24.03.08 Лев МОСКОВКИН

Книга в Москве

Экскреция танатоферазы писателем на читателя (сценарий гибели человечества)

Жизнь после жизни: гибель человечества – свежая версия

Роман-ответ на вопрос о том, почему люди стремятся в несуществующий рай

Фантастический роман «Нелюдь» звезды отечественной журналистики Юлии Латыниной (М.: Эксмо, 2007 – 384 с., тир. 25,1 тыс.) представляет свежую версию жизни после смерти человечества – сокращения численности людей с 14 миллиардов до 3 миллионов, и его дальнейшей эволюции в основе империи из системы галактических рас. Предупреждаю: конец повествования весьма неожиданный. И при этом строго логичный. Потому что текст до деталей и нюансов адекватно отражает происходящее в мире людей. И это не детектив, а такая живая пьеса с сиюминутным порождением исторических решений в зависимости от сценического паттерна. У Латыниной этот термин, сохраняя нативное звучание, приобретает способность к самораскрытию и означает суть жизни как явления природы.

Роман издан в авторской редакции и мне лично бьет по мозгам реминисценциями к творчеству Стругацких, самых реалистичных из всей фантастики, что пишут люди включая обвинения НКВД или речи прокурора Вышинского в Колонном Зале.

От эпохи Стругацких нас в начале XXI века отделяет совсем мало лет, однако человечество изменилось столь сильно, что для описания его состояния опять требуется тот же условный жанр science fiction. Люди не хотят читать правду о себе, но остро нуждаются в ней. Этот дуализм сводит с ума человека, осведомленного в ситуации. Каковым несомненно является столь сильная и одновременно неожиданная фигура Латыниной. Многократной кометой она падает на публичное поле типа кассетного ядерного орудия.

Человечество распечатало третье тысячелетие н.э. с таким состоянием массового сознания, что не будь мир законсервирован жесткой системой условностей, давно были бы отмечены возникновение новой расы, системы государственного и общественного устройства, литературы, религии, моральных норм.

Или аморальных – кому-то важно, мне уже все равно.

По моему восприятию, именно образчик новой литераторы читатель получил в форме романа «Нелюдь». Если кто согласится с моей оценкой, то следует представить, насколько далеко мы ушли от эпохи наива «Трудно быть богом» и «Обитаемый остров». Для своего времени эти произведения тоже были гигантским прорывом в будущих возможностях описания случившейся реальности. Естественно, современники в массе их воспринимали так же плохо.

Хотя кто-то аналогично восхищался. Воздействие реалистичного по сути формата фантастики столь было сильным, что из выдумок Стругацких несколько слов прочно вошли в мировой обиход.

Латынина вошла (как всегда для нее ворвалась) в жанр science fiction и вообще в литературу совсем из другой сферы, общей со Стругацкими во временной популярности. В обилии ее словесных выдумок кажется, как у Стругацких, найдутся обреченные на отчужденное от авторства тиражирование.

Нехорошее в контексте слово «популярности» отражает то, что в произведениях ширпотреба центральной фигурой в зависимости от эволюции общества мог быть пират и космонавт, следователь, ученый-биофизик или тайный генетический инженер, социолог и элитная проститутка, физико-лирик вроде прототипа жанра – герой новосибирского Академгородка времен его недолгого расцвета Андрей (Герш) Будкер. А вот сейчас – журналистка Латынина. После смерти Щекочихина и Политковской с нее списывают персонажей своих романов безопасно отделенные от текущей журналистики авторы.

Она идет дальше и я ее кажется понимаю. По Интернету до сих пор гуляет мой текст «Репортер в России: между сумасшествием и бесплодностью». Перевалило за десяток число замеченных в Думе и отраженных в моих текущих публикациях ключевых событий типа подлога в бюджете о тарифах или пресловутой записке о взрыве, вызвавших шумный резонанс спустя годы после публикации и позже точки невозврата. Никто ничего не скрывает, наоборот, политическая элита уже сама хотела бы, чтоб насилуемое общество остановило маньяка и поощряет журналистику – только пишите. А ты чувствуешь себя импотентом. Если что-то меняется от твоих публикаций, то как от репортажей русского журналиста Алоизия Мак-Гаена о турецком геноциде болгар в конце XIX века. Из-за этого одного убежавшего от смерти журналиста – нет, геноцид не остановился, наоборот – но весь кровавый век миллионы трупов сжигали или закапывали. И кто помнит это имя, кроме узких специалистов по теории журналистики, да и то за рубежом?

Чтоб был эффект, журналист должен быть встроен в систему. Грубо говоря, как во взаимодействии Эренбурга со Сталиным. Наоборот, Сталина с Эренбургом – мне уже все равно, потому что мне никто не верил, не верит и верить не будет.

Юлия Латынина по моим наблюдениям абсолютно встроена в систему, напоминая тем своего персонажа – галактического пирата. Слушать ее «Код доступа» я бы считал обязательным, но не нужно при этом разевать рот от восхищения и слепо верить нежелательно. Иногда бывает заметно, как она представляет какую-то одну сторону, меняя их виртуозно вроде перчаток стильной модницей, остро чувствительной к переменам моды.

По этой причине творчество Латыниной вряд ли подвергнется той форме цензуры в виде пули, о которой незадолго до гибели сказал Артем Боровик, хоть и на велосипеде катается регулярно (депутат Головлев тоже в лесочке с собачкой по простому, пока на «цензуру» не напоролся). Латынина вообще настолько типична в своем таланте, что любое сравнение ее и ее творчества несет уникальные отличия, в таланте тоже.

Роман «Нелюдь» можно домучить до конца или отбросить, но верить ему придется. Хотя творческий напор кажется фантастическим даже для искушенного потребителя science fiction. Автор не виноват в своем таланте, фантастика зарыта в самой природе описываемого им человека.

Чтобы представить дух и цель книги, достаточно сцены допроса галактического пирата Эйрика ван Эрлика, который «предал все человечество», полковником имперской Службы Опеки Станисом Трастамарой.

«Теперь по столу текли двухмерные данные: финансовые проводки, тактико-технические спецификации, и контракты на поставки оружия и оборонительных систем которые должна была нести боевая платформа «Эдема».

- Я это уже видел, – сказал ван Эрлик.

- Знаешь, что самое удивительное? Это не липа. Пять на десять в девятой эргталеров не пропали. Казна перечислила их принцу Севиру. Принц Севир перечислил их производителям новейших и лучших систем вооружения. Тебе сказали, что ты должен угнать металлолом, чтобы скрыть пять миллиардов потравы? Ты угнал металлолом – и покрыл пять миллиардов смерти, которая ушла через принца Севира неизвестно куда.

Ван Эрлик молча смотрел перед собой. Тактические ракеты «Каскад» с гипербоеголовками «Борей-М». Сорок две пусковые шахты из двухсот восьмидесяти. Боекомплект – восемь тысяч четыреста ракет. Изготовлено «Объединенными верфями», монополистом в этом виде оружия. Естественно – монополистом. Локальный гиперпереход открыл Нин Ашари.

- Это подделка, – сказал ван Эрлик.

- Что ты думаешь о принце Севире, Эйрик?

- Он наследник императора, – сказал Эйрик.

Это был очень лаконичный ответ. Эйрик не сомневался, что датчики его дополнят.

- Он был главнокомандующим в войне с харитами. Это он заявил, что освободит людей от власти чудовищ. А потом приказал поджарить планету с орбиты. Он убил всех твоих друзей, Эйрик, и людей, и чужих, и он сделал это потому, что маленькая бескровная война должна была привести его на престол. Так как война оказалась не такой уж маленькой и совсем не бескровной, он до сих пор вместо престола сидит на Рамануссене».

Далее оказалось, что принцу Севиру не понравилось, как Генеральный прокурор расследовал исчезновения племянника императора, принц стрелял в Генерального прокурора, по итогам стрельбы император уволил прокурора: «Император простит сыну все. Позорную войну, украденные миллиарды, пропавшего племянника, Нина Ашари, которому загоняли гвозди в колени, чтобы он отдал свой Холдинг, и танцовщиц, которым эти гвозди вгоняют в колени просто так, от скуки. Но вот покушения на трон он не простит».

Заслуги полковника Трастамары – в исчезновении трупов племянника императора, его брата и отца. Постепенно проясняется роль галактического пирата, но суть выражена кратко: «Для грабителя ты неплохо встроен в систему элитных связей империи. – Это вопрос описания, полковник. Можно сказать и так: элита империи неплохо встроена в систему грабежа».

Полковник, впрочем, встроен еще лучше. У нас теперь все делается с участием сотрудников правоохранительной системы и ничего не делается, кроме рейдерства. Впрочем, что это я – не «у нас», а у Латыниной, где присутствует ведро кварков, экскреция танатоферазы или василиск с рукотворной ДНК – еще раз о своеобразной пользе для журналиста естественнонаучных знаний. Не хочется получать в ответ на свои публикации из УВД «факты не подтвердились» или гневные протесты судебных приставов еще во время законодательного строительства своей властно-монопольной вертикали.

Другого ответа пока не было. Интересно, как отзовется в обществе роман «Нелюдь»? Автор знает, о чем и зачем пишет. Последствия Чечни привели в общем к тем же выводам, что случились у Юрия Щекочихина после его смерти. Но другими словами: «Самой главной, постыдной тайной «Эдема» было то, что корабль уничтожили люди. Горстка отщепенцев и ренегатов, воевавших в войне человечества и харитов на другой биологической стороне – стороне столь чудовищной, что противостояние ей сплотило все расы Галактики вокруг императора людей. Именно корабли людей, живших на Харите, атаковали на орбите Флот Освобождения. Лишенные памяти, превращенные в ходячих кукол, несчастные поселенцы Харита с промытыми мозгами без тени колебаний сражались против тех, кто пришел принести им свободу, и именно самоубийственная атака крошечного корвета под командованием самоубийцы по имени Эйрик ван Эрлик повлекла за собой необратимую цепь событий, кончившуюся гибелью «Эдема».

Зафиксировано 18 сообщений о гибели пирата – больше Басаева. Одно из таких сообщений описано со всеми пикантностями, как оно порождается волей светлейшего начальника имперской Службы Опеки по имени Ассен Ширт.

Что еще напоминает «Нелюдь»? Да пожалуй «Войну и мир» Толстого, много непонятных слов и узнаваемых образов, философских измышлений и суматошного действия с предопределенным выводом, который большинство предпочитает пропускать мимо самосознания.

«Люди – ужасные создания»? – констатация автора, вопрос рецензента.

Блестящий роман, как мне кажется, абсолютно точно отражает сложившуюся систему общества, его властной элиты. И читается с упоением. Будет странным, если роман не станет основой экранизации в самое ближайшее время, а не в другой эпохе, как получилось с «Трудно быть богом», отвлекая внимание от злободневного.

Я очень рад тому, что пришлось писать рецензию на книгу Латыниной, которую не стал бы читать по собственной воле из-за предубеждения. Так бы и остался со своим искаженным представлением как об этой яркой фигуре, так и о устройстве мира людей, реализованном через Россию. Это все равно что судить о личности Вышинского только по его выступлениям в роли государственного обвинителя, не прочитав прекрасные произведения о его работе вне навязанной роли. К вопросу о роли Латыниной в устройстве мира: этот типаж обнаружился в России – лаборатории будущего, она являет собой еще одну особенность великой страны, кроме способности к переменам.

В ней всегда на все за все находится уникальная фигура.

Включая рецензента.

 

Спустя более года удалось взять интервью у автора. К тому времени я уже понял, что ошибся с национальностью Алоизия, о котором узнал давно из подаренной профессором Ясеном Засурским книжки «Универсальный журналист» Дэвида Рэндалла. Но исправлять ничего не стал. На мой взгляд, нижеследующее интервью блестяще подтверждает мой больной тезис: естественнонаучное образование выгодно отличает от «обычного журналиста». Оно позволяет чувствовать некую канализованность развития. В эволюции есть апологеты финализма типа Иорданского из Института истории естествознания и техники, а в физике имеет место концепция «антропного принципа» – клерикалам не говорите, хотя впрочем, они тупые и ничего кроме админресурса во власти над душами не домогаются.

 

14.08.14 Лев МОСКОВКИН

Интервью

Интимная сторона творчества в оправданиях Автора: ну, книжка – просто книжка

Эвфемические фантазии про перемены государства в зависимости от состояния человечества

Журналист Юлия Латынина отказалась от привычных человеческих радостей и по-монашески отдалась познанию человеческого мира, сознательно превратив себя в инструмент познания.

Как писатель-фантаст угадывает будущее? Стругацкие в романе «Трудно быть богом» предсказали центробежные процессы в империи. На вопрос о том, как это удается, ответила автор романа «Нелюдь», «новый Стругацкий» Юлия Латынина. В ее интерпретации используется естественная фрактальность самоорганизации общества.

- Юля, мне довелось рецензировать для «Московской правды» вашу книжку «Нелюдь» – честно говоря, по своей воле читать бы не стал – меня поразило угаданный в применении к будущему человечества механизм из теории Макроэволюции механизм bottleneck effect – весьма правдоподобно в рамках версии выживания человечества в целом. В прошлом Стругацкие предсказали центробежные процессы в империи. Казанцев описал «память о будущем и над ним смеялись, не ведая о подобных молекулярных механизмах вроде иммунной системы теплокровных животных или запасных белков покрытосеменных растений, альтернативного сплайсинга в процессе синтеза белка, т.е. переводе линейно-буквенной информации ДНК в пространственно-образную информацию белков.

Очень интересно понять, как это у вас, писателей-фантастов, получается?

- Слушайте, ну книжка – это просто книжка. И если фантаст чего-то предсказывает или если наоборот там просто... Ну грубо говоря я не помню, кто из древнегреческих ученых предсказал, что свет имеет ограниченную скорость, но, понимаете, это просто фантазия. Это неважно, что он попал в точку – он просто гадал. Я просто очень довольна книжкой «Нелюдь», потому что основные мои книжки о том, как устроено общество и государство, а эта одна из немногих книжек, где говорится, что общество и государство все равно устроено плохо и ничего с ним хорошего, пока не переменится все человечество. А поскольку я человек не очень глубоко верующий, то представление о том, что человечество вдруг возьмет и вдруг переродится в результате Страшного суда, у меня как-то вот отсутствуют.

- Если на то пошло – я спрашиваю не как журналист, но генетик-эволюционист – если вы сказали, что общество и государство устроено плохо, что вы скажете на то, что информационная машина общества, которую эксплуатирует государство, устроена по типу человеческой Хромосомы? По моим наблюдениям в Думе, Хромосома человека устроена строго так, как российское общество.

- Вы знаете, это ужасно много процессов, схожих в мире на самых разных уровнях. Я вот что хотела добавить. В книжке «Нелюдь» что было сделано – всегда, когда пытаются нарисовать каких-то инопланетян, то чаще всего берут какое-то отдельное человеческое общество или какую-то отдельную человеческую черту и на самом деле рисуют то, что мы наблюдаем, просто часть становится целым. Собственно, в «Нелюди» такие расы тоже есть, они там описаны. Была сделана попытка в «Нелюди» сконструировать какие-то такие биологические или физиологические механизмы, которые все-таки на Земле отсутствуют. Из них самым фундаментальным была попытка придумать: а что если будет раса, которая познает Вселенную не так, как человек с помощью инструмента, потому что для человека самое основное – инструмент, а сама себя превращает в инструмент со всеми вытекающими отсюда следствиями начиная с другой математики, потому что у такой расы будет другая математика – не все понимают, что математика тоже может быть биологически обусловлена...

- Конечно.

- ...а кончая совершенно другими социальными отношениями, потому что например что такое у расы «твое» и «мое»? И что такое «раса-государство»?

- Скажите, что это за идея – привязанность к энергии денежной единицы?

- Ну, она очевидна. В свое время мне Вячеслав Всеволодович ИвАнов, мой научный руководитель, сказал замечательную фразу, что уровень развития цивилизации можно определить по количеству энергии, которое оно потребляет, и по... То есть собственно даже не по количеству, это распространенная идея насчет количества энергии. Вячеслав Всеволодович Иванов мне сказал, помимо количества энергии, о температуре, которую человечество умеет достигать при плавке металла. Должна кстати сказать, что с этой точки зрения Китай ровно на тысячу лет опережал средневековую Европу, потому что когда у нас железо ковали, в Китае его плавили.

- Хорошо. Предвидя вашу реакцию, можно все-таки задать вопрос в вязи с тем, что в Думе есть какой-то источник неподтверждаемой депутатами информации, которая иногда позже иногда подтверждается. В рамках такого слива предполагалось, что нам Вашингтонский обком обещал в ответ на поддержку доллара, что поддержки Саакашвили и Ющенко больше не будет. Частично это звучало прямо на пленарном заседании Думы.

- Вы знаете, мне трудно комментировать. Мне кажется, что у нас Дума – какой-то сообщающийся ход с желтым домом, потому что я ж говорю, это очень, очень трудно комментировать.

- То есть это не имеет никакого отношения к реальности?

- Ну, понимаете, с таким же успехом можно, ну действительно, обсуждать там какую роль в эволюции китообразных играют инопланетяне. Ну, не знаю. (смеется).

- Хорошо, спасибо.

 

Hosted by uCoz