09.03.08 Лев МОСКОВКИН

Книга в Москве

Новая книга философа

Честно говоря, коллега по парламентской журналистике удивил. Такое серьезное, необычное и любопытное исследование криминального мира выпущено им: Криминальная хроника человечества (IXXI века): Истории о политических и уголовных преступлениях / автор-составитель Игорь Джохадзе. – М.: Издательство «Октопус», 2007. 384 с., тир. 4 тыс.

Как рассказал сам автор, он отобрал для отображения «Криминальной хроники...» около пяти сотен самых разноплановых эпизодов криминального свойства, которые, как ему «показалось», могут быть интересны, привязав каждый к какому-то информационному поводу, ведь дата преступления не всегда известна.

И видимо не ошибся. Книга из пятисот кусочков читается как единое увлекательное целое. Автор собрал из разноцветных кирпичиков человеческих крайностей образ некоего усредненного человека в наиболее естественном выражении.

Не бойся, читатель, кровь давно ушла в землю и на этом месте зеленеют ростки новой жизни.

Странное дело – получилось не зеркало, которое хочется отбросить из отвращения к документальной фиксации собственного образа, а даже нечто примиряющее с реальностью. Ибо как кому, но мне буквально в каждом из попавших под одну обложку эпизодов видится хоть в чем-то кусочек себя, любимого.

Путешествие по двум тысячелетиям человеческой истории представлено в формате хроноскопа – по датам одного года. Внутри каждого месяца, каждой недели происходят многократные прыжки чрез столетия, связанные общим принципом, намеренно дистанцированным от любых назойливо-привычных связей вещей, какие только известны или можно придумать. Экспликация философского подхода выявляет неслучайность стохастики как норму величайшего природного феномена – жизни. Девиация цели и смысла: если оно было изначально, то обязательно будет и в трансформации Автора независимо от избранной им формы отображения реальности. Смысл Жизни – в умножении человеком смыслов своей жизни. Философ доказал своей подборкой ключевую роль в указанном процессе криминала, то есть отклонения от нормы.

Подход философа тех хорош, что начисто лишен проблем применимости к феномену человека понятия нормы. Невероятно, но люди как правило уверены в своих определениях отклонений, хотя меняются они фантастически и служат критерием текущего состояния общества. Законы природы и статьи уголовного кодекса одинаково искусственно создают писатели-фантасты, только первым затем ищут физический смысл, другим придают юридическую силу в бессилии постичь их смысл и предусмотреть неожиданность последствий. Судя по поведению парламентариев, проблемы правоприменительной практики заставляют их философски задумываться о сути их законотворческой деятельности.

Книга Джохадзе чем-то мне напомнила странную попытку двух страдающих экстравагантностью океанологов, которые наловили планктона на разных глубинах и представили его состав в виде фортепианных аккордов. Получилась такая музыка – образ океана, образованный не через сиюминутное творчество, а с помощью наперед заданной процедуры.

Собственно, обычная повседневная жизнь только из этого и состоит. Она как бы проходит в зеркальной комнате с бесконечными рефлексами многократного заимствования одного и того же в разных сочетаниях.

Так, текст исследования Игоря Джохадзе «Неопрагматизм Ричарда Рорти» (2001) спустя семь лет составил основу изданной в Минске монографии Ирины Белоус и Елены Хомич. Разумеется, без ссылки на оригинал. Нечто подобное имеет место в «Парламентской газете», ставшей рингом межпалатного клинча в Федеральном собрании. Но в случае с философом ситуация иная: плагиат по крайней мере в одном из своих томов обнаружила масштабная минская серия «Мыслители ХХ столетия».

Только хорошее знание Игорем философии позволяет обнаружить и утверждать, откуда что надергано. Больше всего – у него самого. Автору обидно, а я скажу: это такая форма признания его заслуг благодарным человечеством. Кстати, одна из позитивных форм признания. В конце концов, он же не совершал и не является автором тех преступлений, что отобрал для своей новой книги. А ведь едва ли не в каждом из них проявляется все та же имманентная связь читателя и автора, гротескно выраженная в отношениях преступника и его жертвы. Я замкну цепочку с другого конца, встав над автором в роли рецензента. Его блудливой ручонкой владеет все та же зависть к автору первоисточника. Неважно, истинного или мнимого. Как неважен и объем работы рецензента – от курсива с кавычками до использования чужого творчества в качестве пургена для излияний в жанре «не могу молчать». А без него почему-то мог и не возбуждался. Стоит пожалеть обычного читателя, вредная это профессия.

Важно лишь то, кто из нас случайным словом выстрелит в десятку человеческих ожиданий. Кавычки порой служат точности стрельбы больше обрамленного ими слова, хотя успех вообще определяется именно его воровским выбором. Я спросил у Игоря, по какому принципу он отбирал эпизоды для «Криминальной хроники...»? Ответ Автора в который раз указал на ключевую роль в журналистской деятельности чувства естественного, чутья на верное слово, отточенного напряженной работой парламентским корреспондентом.

Так наша цивилизация сплагиатила эстетический инструмент дарвинова отбора.

К дате издания рецензируемой книги человечество достигло высшей фазы эволюции: все деяния включая преступления и совокупления совершаются исключительно для их освещения в СМИ. Таким образом на лентах новостей взрываются сюжеты заблаговременно экранизированных романов.

Что касается указанной выше связи, то она тем прочнее, чем более случайной представляется: преступника и жертвы, писателя и читателя, автора и рецензента. Предлагается продолжить по собственному вкусу, чтоб избежать банальностей типа Моцарт-Сальери.

Человек кажется пришел на эволюционную сцену для того, чтобы продемонстрировать самому себе интимную суть Жизни вообще. Читая новую книгу философа, я опять вспомнил об этом. Все мы врем, что мечтаем о брачном ложе с наслажденьем в комплекте, а истина про счастье любви из нас почему-то прет эманацией смертного одра в перфекте преступления.

Прежде мне казалось, сочинение про любовь содержит в лучшем случае красочные описания устройства кровати или типологии презервативов. Прочитав подборку Игоря Джохадзе, я понял, где эта любовь прячется на самом деле и как причудливо мимикрирует черт его знает во что.

Необходимое пояснение: слова рецензии подобраны и некоторые затем выделены случайным образом, стохастически. Так рецензенту в голову вступило – «показалось».

Hosted by uCoz