальностям и программам обучения на специальных факультетах российских военных учебных заведений.

По итогам Совета Думы во вторник стало известно, что вторая намеченная на пятницу ратификация отложена. Законопроект «О ратификации протоколов к Соглашению между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки относительно безопасных и надежных перевозки, хранения и уничтожения оружия и предотвращения распространения оружия от 17 июня 1992 года» внесен 22 февраля 2007 президентом.

 

31723-5

Внесен проект о реестрах спортивных объектов

Председатель думского комитета по физической культуре и спорту Антон Сихарулидзе и зампред того же комитета Ильдар Гильмутдинов внесли в нижнюю палату парламента законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» и Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».

Законопроект направлен в комитет по физической культуре и спорту, также в комитет по делам Федерации и региональной политике.

Авторы инициативы предлагают дополнить действующее законодательство нормами о федеральном и региональных реестрах объектов спорта. Согласно тексту законопроекта, реестры объектов спорта представляют собой государственные информационные системы, включающие в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечивается за счет общих принципов формирования реестров, формы и методов их ведения. В федеральный реестр подлежат включению объекты спорта, используемые для проведения межрегиональных и всероссийских официальных спортивных мероприятий и (или) подготовки спортивных сборных команд РФ. В региональный реестр подлежат включению все объекты спорта, расположенные на территории соответствующего субъекта РФ.

Сведения реестра являются основным источником информации для проведения официальных физкультурных и спортивных мероприятий, также для формирования и ведения официального земельного кадастра.

Официальные спортивные мероприятия проводятся только на включенных в реестр объектах, за исключением мероприятий по видам спорта и спортивных дисциплин, для проведения которых не требуются спортивные объекты. Список таких видов спорта установит правительство.

Собственнику включенного в региональный реестр объекта спорта выдается паспорт объекта спорта.

В пояснительной записке к законопроекту его авторы указали, что федеральным законом от 4 декабря 2007 года «О физической культуре и спорте в РФ» введено понятие «объекты спорта», установлен их особый статус, в т.ч. запрет на приватизацию данной госсобственности, также требование об их использованию по целевому назначению. Вместе с тем к настоящему времени отсутствует информация о количестве, назначении и специфике объектов спорта в РФ. Такая информация необходима для определения потребности населения в объектах спорта, также для контроля соблюдения законодательства Внесенный законопроект дополняет закон о спорте ново статьей о реестрах объектов спорта. Корреспондирующиеся изменения вносятся в закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».

 

Депутат торопит с повышением зарплаты в МВД

Представитель думского комитета по безопасности Михаил Старшинов («Справедливая Россия») приветствует решения руководства МВД по вопросам повышения зарплаты сотрудникам милиции и обеспечения их жильем.

В своем комментарии журналистам депутат напомнил, что сегодня министр Рашид Нургалиев сообщил о распоряжении, в котором определены мероприятия по реализации поручений избранного президента Дмитрия Медведева по усилению социальной защиты милиционеров и военнослужащих внутренних войск.

В своем комментарии М.Старшинов сказал, что он все же относится к инициативе МВД двояко.

«Могу только приветствовать подобное решение министра МВД. Удивительно другое: почему для решения очевидной проблемы нужно было ждать специального распоряжения сверху? Нургалиев не может не знать, что зарплата наших стражей порядка остается одной из самых низких в стране и в мире! После индексации, которая произошла 1 января 2007 года и составила 10%, среднестатистический сотрудник милиции стал получать на руки порядка 12 тыс. руб. в месяц, а милиционер патрульно-постовой службы – 7,9 тысяч. Потом, правда, были еще несколько индексаций на все те же 10-15 процентов. Несмотря на это, среднюю месячную зарплату в 27 тысячи рублей милиционерам только обещают, что называется, в ближайшей перспективе – к 2010 году. И это притом, что средств в бюджете вполне достаточно. В Германии, к примеру, зарплата самого младшего чина в полиции составляет 2,5 тыс. евро. В Нидерландах дорожный инспектор получает 2,5 тыс. евро и хороший социальный пакет. Даже в Эстонии полицейские сейчас получают по 17,6 тыс. крон (свыше 40 тыс. руб.). А мы, повторяю, говорим о 27 тысячах к 10-му году. И это при том, что по мнению специалистов Департамента собственной безопасности МВД РФ рост преступности в первую очередь связан с низкой зарплатой милиционеров» – сказал Михаилд Старшинов.

 

Совет по науке создан в Госдуме

В Государственной Думе создан Совет по науке, наукоемким технологиям и инновационному развитию при Председателе Государственной Думы.

Об этом сообщает Управление Госдумы по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ.

Ответственным секретарем Совета стал первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям, академик РАН Андрей Кокошин.

В составе Совета представлены ученые, занимающиеся фундаментальной и прикладной наукой, высшим образованием, руководители крупных предприятий и корпораций, представители российского делового сообщества, депутаты Государственной Думы. В частности, в него входят президент РАН Юрий Осипов, Нобелевский лауреат, академик РАН, депутат Государственной Думы Жорес Алферов, руководитель Объединенной авиастроительной корпорации Алексей Федоров, руководитель Объединенной судостроительной корпорации Юрий Яров, президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова, академик РАН Виктор Садовничий, председатели профильных комитетов Государственной Думы Валерий Черешнев и Евгений Федоров.

Комментируя парламентским журналистам решение о создании Совета по науке, наукоемким технологиям и инновационному развитию при Председателе Государственной Думы, спикер Борис Грызлов указал на важность инновационной деятельности в связи с выработкой и реализацией стратегии-2020.

«Совет будет работать как экспертный консультативный орган. Сегодня требуется качественный анализ всего комплекса вопросов правового регулирования в области науки, наукоемких технологий, инновационной деятельности – от экспертизы новых законопроектов до анализа правоприменительной практики. Это особенно важно в связи с выработкой и реализацией стратегии развития России до 2020 года» – сказал Борис Грызлов.

 

Качеству образования нужна независимая оценка

«Современная система образования не в полной мере соответствует потребностям рынка труда» – считает зампред комитета Государственной Думы по образованию Гаджимет Сафаралиев («Единая Россия»).

Об этом, по информации пресс-секретаря депутата Аллы Ладыгиной, он заявил на состоявшемся 10-м юбилейном Конгрессе по проблемам «Менеджмента и качества третьего тысячелетия», на котором были рассмотрены вопросы в сфере управления, образования, социальной политики.

Гаджимет Сафаралиев пояснил, что одним из доминирующих на Конгрессе стал вопрос законодательного обеспечения модернизации российской системы дошкольного, высшего и послевузовского профессионального образования.

«Необходимо модернизировать систему образования, начиная с дошкольного и заканчивая высшим и послевузовским профессиональным образованием» – подчеркнул зампред думского комитета.

Гаджимет Сафаралиев указал на то, что содержание и структуры профессиональной подготовки кадров необходимо привести в соответствие с современными потребностями рынка труда. Кроме того, поставлены задачи повышения доступности качественных образовательных услуг и создания системы независимой оценки контроля качества образования.

 

США запустили эскалацию косовского конфликта

Реакция на ситуацию с признанием независимости Косово превзошла худшие ожидания, считает член думского комитета по международным делам Руслан Кондратов («Единая Россия»).

«К сожалению, вынужден констатировать, что предполагаемые ожидания ухудшения обстановки на Балканах в связи с объявлением независимости Косово фактически оправдались. На наших глазах разворачивается самый настоящий военный конфликт, ставший закономерным продолжением трехнедельных беспорядков и столкновений сербов с правоохранительными органами» – сказал депутат в своем комментарии журналистам.

«Что можно ожидать в ближайшем будущем от балканского конфликта?» – поставил вопрос Р.Кондратов и предположил, что развитие событий можно прогнозировать в двух направлениях – очередной волны межэтнического конфликта и усиление американского военного присутствия.

«Если рассматривать происходящее как очередную волну межнационального конфликта между сербами и албанцами, то это может обернуться новым военным конфликтом. Мы прекрасно помним кровавые события, сопровождающие Балканы в 90-е годы прошлого века» – напомнил депутат-международник.

«Однако уже становится ясно, что в сербско-албанском конфликте будут заинтересованы разные политические силы. Не хочется выступать в роли провидца, но одной из возможных причин происходящих сейчас событий может оказаться проамериканская инициатива албанцев по окончательному изгнанию сербов с косовской территории. Кроме того, эти беспорядки могут вызвать «оправданное» усиление группировки американских войск в Косово, что выгодно только Соединенным Штатам» – заключил Руслан Кондратов.

 

Российское миротворчество будет развиваться?

Анализ современной международной обстановки свидетельствует о нарастании в перспективе количества и масштабов миротворческих операций в мире.

Об этом заявил председатель комитет Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров, который провел во вторник заседание комитета по вопросам миротворческой деятельности России.

Глава комитета напомнил, что Россия, как постоянный член Совета Безопасности ООН, обязана принимать участие в миротворческих операциях. Однако наша страна занимает скромное 45-е место среди стран-членов ООН по количеству выделяемых на миротворческие операции военнослужащих.

В.Озеров подчеркнул, что миротворцы не только способствуют повышению престижа государства, но и получают бесценный опыт проведения таких операций, а также обеспечивают приток значительных финансовых ресурсов, т.к. миротворческая деятельность компенсируется из бюджета ООН. Так, например, за пятилетний срок операции «голубых касок» в Сьерра-Леоне 115 российских военнослужащих и 4 боевых вертолета принесли национальной казне 34 млн 724 тыс долларов дохода. Участие в миротворческой операции в Судане принесло 13 млн 494 тыс долл.

По словам главы комитета, российская миротворческая деятельность сталкивается с проблемами отсутствия координирующего центра, что влечет несогласованность предпринимаемых действий. Кроме того, социальный статус российских миротворцев на национальном законодательном уровне никак не прописан и военнослужащие не обладают социальными гарантиями на Родине. Одна из сложностей, подчеркнул Виктор Озеров, происходит от недопонимания Минфином РФ финансов необходимости резервирования средств на миротворческие операции.

Участник заседания, замминистра иностранных дел Александр Яковенко сообщил об озабоченности МИД ходом разработки концепции участия РФ в миротворческой деятельности, поскольку работа застопорилась. За последние пять лет Россия участвовала в миротворчестве всего 40 раз. Россия вынуждена была сообщать, что у нее нет необходимых средств и техники для участия в операциях. По словам замминистра, отказы существенно повлияли и теперь Россию часто игнорируют при решении многих миротворческих вопросов и обращаются к тем, кто реально участвует в миротворческих операциях. Он сообщил, что общее число российских миротворцев в мире всего 291 человек. В то время как Китай, который до последнего времени не участвовал в миротворческих операциях, уже направил в различные горячие точки земного шара, около двух тысяч человек, он на 16 месте. Китаю также удалось выдвинуть своего представителя в руководящие органы в одной из проблемных точек мира. Яковенко все же отметил, что в России существует программа подготовки миротворцев и эта программа может быть расширена, готовить офицеров-миротвоврцев Россия вполне могла бы.

В заседании приняли участие заместитель главнокомандующего Сухопутными войсками РФ Валерий Евневич, сенаторы Вадим Густов и Александр Дзасохов.

Члены комитета по обороне считают, что необходимо продолжить работу над этой концепцией участия РФ в миротворческих операциях и создать нормальный механизм финансирования миротворческих операций.

Комитет СФ по обороне и безопасности предложил палате инициировать в Парламентской Ассамблее ОДКБ рассмотрение вопроса о привлечении стран-членов этой организации к миротворческим операциям. Совбезу России рекомендовано рассмотреть вопрос об образовании межведомственной комиссии по миротворческой деятельности. В итоговом документе констатируется наличие нерешенных служебных и социально-бытовых проблем российских миротворческих контингентов. Парламентарии обратили внимание на отсутствие в структуре федеральных органов власти и управления центра, координирующего миротворческую деятельность страны.

 

32033-5

Насильник-педофил не уйдет от ответственности

Председатель думского комитета по делам молодежи Павел Тараканов внес законопроект «О внесении изменений в Уголовный Кодекс РФ», который разработан с целью усиления уголовной ответственности за совершение преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности.

Об этом автор инициативы сообщил парламентским журналистам.

«В последнее время преступные посягательства на детей выглядят более чем угрожающе. В СМИ всё чаще появляется информация об исчезновениях, изнасилованиях, убийствах детей и подростков на территории всей РФ» – сообщил глава комитета.

По данным Следственного Комитета при Прокуратуре РФ, только за 2007 год в отношении несовершеннолетних было совершено 161 тысяча преступлений, 2500 детей погибли, и примерно 2800 был нанесён тяжкий вред здоровью. Так, только в Санкт-Петербурге в 2007 году было совершено 148 преступлений сексуального характера в отношении детей.

В органы внутренних дел в 2007 году от родителей поступила 1 тысяча 328 сообщений о пропавших детях, 1322 ребенка были найдены. Всего на 1 января 2008 года в розыске находятся 165 детей. За шесть лет количество сексуальных преступлений против малолетних выросло в 26 раз.

«И это только официальная статистика», – отметил П.Тараканов.

Его серьёзную озабоченность вызывают фото- и видеоматериалы порнографического содержания, размещаемые в сети Интернет, с участием несовершеннолетних, подростков, очень часто с применением к ним насилия и принуждением их к совершению извращенных действий. Отсутствие жесткого и четко определенного законодательством наказания за фото- и видеосъемку порнографических материалов с участием несовершеннолетних, привело к тому, что в настоящее время Россия является лидером по изготовлению и производству детской порнографии.

Павел Тараканов считает, что ужесточение наказания за изнасилования, насильственные действия сексуального характера, половые сношения и иные действия сексуального характера, с лицом не достигшим шестнадцатилетнего возраста, а также за развратные действия, поможет исправить ситуацию и существенно снизит количество правонарушений по этим статьям.

«Лица, совершившие подобные преступления, должны наказываться пожизненным заключением, что будет являться реальным сдерживающим фактором от подобных деяний» – заключил Павел Тараканов.

Согласно тексту законопроекта, предполагает усиление ответственности по ст. 131 (Изнасилование), 132 (Насильственные действия сексуального характера), 134 (Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста), 135 (Развратные действия) УК РФ за счет увеличения сроков наказания вплоть до пожизненного заключения. В данных статьях, в том числе, внесенным законопроектом предполагается исключить слова «заведомо» и «по неосторожности». В ст. 134, 135 УК РФ законопроектом предполагается внести пункты, предусматривающие ответственность за деяния «зафиксированные фото- или видеосъемкой» и деяния «с распространением материалов фото или видеосъемки».

 

http://www.fcinfo.ru

Импорт продовольствия угрожающе растет

Рост импорта продовольствия объясняется коррупцией, также тем, что Минфину выгоднее получать таможенные платежи, чем налоги.

Об этом сказал зампред комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу Сергей Лисовский в интервью корреспондент «ФК-Новости» Анне Козыревой, комментируя рост импорта продовольствия в начале текущего года.

«Рост импорта продовольствия можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, у нас чиновничество коррумпировано. Импортеры платят им за заключенные контракты в отличие от отечественных товаропроизводителей. Во-вторых, Минфину выгоднее получать таможенные платежи, чем налоги. Дело в том, что в структуре доходов бюджета именно таможенные платежи составляют почти 50 процентов. В основном за счет импортной составляющей. Прирост объема импортных платежей в 2007 году в сравнении с 2006 года составил 44,6 процента. В западных странах эта цифра не превышает 15-20 процентов», – подчеркнул Лисовский.

Он также обратил внимание на то, что в последнее время российский рынок продовольствия фактически регулируется не Минсельхозом и не Правительством РФ в целом, а фактически из США.

Дело в том, напомнил Лисовский, что Россия, собираясь вступать в ВТО, подписала кабальные договоренности о том, что импорт мяса из США в страну будет расти на 5% в год и все эти договоренности выполняет, несмотря на то, что в ВТО не вступила и перспектив этому не видно именно из-за того, что западные партнеры свои обязательства выполнять не намерены.

Сенатор подчеркнул, что вступать в ВТО и не надо, это разговор особый. Он уверен, что этот кабальный договор надо разорвать.

«На пленарном заседании Совета Федерации 19 марта я и мои коллеги предложат именно так и поступить, то есть выйти из договора. Соответствующий документ уже подготовлен», – добавил Лисовский.

Он убежден, что российские производители вполне способны накормить страну отечественным мясом, а при правильно проводимой политике уже через пять лет Россия сможет стать лидером мирового агропромышленного комплекса.

Именно поэтому сенатор выступает за строгое квотирование и законы, запрещающие использовать в промышленной переработке мясо импортной замороженной птицы.

По словам Лисовского, надо разработать жесткие технические регламенты, именно таким образом Финляндия смогла ограничить долю импорта до 5%, кроме того, регламент – это еще и заслон против недоброкачественных производителей и их продукции.

Сенатор также напомнил, что, по данным английского журнала «Экономист», государственные субсидии селу составляют в стоимости сельскохозяйственной продукции в среднем в США – 30%, Швеции – 59, Канаде – 41, Японии – 68, Австрии – 52, Норвегии – 77, Швейцарии – 80, Финляндии – 67 процентов. В среднем в Европе расходы на господдержку составляют 40% себестоимости сельскохозяйственной продукции, а в расчете на 1 га пашни – в 60 раз больше, чем в России. Это главные условия их конкурентоспособности на мировом рынке. В 1995 году правительство США направило сельскому хозяйству 60 млрд долларов, Россия – 3 млрд долларов, то есть в 20 раз меньше, а в 2002 году Россия на поддержку села выделила уже в 55 раз меньше.

«До последнего времени у нас в стране утверждали, что такого понятия – продовольственная безопасность – не существует. Вот и оказалось, что, к примеру, в Москве уже на 3/4 примерно импортное продовольствие. И зависит столица не от наших крестьян, а от импортных поставщиков, которые зарабатывают огромные сверхприбыли» – сказал Сергей Лисовский.

Отмечено, что с начала нынешнего года вырос импорт продовольствия в Россию. Так, только в января ввоз мяса в страну (кроме мяса птицы) в январе вырос до 94,1 тысяч тонн (на 239,7 млн долларов). В январе 2007 года импорт составлял 89 тысяч тонн. Он также добавил, что за прошедший год ввоз мяса птицы вырос с 67,1 до 76,5 тысяч тонн. Стоимость поставок подорожала за год с 50,7 до 66 млн долларов. Поставки сливочного масла выросли на 1,2 тысячи до 7,7 тысяч тонн, подсолнечного – с 5,5 до 6,6 тысяч тонн. При этом, отметил сенатор, стоимость импорта продовольствия и сельхозсырья в январе 2008 года увеличилась на 16,2%.

Предположительно спикер СФ Сергей Миронов не поддержит инициативу сенатора по выходу из кабального соглашения с США.

 

Импорт продовольствия сократить невозможно?

Рост импортного продовольствия составляет угрозу национальной безопасности страны, считает спикер Совета Федерации Сергей Миронов.

Об этом он заявил в комментарии журналистам по итогам заседания Президиума Совета законодателей во вторник. Заседание было посвящено обсуждению вопроса «О проблемах законодательного обеспечения развития агропромышленного комплекса в РФ».

Спикер напомнил, что сегодня в крупных городах 30-40% продовольствия составляет импорт. Он также напомнил, что финансирование сельского хозяйства находится на уровне не более полутора процентов расходной части бюджета, законодатели считают, что на эти цели надо направить не менее 10%.

«Пока мы не поймем, что только государственное финансирование поможет возрождению нашего села и созданию продовольственной безопасности страны, ситуация не изменится», – подчеркнул С.Миронов.

Он подчеркнул, что с начала 2008 года возрос импорт продовольствия включая куриных окорочков из США.

С.Миронов предупредил, что ограничение импорта продовольствия приведет к его сокращению на рынке и росту цен. Чтобы разорвать порочный круг, следует развивать конкурентность собственного производства.

 

ЦИК поощряет освещение выборов

Конкурсная комиссия Центризбиркома России продолжает прием работ на Всероссийский конкурс, освещающий выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва, Президента РФ, выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления в РФ и вопросы избирательного законодательства в 2007-2008 годах.

Как сообщает Управление пресс-службы и издательской деятельности ЦИК России, конкурс объявлен Центризбиркомом совместно с Союзом журналистов России, Общероссийской общественной организацией «Медиасоюзом», Альянсом руководителей региональных СМИ России (АРС-пресс).

В конкурсе могут принять участие журналисты, которые за время проведения конкурса (с 1 января 2007 по 31 марта 2008 года) выпустят в свет серию материалов, освещающих выборы и вопросы избирательного законодательства.

Опубликованные материалы, аудио- и видеозаписи направляются в ЦИК России (109012, Москва, Б.Черкасский переулок, 9) до 1 апреля 2008 года для рассмотрения конкурсной комиссией.

Для победителей конкурса предусмотрены следующие денежные премии: одна первая премия – 40 тысяч рублей; три вторых премии – по 26 тысяч рублей; пять третьих премий – по 20 тысяч рублей; семь поощрительных премий – по 13 тысяч рублей.

Конкурсная комиссия, состоящая из представителей ЦИК России, Союза журналистов России, «Медиасоюза», Альянса руководителей региональных СМИ, подводит итоги конкурса и определяет победителей до 1 мая 2008 года.

 

парламентские слушания Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике на тему «Региональный опыт законодательного обеспечения реализации демографической политики в РФ».

Начало в 11.00 в Малом зале.

Контактные телефоны: 692-85-42, 692-66-19, 692-63-96;

совместное заседание Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи и Комиссии Общественной палаты РФ по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в средствах массовой информации, посвящённое вопросам подписки на периодические издания.

Начало в 14.30 в зале N830 нового здания.

Контактный телефон: 692-74-96;

«круглый стол» Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления на тему «Проблемы правового регулирования и правоприменительная практика реализации имущественных отношений в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления».

Начало в 12.00 в зале N304 старого здания.

Контактные телефоны: 982-24-99, 692-58-62;

 

Качество жизни выходит на первый план

Председатель думского комитета по охране здоровья Ольга Борзова открыла сегодня в Госдуме выставки, посвящённую подведению итогов II Общероссийского форума «Медицина за качество жизни».

Глава комитета зачитала приветствие спикера Госдумы Бориса Грызлова. «Развитие и укрепление системы отечественного здравоохранения сегодня являетося ождним из основных направлений госуларственной порлитики. От эффективности предпринимаемых мер во многом зависит успех в достижении реального повышения качества жизни граждан. Не случано именно в этой сфере реализуется один из приоритетных национальных проектов» – сказал спикер в своем приветствии.

Зампред комитета по охране здоровья Николай Герасименко в своем выступлении на церемонии открытия выставки отметил, что медицина взялась за качество жизни. По его словам, право человека на здоровье является основным. Он считает, что Россия добилась больших успехов в борьбе с табакокурением, не сомневаясь в том, что 19 апреля Госдума ратифицирует Конвенцию ООН по борьбе против табака. «Мы давно дружим с этим важным форумом» – сказал Н.Герасименко, отметив роль форума «Медицина за качество жизни», которым руководит профессор Г.А.Новиков.

 

В МГУ запустят суперкомпьютер

Церемония открытия суперкомпьютера СКИФ-МГУ состоится завтра, 19 марта, в научно-исследовательском вычислительном центре МГУ на Воробьевых горах.

Как сообщает Управление Госдумы по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ, в мероприятии примут участие председатель нижней палаты Федерального Собрания Борис Грызлов, первый зампред думского комитета пол науке и наукоемким технологиям Андрей Кокошин, ректор МГУ Виктор Садовничий.

Отмечено, что суперкомпьютеры позволяют проводить особо громоздкие расчеты и успешно моделировать дорогостоящие испытания самолетов или морских платформ, что значительно удешевляет их разработку и сокращает ее сроки.

 

Меркель опередила Райс в контактах с Россией

Председатель комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов считает, что разногласия не являются поводом для конфликта.

Об этом сенатор-международник сказал в своем комментарии журналистам по итогам состоявшейся во вторник в Москве встречи руководителей внешнеполитических и оборонных ведомств России и США в формате «два плюс два». С российской стороны в ней приняли участие глава МИД РФ Сергей Лавров и министр обороны РФ Анатолий Сердюков, позицию США представляли Госсекретарь Кондолиза Райс и глава Пентагона Роберт Гейтс.

«Сам по себе факт внеплановой российско-американской встречи в формате «два плюс два» примечателен. Кондолиза Райс и Роберт Гейтс, нарушив график этого формата, прибыли в Москву, чтобы обсудить проблемы преемственности отношений двух стран в условиях смены президентов. Кроме того, и государственный секретарь, и министр обороны США хотели лично встретиться с Дмитрием Медведевым. По оперативности в этой части американцев, как известно, опередила Ангела Меркель» – напомнил М.Маргелов.

Он отметил, что в повестке дня встречи стояло много вопросов, в том числе и наиболее острый – размещение элементов американского ПРО в Восточной Европе.

«Длительное обсуждение квартетом в составе Кондолизы Райс, Роберта Гейтса, Сергея Лаврова и Анатолия Сердюкова его остроту не уменьшил. Стороны остались при своем мнении, хотя некоторый прогресс наметился. Американцы пообещали четче сформулировать на бумаге свои предложения, а наши министры иностранных дел и обороны – эти предложения внимательно рассмотреть. Речь, в частности, идет о предварительном согласии сторон решать проблемы ПРО совместно с Евросоюзом. Стороны обсудили содержание рамочного соглашения по стратегическому сотрудничеству США и России. Эта назревшая проблема, поскольку отношения между такими странами не могут строиться по принципу «реакция – стимул», когда поочередно каждая из сторон действует по собственному разумению, а вторая отвечает на это действие. Согласие на разработку такого документа показывает, что у России и США есть понимание существенной взаимозависимости их политик и присутствия в них глобальных аспектов. Потому что формально двустороннее сотрудничество США и России на деле затрагивает все основные проблемы мира, включая вопросы энергетической безопасности, модернизации Большого Ближнего Востока, борьбы с терроризмом и распространением ОМУ и т.д. А, следовательно, наши двусторонние отношения по необходимости обретают многосторонность. Внушает оптимизм отмеченное сторонами совпадение позиций по большинству составляющих российско-американского сотрудничества» – сказал российский сенатор.

Он считает главным итогом внеочередной встречи в формате «два плюс два» то, что охлаждение отношений России и США не привело к взаимным и эмоциональным срывам, после чего всякие возможности диалога были бы утеряны.

«Если есть обоюдное признание глобальной ответственности, то никакие разногласия не могут стать поводом для конфликта» – заключил Михаил Маргелов.

По информации партийного сайта «Единой России», главными темами консультаций стали проблемы ПРО, СНВ, ДОВСЕ, борьба с международным терроризмом, а также ситуация вокруг Ирана и Северной Кореи в плане сохранения режима нераспространения. По мнению министра иностранных дел Сергея Лаврова, согласие по вопросу противоракетной обороны и будущему ограничения стратегических наступательных вооружений – СНВ – на российско-американских переговорах не достигнуто. США подтвердили свое намерение развернуть в Западной Европе третий позиционный район ПРО и Россия, не соглашаясь с этим, выбирает альтернативу. В ответ на предложения США в сфере ПРО Лавров сказал, что лучший способ снять озабоченности России – не иметь третьего позиционного района ПРО.

 

Документы к закону о жестокости, который убьют в пятницу

 

Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел Федеральный закон «О защите животных от жестокого обращения» и отмечает следующее.

Федеральный закон «О защите животных от жестокого обращения» (далее – Закон) принят Государственной Думой 1 декабря 1999 года. В соответствии с частью 4 статьи 105 Конституции РФ Закон считался одобренным Советом Федерации, поскольку не был рассмотрен в течении 14 дней, и 22 декабря 1999 года направлен Президенту РФ для подписания. Федеральный закон отклонен исполняющим обязанности Президента РФ 3 января 2000 года. Основными причинами отклонения указанного Закона были названы отсутствие собственного предмета правового регулирования и противоречие его отдельных положений Конституции РФ и федеральному законодательству.

Для преодоления возникших разногласий и выработки согласованной позиции Государственной Думой была создана специальная комиссия, в состав которой вошли 4 представителя Государственной Думы и 3 – Совета Федерации. Кроме того, для участия в работе комиссии были приглашены представители Президента РФ, однако Администрация Президента РФ посчитала их участие в работе Комиссии нецелесообразным, так как основания, по которым был отклонен Федеральный закон Президентом РФ, не предполагают возможности доработки его в данной концепции. В настоящее время истек срок полномочий 6 членов специальной комиссии – депутатов Государственной Думы Р.С.Бакиева, С.М.Ахметханова, В.В.Оленьева и членов Совета Федерации – В.Д.Черных, В.Н.Устюгова, А.В.Артюхова. В результате этого работа специальной комиссии до настоящего времени не завершена.

Следует также отметить, что в подготовленных специальной комиссией редакциях Закона не были учтены основные замечания Президента РФ.

Данный Федеральный закон не имеет собственного предмета правого регулирования, так как значительная часть содержащихся в нем норм, касающихся вопросов, отнесенных в соответствии со статьями 71 и 72 Конституции РФ к ведению РФ или совместному ведению РФ и субъектов РФ, уже закреплена федеральными законами «О животном мире», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Гражданским кодексом РФ, Уголовным кодексом РФ, Законом РФ «О ветеринарии» и другими нормативно-правовыми актами.

Наряду с изложенным, Комитет отмечает следующие противоречия данного Федерального закона действующему законодательству.

Согласно абзацу третьему статьи 6 Закона граждане и общественные объединения в соответствии с законодательством РФ вправе посещать места содержания и использования животных. Указанное положение приводит к нарушению конституционного права граждан на неприкосновенность жилища (статья 25 Конституции РФ), а также прав собственников иных мест содержания и использования животных (зоопарков, цирков и так далее).

Согласно абзацу шестому статьи 6 Закона граждане и общественные объединения в соответствии с законодательством РФ вправе обращаться в суд с исками об изъятии животных в случаях жестокого обращения. Однако на основании статьи 241 Гражданского кодекса РФ при нарушении правил гуманного обращения с животными заинтересованные лица могут требовать через суд принудительного выкупа животного с передачей им права собственности на животное.

В Законе содержится ряд внутренних противоречий. Так, в соответствии со статьей 3 Закона его действие распространяется на домашних и диких животных. Животные не являются ни субъектами права, ни участниками общественных отношений, в связи с чем на них не может распространяться действие Закона.

Абзацем вторым пункта 4 статьи 10 Закона запрещается проведение боев животных. Однако пунктом 1 статьи 17 Закона предусмотрено, что в порядке, установленном Правительством РФ, определяется перечень пород бойцовых собак, выведенных для проведения собачьих боев.

Кроме того, Законом не урегулированы отношения, связанные с обращением с сельскохозяйственными, пушными и иными продуктивными животными. Согласно пункту 1 статьи 11 Закона требования к содержанию и использованию этих животных устанавливаются в соответствии с законодательством РФ, однако соответствующее законодательство РФ не разработано.

Также допущено противоречие пунктов 5 и 4 статьи 12 законопроекта, поскольку пункт 4 указанной статьи устанавливает общие требования к добыче детенышей всех диких животных при наличии разрешений специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти. Вместе с тем, пунктом 5 этой статьи добыча детенышей морских млекопитающих запрещена.

В связи с вышеизложенным, Комитет считает нецелесообразным продолжение работы специальной комиссии по Федеральному закону «О защите животных от жестокого обращения», предлагает согласиться с Президентом РФ об отклонении Федерального закона «О защите животных от жестокого обращения» и снять указанный Федеральный закон с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой.

 

Председатель Комитета Н.В.Комарова

 

На основании части 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю принятый Государственной Думой 1 декабря 1999 г., считающийся одобренным Советом Федерации и направленный Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования Федеральный закон «О защите животных от жестокого обращения» (далее именуется – Закон) по следующим основаниям.

Закон не имеет собственного предмета правового регулирования, так как значительная часть содержащихся в нем норм, касающихся вопросов, отнесенных в соответствии со статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации к ведению Российской Федерации или совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, уже закреплена федеральными законами «О животном мире», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Гражданским кодексом Российской Федерации, Уголовным кодексом Российской Федерации, Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, Законом Российской Федерации «О ветеринарии» и другими нормативными правовыми актами.

Исходя из изложенного и в соответствии со статьями 71-73 Конституции Российской Федерации дополнительного правового регулирования на федеральном уровне требуют только отдельные вопросы, связанные с жестоким обращением с животными. Указанные проблемы должны быть решены путем внесения соответствующих изменений и дополнений в названные законы. Так, в Уголовном кодексе Российской Федерации и Кодексе РСФСР об административных правонарушениях следует более детально урегулировать соответствующие составы правонарушений.

Пунктом 2 статьи 2 Закона на федеральные органы исполнительной власти возлагаются конкретные полномочия, что свидетельствует о присвоении законодателем полномочий Правительства Российской Федерации и противоречит принципу разделения властей, закрепленному в статьях 10, 11 и ПО Конституции Российской Федерации, а также статье 12 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации». Аналогичные замечания относятся к пункту 4 статьи 12 Закона.

Пунктом 3 статьи 2 Закона устанавливается приоритет международного договора Российской Федерации над федеральным законом. Однако иерархия нормативных правовых актов в правовой системе Российской Федерации установлена статьей 15 Конституции Российской Федерации. В связи с тем что эти отношения являются предметом правового регулирования Конституции Российский Федерации, они не могут быть урегулированы федеральным законом.

По вопросам, не относящимся к федеральной компетенции, в соответствии со статьями 73 и частью 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование в данной области. Следовательно, статья 5 подлежит исключению из Закона.

Согласно абзацу третьему статьи 6 Закона граждане и общественные объединения в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе посещать места содержания и использования животных. Указанное положение приводит к нарушению конституционного права граждан на неприкосновенность жилища (статья 25 Конституции Российской Федерации), а также прав собственников иных мест содержания и использования животных (зоопарков, цирков и так далее).

Согласно абзацу шестому статьи 6 Закона граждане и общественные объединения в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе обращаться в суд с исками об изъятии животных в случаях жестокого обращения, однако на основании статьи 241 Гражданского кодекса Российской Федерации при нарушении правил гуманного обращения с животными заинтересованные лица могут требовать через суд принудительного выкупа животного с передачей им права собственности на животное. Таким образом, при обращении в суд указанные граждане и общественные объединения должны быть готовыми стать собственниками этих животных.

В Законе содержится ряд внутренних противоречий. Так, в соответствии со статьей 3 Закона его действие распространяется на домашних и диких животных, за исключением беспозвоночных животных, паразитирующих на других животных и человеке. Регулятивное воздействие любого нормативного правового акта возможно только на субъектов права, вступающих в общественные отношения в той или иной области. Животные не являются ни субъектами права, ни участниками общественных отношений, в связи с чем на них не может распространяться действие Закона.

Абзацем вторым пункта 4 статьи 10 Закона запрещается проведение боев животных. Однако пунктом 1 статьи 17 Закона предусмотрено, что в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, определяется перечень пород бойцовых собак, выведенных для проведения собачьих боев.

Кроме того, Законом не урегулированы отношения, связанные с обращением с сельскохозяйственными, пушными и иными продуктивными животными. Согласно пункту 1 статьи 11 Закона требования к содержанию и использованию этих животных устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации, однако соответствующее законодательство Российской Федерации не разработано.

 

Текст закона 2002 года

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О защите животных от жестокого обращения

Настоящий Федеральный закон направлен на предотвращение страданий и гибели животных от жестокого обращения с ними, на укрепление нравственности и гуманности общества.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: домашние животные – сельскохозяйственные и другие одомашненные животные, в том числе бродячие и одичавшие; дикие животные – объекты животного мира, обитающие в условиях естественной свободы, а также объекты животного мира, содержащиеся в неволе, в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания; эвтаназия – быстрое и безболезненное умерщвление животного, не вызывающее у него ощущения тревоги или страха.

Статья 2. Правовое регулирование защиты животных от жестокого обращения Правовое регулирование защиты животных от жестокого обращения осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Статья 3. Предмет регулирования настоящего Федерального закона 1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности с использованием животных, а также при их содержании и обращении с ними.

2. Отношения. возникающие при осуществлении деятельности с использованием животных, а также при их содержании и обращении с ними, настоящий Федеральный закон регулирует в той мере, в какой они не урегулированы законодательством РФ.

Статья 4. Основные принципы обращения с животными Обращение с животными основывается на следующих принципах: нравственное и гуманное отношение к животным; непричинение морального вреда человеку; отношение к животным как к чувствующим существам, способным испытывать страх, боль.

Статья 5. Полномочия органов государственной власти РФ в области защиты животных от жестокого обращения К полномочиям органов государственной власти РФ в области защиты животных от жестокого обращения относятся: осуществление государственной политики в области защиты животных от жестокого обращения; разработка и принятие федеральных образовательных стандартов, направленных на воспитание нравственности и гуманности при обращении с животными; установление единых требований к защите животных от жестокого обращения с ними при содержании, использовании, разведении, транспортировке животных и ином обращении с ними; осуществление государственного контроля за обращением с животными; иные установленные законодательством РФ полномочия. Статья 6. Права граждан и общественных объединений в области защиты животных от жестокого обращения

Граждане и общественные объединения в соответствии с законодательством РФ вправе: осуществлять общественный контроль в области защиты животных от жестокого обращения; получать от юридических лиц, в том числе от органов государственной власти, информацию о содержании и об использовании животных; содействовать органам государственной власти и органам местного самоуправления в защите животных от жестокого обращения; обращаться в суд с исками об изъятии животных в случаях жестокого обращения; осуществлять иную не противоречащую законодательству РФ деятельность в области защиты животных от жестокого обращения. ГЛАВА II. ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЩЕНИЮ С ЖИВОТНЫМИ, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ЖЕСТОКОСТЬ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С НИМИ Статья 7. Исключающие жестокость общие требования к обращению с животными и их содержанию 1. При обращении с животными не допускаются: нанесение побоев, увечий животным, истязание их, иные действия, вызывающие у животных страх, боль, иные страдания; неправомерное умерщвление животных; проведение без обезболивания ветеринарных и иных процедур на животных, которые могут вызвать у животных боль и иные мучительные состояния; проведение операций на животных, не являющихся оказанием ветеринарной помощи или проведением работы с экспериментальными животными; разведение животных с генетическими изменениями, причиняющими животным страдания; разведение животных с наследственно закрепленной повышенной (не отвечающей видовым и породным характеристикам животных) агрессивностью, определяемой на основе экспертной оценки; использование инвентаря и иных приспособлений, травмирующих животных; разрушение жилищ животных, влекущее за собой их гибель; натравливание одних домашних животных на других; разлучение моногамных животных, образовавших постоянные пары; другие противоречащие принципам нравственности и гуманного обращения с животными действия.

2. При содержании животных необходимо обеспечивать им условия, соответствующие биологическим и индивидуальным особенностям животных, а также удовлетворять их потребности в пище, воде, сне, движении, естественной активности.

3. Места содержания животных должны быть оснащены и оборудованы с учетом обеспечения им необходимого пространства, температурно-влажностного режима, естественной освещенности, вентиляции, защиты животных от вредных внешних воздействий, возможности контакта животных с естественной средой.

4. Число животных, содержащихся в жилых помещениях, ограничивается возможностью обеспечения им условий содержания в соответствии с требованиями законодательства РФ.

5. При содержании животных необходимо учитывать их совместимость и иерархические отношения между животными.

6. Не допускается содержание диких животных в неприспособленных для этой цели сооружениях, помещениях (в детских учреждениях, иных неприспособленных сооружениях и помещениях) и транспортных средствах.

7. Содержание гражданами диких животных в жилых помещениях допускается в случае временного содержания спасенных, пострадавших животных.

Статья 8. Обращение с животными-компаньонами 1. Собственник (владелец) животных, к которым человек испытывает привязанность и которых содержит для удовлетворения потребности в общении (далее – животные-компаньоны), – собак, кошек и других животных, обязан: предотвращать причинение вреда животным-компаньоном человеку и (или) домашним животным; обеспечивать безопасность животных-компаньонов, в том числе вне жилых помещений; принимать меры по предотвращению появления нежелательного потомства у животных-компаньонов. Предотвращение потомства у животных-компаньонов осуществляется посредством их временной изоляции, применения контрацептивных средств или стерилизации.

2. Не допускается: выгул животных-компаньонов несовершеннолетними, если обстоятельства выгула требуют участия совершеннолетних; использование животных-компаньонов для получения мяса и пушно-мехового сырья.

3. Запрещается оставлять животных-компаньонов без попечения, бросать или иным образом оставлять их в целях отказа от права собственности на них.

Статья 9. Обращение с животными при использовании их в научных экспериментах, биологическом тестировании, учебном процессе, а также при получении биологических препаратов 1. Использование животных в научных экспериментах, биологическом тестировании, учебном процессе, а также при получении биологических препаратов (далее – экспериментальные животные) допускается только в случае, если отсутствует возможность заменить животных альтернативными моделями и объектами. Количество используемых экспериментальных животных должно быть минимальным.

2. Перечень моделей и объектов, альтернативных экспериментальным животным, устанавливается в порядке, определенном Правительством РФ.

3. Проведение на экспериментальных животных процедур независимо от их целей и видов животных, при которых возможно нанесение экспериментальным животным травм или причинение боли, осуществляется в условиях обязательного обезболивания.

4. При работе с экспериментальными животными не допускаются: девокализация экспериментальных животных (лишение животных возможности издавать звуки оперативным путем); применение травматичных методов и приемов при взятии экспериментальных животных из мест их содержания (клеток, боксов, террариумов, аквариумов и других); использование экспериментальных животных для демонстраций в учебных целях в случае, если для такой демонстрации могут быть использованы неживые объекты, в том числе для демонстрации рефлекторной деятельности организма; принуждение обучающихся, студентов, курсантов, других обучающихся выполнять процедуры, приводящие к травмам, увечью или гибели экспериментальных животных, если это противоречит моральным принципам или религиозным убеждениям обучающихся; проведение экспериментов, приводящих к травмам, увечью или гибели экспериментальных животных, при участии несовершеннолетних или в их присутствии; проведение на экспериментальных животных с высокоорганизованной центральной нервной системой (приматы, собаки, кошки, дельфины) процедур, приводящих к их травмам, увечью или гибели.

5. Экспериментальным животным, которые были использованы в экспериментах и для демонстраций, должен быть обеспечен квалифицированный уход. Выведение нежизнеспособного животного из эксперимента осуществляется с помощью эвтаназии. Методом эвтаназии для экспериментальных животных является передозировка анестетиков; для умерщвления мелких экспериментальных животных допускается обезглавливание с помощью специального устройства.

6. Уборка, захоронение, уничтожение или утилизация трупов экспериментальных животных может проводиться только после того, как смерть каждого такого животного будет констатирована лицом, ответственным за работу с экспериментальным животным.

7. Проведение работ с экспериментальными животными допускается при наличии специализированных помещений для содержания экспериментальных животных и помещений для проведения таких работ. 8. Лица, осуществляющие профессиональную деятельность с использованием экспериментальных животных, обязаны пройти специальную подготовку для работы с ними.

Статья 10. Обращение с животными при использовании их в зрелищных и спортивных мероприятиях, при организации развлечений 1. Обращение с животными при использовании их в зрелищных и спортивных мероприятиях, телевизионных съемках, кино- и фотосъемках должно исключать причинение животным боли, травм, увечий, гибель животных.

2. При обучении (дрессировке) животных не допускаются: применение жестоких методов укрощения и дрессировки животных, в том числе их запугивания; удаление у животных зубов и когтей; принуждение животных к выполнению действий, травмирующих их; использование животных, тяжело переносящих неволю, закрытые помещения, замкнутое пространство, дрессировку.

3. Собственник (владелец) животных, использование которых в зрелищных и спортивных мероприятиях перестало быть возможным, обязан обеспечить указанным животным условия содержания в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

4. Запрещается проведение: боев животных; зрелищных мероприятий, включающих в себя преследование, умерщвление, наблюдение предсмертной агонии животных, использование для умерщвления животных других животных.

5. Лица, осуществляющие профессиональную деятельность с использованием животных в зрелищных и спортивных мероприятиях, при организации развлечений, обязаны пройти специальную подготовку для работы с ними. Статья 11. Обращение с животными при использовании их в сельском хозяйстве, звероводстве, в рыбоводстве

1. Требования к содержанию и использованию сельскохозяйственных, пушных и иных продуктивных животных устанавливаются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. При получении продукции животного происхождения (дойка, стрижка, принудительный откорм и иное) не допускается применение технологий, включающих в себя болезненные приемы.

3. При разведении животных с применением биотехнологических методов и методов генно-инженерной деятельности не допускается изменение природы и внешнего вида животных, если такое изменение может вызывать боль и иные страдания.

4. Не допускается переработка или использование для приготовления пищи неумерщвленных животных.

5. Условия предубойного содержания животных должны соответствовать требованиям статьи 7 настоящего Федерального закона. 6. Лица, осуществляющие профессиональную деятельность с использованием сельскохозяйственных, пушных и иных продуктивных животных, обязаны пройти специальную подготовку для работы с ними. Статья 12. Обращение с дикими животными, обитающими в состоянии естественной свободы в природной среде 1. Применение технических средств при добыче диких животных должно обеспечивать их быструю гибель, исключающую страдания животных.

2. Перечень технических средств, применение которых при добыче диких животных обеспечивает их быструю гибель, определяется в порядке, установленном Правительством РФ. 3. При добыче диких животных необходимо учитывать экстремальные и иные обстоятельства, при которых повышается риск гибели диких животных и причинения им страданий. Не допускаются: использование транспортных и иных технических средств, ядов, взрывчатых веществ, применение которых ведет к массовой гибели диких животных; применение электрического тока при вылове рыбы;

добыча диких животных, находящихся в бедственном положении;

добыча самок диких животных, имеющих детенышей, не способных к самостоятельному существованию; добыча самок млекопитающих в поздние сроки беременности; добыча не способных к самостоятельному существованию детенышей диких животных, за исключением видов диких животных, наносящих значительный ущерб экономике в период популяционного взрыва.

4. Добыча детенышей диких животных в случае, указанном в абзаце седьмом пункта 3 настоящей статьи, допускается при наличии разрешения специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в порядке, установленном законодательством РФ.

5. Запрещается добыча детенышей морских млекопитающих.

6. Умерщвление или изъятие диких животных из природной среды, не относящиеся к пользованию животным миром, не допускается.

Статья 13. Обращение с дикими животными, обитающими в условиях, возникших в результате деятельности человека, с безнадзорными, бродячими и одичавшими животными

 

1. Регулирование численности диких животных, обитающих в условиях, возникших в результате деятельности человека, осуществляется методами стерилизации или биологическими методами, при невозможности использования указанных методов – посредством умерщвления.

2. Регулирование численности бродячих и одичавших животных осуществляется методами стерилизации.

3. Отлов безнадзорных, бродячих и одичавших животных осуществляется в целях передачи владельцам, стерилизации.

4. Запрещаются методы отлова с применением технических приспособлений и препаратов, травмирующих животных или опасных для их жизни и здоровья.

Статья 14. Оказание ветеринарной помощи животным 1. Собственники (владельцы) животных обязаны: обеспечивать профилактику особо опасных заболеваний животных; обеспечивать оказание больным животным квалифицированной ветеринарной помощи.

2. Ветеринарное обслуживание должно включать в себя услуги по эвтаназии.

Статья 15. Умерщвление животных 1. Умерщвление животных допускается: в целях получения продуктов питания и иной полезной продукции, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; в целях прекращения страданий животного, если они не могут быть прекращены иным способом; при необходимости умерщвления новорожденного приплода животных; при регулировании численности диких животных, в том числе при необходимости соблюдения санитарно-эпидемиологических правил; при необходимости умерщвления животных, больных бешенством или иным особо опасным заболеванием либо являющихся носителями особо опасного заболевания; при необходимой обороне от нападающего животного, если жизнь или здоровье человека находится в опасности.

2. При умерщвлении животных должны соблюдаться следующие требования: умерщвление осуществляется только методами эвтаназии, исключающими применение электрического тока, болезненных инъекций, курареподобных препаратов, перегрева, остановки дыхания и иных методов, вызывающих у животных страдания, за исключением случаев, указанных в абзаце седьмом пункта 1 настоящей статьи; запрещаются обработка и разделка неумерщвленных животных; умерщвление страдающих животных в случае, указанном в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, осуществляется незамедлительно.

3. Убой сельскохозяйственных животных в целях получения мясной продукции проводится методами обескровливания с обязательным предварительным оглушением и нарушением сердечной деятельности. Обескровливание осуществляется методами, обеспечивающими полное прекращение кровоснабжения головного мозга, и только в период, когда животное не вышло из состояния оглушения.

Статья 16. Транспортировка животных 1. При транспортировке животных должны удовлетворяться их потребности в пище и воде, а также должна быть обеспечена защита животных от вредных внешних воздействий.

2. При транспортировке животных не допускается причинение им травм, увечий, иных страданий. 3. Предназначенные для перевозки животных транспортные средства должны быть специально оборудованы, чтобы исключить травмы, увечья или гибель животных.

4. При погрузке и выгрузке животных должны использоваться устройства и приемы, предотвращающие травмы, увечья или гибель животных.

5. Транспортировка животных разных видов осуществляется раздельно, за исключением видов животных, являющихся нейтральными друг к другу.

Статья 17. Оборот животных и технических средств отлова животных 1. Оборот собак, разводимых для проведения собачьих боев, не допускается. 2. Оборот диких животных, содержащихся в неволе, допускается в порядке, установленном законодательством РФ.

3. Оборот технических средств, используемых при добыче животных и не обеспечивающих их быструю гибель, а также технических средств, используемых при отлове животных и причиняющих им страдания, не допускается. Статья 18. Запрещение пропаганды жестокого обращения с животными 1. Запрещаются пропаганда жестокого обращения с животными, призывы к жестокому обращению с животными.

2. Запрещается демонстрация в развлекательных или коммерческих целях материалов, свидетельствующих о жестоком обращении с животными.

Статья 19. Ответственность за нарушение законодательства РФ в области защиты животных от жестокого обращения Лица, виновные в нарушении законодательства РФ в области защиты животных от жестокого обращения, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

ГЛАВА III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона 1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Правительству РФ привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Hosted by uCoz