24.03.08
Лев МОСКОВКИН
Книга в
Москве
Экскреция
танатоферазы писателем на читателя (сценарий гибели человечества)
Жизнь после жизни: гибель
человечества – свежая версия
Роман-ответ
на вопрос о том, почему люди стремятся в несуществующий рай
Фантастический
роман «Нелюдь» звезды отечественной журналистики Юлии
Латыниной (М.: Эксмо, 2007 – 384 с., тир. 25,1 тыс.) представляет свежую версию
жизни после смерти человечества – сокращения численности людей с 14 миллиардов
до 3 миллионов, и его дальнейшей эволюции в основе империи из системы
галактических рас. Предупреждаю: конец повествования весьма неожиданный. И при
этом строго логичный. Потому что текст до деталей и
нюансов адекватно отражает происходящее в мире людей. И это не детектив, а
такая живая пьеса с сиюминутным порождением исторических решений в зависимости
от сценического паттерна. У Латыниной этот термин,
сохраняя нативное звучание, приобретает способность к
самораскрытию и означает суть жизни как явления природы.
Роман
издан в авторской редакции и мне лично бьет по мозгам реминисценциями к
творчеству Стругацких, самых реалистичных из всей фантастики, что пишут люди включая обвинения НКВД или речи прокурора
Вышинского в Колонном Зале.
От эпохи
Стругацких нас в начале XXI века отделяет совсем мало лет, однако человечество
изменилось столь сильно, что для описания его состояния опять требуется тот же
условный жанр science fiction. Люди не хотят читать правду о себе, но остро
нуждаются в ней. Этот дуализм сводит с ума человека, осведомленного в ситуации.
Каковым несомненно является столь сильная и одновременно неожиданная фигура
Латыниной. Многократной кометой она падает на публичное поле типа кассетного
ядерного орудия.
Человечество
распечатало третье тысячелетие н.э. с таким состоянием массового сознания, что
не будь мир законсервирован жесткой системой условностей, давно были бы
отмечены возникновение новой расы, системы государственного и общественного
устройства, литературы, религии, моральных норм.
Или аморальных – кому-то
важно, мне уже все равно.
По моему восприятию, именно образчик новой литераторы читатель получил в
форме романа «Нелюдь». Если кто
согласится с моей оценкой, то следует представить, насколько далеко мы ушли от
эпохи наива «Трудно быть богом» и «Обитаемый остров». Для своего времени эти
произведения тоже были гигантским прорывом в будущих возможностях описания
случившейся реальности. Естественно, современники в массе их воспринимали так
же плохо.
Хотя
кто-то аналогично восхищался. Воздействие реалистичного по сути формата
фантастики столь было сильным, что из выдумок Стругацких несколько слов прочно
вошли в мировой обиход.
Латынина
вошла (как всегда для нее ворвалась) в жанр science fiction и вообще в
литературу совсем из другой сферы, общей со Стругацкими во временной
популярности. В обилии ее словесных выдумок кажется, как у Стругацких, найдутся
обреченные на отчужденное от авторства тиражирование.
Нехорошее
в контексте слово «популярности» отражает то, что в произведениях ширпотреба
центральной фигурой в зависимости от эволюции общества мог быть пират и
космонавт, следователь, ученый-биофизик или тайный генетический инженер,
социолог и элитная проститутка, физико-лирик вроде
прототипа жанра – герой новосибирского Академгородка времен его недолгого
расцвета Андрей (Герш) Будкер. А вот сейчас – журналистка Латынина. После
смерти Щекочихина и Политковской с нее списывают персонажей своих романов
безопасно отделенные от текущей журналистики авторы.
Она идет
дальше и я ее кажется понимаю. По Интернету до сих пор гуляет мой текст «Репортер
в России: между сумасшествием и бесплодностью». Перевалило за десяток число
замеченных в Думе и отраженных в моих текущих публикациях ключевых событий типа
подлога в бюджете о тарифах или пресловутой записке о взрыве, вызвавших шумный
резонанс спустя годы после публикации и позже точки невозврата. Никто ничего не
скрывает, наоборот, политическая элита уже сама хотела бы, чтоб насилуемое
общество остановило маньяка и поощряет журналистику – только пишите. А ты
чувствуешь себя импотентом. Если что-то меняется от твоих публикаций, то как от
репортажей русского журналиста Алоизия Мак-Гаена о турецком геноциде болгар в
конце XIX века. Из-за этого одного убежавшего от смерти журналиста – нет, геноцид
не остановился, наоборот – но весь кровавый век миллионы трупов сжигали или
закапывали. И кто помнит это имя, кроме узких специалистов по теории
журналистики, да и то за рубежом?
Чтоб был
эффект, журналист должен быть встроен в систему. Грубо говоря, как во
взаимодействии Эренбурга со Сталиным. Наоборот, Сталина с Эренбургом – мне уже
все равно, потому что мне никто не верил, не верит и верить не будет.
Юлия
Латынина по моим наблюдениям абсолютно встроена в систему, напоминая тем своего
персонажа – галактического пирата. Слушать ее «Код доступа» я бы считал
обязательным, но не нужно при этом разевать рот от
восхищения и слепо верить нежелательно. Иногда бывает заметно, как она
представляет какую-то одну сторону, меняя их виртуозно вроде перчаток стильной
модницей, остро чувствительной к переменам моды.
По этой
причине творчество Латыниной вряд ли подвергнется той форме цензуры в виде
пули, о которой незадолго до гибели сказал Артем Боровик, хоть и на велосипеде
катается регулярно (депутат Головлев
тоже в лесочке с собачкой по простому, пока на «цензуру»
не напоролся). Латынина вообще настолько типична в своем таланте, что любое
сравнение ее и ее творчества несет уникальные отличия, в таланте тоже.
Роман «Нелюдь» можно домучить до конца или отбросить, но верить
ему придется. Хотя творческий напор кажется фантастическим даже для искушенного
потребителя science fiction. Автор не виноват в своем таланте, фантастика
зарыта в самой природе описываемого им человека.
Чтобы
представить дух и цель книги, достаточно сцены допроса галактического пирата
Эйрика ван Эрлика, который «предал все человечество», полковником имперской
Службы Опеки Станисом Трастамарой.
«Теперь по столу текли
двухмерные данные: финансовые проводки, тактико-технические спецификации, и
контракты на поставки оружия и оборонительных систем которые должна была нести
боевая платформа «Эдема».
- Я это уже видел, –
сказал ван Эрлик.
- Знаешь, что самое
удивительное? Это не липа. Пять на десять в девятой эргталеров не пропали.
Казна перечислила их принцу Севиру. Принц Севир перечислил их производителям
новейших и лучших систем вооружения. Тебе сказали, что ты должен угнать
металлолом, чтобы скрыть пять миллиардов потравы? Ты угнал металлолом – и
покрыл пять миллиардов смерти, которая ушла через принца Севира неизвестно
куда.
Ван Эрлик молча смотрел
перед собой. Тактические ракеты «Каскад» с гипербоеголовками
«Борей-М». Сорок две пусковые шахты из двухсот восьмидесяти. Боекомплект –
восемь тысяч четыреста ракет. Изготовлено «Объединенными верфями», монополистом
в этом виде оружия. Естественно – монополистом. Локальный гиперпереход открыл
Нин Ашари.
- Это подделка, – сказал
ван Эрлик.
- Что ты думаешь о
принце Севире, Эйрик?
- Он наследник
императора, – сказал Эйрик.
Это был очень лаконичный
ответ. Эйрик не сомневался, что датчики его дополнят.
- Он был
главнокомандующим в войне с харитами. Это он заявил, что освободит людей от
власти чудовищ. А потом приказал поджарить планету с орбиты. Он убил всех твоих
друзей, Эйрик, и людей, и чужих, и он сделал это потому, что маленькая
бескровная война должна была привести его на престол. Так как война оказалась
не такой уж маленькой и совсем не бескровной, он до сих пор вместо престола
сидит на Рамануссене».
Далее
оказалось, что принцу Севиру не понравилось, как Генеральный прокурор
расследовал исчезновения племянника императора, принц стрелял в Генерального
прокурора, по итогам стрельбы император уволил прокурора: «Император простит
сыну все. Позорную войну, украденные миллиарды, пропавшего племянника, Нина
Ашари, которому загоняли гвозди в колени, чтобы он отдал свой Холдинг, и
танцовщиц, которым эти гвозди вгоняют в колени просто так, от скуки. Но вот
покушения на трон он не простит».
Заслуги
полковника Трастамары – в исчезновении трупов племянника императора, его брата
и отца. Постепенно проясняется роль галактического пирата, но суть выражена
кратко: «Для
грабителя ты неплохо встроен в систему элитных связей империи. – Это вопрос
описания, полковник. Можно сказать и так: элита империи неплохо встроена в
систему грабежа».
Полковник,
впрочем, встроен еще лучше. У нас теперь все делается с участием сотрудников
правоохранительной системы и ничего не делается, кроме рейдерства. Впрочем, что
это я – не «у нас», а у Латыниной, где присутствует ведро кварков, экскреция танатоферазы или василиск
с рукотворной ДНК – еще раз о своеобразной пользе для журналиста
естественнонаучных знаний. Не хочется получать в ответ на свои публикации из
УВД «факты не подтвердились» или гневные протесты судебных приставов еще во время
законодательного строительства своей властно-монопольной вертикали.
Другого
ответа пока не было. Интересно, как отзовется в обществе роман «Нелюдь»? Автор знает, о чем и зачем пишет. Последствия
Чечни привели в общем к тем же выводам, что случились у Юрия Щекочихина после
его смерти. Но другими словами: «Самой главной, постыдной тайной «Эдема» было
то, что корабль уничтожили люди. Горстка отщепенцев и ренегатов, воевавших в
войне человечества и харитов на другой биологической стороне – стороне столь чудовищной,
что противостояние ей сплотило все расы Галактики вокруг императора людей.
Именно корабли людей, живших на Харите, атаковали на орбите Флот Освобождения.
Лишенные памяти, превращенные в ходячих кукол, несчастные поселенцы Харита с
промытыми мозгами без тени колебаний сражались против тех, кто пришел принести
им свободу, и именно самоубийственная атака крошечного корвета под
командованием самоубийцы по имени Эйрик ван Эрлик повлекла за собой необратимую
цепь событий, кончившуюся гибелью «Эдема».
Зафиксировано
18 сообщений о гибели пирата – больше Басаева. Одно из таких сообщений описано
со всеми пикантностями, как оно порождается волей светлейшего начальника
имперской Службы Опеки по имени Ассен Ширт.
Что еще
напоминает «Нелюдь»? Да пожалуй «Войну и мир»
Толстого, много непонятных слов и узнаваемых образов, философских измышлений и
суматошного действия с предопределенным выводом, который большинство
предпочитает пропускать мимо самосознания.
«Люди – ужасные создания»? –
констатация автора, вопрос рецензента.
Блестящий роман, как мне
кажется, абсолютно точно отражает сложившуюся систему общества, его властной
элиты. И читается с упоением. Будет странным, если роман не станет основой
экранизации в самое ближайшее время, а не в другой эпохе, как получилось с «Трудно
быть богом», отвлекая внимание от злободневного.
Я очень рад тому, что
пришлось писать рецензию на книгу Латыниной, которую
не стал бы читать по собственной воле из-за
предубеждения. Так бы и остался со своим искаженным представлением как об этой
яркой фигуре, так и о устройстве мира людей,
реализованном через Россию. Это все равно что судить о
личности Вышинского только по его выступлениям в роли государственного
обвинителя, не прочитав прекрасные произведения о его работе вне навязанной
роли. К вопросу о роли Латыниной в устройстве мира:
этот типаж обнаружился в России – лаборатории будущего, она являет собой еще
одну особенность великой страны, кроме способности к переменам.
В ней всегда на все за
все находится уникальная фигура.
Включая рецензента.
Спустя более года удалось взять интервью у автора. К тому времени я уже
понял, что ошибся с национальностью Алоизия, о
котором узнал давно из подаренной профессором Ясеном Засурским книжки «Универсальный журналист» Дэвида Рэндалла. Но исправлять ничего не стал. На мой взгляд,
нижеследующее интервью блестяще подтверждает мой больной тезис: естественнонаучное
образование выгодно отличает от «обычного журналиста». Оно позволяет
чувствовать некую канализованность
развития. В эволюции есть апологеты финализма типа Иорданского из Института
истории естествознания и техники, а в физике имеет место концепция «антропного принципа» – клерикалам не говорите, хотя впрочем,
они тупые и ничего кроме админресурса во власти над
душами не домогаются.
14.08.14 Лев МОСКОВКИН
Интервью
Интимная сторона
творчества в оправданиях Автора: ну, книжка – просто книжка
Эвфемические фантазии про перемены государства
в зависимости от состояния человечества
Журналист Юлия Латынина отказалась от привычных человеческих радостей и
по-монашески отдалась познанию человеческого мира, сознательно превратив себя в
инструмент познания.
Как писатель-фантаст
угадывает будущее? Стругацкие в романе «Трудно быть богом» предсказали
центробежные процессы в империи. На вопрос о том, как это удается, ответила автор
романа «Нелюдь», «новый Стругацкий» Юлия Латынина. В ее интерпретации используется естественная фрактальность
самоорганизации общества.
- Юля, мне довелось
рецензировать для «Московской правды» вашу книжку «Нелюдь»
– честно говоря, по своей воле читать бы не стал – меня поразило угаданный в
применении к будущему человечества механизм из теории Макроэволюции механизм bottleneck effect – весьма правдоподобно в
рамках версии выживания человечества в целом. В прошлом Стругацкие предсказали центробежные процессы в империи. Казанцев
описал «память о будущем и над ним смеялись, не ведая о подобных молекулярных механизмах
вроде иммунной системы теплокровных животных или запасных белков
покрытосеменных растений, альтернативного сплайсинга
в процессе синтеза белка, т.е. переводе линейно-буквенной информации ДНК в
пространственно-образную информацию белков.
Очень интересно понять,
как это у вас, писателей-фантастов, получается?
- Слушайте, ну книжка –
это просто книжка. И если фантаст чего-то предсказывает или если
наоборот там просто... Ну грубо говоря я не помню, кто
из древнегреческих ученых предсказал, что свет имеет ограниченную скорость, но,
понимаете, это просто фантазия. Это неважно, что он попал в точку – он просто
гадал. Я просто очень довольна книжкой «Нелюдь», потому что основные мои книжки о том, как устроено общество
и государство, а эта одна из немногих книжек, где говорится, что общество и государство
все равно устроено плохо и ничего с ним хорошего, пока не переменится все
человечество. А поскольку я человек не очень глубоко верующий, то представление
о том, что человечество вдруг возьмет и вдруг переродится в результате Страшного
суда, у меня как-то вот отсутствуют.
- Если на то пошло – я спрашиваю
не как журналист, но генетик-эволюционист – если вы сказали, что общество
и государство устроено плохо, что вы скажете на то, что информационная
машина общества, которую эксплуатирует государство, устроена по типу
человеческой Хромосомы? По моим наблюдениям в Думе, Хромосома человека устроена
строго так, как российское общество.
- Вы знаете, это ужасно
много процессов, схожих в мире на самых разных уровнях. Я вот что хотела добавить.
В книжке «Нелюдь» что было сделано – всегда, когда
пытаются нарисовать каких-то инопланетян, то чаще всего берут какое-то
отдельное человеческое общество или какую-то отдельную человеческую черту и на самом
деле рисуют то, что мы наблюдаем, просто часть становится целым. Собственно, в «Нелюди» такие расы тоже есть, они там описаны. Была сделана
попытка в «Нелюди» сконструировать какие-то такие биологические
или физиологические механизмы, которые все-таки на Земле отсутствуют. Из них самым фундаментальным была попытка придумать: а что если будет
раса, которая познает Вселенную не так, как человек с помощью инструмента, потому
что для человека самое основное – инструмент, а сама себя превращает в инструмент
со всеми вытекающими отсюда следствиями начиная с другой математики, потому что
у такой расы будет другая математика – не все понимают, что математика тоже
может быть биологически обусловлена...
- Конечно.
- ...а кончая совершенно другими
социальными отношениями, потому что например что такое
у расы «твое» и «мое»? И что такое «раса-государство»?
- Скажите, что это за идея
– привязанность к энергии денежной единицы?
- Ну, она очевидна. В свое
время мне Вячеслав Всеволодович ИвАнов, мой научный
руководитель, сказал замечательную фразу, что уровень развития цивилизации
можно определить по количеству энергии, которое оно потребляет, и по... То есть собственно даже не по количеству, это
распространенная идея насчет количества энергии. Вячеслав Всеволодович Иванов
мне сказал, помимо количества энергии, о температуре, которую человечество
умеет достигать при плавке металла. Должна кстати
сказать, что с этой точки зрения Китай ровно на тысячу лет опережал средневековую
Европу, потому что когда у нас железо ковали, в Китае его плавили.
- Хорошо. Предвидя вашу
реакцию, можно все-таки задать вопрос в вязи с тем, что в Думе есть какой-то
источник неподтверждаемой депутатами информации, которая иногда позже иногда
подтверждается. В рамках такого слива предполагалось, что нам Вашингтонский
обком обещал в ответ на поддержку доллара, что поддержки Саакашвили
и Ющенко больше не будет. Частично это звучало прямо на пленарном заседании
Думы.
- Вы знаете, мне трудно
комментировать. Мне кажется, что у нас Дума – какой-то сообщающийся ход с
желтым домом, потому что я ж говорю, это очень, очень трудно комментировать.
- То есть это не имеет никакого
отношения к реальности?
- Ну,
понимаете, с таким же успехом можно, ну действительно, обсуждать там какую роль
в эволюции китообразных играют инопланетяне. Ну, не знаю. (смеется).
- Хорошо, спасибо.